Общественные и межличностные отношения в содержании общения. Общение - основа человеческого бытия

Место общения в системе общественных и межличностных отношений .

Общение и деятельность. Структура общения. Общение как обмен информацией. Особенности вербального и невербального общения. Роль общения для молодёжи в общественных и межличностных отношениях.

Общение и деятельность. В современном научном знании вопрос о соотношении деятельности общения остаётся не вполне решённым. В ряде обществоведческих теорий существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. К такой постановке проблемы, в конечном счёте, подошёл Э.Дюркгейм, когда обратил особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него как совокупность находящихся в статике форм общения. При этом подчёркивается фактор общения как основной в поведении людей, но была недооценена роль преобразовательной деятельности. Таким образом, общественный процесс сводился к процессу духовного речевого общения. Другая точка зрения отождествляет понятия общение и деятельность. В данном случае общение рассматривается как один из видов деятельности человека в обществе. В современной отечественной социальной психологии принимается идея единства общения и деятельности, но не подмена одного понятия другим. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений. Предполагается, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» этой деятельности. Так человек в ходе той или иной деятельности взаимодействует, общается с другими людьми. Общение формирует единство задач, целей индивидов, выполняющих совместную деятельность. Исходя из этого, факт связи общения с деятельностью подтверждается всеми исследователями.

Идея непременного включения общения в деятельность позволяет рассмотреть вопрос о том, какие именно функции выполняет общение в процессе деятельности. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так: посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого участника оптимального понимания её целей, задач, уяснения специфики объекта деятельности и даже возможностей каждого из участников. Таким образом, осуществляя функцию воздействия (регуляционно-коммуникативную функцию), общение ведёт к согласованию деятельности отдельных ее участников и, следовательно, к оптимизации ее результатов. Наряду с этой функцией исследователи выделяют информационно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную функции общения. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что деятельность и общение в реальной социальной активности людей практически всегда сочетаются. Это особенно заметно в групповых,коллективных видах деятельности, где люди, занимаясь делом, общаются.

Структура общения. К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путём выделения в общении трёх взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. При этом не просто происходит обмен значениями, субъекты стремятся выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена. Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействия – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Конкуренция – это соперничество, борьба, конфликт.

Перцептивная сторона общения обозначает процесс восприятия и познания друг друга партнёрами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Все три стороны общения тесно переплетаются друг с другом и составляют процесс общения в целом.

Общение как обмен информацией. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.д. Всё это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Отсюда можно сделать следующий заманчивый шаг и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации, что и делается в ряде систем социально-психологического знания. Поэтому, не исключая возможности применения некоторых положений теории информации при описании коммуникативной стороны общения, необходимо чётко расставлять все акценты и выявить специфику в самом процессе обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми.

Во-первых, общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как приём ее другой системой потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникационного процесса предполагает активность также и в своём партнёре, он не может рассматривать его как некий объект. Другой участник предстаёт тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т.е. анализировать его мотивы, цели, установки (кроме, разумеется, анализа своих собственных целей, мотивов и установок), «обращаться» к нему, по выражению В.Н.Мясищева. Схематично коммуникация может быть изображена как интерсубъектный процесс (SS ). Но в этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнёра. Поэтому в коммуникационном процессе и происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею.

Во-вторых, характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнёры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнёра, т.е. знак изменяет состояние участников коммуникационного процесса, в этом смысле «знак в общении подобен орудию в труде». Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие.

В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой и сходной системами кодификации декодификации. На обычном языке это правило выражается в словах «все должны говорить на одном языке».

Наконец, в-четвёртых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или погрешностями кодирования и декодирования, а носят социальный или психологический характер. С одной стороны. Такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто различным языком,на котором говорят участники коммуникационного процесса, но и различиями более глубокого плана, существующими между партнёрами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнёров по коммуникации к различным социальным группам, и при их проявлении особенно отчётливо выступает включённость коммуникации в более широкую систему общественных отношений. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии этих барьеров: даже конфликтующие стороны ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется благодаря их наличию.

Речь как средство коммуникации. Как бы не были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передаётся при помощи языка, т.е. принимает вербальную или словесную форму. Идея речи, ее содержание доходит до сознания через эмоциональную сферу. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживание человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимые впечатления. Речь есть нечто большее, чем механически производимый ряд звуков, который выражает мимолётные наблюдения и настроения, занимающие в данную минуту того, кто говорит. Речь – это человек в целом. Каждое высказывание и фактически, и в сознании воспринимающего ее представляет собой мгновенное раскрытие всего опыта и характера, намерений и чувств человека. Речь – неотъемлемая часть характера и самым широким образом определяют личность. В наши дни речь, более чем когда либо прежде, представляет собой главное средство, с помощью которого люди живут вместе и сотрудничают в местных, национальных и международных масштабах. Для мира, перед любой грозящей ему опасностью, слово будет тем средством, которым люди добьются победы, если оно восторжествует. Слово является средством передачи информации, но не всегда происходит ее полная передача от одного человека к другому. При передаче информации часто искажается ее смысл, частично происходит ее потеря. Высказывание без ориентации носит форму монолога. Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации. Монологичность в общении воспитывает у людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом. Исследования же показывают, что наиболее эффективной формой общения является диалог. Диалог предполагает свободное владенье речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога – умение задавать вопрос себе и другим. Культура поведения в любом общении не мыслима без соблюдения правил вербального этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом, т.е. со всем стилем речи, принятым в общении людей.

Невербальная коммуникация. Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу. Невербальные средства позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника. Наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д. Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.

Невербальное общение включает в себя пять подсистем:

  1. пространственная подсистема (межличностное пространство);
  2. взгляд;
  3. оптико-кинетическая подсистема (внешний вид, мимика, пантомимика, т.е. позы, жесты);
  4. паралингвистическая или околоречевая подсистема (диапазон, темп, тембр голоса);
  5. экстралингвистическая или внеречесвая подсистема (паузы в речи, смех и т.д.).

Одним из главных видов невербальной коммуникации является выражение лица, которое передаёт определённые эмоции. Поль Экман и его коллеги описали движения лицевых мышц, которые формируют то или иное выражение лица. Они изобрели систему, которую назвали «Кодировочная система выражения лица». Еще Чарльз Дарвин, основатель эволюционной теории, утверждал, что основные модели выражения эмоций одинаковы для всех людей планеты. Исследования Экмана, проведённые среди представителей различных культур, подтверждают этот взгляд. Экман и Фризен изучали туземное племя в Новой Гвинее, члены которого раньше фактически не контактировали с чужеземцами. Когда им показывали картинки с разными выражениями лиц, которые представляли шесть эмоций (счастье, гнев, грусть, отвращение, страх, удивление). Туземцы правильно идентифицировали эти чувства.

