Опасные и экстремальные ситуации. Что к ним приводит? Поведение человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях Дайте определение понятий опасная экстремальная ситуация

Безопасность в ЧС – состояние защищенности населения, объектов экономики, окружающей среды (ОС) от опасностей в ЧС.

Экстремальная ситуация – это обстановка, возникающая в природе или в процессе деятельности человека, при которой психофизиологические параметры могут превысить пределы компенсации организма, что приводит к нарушению безопасности жизнедеятельности человека. Например высокие и низкие температуры физическая нагрузка, поражающие токсичные дозы сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), высокие дозы облучения и др.

Понятие «чрезвычайный» трактуется как «исключительный, очень большой, превосходящий все» (Ожегов С.И. Словарь русского языка). Словосочетание «чрезвычайная ситуация» относится к совокупности опасных событий или явлений, приводящих к нарушению безопасности жизнедеятельности.

К техногенным относятся ЧС, происхождение которых связано с техническими объектами: взрывы, пожары, аварии на химически опасных объектах, аварии с выбросом экологически опасных веществ, обрушение зданий, аварии системах жизнеобеспечения и др.

Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, возникшая в результате аварий, бедствия или катастрофы, которая повлекла или может повлечь гибель людей, ущерб их здоровью, окружающей среде и объектам хозяйствования, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможно уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСиДНР), проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижении размеров ущерба, окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращения действия характерных для них опасных факторов.

Источник чрезвычайной ситуации – опасное природное явление, авария, инфекционное заболевание людей или животных, а также современные средства поражения, в результате чего произошла или может возникнуть в ЧС.

Авария – опасное техногенное происшествии, создающее на объекте, определенной территорий или акваторий, угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению здании, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, нанесение ущерба ОС.

Крупная авария с многочисленными человеческими жертвами и тяжелыми последствиями называется катастрофой .



Подразделяют пять стадий развития аварий и ЧС:

1. Стадия зарождения – постепенное накопление отрицательных эффектов, приводящих к аварии;

2. Стадия инициирования – начало развития ЧС;

3. Стадия кульминации – пик катастрофы, когда выделяется основное количество энергии или вещества;

4. Стадия затухания;

5. Стадия ликвидации последствий.

Катастрофа – разрушительное явление, повлекшее ЧС регионального или глобального масштаба.

Катастрофы классифицируется по масштабам и видам:

По масштабу:

Среднее

Большие.

Классификация ЧС приведена в таблице 1.

Таблица 1 – Классификация чрезвычайных ситуации

Чрезвычайные ситуации
По ведомственной принадлежности По сфере возникновения По масштабу распространения и тяжести По скорости распространения опасности
- строительство - промышленность - жилищно-коммунальная сфера - транспорт - сельское хозяйство - лесное хозяйство - транспортные коммуникаций - и т.д. - техногенного происхождения - природного характера - экологического характера - антропогенного характера - социального происхождения - объектовые - местные - региональные - национальные - глобальные - внезапные - с быстрораспрост. опасностью - распростран-ся с умеренной скоростью - с медленно распространяющейся скоростью

При определении масштаба за критерий берутся два показателя:

Количество пострадавших или нуждающихся госпитализации, территория, подвергшаяся воздействую последствий катастрофы.

По видам:

Естественные (природные и стихийные бедствия)

Искусственные (антропогенные)

Естественные:

Метеорологические

Тектонические и теллурические (вулканы, землетрясения)

Топологические (сели, оползни, сходы, лавины, наводнения)

Космические (метеориты, столкновения с ними)

Искусственные:

Транспортные

Производственные

Специфические (бактериологические и эпидемиологические)

Социальные (война, голод, алкоголизм, наркомания)

Каждая катастрофа имеет свой поражающий фактор и создает ЧС. Анализ причин выявляет общую черту всех ЧС (или стабильность).

Выделяют пять стадий развития катастроф:

1. накопление, отражается эффективностью (зарождение)

2. период развития (инициирование)

3. экстремальный период (кульминация), при котором выделяется основная доля энергий

4. затухание (действие остаточных и вторичных поражающих факторов)

5. Ликвидация последствий ЧС.

ЧС классифицируется по трем основным признакам:

По сфере возникновения

По ведомственным принадлежностям

По масштабу и скорости распространения

По сфере ЧС подразделяются:

Природные

Техногенные

Биолого-социальные.

По ведомственные принадлежности – отрасли хозяйства.

По масштабу – объектовые, местные, региональные, глобальные.

Для территорий РК характерны все ЧС: природные, геофизические, геологические, метеорологические, гидрологические опасности.

