Ограничение товаров иностранного производства 44 фз. Запреты и ограничения государственных и муниципальных закупок иностранных товаров, работ, услуг

Закон 44-ФЗ предусматривает запреты и ограничения на закупку иностранной продукции. Они действуют в рамках национального режима. К каким видам ТРУ относятся запреты и ограничения, расскажем в статье.

Запреты и ограничения по 44-ФЗ

Запретам и ограничениям в рамках нацрежима посвящена ст. 14 Закона № 44-ФЗ. Они вводятся для защиты внутреннего рынка РФ, развития экономики, поддержки местных производителей, а также для безопасности страны и ее жителей. Перечни товаров, на которые распространяются запреты и ограничения, утверждает Правительство.

Сейчас действуют запреты в следующих сферах:

  • мебельная и деревообрабатывающая промышленность (постановление Правительства от 05.09.2017 № 1072);
  • машиностроение (постановление Правительства от 14.07.2014 № 656)
  • легкая промышленность (постановление Правительства от 11.08.2014 № 791);
  • программное обеспечение (постановление Правительства от 16.11.2015 № 1236);
  • оборонная отрасль (постановление Правительства от 14.01.2017 №9).

Если заказчик закупает продукцию из утвержденного списка, он должен отклонять заявки с зарубежной продукцией, за исключением товаров производства стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия, Казахстан).

Как оценить заявки с импортом и кому дать преимущества по цене
Проверьте себя на практических кейсах, какой заявке вы бы предоставили преимущества по цене контракта, если участники подали вам часть заявок с импортными товарами, а часть - с отечественными.

Семь практических кейсов

Запрет и ограничения в сфере машиностроения

Список импортной продукции, на которую распространяется запрет допуска, достаточно велик. Он включает строительную технику, автомобили, автобусы, троллейбусы, автомобили спецслужб и т.д. Но есть исключения. Запрет не применяется, если:

  • продукция производилась по специальному инвестконтракту (абз. 2 подп. «а» постановления Правительства РФ № 656). В качестве подтверждающего документа участник может использовать копию такого контракта;
  • нет аналогов производства РФ. Подтверждающим документом служит акт экспертизы Торгово-промышленной палаты РФ;
  • страной происхождения является государство-член ЕАЭС.

Запреты в легкой промышленности

В этой сфере также есть свои нюансы. К примеру, перечня ТРУ два - федеральных и региональный. Кроме того, в числе требований к поставщикам не только поставка продукции из ЕАЭС, но и использование в производстве предлагаемого товара материалов также из стран ЕАЭС. К примеру, если заказчик закупает одеяла, ткань не должна быть иностранного производства.

Мебель

При закупках мебели запреты и ограничения по 44-ФЗ не применяются, если поставка идет по специальному инвестконтракту и если аналогов нет в РФ. Запрет на закупку иностранной мебели действует до 01.12.2019.

С 4 июля 2019 года вступила в силу новая редакция приказа № 126н. Скорректировали список продукции, для которой применяют условия допуска. Смотрите, как формировать документацию, при каких обстоятельствах предоставить преимущества участникам с товарами из ЕАЭС и как сочетать условия допуска с ограничениями и запретами.

Ограничения по 44-ФЗ

Ограничения допуска иностранной продукции действуют для следующих категорий:

  • спортивное огнестрельное оружие, патроны и боеприпасы (постановление Правительства от 20.09.18 №1119);
  • лекарства из перечня жизненно необходимых (постановление Правительства от 30.11.2015 № 1289);
  • продукты (постановление Правительства от 22.08.2016 № 832);
  • радиоэлектроника (постановление Правительства от 26.09.2016 № 968);
  • медизделия (постановление Правительства от 05.02.2015 № 102, постановление Правительства от 14.08.2017 № 967);
  • стенты для коронарных артерий и катеров (постановление Правительства от 04.12.2017 № 1469.

Допуск будет ограничен, если одновременно соблюдены такие условия:

  • участники подали не менее 2-х заявок, соответствующих требованиям;
  • обе они содержат предложения о товаре из России и ЕАЭС;
  • обе они содержат предложения о товаре разных производителей.

