Н.С. Лесков "Очарованный странник": описание, герои, анализ произведения

История создания и публикации

Летом 1872 года Лесков совершил путешествие по Ладожскому озеру на острова Валаам, Корелу, где жили монахи. Именно тогда родился замысел истории о русском страннике. К концу года рассказ был написан, озаглавлен «Чернозёмный Телемак» и предложен к публикации редакции журнала «Русский вестник». Однако главный редактор журнала М. Н. Катков отказал, ссылаясь на «сыроватость» произведения.

Повесть впервые была опубликована в газете «Русский мир», с 15 октября по 23 ноября 1873 года, под заглавием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения» и с посвящением С. Е. Кушелеву (именно в его доме Лесков впервые читал повесть).

Художественные особенности

Повествовательная организация повести представляет собой сказ - воспроизведение устной речи, имитацию импровизационного рассказа. Причем воспроизводится не только манера речи рассказчика, Ивана Флягина, но и речевые особенности тех персонажей, о которых он рассказывает.

Повесть делится на 20 глав, первая представляет собой своеобразную экспозицию, пролог, остальные повествуют о жизни героя и являются отдельными, более или менее законченными историями. Логика повествования определяется не хронологией событий, а воспоминаниями и ассоциациями рассказчика («что вспомню, то, извольте, могу рассказать»).

Формально повесть обнаруживает сходство с каноном жития: рассказ о детстве героя, последовательное жизнеописание, борьба с искушениями.

Краткое содержание повести «Очарованный странник»

По дороге к Валааму на Ладожском озере встречаются несколько путников. Один из них, одетый в послушничий подрясник и по виду «типический богатырь», рассказывает, что, имея «Божий дар» к приручиванию лошадей, он, по родительскому обещанию, всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть. По просьбе путников бывший конэсер («Я конэсер-с, <…> я в лошадях знаток и при ремонтёрах состоял для их руководствования», - говорит о себе сам герой) Иван Северьяныч, господин Флягин, рассказывает свою жизнь.

Происходя родом из дворовых людей графа К. из Орловской губернии, Иван Северьяныч с детства пристращается к лошадям и однажды «смеха ради» забивает до смерти монаха на возу. Монах является ему ночью и корит за лишение жизни без покаяния. Он же рассказывает Ивану Северьянычу, что тот - «обещанный» Богу сын, и даёт «знамение», что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, до того как придёт настоящая «погибель» и Иван Северьяныч пойдёт в чернецы. Вскоре Иван Северьяныч по прозвищу Голован спасает своих хозяев от неминуемой гибели в страшной пропасти и впадает в милость. Но отрубает хвост хозяйской кошке, которая таскает у него голубей, и в наказание его жестоко порют, а потом отсылают в «аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить». Последнее наказание Ивана Северьяныча «домучило», и он решается покончить с жизнью. Уготовленную для смерти верёвку обрезает цыган, с которым Иван Северьяныч уходит от графа, прихватив с собой лошадей. С цыганом Иван Северьяныч расстаётся, и, продав чиновнику серебряный крест, он получает отпускной вид и нанимается «нянькой» к маленькой дочери одного барина. За этой работой Иван Северьяныч сильно скучает, водит девочку и козу на берег реки и спит над лиманом. Здесь он встречает барыню, мать девочки, которая умоляет Ивана Северьяныча отдать ей ребёнка, но он неумолим и даже дерётся с нынешним мужем барыни офицером-уланом. Но когда видит разгневанного приближающегося хозяина, отдаёт ребёнка матери и бежит вместе с ними. Офицер отсылает беспаспортного Ивана Северьяныча прочь, и он идёт в степь, куда татары пригоняют конские косяки.