Общение как взаимодействие. Анализ общения как взаимодействия представляет значительные сложности. Вообще разделение трёх сторон общения – восприятия, коммуникации взаимодействия возможно только как приём анализа: при всём старании нельзя выделить «чистую» коммуникацию, без восприятия и взаимодействия или «чистое» восприятие. Главное содержание общения – это воздействие на партнёра. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий. В общении происходит постоянная реакция на действия другого. Общаясь, мы постоянно отвечаем для себя на вопрос «Что он делает?», и наше поведение строится исходя из полученного ответа. Общение как взаимодействие можно рассматривать с позиций ориентации на контроль и понимание. Ориентация на контроль предполагает стремление контролировать, управлять ситуацией и поведение других, которое обычно сочетаются с желанием доминировать во взаимодействии. Ориентация на понимание включает в себя стремление понять ситуацию и поведение других. Она связана с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов, с представлениями о равенстве партнёров в общении и необходимости достижения взаимной, а не односторонней удовлетворённости.

Соц.пс анализирует прежде всего те закономерности человеческого поведения и деятельности, которые обусловлены фактом общения и взаимодействия людей. Гл. задача, кот. стоит перед соц. пс,- раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности, чтобы понять, каков результат воздействия социальных условий на деятельность личности. Сама личность, с одной стороны, уже «продукт» этих социальных связей, а с другой стороны, — их созидатель, активный творец. Наблюдается взаимодействие личности и общества в целом, поэтому исследование личности есть всегда другая сторона исследования общества.

Различают два основных вида отношений: общественные и межличностные

Структура общ. отношений исследуется социологией. Они носят безличный характер. В их основе лежат производственные, материальные отношения, над ними надстраивается еще целый ряд: социальные, политические, идеологические. Все это в совокупности представляет собой систему общественных отношений. Специфика их закл. в том, что в них не просто «встречаются» индивид с индивидом, а «встречаются» индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий, политические партии и т.д.). Такие отношения строятся не на основе взаимодействия конкретных личностей, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества.

Межличностные (Мясищев называет их «психологическими») отношения складываются не где-то вне общ. отн.,а внутри них, нет «чистых» общ.отн. Практически во всех групповых действиях участники их выступают как бы в двух качествах: как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности. Вводится понятие «межличностная роль» как фиксация положения человека в системе групповых связей на основе индивидуальных психологических особенностей личности (рубаха-парень, свой в доску, козел отпущения и т.д.). Межл. отн. можно рассм. как фактор психологического «климата» группы. Важнейшая специфическая черта межл. отн. –эмоциональная основа . По набору чувств можно выделить две большие группы:

1)конъюнктивные – сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. Стороны демонстрируют готовность к сотруд-у, к совм. действиям.

2)дизъюнктивные чувства — сюда отн. разъединяющие людей чувства, не возникает желания к сотруд.

Практические отн. между людьми в группе не складываются лишь на основе непосредственных эмоц. контактов. Здесь важны отношения, опосредованные совместной деятельностью. Когда акт общения должен состояться, даже если группы антагонистичны.

В социальной психологии часто используются различные понятия: «социальные отношения», «общественные отношения», «человеческие отношения» и т.д. Но в одних случаях они выступают как синонимы, а в других – противопоставляются друг другу. Под «общественными отношениями» понимают многообразные связи, которые возникают между социальными группами или их членами, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизнедеятельности.

Подчеркнем, что общественные

отношения отражают, прежде всего, конкретно-

исторические связи, способ соединения

общественных субъектов деятельности (классов,

групп и индивидов) друг с другом в процессе

деятельности и в соответствии с ее характером,

общественными функциями, условиями их

выполнения.

Таким образом, общественные отношения обеспечивают целостность данной общественной системы, ее функционирования и развитие. Через общение общественные отношения реализуются и конкретизируются, персонифицируются, т.е. приобретают и личностную форму. Как общество не существует в виде самостоятельного «лица» наряду и вне составляющих его личностей, так и общественные отношения не существуют вне реальной жизнедеятельности и общения людей.

Межличностные

отношения – система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.

Межличностные отношения отражают

всевозможные, субъективные проявления

человека в процессе его взаимодействия с

различными объектами внешнего мира, не

исключая и отношение к самому себе.

Другими словами межличностные отношения

акцентируют внимание на эмоционально-

чувственном аспекте взаимодействия между

Так, в психологическом словаре дается следующее определение межличностных отношений: межличностные отношения – это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.

Известный советский психолог В.Н.Мясищев создал в 1950-60 гг. свою концепцию психологии отношений.

Отношения – это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира .

По В.Н.Мясищеву отношения

человека представляют “ сознательную,

избирательную, основанную на опыте,

психологическую связь его с

различными сторонами объективной

действительности, выражающуюся в его

действиях реакциях, и переживаниях”.

В этой системе можно выделить отношения человека к миру, к людям и

отношения к самому себе. В.Н.Мясищев ввел понятие доминирующего отношения как центрального для понимания сущности личности. Это вопрос о смысле жизни, о том во имя чего живет данный человек. Доминирующее отношение находит свое проявление и в намерениях, и в возможностях, и в деяниях человека. Узловым, по мнению В.Н.Мясищева, является отношение человека к другому человеку. Нарушение именно этих отношений приводит к патологии личности ее разрушению.

Любое отношение - это связь с чем-то или с кем-то. В психологическом смысле эта связь отражает направленность активности человека. Поэтому при исследовании отношений возникает необходимость рассмотрения того, на что эта связь направлена. Отношения к другим людям, к вещам и к делу, которое выполняет человек, по-разному представлены в сознании конкретного индивида, различным образом иерархизированы.

Для нормального развития личности доминирующим оказывается отношение к другим людям. Как писал советский ученый, философ и психолог С.Л.Рубинштейн, “отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. “Сердце” человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего он стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать.” С этой точки зрения отношение человека к другим людям является своеобразным индикатором качества его преобразовательной деятельности как по отношению к миру, так и по отношению к самому себе.

Отношение - это и субъективная позиция, выражающаяся как эмоционально-оценочное отношение и эмоционально-волевая установка человека. Ценностное отношение к другому человеку возможно только на фоне эмоционально-положительного отношения к нему.

Отношения существуют на осознаваемом и на неосознаваемом уровне. Вместе с тем, необходимо отметить, что, говоря о развитии того или иного отношения или системы отношений и о их "данности" в восприятии самому человеку, мы подчеркиваем приоритетное значение сознательного уровня организации психического - постановку целей, прояснение смыслов, осознавание переживания и т.д.