Перечень товаров, к которым применяются особые условия допуска по 44-ФЗ, содержится в Приказе Минфина России от 04.06.2018 г. № 126н . В этом НПА обновлены условия допуска и преференции для производителей из стран ЕАЭС.

Если проводится конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, участникам из стран ЕАЭС, чьи заявки признаны соответствующими, дается преимущество в размере 15% от предложенной ими цены контракта. При этом порядок предоставления преференций зависит от способа закупки. Если это конкурс, запрос предложений или котировок, цена участников из ЕАЭС снижается на 15%, в результате они получают конкурентное преимущество. При этом контракт с победителем заключается по цене, предложенной в заявке.

При закупках товаров, работ и услуг по Закону № 44-ФЗ соблюдайте требования национального режима. Установите запреты, ограничения или условия допуска для иностранной продукции. На какие товары, работы, услуги распространяется нацрежим, смотрите в справочнике. Для удобства продукция разбита по типам. Какую меру выбрать, зависит от того, что покупаете.

Продукция

Запреты

Мебель и товары деревообрабатывающей промышленности

Постановление Правительства № 1072

Товары машиностроения

Постановление Правительства № 656

Товары легкой промышленности

Постановление Правительства № 791

Программное обеспечение

Постановление Правительства № 1236

Товары для нужд обороны и безопасности

Постановление Правительства № 9

Товары станкоинструментальной промышленности

Постановление № 239

Ограничения

При проведении аукциона контракт заключается по цене на 15% ниже предложенной победителем, если в его заявке есть хотя бы один товар иностранного происхождения. Если победитель предложил товары производства стран ЕАЭС, с ним контракт заключают по указанной в заявке цене.

Преференции не предоставляются, если:

  • процедура признается не состоявшейся;
  • все заявки содержат предложения о товарах из ЕАЭС;
  • все заявки содержат предложения с иностранными товарами.

Практика о запретах и ограничениях по 44-ФЗ

Информация о запретах и ограничениях должна быть в документации о закупке. В примере из административной практики разберем, что грозит заказчику за нарушение этого требования (Решение Коми УФАС России по делу №ЗШ 299-11/18 от 29.01.2019). Заказчик закупал лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием «меропенем» в форме для приготовления раствора для внутривенного введения. Этот препарат в перечень жизненно-необходимых и важнейших, а значит, должен закупаться с ограничениями по постановлению Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289.

Однако в извещении заказчик не установил ограничения и условия допуска. В документации об аукционе говорилось только следующее: «Применение национального режима при осуществлении закупок , содержащий указание: «применяется в случае установления в Информационной карте запрета». При этом в информационной карте никаких ограничений также не было. Кроме того, заказчик не потребовал от участников документы, подтверждающие соответствие условия допуска. УФАС посчитало это нарушением закона. Заказчика оштрафовали по ч. 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ на 3000 руб.

Правительством РФ принят ряд мер, которые способствуют развитию национальной экономики, защите внутреннего рынка и поддержке отечественных товаров. Одна из таких мер — запрет на использование государственными и муниципальными заказчиками в рамках закупок по товаров иностранного происхождения определенных секторов производства. Рассмотрим подробнее этот вопрос и определим последовательность действий заказчика при закупке таких товаров.

Сферы действия запретов

Нормативный акт ПП РФ № 1236 от 16.11.2015.
Когда применять

В любых конкурентных процедурах, а также в закупках у единственного поставщика.

Исключение: заказчик подготовил и включил в документацию обоснование невозможности соблюсти запрет.

Как применять Запрещено приобретать иностранную продукцию.

Подтверждается происхождения ПО сведениями из реестра российского программного обеспечения или реестра ПО ЕАЭС.

Продукция оборонного значения в табу

Сейчас введены запреты на госзакупки иностранных товаров, которые предназначены для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда аналоги не производятся на территории ЕАЭС. Постановление Правительства 9 от 14.01.2017 к такой продукции относит:

  • запрет на закупки авиационных изделий и техники (вертолеты);
  • автомобили, автотранспортные средства;
  • строительную технику: бульдозеры, катки, отвалы, грейдеры;
  • пластмассовые изделия;
  • текстильные изделия;
  • прокат, трубы, камень, известняк, песок и др.