Все продукты, способные взрываться, подразделяются на взрывчатые вещества – ВВ конденсированного типа (тринитротолуол, гексоген, динамит) и взрывоопасные вещества – ВВ (газо-топливовоздушные смеси, газы, пыли)

Поражающим фактором при взрывных ВВ является воздушная ударная волна (ВУВ) – (резкое сжатие воздуха, двигающегося со сверхзвуковой скоростью).

Зоной ЧС при взрывах называют территорию, в пределах которой происходит поражение людей, животных разрушаются или повреждаются здания и сооружения. Границей зоны ЧС взрывного характера принимают DР Ф ≥ 10 кПа.

Размер зоны ЧС оперативно можно оценить зависимостью:

где Х – коэффициент, характеризующий зоны слабых (Х = 13,5 при DР Ф = 10 кПа), средних (Х = 8,2 при DР Ф = 20 кПа), сильных (Х = 6,4 при DР Ф = 30 кПа) и полных разрушений (Х = 4,7 при DР Ф = 50 кПа).

Безвозвратные потери рассчитываются по формуле:

N CM = P . G 0,666 ,

где G – масса ВВ, т; Р – плотность населения, тыс. чел./км 2 .

Из двух значений L ma х, L принимают меньшее.

По масштабам распространения и тяжести последствий ЧС природного и техногенного характера подразделяются на ЧС локального характера, ЧС муниципиального характера, ЧС межмуниципиального характера, ЧС регионального характера, ЧС межрегионального характера, ЧС республиканского характера.

К ЧС локального характера относятся ЧС, в результате которых территория, на которой сложилась ЧС и нарушены условия жизнедеятельности людей, не входит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек либо ущерба окружающей природной среды и материальных потерь составляет не более 500 тысяч тн.

К ЧС муниципиального характера относятся ЧС, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы одного поселения или одного района внутригородской территории города республиканского значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 25 млн. тн.

К ЧС межмуниципиального характера относятся ЧС, в результате которых зона ЧС затрагивает территорию двух или более поселений, полностью внутригородской территории города республиканского значения.

К ЧС регионального характера относятся ЧС, в результате которых зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта (области) РК.

К ЧС республиканского характера относятся ЧС, в результате которых количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. тн.

По природе возникновения ЧС можно разделить на техногенные, природные, экологические, биологические, антропогенные, социальные и комбинированные.

К техногенным относятся ЧС, происхождение которых связано с техническими объектами: взрывы, пожары, аварии, выбросы радиоактивных веществ, обрушение здний, транспортные катастрофы.

К природным относятся, связанные с проявлением стихийных сил природв: землетрясения, ураганы, наводнения, сели.

К экологическим бедствиям (ЧС) относятся аномальные изменения состояния природной среды: загрязнения биосферы, разрушения основного слоя земли, опустынивания, кислотные дожди.

К биологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

К социальным ЧС относятся события, порождаемые обществом и происходящие в обществе: межнациональные конфликты, терроризм, голод, войны.

Антропогенные ЧС являются следствием ошибочных действий людей, могут быть связаны с населением, экстремизмом, терактами.

По причине возникновения ЧС делятся на случайные и преднамеренные.

По режиму времени ЧС делятся на чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.

По скорости развития ЧС делятся на: внезапные (землетрясения, взрывы, транспортные аварии), стремительные (связанные с пожарами, выбросами СДЯВ), умеренные (наводнения, извержения вулканов).

Пожары. Зоной пожаров называют территорию, в пределах которой в результате стихийных бедствий, аварий или катастроф, неосторожных действий людей, а также воздействия современных средств поражения возникают и распространяются пожары. Пожар считается ЧС в том случае, если для его ликвидации недостаточно сил и средств пожарной охраны, дислоцируемой на данной территории.

Основные характеристики пожара:

Интенсивность теплового излучения пожара, J, Дж/м 2 , К;

Удельная теплота сгорания, Q 0 , кДж/кг;

Удельная теплота пожара, Q 0 , кДж/м 2. с.

Основная литература: 2 .

Дополнительная литература: 1 .

Контрольные вопросы:

1. Классификация ЧС?

2. Как осуществляется учет ЧС?

3. Формирования ГО?

4. Что называют зоной пожаров?

5. Основные характеристики пожара?

Природа преподносит нам суровые испытания - земле-трясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, лесные пожары, лави-ны, снежные заносы и др. Эти природные процессы возникают в результате действия стихийных сил в природе и могут вызвать многочисленные челове-ческие жертвы, причинить значительный материальный ущерб. Такие явления принято назы-вать стихийными бедствиями. Их относят к чрезвычайным ситу-ациям природного характера. Для них характерны непредсказуе-мость, неопределенность времени наступления.