Хан Джанкар продаёт своих лошадей, а татары назначают цены и за коней борются: садятся друг напротив друга и друг друга плетьми стегут. Когда на продажу выставляют нового красавца коня, Иван Северьяныч не сдерживается и, выступая за одного из ремонтёров, запарывает татарина до смерти. По «христианскому обычаю», его отводят за убийство в полицию, но он убегает от жандармов в самые «Рынь-пески». Татары «подщетинивают» ноги Ивана Северьяныча, чтобы не убежал. Иван Северьяныч передвигается лишь ползком, служит у татар лекарем, тоскует и мечтает о возвращении на родину. У него несколько жён «Наташ» и детей «Колек», которых он жалеет, но слушателям признается, что полюбить их не смог, потому как они «некрещёные». Иван Северьяныч совсем отчаивается попасть домой, но в степь приходят русские миссионеры «свою веру уставлять». Они проповедуют, но отказываются платить за Ивана Северьяныча выкуп, утверждая, что перед Богом «все равны и все равно». Спустя некоторое время одного из них убивают, Иван Северьяныч хоронит его по православному обычаю. Слушателям он объясняет, что «азията в веру надо приводить со страхом», потому как они «смирного бога без угрозы ни за что не уважат». Татары пригоняют из Хивы двух человек, которые приходят коней закупать, чтобы «войну делать». В надежде запугать татар они демонстрируют могущество своего огненного бога Талафы, но Иван Северьяныч обнаруживает ящик с фейерверком, сам представляется Талафой, обращает татар в христианскую веру и, найдя в ящиках «едкую землю», вылечивает ноги.

В степи Иван Северьяныч встречает чувашина, но отказывается с ним идти, потому как тот одновременно почитает и мордовского Керемети, и русского Николая Чудотворца. На пути попадаются русские, они крестятся и пьют водку, но прогоняют «беспаспортного» Ивана Северьяныча. В Астрахани странник попадает в острог, откуда его доставляют в родной город. Отец Илья отлучает его на три года от причастия, но сделавшийся богомольным граф отпускает «на оброк», и Иван Северьяныч устраивается по конской части. После того как он помогает мужикам выбрать хорошую лошадь, о нем идёт слава как о чародее, и каждый требует рассказать «секрет». В том числе и один князь, берущий Ивана Северьяныча к себе на должность конэсера. Иван Северьяныч покупает для князя лошадей, но периодически у него случаются пьяные «выходы», перед которыми он отдаёт князю на сохранность все деньги для покупок. Когда князь продаёт прекрасную лошадь Дидону, Иван Северьяныч сильно печалится, «делает выход», но на этот раз оставляет деньги при себе. Он молится в церкви и отправляется в трактир, где встречает «препус-тейши-пустого» человека, утверждающего, что пьёт, потому как «добровольно на себя слабость взял», чтобы другим легче было, и бросить пить ему христианские чувства не позволяют. Новый знакомый накладывает на Ивана Северьяныча магнетизм для освобождения от «усердного пьянства», а с тем чрезвычайно его поит. Ночью Иван Северьяныч попадает в другой трактир, где тратит все деньги на прекрасную певунью цыганку Грушеньку. Повинившись князю, он узнает, что хозяин и сам за Грушеньку полсотни тысяч отдал, выкупил её из табора и поселил в своём доме. Но князь - человек переменчивый, ему надоедает «любовное слово», от «изумрудов яхонтовых» в сон клонит, к тому же кончаются все деньги.