Перечень состоит из наименования товара и кода согласно ОКПД-2 (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)). К примеру, Постановление Правительства РФ 9, п. 42 — это круги отрезные (23.91.11.150).

Нормативный акт ПП РФ № 9 от 14.01.2017.
Когда применять

В любых конкурентных процедурах и закупках у единственного поставщика в целях выполнения:

  • госпрограмм;
  • долгосрочных (федеральных) целевых программ в области обороны и безопасности;
  • госпрограмм вооружения;
  • других мероприятий в рамках ГОЗ;
  • закупки ТРУ для заказчиков, которые непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности государства.

Исключения из ПП № 9 перечислены в пункте 4. Например, правила не применяются в случае необходимости обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, которые использует заказчик, закупки запчастей и т. д.

Как применять

Запрещено приобретать любую иностранную продукцию. Исключение: на территории ЕАЭС такие ТРУ не производятся.

До 16.01.2019 действует запрет на допуск иностранных товаров (включая ЕАЭС), если они указаны в приложении к ПП № 9. В перечне станки, инструменты, продукция легкой промышленности, стройматериалы, автотранспорт, спецтехника, электрооборудование.

Что нужно приложить к заявке на участие

Заключение о подтверждении производства промышленной продукции в России. Оно выдается Минпромторгом по правилам ПП № 719 от 17.07.2015.

Если продукция не включена в приложение к ПП № 719 от 17.07.2015, то ПП № 9 не устанавливает требований, каким конкретно документом подтверждать страну происхождения.

Учтите п. 6 обзора судебной практики Верховного суда от 28.06.2017. Суд решил, что если установлен запрет по ПП № 9, то участник аукциона должен предоставить документ, подтверждающий страну происхождения товара. Таким документом может быть сертификат СТ-1.

Можно ли включить в закупку товары как не из НПА, так и из НПА Нельзя.

Иностранную мебель запрещено закупать

ПП № 1072 от 05.09.2017 запрещает приобретать иностранного производства, причем не важно, из чего она сделана: дерево, пластмасса или металл. Сюда же попала и мягкая мебель, включая матрасы, кушетки, софы с деревянным каркасом. Запрет действует до 01.12.2019.

Установлены исключения для мебели, которая:

  • произведена в государствах — членах ЕАЭС;
  • закупается по специальному ;
  • не имеет аналогов в ЕАЭС и соответствует критериям ПП № 719 от 17.07.2015.

Также установлено — деревянные плиты, из которых собирается мебель, также должны быть произведены из материалов и полуфабрикатов из ЕАЭС.

Все правила для товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности собраны в таблице.

Нормативный акт ПП РФ № 1072 от 05.09.2017.
Когда применять

Применяется с 01.12.2017 по 01.12.2019.

Запрещено закупать иностранные товары по перечню при проведении любых конкурентных процедур, а также закупок у единственного поставщика.

Дополнительное требование: использовать отечественные материалы (ЕАЭС) при проведении конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (ч. 2 ст. 31 закона № 44-ФЗ).

Как применять

Запрещено приобретать иностранную продукцию (кроме ЕАЭС).

Дополнительное требование: использовать отечественные материалы (ЕАЭС) из пунктов 1 и 2 перечня при производстве товаров из пунктов 4-6 и 12-28 перечня.

Что нужно приложить к заявке на участие

Любой из документов из пунктов 2-4 критериев подтверждения производства промышленной продукции на территории РФ (утверждены ПП № 550 от 10.05.2017):

  1. Копия СПИК и заключение Мипромторга о выполнении обязательств.
  2. Акт экспертизы (выдает ТПП по Приказу от 30.05.2018 № 52).
  3. Сертификат СТ-1 (выдает ТПП по Приказу 02.04.2018 № 29).
Можно ли включить в закупку товары как не из НПА, так и из НПА

При совмещении будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь товаров.

Закупки у турецких компаний

Отдельно стоит поговорить о запретах, которые связаны с закупкой товаров и работ, которые выполняют организации, находящиеся под юрисдикцией или контролируемые гражданами Турецкой Республики.

Необходимо отметить, что утратило силу Постановление от 29.12.2015 № 1457. Ранее с 2016 года работы и услуги для госнужд нельзя было заказывать у турецких компаний. 31.05.2017 президент отменил данные специальные экономические меры Указом от 31.05.2017 № 244.