Видео: лавина, лесной пожар, модель землетрясения.

Но возможны и другого рода ситуации, тоже возникающие внезап-но, часто неожиданно: смена климато-географических условий, резкое изменение природных условий, забо-левание, отравление, укусы и другие повреждения организма, требу-ющие экстренной медицинской помощи, вынужденное автономное существование. При этом помощь попавшим в такую ситуацию из-вне, т. е. от других людей, исключена или ограничена. Подобные си-туации называют экстремальными.

Видео: гроза, ураган 98.

Например, человек неожиданно заблудился в лесу. Он не знает точно, где находится, в каком направлении надо идти, у него нет пи-щи. Красивый лес начинает ему казаться зловещим. Надвигается ночь. Нечего есть. Одиноко и страшно. Хочется домой. Мысли пута-ются.

При необходимос-ти изменить привычное место проживания, т. е. при смене климато-географических условий жизни, риск оказаться в экстремальной ситуации возникает вследствие нарушения: температурного режима (резкого пе-рехода от холода к теплу и наоборот); суточного режима в результате смены часовых поясов, солнечного режима; режима питания и питьево-го режима. Эта ситуация не из разряда неожиданных. О предстоящем переезде, поездке или перелете (допустим, на отдых) вы знаете заранее. Поэтому к новым условиям нужно готовиться заблаговременно.

Причинами этого могут быть такие внезапные природные явления, как сильное похо-лодание, дождь (ливень), метель, пурга, сильный снегопад и мороз, сильная жара, засуха и др. При этом человек, находящийся в отдале-нии от населенных пунктов, вынужден менять график и маршрут движения. Из-за этого отодвигается время его возвращения, что мо-жет привести к нехватке продовольствия и воды, вынужденному го-лоданию, воздействию на него неблагоприятных факторов природ-ной среды (обморожению, переохлаждению организма, переутомле-нию, перегреву организма, тепловому и солнечному удару и т. п.). Если при этом до населенного пункта не один десяток километров, а непогода мешает ориентироваться и двигаться, встает проблема дли-тельного выживания.

Видео: торнадо, песчаные бури

Заболевания или повреждения организма человека, требующие экстренной медицинской помощи, не так уж редки среди путешественников, туристов, а также людей, профессия которых связана с пребыванием в природной среде. Они могут возникать в результате травм (ушибы, вывихи, переломы, растяже-ние мышц), отравления растительными и животными ядами, укусов животных, тепловых ударов и переохлаждения, инфекционных болезней. В зависимости от степени их неблагоприятного воздействия может возникнуть угроза здоровью и жизни человека.

Автономное существование - наиболее опасная экстре-мальная ситуация, так как положение человека, оказавшегося один за один с природой, как правило, возникает неожиданно и вынуж-денно. Рассмотрим причины таких ситуаций.
Потеря ориентировки на местности, особенно часто в результате неумения пользоваться компасом, ориентироваться, вы-держивать направление движения, обходить препятствия. Однако это может случиться не только с неопытным туристом.
Потеря группы в результате от-ставания или отрыва от нее, несвоевременного выхода к месту сбора группы.
Авария транспортного средства (самолета, автомоби-ля, теплохода и т. д.).

Однако не всякое автономное существование нужно считать экс-тремальной ситуацией. Например, группа в походе находится в авто-номном существовании. Но она обеспечена продуктами, знает свой маршрут и без приключений идет по нему. То же относится и к раз-личным исследовательским экспедициям.
Другое дело, что во время похода, экспедиции могут возникнуть обстоятельства, приводящие к экстремальной ситуации: кончатся, например, продукты, при переправе унесет чей-то рюкзак со снаря-жением.
Конечно, нельзя предугадать и описать все возможные ситуации и дать конкретные советы, как в них действовать. Но, как вы увидите далее, во всех таких случаях приходится решать одну, главную зада-чу - уцелеть, выжить.

Есть отличие в понятиях «стихийное бедствие (чрезвычайная ситу-ация природного характера) и «экстремальная ситуация на природе».
- Нужно заранее подготовиться к смене климатогеографических условий.
- Резкое изменение природных условий или заболевание (травма) может привести к экстремальной ситуации на природе.
- Не каждая ситуация по автономному существованию человека в природных условиях может считаться экстремальной.

Выживание - активная, целеустремленная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособнос-ти в условиях автономного существования.