Отправившись в город, Иван Северьяныч подслушивает разговор князя с бывшей любовницей Евгенией Семеновной и узнает, что его хозяин собирается жениться, а несчастную и искренне полюбившую его Грушеньку хочет выдать замуж за Ивана Северьяныча. Вернувшись домой, он не застаёт цыганку, которую князь тайно отвозит в лес на пчельню. Но Груша сбегает от своих охранниц и, грозя, что станет «стыдною женщиной», просит Ивана Северьяныча её утопить. Иван Северьяныч просьбу исполняет, а сам в поисках скорой смерти выдаёт себя за крестьянского сына и, отдав все деньги монастырю как «вклад за Грушину душу», идёт на войну. Он мечтает погибнуть, но «ни земля, ни вода принимать не хочет», а отличившись в деле, рассказывает полковнику об убийстве цыганки. Но слова эти не подтверждаются направленным запросом, его производят в офицеры и отправляют в отставку с орденом святого Георгия. Воспользовавшись рекомендательным письмом полковника, Иван Северьяныч устраивается «справщиком» в адресный стол, но попадает на ничтожную букву «фиту», служба не ладится, и он уходит в артисты. Но репетиции проходят на страстной неделе, Ивану Северьянычу достаётся изображать «трудную роль» демона, да к тому же, заступись за бедную «дворяночку», он «треплет за вихры» одного из артистов и уходит из театра в монастырь.

В этой статье мы рассмотрим повесть, которую создал Лесков, проведем ее анализ, опишем краткое содержание. "Очарованный странник" - сложное в жанровом отношении произведение. В ней используются мотивы жизнеописания святых, а также былин. Повесть эта переосмысливает сюжетное построение так называемых романов-приключений, распространенных в литературе в 18 веке.

"Очарованный странник" начинается следующими событиями. На Ладожском озере, по дороге к Валааму, на корабле встречаются несколько путешественников. Один из них, по виду типичный богатырь, одетый в подрясник послушника, рассказывает, что он обладает даром приручать лошадей. Этот человек всю свою жизнь погибал, но так и не смог погибнуть. Бывший конэсер по просьбе путников рассказывает о своей жизни.

Знакомство с главным героем повести

Зовут его Флягин Иван Северьяныч. Родом он происходит из дворовых людей, принадлежащих графу К., жившему в Орловской губернии. С детства Иван Северьяныч любил лошадей и "смеха ради" забил однажды на возу монаха. Ночью тот является к нему и корит за то, что Флягин убил его без покаяния, рассказывает, что тот - "обещанный сын" Богу, а также дает пророчество, что Иван Северьяныч много раз будет погибать, но не погибнет до тех пор, пока "истинная погибель" не придет, и Флягин пойдет в чернецы. Иван Северьяныч спасает хозяина от смерти в пропасти и получает его милость. Но затем он отрубает хозяйской кошке, таскавшей у него голубей, хвост, и в наказание Флягина порют, а потом отсылают бить камни молотком в английский сад. Это домучило его, и тот хочет совершить самоубийство. Веревку, заготовленную для смерти, обрезает цыган, с которым Флягин, прихватив лошадей, уходит от графа. Он расстается со своим спутником и получает отпускной вид, продав серебряный крест чиновнику.

Работа нянькой у барина

Продолжаем рассказывать вам о повести, описывать ее краткое содержание. "Очарованный странник" Лескова повествует о следующих дальнейших событиях. Иван Северьяныч нанимается нянькой к дочери одного барина. Здесь он очень скучает, водит козу и девочку на берег реки, а сам спит над лиманом, где однажды встречает мать ребенка, барыню, которая умоляет его отдать девочку. Но Флягин неумолим. Он дерется даже с офицером-уланом, нынешним мужем этой женщины. Но когда Иван Северьяныч видит приближение разгневанного хозяина, он отдает матери ребенка и решает бежать вместе с ними. Ивана Северьяныча, беспаспортного, офицер отсылает прочь, и он отправляется в степь, куда пригоняют коней татары.

У татар

Повесть "Очарованный странник" продолжается. Своих лошадей продает хан Джанкар, а татары борются за них и назначают цены. Они плетьми стегут друг друга, чтобы заполучить лошадей. Такое было соревнование. Когда одного красавца-коня выставляют на продажу, не сдерживается Иван Северьяныч и до смерти запарывает татарина, выступая за ремонтера. Его отводят в полицию за убийство, но тот убегает. Чтобы главный герой никуда не сбежал от татар, ноги Ивана Северьяныча "подщетинивают". Теперь он может передвигаться только ползком, служит лекарем у них, мечтая о возвращении на свою родину. У него есть несколько жен и детей, которых тот жалеет, но признается, что не смог их полюбить, так как они некрещеные.