Таким образом, межличностные отношения указывают не только на то, что объектом отношения выступает другой человек, но и на взаимную направленность отношений. Эти отношения могут проявляться в согласии или несогласии, в симпатии или антипатии, в понимании или непонимания и т.д., т.е. определяют способ их выражения в общении. В этом контексте межличностные отношения приобретают характер социально-психологических за счет вмешательства в общественные отношения личных отношений как персонализированной реакции партнеров друг на друга.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

3. Структура общения

Заключение

Библиографический список

Введение

Анализ межличностных отношений как отношений, складывающихся не где-то вне общественных отношений, а внутри них, позволяет расставить акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром.

Оба ряда отношений человека, и общественные, и личные реализуются именно в общении. Таким образом, общение и есть реализация всей системы отношений человека.

Целью данной работы является рассмотрение вопроса о проблеме общения в социальной психологии. Вся эта проблема является специфической проблемой социальной психологии.

В первой главе дается описание общения в системе межличностных отношений.

Вторая глава посвящена рассмотрению двух взаимосвязанных компонентов - общения и деятельности. Наконец, в заключительной главе дается структура общения; здесь же рассмотрены три его взаимосвязанных аспекта: коммуникативный, интерактивный и перцептивный. В частности, в этой главе содержатся основные положения соответствующих теорий отечественных и зарубежных психологов.

Следует отметить, что рассматриваемая проблема хорошо освещена как в отечественной психологической литературе, так и в специализированной периодике.

1. Общение в системе межличностных отношений

В реальном общении даны не только межличностные отношения людей, то есть выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, то есть безличные по своей природе, отношения. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного «построения» системы его связей, а этот процесс и может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. Именно отсюда и вытекает существование общения одновременно и как реальности общественных отношений, и как реальности межличностных отношений. По-видимому, это и дало возможность Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека».

Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в специфических формах общения. Общение как реализация межличностных отношений- процесс, более изученный в социальной психологии. Иногда существует тенденция отождествлять общение и межличностные отношения. Но, хотя эти два процесса и связаны между собой, вряд ли можно согласиться с идеей их отождествления. Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, то есть дано и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому. Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно осуществляется в специфических формах, даже когда отношения крайне обострены. То же относится и к характеристике общения на макроуровне как реализации общественных отношений. И в этом случае, общаются ли между собой группы или индивиды как представители социальных групп, акт общения должен состояться, вынужден состояться, даже если группы антогонистичны. Необходимость такого двойственного понимания общения - в широком и узком смысле слова- вытекает из самой логики понимания связей между межличностными и общественными отношениями.

2. Связь общения и деятельности

При любом подходе принципиальным является вопрос о связи общения с деятельностью. Существуют различные точки зрения на эту проблему. В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Так, например, к такой постановке проблемы в конечном счете пришел Э.Дюркгейм, который обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности.

Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто «общаются» в процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения этого деятельностного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность.

Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется всеми исследователями, стоящими на точке зрения теории деятельности в психологии. Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни.

В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения.

Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидности: в одной из них общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на отдельном этапе онтогенеза, например у дошкольников и особенно в подростковом возрасте. В другой - общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду прежде всего речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще (действия, операции, мотивы и пр.).

Вряд ли очень существенно выяснять достоинства и сравнительные недостатки каждой из этих точек зрения: ни одна из них не отрицает самого главного - несомненной связи между деятельностью и общением, признает недопустимость их отрыва друг от друга при анализе. Тем более что расхождение позиций гораздо более очевидно на уровне теоретического и общеметодологического анализа.

Что касается экспериментальной практики, то в ней у всех исследователей гораздо больше общего, чем различного. Этим общим и является признание факта единства общения и деятельности и попытка зафиксировать это единство. На наш взгляд, целесообразно наиболее широкое понимание связи деятельности и общения, когда общение рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериват.

Такое широкое понимание связи общения и деятельности соответствует широкому же пониманию самого общения: как важнейшего условия присвоения индивидом достижений исторического развития человечества, будь то на микроуровне, в непосредственном окружении, или на макроуровне, во всей системе социальных связей. Принятие тезиса о такой органической связи общения с деятельностью диктует некоторые вполне определенные нормативы изучения общения, в частности на уровне экспериментального исследования.

Один из таких нормативов состоит в требовании исследовать общение не только и не столько с точки зрения его формы, сколько с точки зрения его содержания. Это требование расходится с традицией исследования коммуникативного процесса, типичной для западной социальной психологии. Как правило, коммуникация изучается здесь преимущественно при посредстве лабораторного эксперимента - именно с точки зрения формы, когда анализу подвергаются либо средства коммуникации, либо тип контакта, либо его частота, либо структура как единичного коммуникативного акта, так и коммуникативных сетей. Если общение понимается как сторона деятельности, как своеобразный способ ее организации, то анализа одной лишь формы этого процесса недостаточно. Здесь может быть приведена аналогия с исследованием самой деятельности.

Сущность принципа деятельности в том и состоит, что в отличие от традиционной психологии деятельность тоже рассматривается не просто со стороны формы (то есть не просто констатируется активность индивида), но со стороны ее содержания (то есть выявляется именно предмет, на который эта активность направлена).

Деятельность, понятая как предметная деятельность, не может быть изучена вне характеристики ее предмета. Подобно этому суть общения раскрывается лишь в том случае, когда не просто констатируется сам факт общения и даже не способ общения, но его содержание. В реальной практической деятельности человека главным вопросом является вопрос не о том, каким образом общается субъект, а по поводу чего он общается. Здесь вновь уместна аналогия с изучением деятельности; если там важен анализ предмета деятельности, то здесь важен в равной степени анализ предмета общения.

Ни та ни другая постановки проблемы не даются легко для системы психологического знания: всегда психология шлифовала свой инструментарий лишь для анализа механизма, пусть не деятельности, но активности, пусть не общения, но коммуникации. Анализ содержательных моментов того и другого явлений, можно сказать, не обеспечен методически. Но это не может стать основанием для отказа от постановки вопроса, предписанной как соображениями теории, так и общеметодологическими принципами.

Естественно, что выделение предмета общения не должно быть понято вульгарно: люди общаются не только по поводу той деятельности, с которой они связаны. Ради выделения двух возможных «поводов» общения в литературе разводятся понятия «ролевого» и «личностного» общения. При некоторых обстоятельствах (а именно при высшем уровне развития группы) это личностное общение по форме может выглядеть как ролевое, деловое, «предметно- проблемное». Тем самым разведение ролевого и личностного общения не является абсолютным. В определенных отношениях и ситуациях и то и другое сопряжено с деятельностью.

Идея «вплетенности» общения в деятельность позволяет также детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности может «конструировать» общение. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так, что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания целей, задач деятельности, уяснение специфики объекта ее и даже возможностей каждого из ее участников. Включение общения в это процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников. Это согласование деятельностей отдельных участников возможно осуществить благодаря такой характеристике общения, как присущая ему функция воздействия, в которой и проявляется «обратное влияние общения на деятельность».