Выдержки из книги Андрея Ильичева «Большая энциклопедия выживания»:
Сколько раз я со своими товарищами выдирался из уже почти сомкнувшихся на глотке лап смерти. Сколько раз, оглядываясь назад, мы удивлялись тому, что умудрились сотворить. И ведь не супермены какие-нибудь - обычные, без горы мышц и суперволевых подбородков, не пренебрегающие бытовым комфортом люди. Середнячки. Так почему мы смогли и выжили, а другие в менее экстремальных ситуациях погибли? Стихийное бедствие - это природный процесс.

ПОМНИТЕ!
Экстремальная ситуация в природных условиях - внезапное изменение обстановки, когда помощь извне ограничена или невозможна.

ПОМНИТЕ!
От ваших действий во многом зависит преодоление экстремальной ситуации на природе.

Здесь будет файл: /data/edu/files/n1461168497.pptx (Опасные природные явления)

  • 8. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности
  • 9. Основы управления безопасностью деятельности
  • 11. Характеристика сенсорных систем с точки зрения бжд
  • 12. Перспективы развития безопасности жизнедеятельности.
  • 13. Общие принципы и механизмы адаптации организма человека к различным условиям среды обитания. Гомеостаз.
  • 14. Совместимость элементов системы «человек -среда»
  • 15. Психология безопасности деятельности. (Антропогенные опасности)
  • 16. Работоспособность и её динамика.
  • 17.Условия труда. Классификация. Оценка тяжести и напряженности трудовой деятельности.
  • 18.Основы физиологии труда и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности
  • 19. Фз «о защите населения и территорий от чс природного и техногенного» (2004). Цели. Задачи. Общие положения.
  • 20.Права и обязанности граждан рф в области защиты от чс
  • 21.Фз «о радиационной безопасности» (1995)
  • 22. Техносфера. Причины возникновения негативных факторов и их воздействие на человека
  • 23. Электробезопасность. Действие электрического тока на организм человека. Защита.
  • 25. Фз «о Гражданской обороне» (1998). Цели. Задачи.
  • 26. Вредное вещество. Классификация вредных веществ по характеру воздействия на организм человека.
  • 27. Классификация вредных веществ по степени токсичности и степени токсичной избирательности.
  • 28. Производственная пыль. Фиброгенное действие.
  • 29. Соц. Опасности. Классификация, причины, виды. Защита от соц. Опасностей
  • 31.Табакокурение. Сигаретный дым. Профилактика.
  • 32. Алкоголизм как социальная опасность. Профилактика алкогольного опьянения. Первая помощь при алкогольной коме.
  • 33.Наркомания, Токсикомания. Оказание 1-ой помощи при наркотической коме.
  • 34.Радиация. Радиационной безопасности
  • 35 Химические опасности: сильнодействующие ядовитые вещества (хлор, аммиак, синильная кислота, тетроэтилсвинец, фосген)
  • 36. Экстремальная ситуация. Классификация. Примеры.
  • 37. Чрезвычайная ситуация. Классификация по признакам и их краткая характеристика
  • 38. Экологически опасные вещества. Тяжелые металлы. Гербициды. Пестициды. Формальдегид. Асбест.
  • 39.Природные опасности. Эпидемии. Эпизоотии. Эпифитотии.
  • 40. Чс природного характера. Классификация по признакам и их краткая характеристика
  • 42. Характеристика и классификация чс техногенного характера.
  • 43. Характеристики и классификаций чс экологического характера
  • 44. Основные способы и средства защиты в чс.
  • 45. Биологические опасности (микроорганизмы, грибы, растения, животные)
  • 46. Производственный шум и вибрация.
  • 47 Индивидуальные и коллективные средства защиты
  • 48. Охрана труда.
  • 49. Безопасность в дтп.
  • 50. Виды поражения электрическим током, электротравмы. Первая помощь. Факторы, определяющие степень поражения током.
  • 57. Первая помощь при укусе ядовитыми насекомыми змеями.
  • 58. Общие принципы борьбы со стрессом. Способы быстрого снятия стресса.
  • 59. Обнаружение подозрительного предмета, который может оказаться взрывчатым веществом. Действия.
  • 60. Поступление угрозы по телефону. Действия.
  • 61. Поступления угрозы в письменном виде. Действия.
  • 62. Захват в заложники. Действия.
  • 63. Традиционные рекомендации пожарных.
  • 64. Газовые плиты и бытовой газ. Первая помощь при отравлении угарным газом.
  • 65. Препараты бытовой химии. Первая помощь.
  • 67. Изнасилование. Как избежать изнасилования. Профилактика.
  • 68. Ожоги, классификация, первая помощь.
  • 69. Отморожение. Первая помощь при отморожении.
  • 70. Первая помощь при болях в сердце.
  • 71. Первая помощь при обмороке.
  • 72. Реанимация. Методы реанимации при внезапной остановке сердца
  • 73. Судороги в воде. Оказание помощи утопающим.
  • 74. Правила извлечения пострадавших из под обломков, завалов. Сдс.
  • 75. Понятие о ране, классификация. Первая помощь.
  • 76. Виды кровотечений и их характеристика
  • 77. Переломы. Первая помощь. Транспортная иммобилизация.
  • 78.Травматический шок. Стадии. Первая помощь.
  • 79. Черепно-мозговая травма. Первая помощь.
  • 80. Анафилактический шок (аллергический шок). Первая помощь
  • 36. Экстремальная ситуация. Классификация. Примеры.