Русские миссионеры

Действия повести развиваются дальше, а мы описываем их краткое содержание. "Очарованный странник" продолжают следующие события. Флягин отчаивается уже вернуться домой, но тут русские миссионеры приходят в степь. Они проповедуют, но платить выкуп за Ивана Северьяныча отказываются, утверждая, что все равны перед Богом, в том числе и очарованный странник.

Герои эти в своем миссионерском деле понесли потери. Через некоторое время убивают одного из проповедников, и Флягин по православному обычаю хоронит его. Из Хивы пригоняют татары двух человек, которые хотят закупить коней для войны. Они демонстрируют, в надежде запугать продавцов, могущество Талафы, своего огненного бога, но Флягин обнаруживает у этих людей ящик с фейерверком, представляется им Талафой, обращает в христианство татар и вылечивает ноги, найдя "едкую землю" в ящиках.

Возвращение в родной город

Иван Северьяныч в степи встречает чувашина, но тот не соглашается идти с ним, так как одновременно чтит и Николая Чудотворца, и мордовского Керемети. Встречаются на пути русские, они пьют водку и крестятся, но прогоняют Ивана Северьяныча, беспаспортного. Странник в Астрахани попадает в острог, из которого его доставляют, наконец, в родной город. В нем отец Илья отлучает главного героя от причастия на три года, но граф, сделавшийся богомольным, отпускает "на оброк".

Флягин устраивается служить по конской части. О нем в народе идет слава чародея, и каждый хочет узнать секрет Ивана Северьяныча. В числе любопытных и один князь, который взял его на должность конэсера к себе. Флягин покупает для него лошадей, но иногда у него происходят "пьяные выходы". Перед тем как это случается, он отдает на сохранность князю все деньги. Когда тот продает Дидону (прекрасную лошадь), сильно печалится Иван Северьяныч, делает "выход", но оставляет при себе деньги на этот раз. В церкви он молится и идет в трактир, где встречает человека, утверждающего, что пить он стал добровольно, чтобы легче было другим. Этот человек накладывает заклятие на Ивана Северьяныча для освобождения того от пьянства и вместе с тем спаивает его.

Встреча с Грушенькой

Повесть "Очарованный странник" по главам продолжается следующими событиями. Ночью Флягин попадает в другой трактир, в котором он все свои деньги тратит на Грушеньку, певунью-цыганку. Главный герой, повинившись князю, узнает, что и тот отдал полсотни тысяч за эту девушку и привез ее в дом, но вскоре Груша ему надоела, к тому же деньги закончились.

Иван Северьяныч в городе подслушивает разговор, произошедший между князем и Евгенией Семеновной, его бывшей любовницей, из которого узнает, что хозяин намерен жениться, а Грушеньку, искренне полюбившую князя, хочет выдать за Флягина. Вернувшись домой, он не находит девушку, которую тайно отвозит в лес князь. Но Груша убегает от охранниц и просит Флягина утопить ее. Исполняет просьбу Иван Северьяныч, а сам выдает себя за сына крестьянина в поисках скорой смерти.

Дальнейшие приключения

Отдав все свои сбережения монастырю, он отправляется на войну, желая погибнуть. Но это ему не удается, он лишь отличается на службе, становится офицером, и с орденом святого Георгия Флягина отправляют в отставку. После этого Иван Северьяныч устраивается в адресный стол "справщиком", но служба не ладится, и тот решает стать артистом. Здесь он заступается за дворяночку, бьет артиста и уходит в монастырь.