Продолжает действовать запрет на турецкие товары 44-ФЗ. Согласно Постановлению Правительства от 30.11.2015 № 1296, запрещена к ввозу в РФ некоторая сельскохозяйственная продукция, страной происхождения которой является Турецкая Республика. На сегодняшний день в списке значатся только томаты, свежие или охлажденные.

  • On 19.02.2018
  • 0 Комментарии
  • Запрос котировок, Запрос предложений, Импортозамещение, Конкурс, Статьи, Электронный аукцион

Товарам из России и стран ЕАЭС в рамках закупочной деятельности представляются преференции. Это так называемый национальный режим в закупках. Нередко у поставщиков возникают вопросы, связанный с его применением. Попробуем ответить на некоторые из них.

Как определить, что в отношении объекта закупки действует национальный режим?

Заказчики обязаны указывать на это в плане-графике . Кроме того, в документах по закупке должно быть указано:

  • документ (постановление Правительства) , которым регулируется применение нацрежима в отношении закупаемого товара или услуги;
  • комплект документов , которым участник должен подтвердить российское происхождение товара;
  • условия для поставщика указать в заявке цену за единицу товара;
  • предупреждение о том, что за недостоверную информацию о стране происхождения поставщик несет ответственность .

Какими документами подтверждается происхождение товара?

Ответ на этот вопрос зависит от того, что именно закупается. Действующие правила предусматривают такие

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

  1. Декларация о стране происхождения - составляется в свободной форме.
  2. Акт экспертизы Торгово-промышленной палаты (выдается сроком на 1 год).
  3. Сертификат СТ-1 (выдается на основании указанного выше акта или по заявлению поставщика разово, на 3 месяца или на год).
  4. Копия СПИК - специального инвестконтракта, по которому юридическое лицо инвестирует в производство товара на территории страны 3 млрд рублей и более, и товар закупается без конкурса.

В следующей таблице представлены некоторые группы товаров и документы, которыми подтверждается их российское происхождение.

Таблица. Документы для подтверждения некоторых объектов закупки

Объект закупки Документы

Радиоэлектронная продукция

  • СПИК,
  • подтверждение Минпромторгом России производства этих товаров на территории России,
  • уведомление Минпромторга о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения,
  • разовый или годовой сертификат СТ-1
Мебель,

Продукция машиностроения

  • СПИК,
  • акт экспертизы ТПП,
  • сертификат СТ-1

Медизделия, для которых установлены ограничения допуска

  • сертификат СТ-1
Продукты

    декларация о стране происхождения товара,

    декларация о производителе товара

Товары легкой промышленности

    декларация страны происхождения товара, материалов и полуфабрикатов, из которых произведен товар

Программное обеспечение

    название программного продукта,

    декларация в свободной форме о стране происхождения

В документации может быть установлено, что поставщик обязан в качестве подтверждения происхождения товара представить сертификат СТ-1 . Если такое требование отсутствует, то выбор документа остается на усмотрение поставщика.

Декларация о производстве продукции может быть составлена изготовителем самостоятельно в свободной форме.

Важно знать! Нужно правильно указать название страны, в которой произведен товар. Взять его следует из Общероссийского классификатора стран мира. В соответствии с ним, для отечественного товара следует указать Россия или Российская Федерация , но ни РФ.

Если поставщик проигнорирует требования подтверждающих документов

Иногда по невнимательности либо незнанию поставщики пропускают требования национального режима. Что будет в таком случае с их заявкой? Это зависит от того, какое именно ограничение действует в отношении объекта закупки:

  1. Если объект запрещено закупать . В этом случае при отсутствии подтверждающих российское происхождение документов заказчик заявку отклонит . Например, так будет, если объектом закупки выступает мебель.
  2. Если национальный режим в отношении объекта закупки реализован, как предоставление ценовой преференции , то заявка без подтверждающих документов пойдет как иностранная. Это значит, что снижающий коэффициент к цене заявки при оценке применен не будет .

    Если поставщик определяется , то заключить контракт можно будет лишь по цене, на 15% меньше предложенной.