Специфику этой функции мы выясним вместе с рассмотрением различных сторон общения. Сейчас же важно подчеркнуть, что деятельность посредством общения не просто организуется, но именно обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми. Все сказанное позволяет сделать вывод, что принцип связи и органического единства общения с деятельностью, разработанный в отечественной социальной психологии, открывает действительно новые перспективы в изучении этого явления.

3. Структура общения

общение социальный психология коммуникативный

Учитывая сложность общения, необходимо каким- то образом обозначить его структуру, с тем, чтобы затем был возможен анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по- разному, как и к определению его функций. В отечественной социальной психологии структура общения характеризуется путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимодействия. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие.

Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, то есть в условиях непосредственного контакта между людьми. Отдельно следует рассмотреть вопрос о средствах и механизмах взаимодействия людей друг на друга в условиях их массовых действий. К таким механизмам в социальной психологии традиционно относятся процессы психического заражения, внушения (или суггестии) и подражания. Хотя каждый из них в принципе возможен и в случае непосредственного контакта, гораздо большее, самостоятельное значение они получают именно в ситуациях общения больших масс людей. В этой схеме не рассматриваются ни механизм, ни формы, ни функции общения в том широком смысле слова, о котором шла речь выше.

В принципе, следует, например, говорить о двух рядах функций общения: социальных и собственно социально-психологических. Однако практическая социальная психология анализирует преимущественно вторые, проблемы же, связанные с пониманием общения в более широком плане, здесь просто не ставятся. Это объясняется тем обстоятельством, что в сложившейся традиции проблемы эти исследуются в русле других дисциплин, в частности в социологии. Считать это большим достоинством психологии не приходится. Однако на данном этапе ее развития практически к такого рода проблемам она не приступала. Рассмотрим характеристики каждой из выделенных сторон общения.

3.1 Коммуникативная сторона общения

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют ввиду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Отсюда можно сделать следующий заманчивый шаг и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации.

Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, ибо в нем опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации. Не говоря уже о том, что при таком подходе фиксируется в основном лишь одно направление потока информации, а именно от коммуникатора к реципиенту (введение понятия «обратной связи» не изменяет сути дела), здесь возникает и еще одно существенное упущение. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Поэтому, не исключая возможности применения некоторых положений теории информации при описании коммуникативной стороны общения, необходимо четко расставить все акценты и выявить специфику даже в самом процессе обмена информацией, который, действительно, имеет место и в случае коммуникации между двумя людьми. Во- первых, общение нельзя рассматривать как отправление информации какой- то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности.

Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект. Другой участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, то есть анализировать его мотивы, цели, установки (кроме, разумеется, анализа и своих собственных целей, мотивов, установок). Но в этом случае нужно предполагать, что в ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера. Поэтому в коммуникативном процессе и происходит не простое «движение информации».

Но как минимум активный обмен ею. Главная «прибавка» в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации. Эту значимость информация приобретает потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но и стремятся при этом выработать общий смысл.

Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание. Во- вторых, характер обмена информацией между людьми, а не между, предположим, кибернетическими устройствами определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, то есть знак изменяет состояние участников коммуникационного процесса. Коммуникационное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения.

Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает (в определенном смысле) изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. Ничего похожего не происходит в «чисто» информационных процессах. В- третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке».

Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки, и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Еще Л.С. Выготский отмечал, что «мысль никогда не равна прямому значению слов».

Поэтому у общающихся должны быть идентичны - в случае звуковой речи- не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности. В- четвертых в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры.

Эти барьеры не связаны с уязвимыми местами в каком- либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования. Они носят социальный или психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из- за того, что отсутствует единое понимание ситуации общения, вызванное не просто различным «языком» на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание.

Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, и при их проявлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему общественных отношений. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии этих барьеров, даже военные противники ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется благодаря их наличию.

С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить и более «чисто» выраженный психологический характер: они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого, присутствие у кого- то черты, получившей название «некоммуникабельность»), или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.п. В этом случае особенно четко выступает та связь, которая существует между общением и отношением, отсутствующая, естественно, в кибернетических системах.

Необходимо добавить, что сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое- то действие. Стимуляция в свою очередь может быть различной. Прежде всего, это может быть активизация, то есть побуждение к действию в заданном направлении. Далее, это может быть интердикция, то есть тоже побуждение, но побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности.

Наконец, это может быть дестабилизация- рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности. Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах, она не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя, в конечном счете, и в этом случае общее правило человеческой коммуникации действует. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьироваться от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в сам текст сообщения явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, то есть тем лицом, от которого исходит информация. Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем.

Существуют несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (используются различные неречевые знаковые системы).

Вербальная коммуникация, как уже было сказано, использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощью речи менее всего теряется смысл сообщения.

Правда, этому должна соответствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как он сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков.

Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом последнем случае отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования, раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей» (условный термин, обозначающий «говорящего» и «слушающего»), то есть когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, то есть и происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации».

Однако, коммуникативный процесс оказывается неполным, если мы отвлекаемся от невербальных его средств. Первым среди них нужно назвать оптико-кинетическую систему знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например в различных национальных культурах. Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований- кинетика, которая специально имеет дело с этими проблемами.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система - это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон тональность. Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха наконец, сам темп речи. Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также особой знаковой системой, несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций.

Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях. В целом все системы невербальной коммуникации, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.

3.2 Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общения- это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Важность интерактивной стороны общения привела к тому, что в истории социальной психологии сложилось специальное направление, которое рассматривает взаимодействие исходным пунктом всякого социально-психологического анализа.

Это направление связано с именем Г. Мида, который дал направлению и имя - «символический интеракционизм». Концепцию Мида иногда называют «социальным бихевиоризмом», и это значительно запутывает дело. Мид действительно употреблял термин «бихевиоризм» для характеристики своей позиции, но у него термин приобретал совершенно особое значение. Для Мида бихевиоризм лишь синоним такого метода анализа сознания и самосознания, который не имеет ничего общего с интроспекцией и построен целиком на фиксировании наблюдаемого и контролируемого поведения. В остальном же весь арсенал бихевиористской аргументации у Мида отсутствует.

Выясняя социальную природу человеческого «Я», Мид вслед за Джемсом пришел к выводу, что в становлении этого «Я» решающую роль играет общение. Мид использовал также идею Ч. Кули о так называемом «зеркальном Я», где личность понимается как сумма психических реакций человека на мнения окружающих. Однако у Мида вопрос решается значительно сложнее. Становление «Я» происходит действительно в ситуациях общения, но не потому, что люди есть простые реакции на мнения других, а потому, что эти ситуации есть вместе с тем ситуации совместной деятельности. В них формируется личность, в них она осознает себя, не просто смотрясь в других, но действуя совместно с ними.