Монастырская жизнь

Монастырская жизнь, по словам Флягина, не тяготит его. И здесь он при лошадях. Иван Северьяныч не считает себя достойным того, чтобы принять старший постриг, потому живет в послушании. Он усердно борется с бесами. Однажды Флягин зарубает одного из них топором, но бес оказывается коровой. На целое лето его однажды сажают за очередную "битву" в погреб, где тот открывает дар пророчества. Как же завершает повесть Лесков? "Очарованный странник" заканчивается следующим образом. Путешественник признается, что ждет скорой смерти, так как дух внушает ему идти на войну, и ему хочется умереть за народ.

Краткий анализ

Лесков "Очарованный странник" написал в 1873 году. В начале жизни герой предстает как "естественный человек", который изнемогает под бременем жизненной энергии. Природная сила роднит Флягина с героями былин Василием Буслаевым и Ильей Муромцем. Характер этот имеет глубокие корни в русской истории и жизни. Долгое время сила богатырская Ивана Северьяныча дремлет в нем. Он живет вне понятий добра и зла, проявляет беспечность, дерзостность, чреватую драматическими последствиями, которые переживает в дальнейшем очарованный странник.

Анализ развития его характера показывает, что он претерпевает значительные трансформации. Прирожденный артистизм, свойственный этому человеку, постепенно выводит его на более высокий уровень жизни. Свойственное Флягину чувство прекрасного обогащается чувством привязанности. Герою, увлеченному прежде лишь красотой коней, открывается другая красота - женщины, человеческой души, таланта. Ее смысл очарованный странник переживает всем своим существом. Эта новая красота раскрывает полностью его душу. Гибель Груши делает его по существу другим человеком, все действия которого подчинены нравственному побуждению. Все чаще слышит голос совести очарованный странник, анализ которого приводит его к мысли о необходимости искупить свои грехи, служить стране и людям.

В конце главный герой одержим идеей самопожертвования во имя Отчизны. Образ этого "богатыря" - обобщенный, осмысляющий настоящее и будущее русского народа. Такова у этого произведения главная тема. Очарованный странник представляет собой младенца-богатыря, собирательный образ народа, который только еще выходит на историческую сцену, но имеет уже неисчерпаемый запас внутренних сил, необходимых для развития.

«Очарованный странник» - это одно из наиболее знаменитых произведений талантливого русского писателя Николая Семёновича Лескова. Задумка истории возникла у автора в ходе путешествия по Ладожскому озеру на остров Валаам, где по сей день обитают монахи. Первые очерки были написаны Лесковым под заглавием «Чернозёмный Телемак» в конце 1872 года. А в сентябре 1873 года, через некоторое время после возвращения автора из путешествия, повесть была опубликована в газете «Русский мир» под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения». Произведение входит в цикл легенд Лескова о русских праведниках.

Анализируемое произведение относится к такому популярному в XIX веке литературному направлению, как критический реализм. Оно выражается в стремлении автора достоверно изобразить все трудности жизни простого человека, без прикрас описать быт русского народа. Лесков обращает больше внимания на негативные стороны, а не позитивные, чтобы заставить читателя задуматься над непростыми вещами. «Очарованный странник» относится к жанру повести, так как рисует цепь эпизодов, составляющих период жизни основного персонажа, и, в отличие от романов, обладает единственной сюжетной линией. Однако в этом творении Н. Лескова также прослеживаются и былинные мотивы. Композиция произведения линейна, однако логика повествования строится не на хронологии событий, а на ассоциациях и воспоминаниях рассказчика. Повесть состоит из нескольких замкнутых эпизодов, примечательно, что такое же строение имеют жития, а также приключенческие романы. Элементы и того, и другого жанра фигурируют в «Очарованном страннике», что являлось нововведением Н. Лескова в конце XIX века.

Колоритный язык писателя выделяют его стиль среди других русских прозаиков того времени. Пестрые строки автора, полные просторечия, совсем не похожи на классические литературные приёмы Пушкина и Тургенева. Лесков писал на том языке, на котором изъяснялся простой работящий народ: наполненном всевозможными говорами, неправильном, резком. И всё же его тексты совсем не кажутся безграмотными или пустыми, напротив, в них есть особенный шарм, который обогащает русский язык.