  3. Если применяется правило «третий лишний », товар с неподтвержденной страной происхождения пойдет как иностранный.

    Правило «третий лишний». Иностранный товар будет рассматриваться в том случае, если на закупку, кроме него, будет подана только одна заявка с российским товаром. Если заявится еще один поставщик товара отечественного происхождения, заявку с иностранным товаром отклонят.

Данные в СТ-1 и декларации должны быть одинаковые

В первой части аукционной заявки поставщик прикладывает декларацию о происхождении товара. Во второй части заявки заказчик может потребовать сертификат СТ-1. Данные о стране производства в этих документах должны совпадать. Если такого соответствия не будет, заказчик должен заявку победителя отклонить . В этом случае будет считаться, что поставщик представил недостоверные сведения.

Будет ли заказчик проверять происхождение товара?

Это зависит от того, какие документы для подтверждения требуются. Если декларация в свободной форме , то предварительно проверять заказчик ничего не будет. В контракте он укажет ту страну, которую задекларировал поставщик. Когда будет производиться приемка товара, заказчик проверит страну его происхождения.

Если по условиям закупки необходимо представить сертификат СТ-1 , то проверить его не составит труда. Это можно сделать в реестре на сайте ТПП, и заказчик этой возможностью воспользуется.

Что будет, если в декларации указать Россию, а поставить китайский товар?

Заменять объект закупки, в отношении которого действует национальный режим, запрещено. Причем вы не можете его заменить даже на лучший товар. Заказчик такой объект закупки не примет , поскольку таковы требования законодательства.

Придется либо поставлять российский товар, либо расторгать контракт. При этом возможны два варианта:

  1. Контракт будет расторгнут по соглашению сторон . Но для этого заказчик должен пойти навстречу поставщику.
  2. Контракт будет расторгнут заказчиком в одностороннем порядке или по решению суда . Основанием выступит недостоверная информация о соответствии товары требованиям. В этом случае исполнитель лишится обеспечение контракта, а также будет внесен в реестр недобросовестных поставщиков .

Сертификат СТ-1 - где его взять?

За сертификатом нужно обратиться в региональное отделение Торгово-промышленной палаты. Сертификат выдается на основании акта экспертизы ТПП , который действует в течение года. Если акт есть, то для получения и СТ-1 участнику нужно помимо него подать заявление и правоустанавливающие документы.

Если акта экспертизы нет, то дополнительно нужно представить документы и сведения, которые подтверждают возможность производства товара. Например, лицензию, если она предусмотрена законом. Конкретный перечень каких документов необходимо уточнить в ТПП.

Если товар российский лишь частично

Иногда бывает, что часть объекта закупки имеет российское происхождение, а часть - иностранное. Что будет, если включить такой товар в заявку? Опять же, все зависит от того, как реализован национальный режим для этого объекта закупки.

Если действует полный запрет на иностранные товары , то такую заявку отклонят.

Если для российского товара предусмотрена ценовая преференция , то дальнейшие действия заказчика зависят от типа процедуры и доли указанного в заявке российского товара:

  1. Если это аукцион:
    • доля российского товара больше 50% - в случае победы поставщику не снизят цену контракта на 15%;
    • доля российского товара меньше 50% - вся цена контракта будет снижена на 15%.
  2. Конкурс, запрос предложений и . Если доля российской продукции больше 50% , поставщику предоставляются преференции и применяется понижающий коэффициент ко всей заявке.

Обратите внимание! В данном случае под долей российского товара подразумевается его стоимостная оценка, а не объем.

Пример. Товар А с ценой 10 рублей за единицу составляет 60% от объема заявки, а товар Б с ценой 30 рублей - 40%. Несмотря на большую долю в объеме, стоимостная часть товара А меньше, чем товара Б. Поэтому в данном случае преференция поставщику предоставляться не будет.

Поэтому для расчета доли того или иного товара в стоимости всей заявки необходимо указывать не только происхождение, но и цену каждой позиции.

Что делать, если закупаемые товары не производятся в России?

Под российским товаром в рамках национального режима понимается продукция, произведенная как в России , так и на территории других стран ЕАЭС (Таможенного союза) .

Если заявленные к закупке товар не производится в ЕАЭС, тогда заказчики могут закупать иностранные товары.