    Экстремальная ситуация - это обстановка, возни­кающая в природе или в процессе деятельности челове­ка, при которой психофизиологические параметры мо­гут превысить пределы компенсации организма, что приводит к нарушению безопасности жизнедеятельнос­ти человека. Например, высокие и низкие температуры, физическая нагрузка, поражающие токсичные дозы силь­нодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), высокие дозы облучения и др.

    Когда каждый человек в быту, на работе или в условиях окружающей его природной среды, может попасть в такие ситуа­ции, для которых характерны новизна и неожиданность возникновения, дли­тельное и интенсивное воздействие внешних неблагоприятных факторов, а иногда и наличие непосредственной угрозы жизни. Такие ситуации, выходя­щие за рамки обычных, принято называть экстремальными ситуациями.

    В экстремальной ситуации у человека неизбежно возникает особое со­стояние эмоционального напряжения, именуемое стрессом. Оно вызывает возбуждение всех систем организма и оказывает большое влияние на поведе­ние и работоспособность человека. Влияние стресса на поведение и возмож­ности конкретного индивидуума, на изменение его работоспособности чрез­вычайно индивидуально. Одни действуют наиболее эффективно именно в состоянии высокого эмоционального напряжения - на экзаменах, ответст­венных соревнованиях и в любых опасных для жизни обстоятельствах. А других подобные ситуации психологически деморализуют. Наступает "пси­хологический шок" - появляется сильная заторможенность или, наоборот, суетливость, поспешность, неспособность к разумным действиям.

    Человек оказывается в экстремальных ситуациях по разным причинам, но, пожалуй, чаще всего это случается по его собственной вине - в результате отсутствия опыта безопасного поведения либо пренебрежения к нормам, пра­вилам безопасности, непредусмотрительности, а порой и легкомыслия. К при­меру, человек не знает, как поступить в той или иной жизненно опасной ситуа­ции, или знает, но не умеет себе помочь. В ином случае он знает и может, но не хочет сделать то, чего требуют условия безопасности (или просто не хочет знать, что именно нужно делать). Столкнувшись с непредвиденными обстоя­тельствами, очутившись в сложной, непривычной обстановке, когда нужны быстрые, точные действия, люди становятся совершенно беспомощными, не­способными решить простейшие, но жизненно необходимые вопросы.

    Чтобы уменьшить вероятность оказаться в экстремальной ситуации и увеличить свои шансы на сохранение здоровья и самой жизни, нужно:

    Знать и учитывать факторы риска (опасности), сопровождающие

    нашу жизнь;

    Выработать умение предвидеть возможность возникновения опас­ных ситуаций;

    Стремиться избегать попадания в эти ситуации.

    37. Чрезвычайная ситуация. Классификация по признакам и их краткая характеристика

    Чрезвычайная ситуация - это неожиданная, вне­запно возникшая обстановка на определенной террито­рии или объекте экономики в результате аварии, катас­трофы, опасного природного явления или стихийного бедствия, которые могут привести к человеческим жер­твам, ущербу здоровью людей или окружающей среде, материальным потерям и нарушению условий жизнеде­ятельности людей. ЧС классифицируются:

      по причине возникновения: преднамеренные и не­преднамеренные;

      по природе возникновения: техногенные, природные, экологические, биологические, антропогенные, соци­альные и комбинированные;

      по скорости развития: взрывные, внезапные, скоро­течные, плавные;

      по масштабам распространения последствий: локаль­ные, местные, территориальные, региональные, фе­деральные, трансграничные;

      по возможности предотвращения ЧС: неизбежные (на­пример, природные) и предотвращаемые (например, техногенные, социальные).

    К техногенным относятся ЧС, происхождение кото­рых связано с техническими объектами: взрывы, пожа­ры, аварии на химически опасных объектах, выбросы радиоактивных веществ на радиационно опасных объек­тах, аварии с выбросом экологически опасных веществ, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспече­ния и др.