Повесть «Очарованный странник» обладает единственной сюжетной линией, которая неразрывно связана с образом главного действующего героя, Ивана Флягина. За двадцать глав, на которые и разделена повесть, персонаж проходит через всевозможные испытания, трудности и искушения, вырастает духовно. Итогом всех его приключений и лишений является уход в монастырь, в котором герой обрёл успокоение. Флягин очистился от грехов прошлого: убийства любимой женщины и невинного монаха, хоть эти преступления и были совершены не из злодейских побуждений. Казалось бы, злой рок преследовал главного героя на протяжении всей его жизни: это соответствует задумке Н. Лескова изобразить все тяготы жизни простого русского человека.

Иван Флягин не идеален: во многих его поступках читается и безрассудность, и грубость. Тем не менее, Лесков относит его к числу праведников. Несмотря на свои отрицательные стороны, этот противоречивый персонаж обладает высокой нравственностью, набожностью, способностью взять чужой грех на себя - особенно это заметно в эпизоде со смертью цыганки Грушеньки. Образ этой героини также очень интересен: на её примере Лесков одним из первых заговорил о бесправии женщин в России XIX века. Трагическая судьба горячо любящей женщины, которая молила о том, чтобы избавить её от греха самоубийства, не может не вызывать сочувствия у читателей.

Сложно оценить количество проблем, поднимаемых Лесковым в его знаменитом произведении. Повесть даёт ответы на многие морально-этические вопросы о доброте и любви, раскрывает национальный характер русского народа, заставляет задуматься о проблеме поиска счастья. Недаром она считается одной из жемчужин Отечественной литературы.

  • «Очарованный странник», краткое содержание по главам повести Лескова
  • «Тупейный художник», анализ рассказа Лескова
  • «Старый гений», анализ рассказа Лескова
  • «Человек на часах», краткое содержание по главам рассказа Лескова

В XIX веке была актуальна тема поиска Бога в жизни человека, праведного пути. Лесков развил и переосмыслил тему праведничества, дав литературе несколько самобытных образов. Праведник - человек, постигающий истину, а точнее правду жизни. Название повести «Очарованный странник» символично: "очарованный" - околдованный, завороженный, "странник" - человек, который проходит пути, но не в физических величинах, а в духовных.

История создания 

В 1872 году Лесков путешествовал по Ладожскому озеру, посещал Корелы, острова Коневец и Валаам. После путешествия писатель и задумывается над написанием рассказа о простом русском человеке, страннике. Лесков пишет рассказ «Черноземный Телемак» - это первое название произведения. В 1873 году писатель получил отказ от публикации рассказа в журнале «Русский вестник». В этом же году произведение было опубликовано в «Русском мире" под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения. Рассказ. Посвящается Сергею Егоровичу Кушелеву». В следующем самостоятельном издании в 1874 году посвящение было убрано.

Анализ произведения

Описание произведения 

Герой проходит пути жизни и он околдован ею. В произведении повествуется об Иване Флягине - простом русском мужике, увлекающемся лошадьми. В пути с ним случаются трагедии, в частности, он совершает убийство. Уходит в монастырь, но хочет защищать Родину, потому что «за народ очень помереть хочется». Его «истина» - самопожертвование.

Главный герой

Ивану Флягину, читатель встречает его в конце его жертвенного пути, в монашеской одежде, около 50 лет. Похож на богатыря, который стережет русскую землю. Все герои Лескова, и Флягин не исключение - люди невысокого звания, но высочайшей духовной красоты. Он - человек увлекающийся, любит лошадей до такой степени, что готов продать родных за них. Обстоятельства жизни ставили его в разные, порой немыслимые положения: он был разбойником и сидел в няньках. Иван - герой «сомнительной святости», как метко было замечено Горьким. Он мучает кошку и совершает убийство человека - убивает девушку, которую любит, потому что больше не хочет страдать. Но он же идет на войну вместо сына незнакомых людей, а в конце и вовсе отправляется в монастыре.