Для Мида ситуация общения раскрывается как ситуация прежде всего взаимодействия. Моделью таких ситуаций является игра, которая у Мида выступает в двух формах: play и game. В игре человек выбирает для себя так называемого «значимого другого» и ориентируется на то, как он воспринимается этим «значимым другим». В соответствии с этим у человека формируется и представление о себе самом, о своем «Я». Вслед за У. Джемсом Мид разделяет это «Я» на два начала (здесь за неимением адекватных русских терминов мы сохраняем их английское наименование): «I» и «me».

«I»--это импульсивная, творческая сторона «Я», непосредственный ответ на требования ситуации; «me»--это рефлексия «I», своего рода норма, контролирующая деятельность «I» от имени соци­ального взаимодействия, это усвоение личностью отношений, которые складываются в ситуации взаимодействия и которые требуют сообразовываться с ними.

Постоянная рефлексия «I» при помощи «те» необходима для зрелой личности, ибо именно она способствует адекватному восприятию личностью себя самой и своих собственных действий. (Внешне эти идеи Мида имеют некоторое сходство со схемой Фрейда относительно взаимоотношений «ид» и «эго».

Но содержание, которое придавал Фрейд этому отношению, сводилось к сексуаль­ному контролю, у Мида же при посредстве этого отношения контролируется вся система взаимодействий личности с другими.) Таким образом, центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого процесса является установление контроля действий личности тем представлением о ней, которое складывается у окружающих. Несмотря на важность постановки такой проблемы, в теории Мида содержатся существенные методологические просчеты.

Главными из них являются два. Во-первых, непропорционально большое значение уделяется в этой концепции роли символов. Вся обрисованная выше канва взаимодействия детерминируется системой символов, т. е. деятельность и поведение человека в ситуациях взаимодействия в конечном счете обусловлены символической интерпретацией этих ситуаций.

Человек предстает как существо, обитающее в мире символов, включенное в знаковые ситуации. И хотя в известной степени с этим утверждением можно согласиться, поскольку в определенной мере общество, действительно, регулирует действия личностей при помощи символов, излишняя категоричность Мида приводит к тому, что вся совокупность социальных отношений, культуры -- все сводится только к символам.

Отсюда вытекает и второй важный просчет концепции символического интеракционизма: интерактивный аспект общения здесь вновь отрывается от содержания предметной деятельности, вследствие чего все бо­гатство макросоциальных отношений личности по существу игнорируется. Единственным «представителем» социальных отношений остаются лишь отношения непосредственного взаимодействия. Поскольку символ остается «последней» социальной детерминантной взаимодействия, для анализа оказывается достаточным лишь описание данного поля взаимодействий без привлечения широких социальных связей, в рамках которых данный акт взаимодействия имеет место. Происходит известное «замыкание» взаимодействия на заданную группу. Конечно, и такой аспект анализа возможен и для социальной психологии даже заманчив, но он явно недостаточен.

3.3 Перцептивная сторона общения

Как отмечалось выше, в процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по- разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет не просто «согласовывать действия», но и устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви.

В любом случае большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Термином «Социальная перцепция» исследователи, в том числе и в социальной психологии, называют процесс восприятия так называемых «социальных объектов», под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности.

Однако этот термин не является для нашего случая точным. Для того, чтобы более точно обозначить о чем идет речь в интересующем нас плане, целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии. Именно эти процессы непосредственно включены в общение в том его значении, в каком оно рассматривается здесь. Но кроме этого возникает необходимость и еще в одном комментарии.

Восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами, что само употребление слова «восприятие» кажется здесь не совсем точным. Во всяком случае, ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, не укладывается в традиционное описание перцептивного процесса, как он дается в общей психологии. В отечественной литературе весьма часто в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека».

Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которые оно проходит. Такой подход предложен, в частности, польским исследователем Я. Щепаньским. Для Щепаньского центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление: а) пространственного контакта, б) психического контакта (по Щепаньскому, это взаимная заинтересованность), в) социального контакта (здесь это совместная деятельность), г) взаимодействия (что определяется, как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...»), наконец, д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий).

Хотя все сказанное относится к характеристике «социальной связи», такой ее вид, как «взаимодействие», представлен наиболее полно. Выстраивание в ряд ступеней, предшествующих взаимо­действию, не является слишком строгим: пространственный и психический контакты в этой схеме выступают в качестве предпосылок индивидуального акта взаимо­действия, и потому схема не снимает погрешностей предшествующей попытки.

Но включение в число предпосылок взаимодействия «социального контакта», понятого как совместная деятельность, во многом меняет картину: если взаимодействие возникает как реализация совместной деятельности, то дорога к изучению его содержательной стороны остается открытой. Однако нестрогость схемы снижает ее возможности для познания структуры взаимодействия. Практически в эксперимен­тах исследователи пока имеют дело с феноменом взаимодействия как таковым, без удовлетворительных попыток отыскания его анатомии. Таким образом, для социальной психологии весьма значимым является исследование не только кооперативной формы взаимодействия.

Кроме того, при абсолютном принятии лишь одного типа взаимодействий снимается принципиально важная проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия. А это содержание деятельности может быть весьма различным. Можно констатировать кооперативную форму взаимодействия не только в условиях производства, но, например, и при осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных поступков -- совместного ограбления, кражи и т. д.

Поэтому кооперация в социально-негативной деятельности не обязательно та форма, которую необходимо стимулировать; напротив, деятельность, конфликтная в условиях асоциальной деятельности, может оцениваться позитивно. Кооперация и конкуренция лишь формы «психологического рисунка» взаимодействия, содержание же и в том и в другом случаях задается более широкой системой деятельности, куда кооперация или конкуренция включены. Поэтому, не оспаривая важности исследования кооперативных форм взаимодействия, вряд ли правильно игнорировать и другую форму, а самое главное, вряд ли правильно рассматривать их обе вне социального контекста деятельности.

Заключение

Таким образом, в данной работе нами была рассмотрена проблема общения в социальной психологии. Как нами было показано - общение связано и с общественными и с личными отношениями человека. Оба ряда отношений человека, и общественные, и личные реализуются именно в общении.

Таким образом, общение и есть реализация всей системы отношений человека. В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу, то есть включены в общение. Кроме того, общение неразрывно связано с человеческой деятельностью. Само общение между людьми происходит непосредственно в процессе деятельности, по поводу этой деятельности. Общение, являясь сложным психологическим явлением, имеет свою структуру.

В межличностном общении могут быть выделены три стороны.

1. Коммуникативная сторона общения связана с обменом информацией, обогащением друг друга за счет накопления каждым запаса знаний.