    К природным относятся ЧС, связанные с проявлени­ем стихийных сил природы: землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ура­ганы, смерчи, бури, природные пожары и др.

    К экологическим бедствиям (ЧС) относятся аномаль­ные изменения состояния природной среды: загрязнения биосферы, разрушение озонового слоя, опустынивание, кислотные дожди и т. д.

    К биологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

    К социальным ЧС относятся события, происходящие в обществе: межнациональные конфликты с применени­ем силы, терроризм, грабежи, насилия, противоречия между государствами (войны).

    Антропогенные ЧС являются следствием ошибочных действий людей.

    Чрезвычайные ситуации характеризуются качествен­ными и количественными критериями. К качественным критериям относятся: временной (внезапность и быстро­та развития событий); социально-экологический (челове­ческие жертвы, выведение из хозяйственного оборота боль­ших площадей); социально-психологический (массовые стрессы); экономический. Например, локальная ЧС - это когда пострадало 10 человек; либо для 100 человек нарушены условия БЖД; либо ущерб не превышает 1000 МРОТ, а зона ЧС не выходит за пределы объекта.

    Основные причины возникновения ЧС:

      внутренние: сложность технологий, недостаточная ква­лификация персонала, проектно-конструкторские не­доработки, физический и моральный износ оборудова­ния, низкая трудовая и технологическая дисциплина;

      внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекра­щение подачи электроэнергии, газа, воды и т.д.

    На уроке шестиклассники познакомятся с определениями «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация» и «экстремальная ситуация». Узнают условия и причины возникновения опасных ситуаций.

    На протяжении тысячелетий люди сталкиваются с разнообразными опасностями. И ныне человек получает травмы и гибнет в результате пожаров и отравлений в быту, криминальных ситуаций, транспортных аварий, и при встрече один на один с природой. В современном мире наибольшую опасность для людей представляет человеческая социальная и техногенная деятельность.

    Вам хорошо известно, что большая часть травм в быту и на отдыхе является результатом нашей неосторожности, легкомыслия, или незнания (рис. 2). Жизнь и здоровье человека, зачастую, зависят от его грамотных и своевременных действий в опасных ситуациях. Осознание этой простой истины может стать первым шагом в овладении искусством выживания в природе и социуме.

    Рис. 2. Не рискуйте без надобности ()

    Современные маугли

    Вы, скорее всего, слышали сказку Редьярда Киплинга о Маугли или смотрели мультфильм по этой замечательной сказке. История мальчика, выросшего в волчьей стае, поражает. А знаете ли вы, что в современности тоже встречаются дети, выращенные животными.

    Например, в Камбодже в 2007 году нашли женщину, выросшую в джунглях (рис. 3). Женщина пришла в селение и попыталась украсть у крестьянина еду, но попалась на горячем. Хозяин дома отвел странную грязную женщину в местный участок полиции. Полицейский признал в дикой женщине свою дочь, которая потерялась в джунглях в 1988 году в возрасте восьми лет.

    Рочом, так звали лесную девушку, три года прожила с людьми, но привыкнуть к ним не смогла. Продолжала мяукать, из кхмерского языка выучила только три слова: «мама», «папа» и «живот болит». Больше любила ползать, чем ходить.

    Рис. 3. Найденная в джунглях Камбоджи женщина ()

    Весной 2010 года Рочом сбежала в джунгли, родную и понятную среду обитания. В июне ее снова нашли. Лесную женщину отмыли от нечистот и передали команде испанских психологов, которые учат ее нормам человеческого поведения.

    Восьмилетняя девочка смогла выжить в природной среде, но, будучи лишенной человеческого общения, вряд ли сможет стать полноценным членом общества.

    Ранее мы упоминали об опасных и чрезвычайных ситуациях в природной среде. Что же они собой представляют? Это ситуации, возникающие при взаимодействии человека с окружающей средой.

    Опасная ситуация - это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные и опасные факторы, угрожающие здоровью, жизни человека.

    Экстремальная ситуация - это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой.

    Такие ситуации могут случиться с человеком или группой людей на природе: в лесу, в степи, в горах, в пустыне, т. е. в тех местах, где много опасностей и помощи ждать неоткуда.

    Условиями возникновения некоторых из подобных ситуаций могут быть:

    Болезнь или повреждение организма человека, находящегося в природной среде (простуда, мигрень, переломы, ушибы, отравления, укусы животных и т. д.);

    Другим условием может быть:

    Резкое ухудшение погодных условий (сильные морозы, вьюга, метель, сильная жара, засуха и т. п.);

    Вынужденное автономное, т. е. самостоятельное, пребывание в природных условиях. Например, когда человек заблудился в лесу или потерпел аварию.