Герой рассказывает о себе самом - это рассказ в рассказе. Такая композиция называется рамочной. Иван Флягин - типичный представитель русского народа, благодаря которому раскрывается суть нации. Герой Лескова, так же как многие герои произведений Толстого и Достоевского, проходя жизненный путь, постигает диалектику души. В начале читатель видит беспечного парня, который не задумывается о своих поступках, к примеру, тогда, когда совершает убийство старика-монаха. В конце же он предстает перед нами как мудрый духовник с нелегким жизненным опытом.

Повесть «Очарованный странник» - история искания героем пути и места в жизни духовности. Герою удалось обрести нравственный идеал, он победил в себе грех. Ведут теперь Флягина по дороге жизни чувство прекрасного, очарования миром, самоотречения, жертвенности: «мне за народ помереть хочется». Перед читателем появляется личность высокая, нравственно стойкая, обретшая смысл в простой истине - жить ради других.

Горький писал о произведениях Лескова, что «дурачки русские… неразумно лезут в густейшую грязь земной жизни». Но помнит читатель и о библейской истине: не стоит село без праведника. Именно Иваны Флягины позволяют человечеству не терять надежду на то, что победит в человеке Бог и будет посрамлен Дьявол с его искушениями. Повесть Лескова оставила заметный вклад в русской литературе, изучается в школьной программе, известна на других языках мира.

«Очарованный странник» – повесть Николая Семеновича Лескова, состоящая из двадцати глав и созданная им в 1872-1873 годах. Написанная простым народным языком, она отображает гамму чувств русского человека, который не останавливается перед трудностями, но, преодолевая их, идет к намеченной цели.

Меню статьи:

Глава первая: Знакомство с Иваном Северьяновичем

В первой главе рассказывается, как по Ладожскому озеру плывет судно, среди пассажиров которого яркой личностью является монах, «богатырь-черноризец», знающий толк в лошадях. На вопрос, почему он стал монахом, мужчина отвечает так: воспротивился тому, что раньше все делал по родительскому обещанию.

Глава вторая: Предсказание убитого монаха

Голован – такую кличку дали Флягину Ивану Северьяновичу, потому что родился он с большой головой. Отец героя был кучером по имени Северьян, а матери он не помнит. История жизни, которую Иван рассказывает, вызывает смешанные чувства, ведь зло, совершенное Флягиным еще в детстве, повлекло за собой тяжелые последствия. Иван увидел безмятежно спящего монаха, и хлыстнул его кнутом, а тот с перепугу запутался в вожжах и попал под колесо. Так и умер бедный человек, а потом явился Головану во сне, пророчествуя «много раз будешь погибать и не погибнешь, пока не придет настоящая погибель, и тогда пойдешь в чернецы».

Прошло совсем немного времени, и Флягин оказался в ситуации, похожей на ту, в которой был убитый им монах: повис над пропастью на конце дышла, а потом сорвался вниз. Жив остался чудом, лишь потому, что упал на глиняную глыбу, по которой скатился, как на санках. Хозяев же при этом спас от неминуемой смерти, чем заслужил их расположение.


Глава третья: Жестокое наказание

На новых лошадях Иван возвратился домой к своим господам. И захотелось юноше завести на конюшне голубка и голубку. Радовался он птичкам, а когда они начали выводить голубят, стала охотиться за ними кошка. Рассердился Ваня и побил вредное животное, отрубив хвост. Жестоко поступил мальчик, и за это поплатился: его нещадно выпороли и выгнали из конюшни, а кроме того, заставили молотком бить камешки для дорожки сада. До того досадно стало Ване, что решил он повеситься. Хорошо, что попытка была неудачной – откуда ни возьмись, появился цыган с ножом и перерезал веревку. Предложил незнакомец Головану жить с ними, хотя и признался, что они воры и мошенники. Так судьба юноши неожиданно приобрела другое направление.