2. Интерактивная сторона общения служит практическому взаимодействию людей между собой в процессе совместной деятельности. Здесь проявляется их способность сотрудничать, помогать друг другу, координировать свои действия, согласовывать их. Отсутствие навыков и умений общения или недостаточная их сформированность отрицательно сказываются на развитии личности.

3. Перцептивная сторона общения характеризует процесс восприятия людьми других людей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств.

Основными механизмами восприятия и познания друг друга в процессах общения являются идентификация, рефлексия и стереотипизация. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения в их единстве определяют его содержание, формы и роль в жизнедеятельности людей.

Библиографический список

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., МГУ, 1988.

2. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии / Методологические проблемы социальной психики. М., 1976. С.130.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1987.

4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. С.5.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 289.

Андреева Г.М. Социальная психология. М., МГУ, 1988. С. 88.

Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей

психологии / Методологические проблемы социальной психики. М., 1976. С.130.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. С. 289.

Андреева Г.М. Социальная психология. М., МГУ, 1988. С. 94.

Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956. С. 379.

Андреева Г.М. Социальная психология. М., МГУ, 1988. С. 102.

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. С.5.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. С. 289

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Необходимость общения для психологического развития человека, его виды и функции. Уровни общения по Б. Ломову. Мотивационный и когнитивный компоненты в структуре общения. Взаимосвязь коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения.

    контрольная работа , добавлен 23.11.2010

    Система отношения человека к другим людям и ее реализация в форме общения. Стадии развития потребности ребенка в общении. Связь общения с деятельностью. Основные функции общения. Формирование межличностных отношений как одна из особенностей общения.

    реферат , добавлен 10.10.2010

    Понятие и основные концепции, типы и виды общения, характеристика основных его функций. Научные подходы к пониманию проблем общения в социальной психологии: информационный, интеракциональный, реляционный. Структура, содержание и формы феномена общения.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2009

    Роль общения в психическом развитии человека. Аспекты и виды общения. Структура общения, его уровень и функции. Понятие кодирования информации в процессе общения. Интерактивная и перцептивная стороны общения. Накопление человеком культуры общения.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2010

    Осуществление взаимодействия человека с окружающим миром в системе объективных отношений. Категория общения в психологической науке. Вид общения. Трансактный анализ общения. Трудности в процессе общения. Путь исследования межличностного взаимодействия.

    реферат , добавлен 04.11.2008

    Понятие делового общения, его структура и связь с личностными качествами человека. Некоторые аспекты истории развития делового общения в структуре социальной психологии. Специфика психологического и педагогического подходов к изучению делового общения.

    реферат , добавлен 04.12.2013

    Изучение общения как процесса взаимодействия людей. Теоретический анализ проблемы общения в зарубежной и отечественной психологии. Характеристика межличностных отношений как социально-психологического феномена. Особенности общения в студенческой группе.

    курсовая работа , добавлен 23.07.2015

    Понятие и классификация общения как основы межличностных отношений. Специфика перцептивной фазы делового общения. Сущность трансакционного анализа. Основные формы трансакта, значение их в бесконфликтном построении разумного, культурного поведения.

    контрольная работа , добавлен 18.05.2009

    Общение как базовая категория психологии наряду с сознанием, деятельностью и личностью. Процесс установления и развития контактов между людьми. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Вербальная и невербальная коммуникация.

    контрольная работа , добавлен 21.04.2012

    Понятие общения в психологии. Виды общения с осужденными. Знание языка жестов, телодвижений. Средства невербального общения. Особенности изучения невербального общения в кинесике, такесике, проксемике. Особенности невербального общения в среде осужденных.

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ 10.1

Общение как реализация общественных и межличностных отношений. Значение общения для развития индивида и общества

Многие социологи и психологи определяют степень значи­ мости общения в системе межличностных отношений по-раз­ ному, с учетом специфики. Одни предпочитают рассматривать общение как основу общественных отношений, другие - как последствия отношений. Существует мнение, что общение - это отражение общественных отношений в сознании людей и самого общества. Общение можно представить как систему невидимых связующих нитей, пересекающих все сферы дея­ тельности человечества, оно способствует реализации безлич­ ных, постоянных и переменных отношений.

Процесс общения зависит от сознательного и бессознатель­ ного инстинктов индивида. Если сознательное общение выра­жается в конкретных и заранее спланированных актах, то бес­ сознательное происходит естественным образом. Психологи склонны считать общение совокупностью социального и пси­ хологического инстинктов. Для социальных психологов обще­ ние - это основной компонент развития индивида. Участни­ ки общения зачастую неосознанно определяют его место в меж­ личностных отношениях.

В процессе общения человек берет на себя исполнение не­ кой межличностной роли, возможной в системе групповых свя­ зей. Эта роль зависит от влияния его индивидуальных психо­ логических особенностей. Если человек обладает сильными психологическими качествами, то его роль в межличностных отношениях будет соответствовать понятию «лидер», и наобо­рот - психологически слабый человек становится исполните­ лем роли «козла отпущения». Выражение личностных качеств в процессе ролевого общения обязательно вызывает ответные реакции других его участников.

Межличностные отношения выражаются посредством эмо­ ций. Отечественные социальные психологи различают три вида

эмоциональных проявлений индивида: аффекты, эмоции и чувства. Эти проявления многогранные и различны по силе выражения, которая зависит от ситуации. Чувства принято де­ лить на две группы. Первая группа - конъюнктивные чувства, которые сближают людей, объединяют их цели, желания. Вто­ рая группа - дизъюнктивные чувства, имеющие разрушающую силу и отрицательно сказывающиеся на отношениях.

Общественные отношения складываются из межличност­ных отношений. Если межличностные отношения строятся на взаимном доверии и притяжении, то общественные основаны на единстве профессиональных и общественных целей, неза­ висимо от чувств и личных мнений.

Современная жизнь заставляет искать новые методы оцен­ки общения. Значение проводящихся с этой целью исследова­ ний велико, так как анализ связи общественных и межличност­ ных отношений дает возможность понять сущность человека, его ориентиры во взаимодействии с окружающим миром, а так­ же состояние его внутреннего мира. В отличие от отечествен­ ных коллег западные исследователи предпочитают понятию «общение» термин «коммуникация». Вместе с тем разница в наименовании не означает различие сущности, поэтому и об­ щение, и коммуникация идентичны.

Структура общения. Коммуникативный компонент общения

Исследователи выделяют множество разновидностей струк­ туры общения. Достаточно распространена структура, вклю­чающая коммуникативную, интерактивную и перцептивную части. Коммуникативная часть структуры общения подразуме­вает простой обмен информацией. Интерактивная часть обще­ ния основана на взаимодействии индивидов. Перцептивная часть выражается в восприятии и познании друг друга индиви­ дами с целью поддержания интерактивной части общения.