    Например, есть люди, увлекающиеся охотой. Но ведь в лесу и степи много опасностей: охотник может подвергнуться нападению дикого зверя; может попасть в капкан, поставленный другими охотниками (рис. 4); его может застать непогода; охотник может заблудиться в чаще; потенциальную опасность представляют также старые деревья, которые могут упасть. Любая из перечисленных ситуаций может стать для человека экстремальной.

    Рис. 4. Охотники должны быть аккуратными, чтобы не попасть в капкан, поставленный другими охотниками ()

    Можно сделать вывод, что большинство опасностей являются результатом нашего легкомыслия или неправильных действий, отсутствия необходимых знаний.

    Например:

    Спровоцировал на агрессию зверя;

    Отравился ягодами в лесу;

    Отстал от туристической группы на маршруте

    Потерял ориентацию в лесу;

    Заблудился в пещере.

    Успех автономного выживания человека в природных условиях зависит от его знания особенностей климата, в котором он находится, особенностей флоры и фауны. Об особенностях флоры и фауны своего края вы могли узнать на уроках природоведения. Если человек знает об этих особенностях, то он может обеспечить себя питанием, добыть огонь, воду, соорудить себе убежище, защитить себя от основных опасностей в любое время года.

    На уроках географии вам расскажут о климатических поясах - обширных территориях, для которых присущ определенный климат, растительность, животный мир.

    Волчьи ягоды

    Так уж получилось, что под термином «волчьи ягоды» скрываются разные понятия.

    Вы знаете, что волчьи ягоды есть нельзя, поскольку многие из них ядовиты.

    Волчьи ягоды - это собирательное, народное название ряда растений, плоды большинства которых имеют токсические или раздражающие свойства:

    Белладонна, волчеягодник, вороний глаз, крушина ломкая. Все эти растения встречаются в наших широтах, поэтому не стоит есть незнакомые ягоды, даже если они внешне привлекательны (рис. 5).

    Рис. 5. Волчье лыко ()

    Во-первых, волчьи ягоды - это одно из народных названия кустарника, который называется волчье лыко (другие названия - волчеягодник, волчник, дафна).

    Яркие красные ягоды волчьего лыка величиной с горошину сидят прямо на ветках по 2-3 штуки, как у облепихи.

    Несмотря на то что они выглядит очень аппетитно, есть их ни в коем случае нельзя, так как они сильно ядовиты! Впрочем, у волчеягодника ядовиты все части растения. Даже маленькая капелька сока растения, попав на кожу или слизистую оболочку губ или глаз, вызывает раздражение. Если съесть ягоду волчника, начнется жжение, тошнота, рвота, слабость, могут начаться судороги, поднимется температура... Поэтому постарайтесь не подходить к этому красивому кустику!

    Только, пожалуйста, не обращайтесь с этим растением как с врагом, если вам посчастливится встретить его в лесу! Оно достаточно редкое и занесено в Красную книгу.

    Что же способствует выживанию человека в природе? Есть несколько факторов:

    Психологическая подготовленность. Если вы морально готовы к тому, что может случиться экстремальная ситуация, то, попав в таковую, вас не охватит паника. Думаю, вам известно, что паника - худший враг в экстремальных ситуациях, поскольку парализует волю человека, и он окончательно теряет способность принимать правильные решения и контролировать свои действия.

    Физическое здоровье (сильные мышцы, закалка, выносливость).

    Знания о том, как вести себя в подобной ситуации, о том, как обеспечить себе пищу, воду и кров на время вынужденного автономного пребывания.

    Необходимое снаряжение: спички, нож, бинт, бактерицидный пластырь, специальная одежда, запас пищи.

    Обучение выживанию

    Если вы заинтересовались способами выживания, вы можете попросить родителей о том, чтобы во время летних каникул они записали вас в лагерь по обучению выживанию.

    В подобных лагерях (срок пребывания в них варьируется от 14 дней до месяца) вы научитесь разводить огонь без спичек, обустраивать ночлег. Узнаете, как найти пропитание и воду в экстремальной ситуации, как оказывать первую помощь (рис. 6).