Возникает следующий вопрос - как доказать, что на территории Таможенного союза товар не производится? Ответ простой - должно быть соответствующее заключение Минпромторга . Только этот документ является основанием для закупки иностранных товаров, в отношении которых действует национальный режим. Все прочие доказательства будут отклонены, как и сама заявка.

1. При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

2. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, и условия применения национального режима в единой информационной системе.

3. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Нормативные правовые акты, устанавливающие в соответствии с частями 3 и настоящей статьи запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, условия, ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, подлежат обязательному опубликованию в порядке , установленном для официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации или нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и в течение трех рабочих дней с даты опубликования подлежат размещению в единой информационной системе.

В целях поддержки российского производства законодателем определены особые условия допуска групп товаров иностранного производства, а также установлены запреты на приобретение некоторых товаров иностранного производства в целом.

Вместе с тем, нормативные акты, определяющие условия закупки упомянутых товаров написаны достаточно сложно и вызывают ряд затруднений при применении, как у Заказчиков, так и у участников закупок.

Законодательно определены перечни категорий товаров, на поставку которых установлены ограничения.

Товары в сфере медицины

Одним из наиболее часто применяемых документов, ограничивающих поставку иностранных товаров, является Постановление №102, которое содержит перечень медицинских изделий с указанием кодов ОКПД и , при закупке которых Заказчиком должно быть установлено ограничение допуска.

Аналогичные условия установлены Правительством при закупке ряда лекарственных препаратов иностранного производства, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших.

Прежде всего, стоит отметить, что закупать товары, входящие в перечень и не входящие в него одним лотом прямо запрещено законодательством.

Суть самого ограничения заключается в следующем. Если на участие в закупке подано хотя бы две заявки, в которых содержится предложение о поставке товаров,не иностранного производства. Кроме того производители товаров, предлагаемых в заявках не должны быть аналогичными друг другу.

Если это условие соблюдено, то все заявки, содержащие предложение о поставке иностранных товаров отклоняются, и организации не принимают участия в торгах.

При этом, страна производства товаров должна быть не просто указана в заявке, но и подтверждена сертификатами о происхождении. Заметим, что данный документ не является обязательным в составе заявки, и прикладывается участником, только если он сам желает обезопасить себя от рисков, связанных с отклонением заявки.

Разумеется, что в случае подписания контракта с участником, который победил в закупке, в том числе благодаря применению постановления, товар, поставляемый по контракту, не может быть заменен на товар иностранного производства.

Радиоэлектронная продукция

Закупка этого вида продукции, точнее, ограничения и условия допуска регламентированы Постановлением Правительства РФ № 968. В основной своей части принцип действия ограничения аналогичен постановлению, касающемуся медицинских изделий.

Основная разница состоит в перечне документов, подтверждающих страну происхождения предлагаемого к поставке товара. Помимо сертификата СТ-1 подтверждающими документами будут являться инвестиционные контракты, уведомления и подтверждения Министерства промышленности и торговли РФ.

Пищевые продукты

Условия допуска товаров пищевой промышленности, перечень товаров, на которые распространяются ограничения, определены Постановлением Правительства РФ № 832.

Сохраняя тот же подход к условиям допуска, что и в предыдущих рассмотренных случаях, постановление несколько упрощает способ подтверждения страны происхождения товаров. В данном случае участнику необходимо только продекларировать, то есть попросту указать страну происхождения товара в составе заявки. Разумеется, что при поставке товаров эти сведения должны соответствовать заявленным.

Товары легкой промышленности и машиностроения

Согласно Постановлению №791 закупка товаров легкой промышленности, определенных перечнем для государственных и муниципальных нужд запрещена вовсе. Исключение составляют те случаи, когда закупаемые товары не производятся в России или на территории стран Евразийского союза.

При этом подтверждением отсутствия такого производства является соответствующий документ Министерства промышленности и торговли, который в обязательном порядке должен быть получен Заказчиком при осуществлении закупки.

Относительно товаров сферы машиностроения, условия и ограничения допуска установлены Постановлением № 656. При этом, Правительством аналогичным образом запрещаются к закупке товары иностранного производства, входящие в перечень.