Коммуникативная часть общения представляет собой вза­ имный обмен индивидами кодированной информацией с це­ лью дальнейшего ее использования, которое возможно только в случае, если оба участника распознают систему кодировки информации. Препятствия, возникающие при кодировке и де-

кодировке, часто имеют социальную или психологическую ос­ нову. Информация, которой оперируют коммуникаторы, мо­ жет быть разной по характеру и по сути: просьба, приказ, по­ желание, сообщение, намек.

Простейшие модели коммуникации - вербальная и невер­ бальная. Вербальная коммуникация использует в качестве-ко­дировки речь. Невербальная - четыре группы средств обще­ ния: паралингвистические и экстралингвистические, оптико-кинетические, а также проксемика и визуальный контакт.

Паралингвистические и экстралингвистические средства общения представляют собой различные околоречевые надбав­ ки, с помощью которых человек может передавать смысловую окраску своей речи (паузы, покашливание, растягивание слов и т.д.). Оптико-кинетическое общение выражается жестами, мимикой. Проксемика организует общение в пространстве и времени. Визуальное общение предполагает зрительное вос­ приятие друг друга общающимися.

Г. Д. Лассуэлл предложил модель коммуникативного процес­ са, состоящую из пяти вопросов.

    Кто говорит?

    Что сообщает?

    Кому?

    По какому каналу?

    С каким эффектом?

Первый вопрос предполагает анализ управления коммуни­ кативным процессом, второй - анализ содержания сообще­ ний. Суть третьего вопроса заключается в анализе аудитории, которой сообщения адресуются, четвертый вопрос направлен на анализ средства коммуникации, а пятый вопрос позволяет проанализировать результат общения. Данная модель демон­ стрирует формирование процесса общения.

Структура общения включает понятие «дистанции общения». ! Дистанция между общающимися может быть публичной, офи­ циально-деловой, межличностной и интимной. Каждая из них определяет расстояние, которое будет комфортным для обще­ния. Публичная дистанция (более 3,7 м) позволяет выступать перед большими аудиториями. Официально-деловая, или со­циальная, дистанция (от 1,2 до 3,7 м) подходит для общения между незнакомыми или поверхностно знакомыми людьми.

Межличностная дистанция (от 0,5 до 1,2 м) предполагает дру­ жеское, приятельское общение. Интимная дистанция, (от 0 до 0,5 м) предназначена для общения близких и родных людей.

Интерактивная часть общения подразумевает общение лю­ дей в сфере профессиональной деятельности и может быть ко­ оперативной и конкурентной. Кооперативное общение подра­ зумевает совместную координацию действий. Любая совмест­ ная деятельность основана на добровольной кооперации участников. Конкуренция противоположна кооперации и пред­ ставляет собой одну из форм конфликта.

Перцептивная часть общения основана на понимании и вза­ имном восприятии друг друга. Перцепция - это познаватель­ ный процесс, в ходе которого происходят анализ и осмысле­ ние получаемой через органы чувств информации об окружа­ ющем мире..

Коммуникативным компонентом общения считается совокуп­ ность умений, знаний, навыков, которые с возрастом начина­ ют регрессировать. Общение в любой сфере деятельности под­ разумевает не только обмен информацией, но и параллельное обучение и получение опыта»" Коммуникативные компоненты развивают способность восприятия другого человека как рав­ноправного партнера по общению, умение вызывать доверие, формировать совместное мышление, а также предугадывать возникновение конфликтных ситуаций. Коммуникативные компоненты предполагают и конструктивную критику.

Вместе с тем, любое общение связано с возникновением ком­ муникативных барьеров, препятствующих взаимодействию ин­ дивидов. К барьерам взаимодействия относятся мотивацион- ный, этический барьеры и барьер стилей общения. Кроме того, выделяют барьеры восприятия и понимания: эстетический, со­ циального положения, отрицательных эмоций, состояния здо­ ровья, психологической защиты, установки, двойника, неже­ лания общаться. Общение людей настолько многогранно, что определить четкие границы барьеров довольно сложно.

Современная жизнь способствует увеличению числа барье­ров общения. Для их преодоления следует слушать себя, конт­ ролировать свои эмоции и поведение, чаще «ставить» себя на место партнера и рассматривать ситуацию с объективной точ­ ки зрения.

Феномен каузальной атрибуции. Феномен межличностной аттракции

Теория каузальной атрибуции об интерпритациях причин­ности в процессе социального восприятия определяет особен­ ности поведения индивида в результате психической проекции. Определенный образ человека накладывается на его собствен­ный, в результате чего этот образ воспринимается как подлин­ ный. Основным элементом каузальной атрибуции считается совокупность внешнего вида человека и того образа, которым его наделяют окружающие. Сама атрибуция предполагает при­ писывание образа. Автором теории каузальной атрибуции яв­ ляется Ф. Хайдер.

Для исследования феномена каузальной атрибуции значи­ мой стала теория Э. Джонса и К. Девиса, которые выяснили и упорядочили причины возникновения межличностной атри­буции. Также в теорию каузальной атрибуции вошли теории Д. Бёма (самовосприятие), Т. Келли (поиск причин поведения).

Теория каузальной атрибуции основывается на трех тезисах.

    Любой человек старается осознанно или неосознанно объяснить свои или чужие поступки.

    Все поступки людей закономерны.

    Причинные объяснения всегда оказывают существенное влияние на сознание людей.

Каузальная атрибуция применяется как идентификация или категоризация, как основные критерии оценки. Психологи и психотерапевты советуют при проведении каузальной атрибу­ ции не только опираться на личные опыт и знания, но и ста­раться ставить себя на место идентифицируемого человека. Наблюдая за поведением человека в естественных условиях, можно выявить, какие эмоции у него преобладают, какие дей­ствия может предпринять человек в следующий момент. При смене обстановки люди могут менять и свое поведение. В оди­наковых ситуациях многие используют поведенческие шабло­ ны, усвоенные посредством воспитания или влияния окружа­ ющих.

Различают поведение установочное и обстановочное. Устано­ вочное поведение регулируется на основании тех психологиче­ ских установок, которые были использованы при воспитании

ин дивида его родителями, опекунами, обществом, к которому

Межличностная аттракция Т. Ньюкомбом. Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние налюдей». Позже сферах современной жизни.

Многие ученые, поводившие исследования в области меж­личностных отношений, стали сторонниками теории детерми- нантных факторов аттракции, которые выступают стимулами общения. В 1970 г. А. и Б. Лотт

Дж. Хоманс достижения они готовы к определенным затратам. Так выгля­ дит теоретическое построение межличностной аттракции. Но эта теория не содержит поправок на поведенческий инстинкт ношений.

индивида его родителями, опекунами, обществом, к которому он принадлежит. Установочные барьеры помогают или мешают человеку достичь личных целей, выполнить обещания. Многие установки становятся устаревшими в данное время и могут быть опасными для человека. Поэтому психологи рекомендуют ро­дителям более серьезно относиться к воспитанию своих детей. Обстановочное поведение в основном регулируется ситуацион­ ным фактором и зависит от самих ее участников.