    Эти знания, несомненно, вам пригодятся, как пригодились они Денису из Костромы. Он с 8 лет ходил в походы и владел основными навыками выживания. В одном из походов случилось так, что он остался отрезан от своей группы. При переходе через горный массив начался камнепад. Группе пришлось разделиться на две части. Денис вместе с раненым товарищем остался один в горах. Остальная группа поспешила за помощью. Пока спасатели старались освободить горную тропу от камней, Денис оказал первую помощь пострадавшему товарищу и нашел убежище, чтобы обезопасить себя от повторного камнепада. Таким образом, парень помог себе и товарищу.

    Рис. 6. Тренировка в лагере по обучению выживанию ()

    Знания основ выживания в лесу могут вам также пригодиться. А еще в лагере по обучению выживанию вы получите возможность узнать много нового о природных явлениях, полезных растениях, животном мире. Ну и, конечно, это незабываемые впечатления, общение со сверстниками, интересные события.

    Специалисты дают такие советы:

    Экстремальных ситуаций нужно по возможности избегать;

    Экстремальных ситуаций нужно не допускать;

    Не поддаваться страху и панике при любых обстоятельствах;

    Чтобы не допустить ЭС, нужно знать их причины;

    Чтобы выйти из ЭС, нужно знать, как правильно действовать.

    Знания - одно из важнейших богатств человека. Обладая знаниями о том, как ориентироваться на местности без специальных приборов, как развести огонь на природе, как добыть себе пищу и воду, как оказать первую помощь и как соорудить укрытие, ты сможешь обеспечить не только собственное выживание, но и помочь другим в экстремальных ситуациях.

    Например, в замечательном мультфильме «Утиные истории» трое братьев, попадая в затруднительное положение, всегда обращались к справочнику, в котором находили ответы на все свои вопросы. Таким справочником могут стать твои знания, если ты будешь все внимательно усваивать.

    Список литературы

    1. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013. - 190 с.: ил.
    2. ОБЖ, 6 класс Учебник для общеобр. учр./Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П., Вихорева Т.С. - 1-е изд. - М: Изд-во АТС, 1996. - 160 с.
    3. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. - 2012, 209 с.
    1. Dic.academic.ru ().
    2. YouTube ().

    Домашнее задание

    1. Выполните задание № 4 на стр. 13. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013. - 190 с.: ил.
    2. Представьте, что вы собираетесь выехать на пикник в лес. Запишите все опасности, которые могут ожидать вас в вашем путешествии.
    3. * Узнайте, какие съедобные растения распространены в вашем регионе. Изобразите несколько из них.

    Стадии развития чрезвычайной ситуации

    ЧС любого типа в своем развитии проходят четыре типовые стадии (фазы).

    • 1. Стадия накопления отклонений от нормального состояния или процесса. Иными словами, это стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, иногда - годы и десятилетия.
    • 2. Инициирование чрезвычайного события, лежащего в основе ЧС.
    • 3. Процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска (энергии или вещества), оказывающих неблагоприятное воздействие на население, объекты и природную среду.
    • 4. Стадия затухания (действие остаточных факторов и сложившихся чрезвычайных условий), которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности - локализации чрезвычайной ситуации, до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных и т.д. последствий. Эта фаза при некоторых ЧС может по времени начинаться еще до завершения третьей фазы. Продолжительность этой стадии может составлять годы, а то и десятилетия.

    Чем отличаются понятия «Опасная ситуация» и «Экстремальная ситуация»?

    Часто используется понятие «экстремальная ситуация», которое отражает воздействие на человека опасных и вредных факторов, приведших к несчастному случаю или чрезмерному отрицательному эмоциональному психологическому воздействию. Экстремальное событие (ЭС)- это отклонение от нормы процессов или явлений. ЭС, несмотря на разнообразный характер, имеют ряд общих сущностных характеристик: 1) внезапность наступления, требующая специальной готовности к экстремальности; 2) резкий выход за пределы нормы привычных действий и состояний; 3) насыщенность развивающейся ситуации противоречиями, требующими оперативного разрешения; 4) прогрессирующие изменения в состоянии обстановки, условий деятельности, элементов, связей и отношений ЭС; 5) возрастание сложности протекающих процессов в связи с прогрессирующими изменениями и новизной ситуативных противоречий, состояний; 6) релевантность, переход ситуации в фазу нестабильности, выход к пределам, критичности; 7) порождение изменениями опасностей и угроз (срыва деятельности, гибели, разрушения систем); 8) насыщенность ситуации неопределенностью ряда изменений по причине их стохастичности, непредвиденности и новизны; 9) нарастание напряженности для субъектов экстремальной ситуации (в плане ее осмысления, принятия решений, реагирования). Совокупность ЧС и ЭС называют опасной ситуацией. Опасные ситуации и ЭС отличаются друг от друга масштабностью и количеством людей связанных с ними.