Межличностная аттракция "формируется из положительно­го эмоционального отношения людей друг к другу. Главные ис­ следовательские работы по изучению межличностной аттракции начали проводиться в 1930 гг. исследователями Я. Морено и Т. Ньюкомбом. В то же время в США вышла книга Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Позже на основании тезисов этой книги и теории Морено и Ньюкомба стало актуальным изучение межличностного общения в разных сферах современной жизни.

Многие ученые, поводившие исследования в области меж­личностных отношений, стали сторонниками теории детерми-нантных факторов аттракции, которые выступают стимулами общения. В 1970 г. А. и Б. Лотт разработали теорию «цепи под­ крепления», суть которой заключается в обмене балансовой информацией, составляющей основу аттракции. В процессе общения индивиды обмениваются различными данными и, достигнув понимания, создают предпосылки межличностной аттракции. Позже была разработана и теория научения межлич­ ностной аттракции - модель подкрепления эмоций. И. П. Пав­ лов внес в теорию межличностных отношений логику и обус­ ловленность. Он предположил ассоциативную основу возник­ новения аттракции на примерах развития рефлексов у собак.

Дж. Хоманс выявил, что социальный обмен можно структу­ рировать с помощью экономических факторов. Он объяснил человеческие взаимоотношения на основе коэффициента за­ трат и приобретений: людям присуще искать выгоду, и для ее достижения они готовы к определенным затратам. Так выгля­дит теоретическое построение межличностной аттракции. Но эта теория не содержит поправок на поведенческий инстинкт как самый древний и самый надежный метод установления от­ ношений.

Проблема конфликта в социальной психологии

Коммуникация как процесс общения начинается с совмест­ного положительного решения об обмене информацией с даль­нейшим продолжением самого коммуникационного процесса. В нем могут принимать участие неограниченное число людей, каждый из которых должен внести свой вклад в организацию полноценного и эффективного общения. Обмен информаци­ей с большим числом участников этого процесса должен за­канчиваться планированием совместной деятельности. В таком случае общение можно считать состоявшимся.

Взаимодействие двух участников считается простым обще­нием, привлечение более трех участников - сложным. Учас­тие в процессе общения нескольких групп может быть основа­но как на взаимопонимании, так и на конфронтации этих групп. Конфронтация может быть выражена в форме конку­рентной борьбы. Самым ярким вариантом выражения конку­ренции является конфликт. Социальная психология при изучении конфликтов предпо­лагает анализ вторичных социально-психологических аспек­тов (осознание конфликта каждым участником) и выделение частного класса конфликта. Для того чтобы выполнить обе за­дачи, необходимо иметь адекватную понятийную схему иссле­дования, которая должна охватывать основные характеристи­ки конфликта. Конфликтные ситуации могут характеризовать­ся структурой, динамикой, функцией, типологией.

Понятие конфликта можно определить как противостояние разнополюсных точек зрения, взглядов на конкретную ситуа­цию. Любой конфликт подразумевает отрицательное эмоцио­нальное переживание и тягостные последствия. Чаще всего конфликт можно представить в сочетании трех основных ком­понентов.

    Конфликт основан на противоречии, которое является следствием различия интересов, представлений.

    Каждый конфликт затрагивает значимые для участника ценности, которые могут стать причиной негативных эмоций, а эмоции - это основное препятствие к открытому диалогу.

    Конфликты предполагают выяснение личных отношений, поиск отрицательных качеств оппонентов и т.д.

Все три компонента конфликтной ситуации варьируются в зависимости от силы самого конфликта, объекта, личностных

и профессиональных характеристик участников конфликтной ситуации.

Структура конфликта рассматривалась социологами по-раз­ ному, но сегодня определены следующие ее составляющие: воз­ никновение конфликтной ситуации, наличие участников, объект конфликта (причина конфликта), пусковой механизм конфликта, развитие и разрешение конфликта. Выделяют ста­ дии конфликта: возникновение противоречия между индиви­ дами; выявление желания индивидов развивать конфликтную ситуацию; осознание индивидами сути и источника конфлик­та; проявление конфликтных отношений; определение участ­ников и сторон конфликта; «затухание» конфликта.

М. Дойч разделил конфликты на деструктивные и продук­ тивные. Деструктивными называются те конфликты, которые ведут к разобщению людей, вовлекая большое количество уча­ стников. Притом в процессе развития конфликта причины его возникновения теряют свое значение, поэтому разрешить та­кой конфликт довольно сложно. Именно деструктивный кон­фликт способствует возникновению стрессов и психологиче­ ского дискомфорта.

Продуктивный конфликт возникает в результате расхожде­ ния мнения о решении конкретных задач и не затрагивает лич­ ные взаимоотношения. Такой конфликт всегда дает результат, приемлемый для всех участников. Признание правильным ре­ шения, предложенного одной из сторон, может стать началом кооперативного взаимодействия. Очень редко деструктивный конфликт перерождается в продуктивный.

Социальная психология изучает много вариантов конфлик­тов и их течение. Каждый пример конфликтной ситуации мож­ но измерить по степени конфликтности, по вовлеченности уча­ стников (внутриличностные, межличностные, межгрупповые, между группой и одним человеком). Кроме того, конфликты могут различаться по уровням: горизонтальные и вертикаль­ ные. По времени протекания различают кратковременные и длительные конфликты. Источники также могут быть основой классификации конфликтов: если конфликт возникает в ре­ зультате проявления личных качеств одного индивида, не при­ емлемых для других, конфликт является субъективным; если затронуты различные сферы деятельности - конфликт объек­ тивный.

Многие социологи выделяют также реалистические и нере­алистические конфликты. Первые характеризуются тем, что участники стараются реализовать конкретные планы, постав­ленные задачи, следуют четко разработанному плану. Вторые не имеют четкой цели, участники нереалистического конфлик­та скорее стремятся избавиться от накопившейся отрицатель­ной эмоциональной энергии, стресса, агрессии. После дости­жения участниками целей конфликт сам собой разрешается.

Вопросы и задания для повторения

    Объясните суть термина «общение».

    Расскажите о межличностных отношениях и реализации общения через межличностные отношения.

    Расскажите о структуре общения.

    Что такое коммуникативный компонент общения?

    Какие барьеры могут быть в общении?

    Назовите типы общения, дайте им характеристики.

    Раскройте смысл интерактивного компонента общения.

    Назовите структурные компоненты конфликта, дайте им краткую характеристику.

    Назовите виды конфликтов, раскройте суть каждого вида.

    Назовите элементарные модели коммуникации. Дайте им характеристику, приведите примеры для каждой мо­ дели.