Глава четвертая: В роли няньки

Сразу же цыган заставил Ивана украсть из барской конюшни двух лошадей. Не хотелось мальчику воровать, но делать нечего – пришлось подчиниться, и умчались они на конях далеко.

Но недолго продолжалась дружба Ивана и цыгана, рассорились они из-за денег, и Флягин пошел своим путем. Оказавшись у заседателя, он рассказал свою историю и воспользовался его дельным советом: за плату приобрести себе отпускной. Так беглый юноша получил право пойти в город Николаев и наняться кому-то в работники.

Служить Ивану пришлось у одного барина – нянькой, хотя к такой должности мальчик был совершенно не готов. К удивлению, у Ивана хорошо получилось ухаживать за ребенком (который, кстати, был отнят у матери). Но однажды появилась сама мама и слезно просила отдать маленькое дитя. Голован не согласился, однако, позволил ей каждый день видеться с малышом. Так продолжалось, пока не появился нынешний муж женщины – офицер. Мама ребенка снова стала умолять Ивана сжалиться, чтобы малыш был с ней.

Глава пятая: Голован отдает ребенка

Однако Флягин был непреклонен, даже драться стал с офицером. А когда на дороге появился барин с пистолетом, Голован вдруг изменил свое решение. «Нате вам этого пострела! Только уже теперь и меня, – говорю, – увозите, а то он меня правосудию сдаст» – произнес он. И уехал с новыми господами. Только офицер побоялся держать у себя «беспаспортного» и дав ему 200 рублей, отправил восвояси.

Снова мальчику пришлось искать себе место под солнцем. Зашел он в трактир, выпил, а потом ушел в степь, где увидел известного коневода хана Джангар, который продавал лучших своих лошадей. За белую кобылицу двое татар даже начали дуэль – стегая друг друга плетьми.

Глава шестая: Дуэль

Последним продавать вывели каракового жеребенка, стоившего очень больших денег. И Иван предложил драться за него в дуэли с татарином по имени Савакирей, а когда тот согласился, применив хитрость, запорол его до смерти.

Избежав наказания за убийство, Флягин пошел с азиатами в степь, где в течение десяти лет лечил как людей, так и животных. Татары, чтобы Иван ни в коем случае не сбежал, придумали хитрый способ удержать его: подрезали кожу на пятках и, засыпав конских волос, зашили. После такой операции парень долго не мог нормально ходить, но, спустя время, приловчился.

Глава седьмая: Пленник у татар

Хотя и не хотел Иван жить пленником среди татар, а все же пришлось – у хана Агашимолы. Было у него две жены – татарки, Наташи, и от обоих родились дети, к которым герой не питал отцовских чувств. Его беспокоила сильная ностальгия по России.


Глава восьмая: Просьбы о помощи

Попутчики очень заинтересованно слушали монаха, и особенно их волновал вопрос, как же ему удалось уйти из плена. Иван ответил, что поначалу это казалось совершенно невозможным, но, спустя время, в душе стала теплиться надежда, особенно когда увидел русских миссионеров. Только не желали они внять его просьбам о помощи вызволить из неволи. Одного из них через время Флягин увидел мертвым и похоронил по христианскому обычаю.

Глава девятая: Освобождение из плена

Однажды к татарам прибыли люди из Хивы, которые желали приобрести лошадей. С целью запугать местных жителей они стали показывать, как могуч их огненный бог Талавфа и, поджегши степь, скрылись. Однако, уходя поспешно, забыли забрать ящик, где Иван обнаружил обыкновенные фейерверки. В его голове созрел план по освобождению: он начал запугивать татар пламенем и заставлял принять христианство. Кроме того, Голован отыскал едкую землю, чем и сумел вытравить у себя на ногах конский волос. После этого герою удалось сбежать. Через несколько дней он вышел к русским, но они тоже не желали принимать человека без паспорта. Герой пошел в Астрахань, но там пропил заработанные деньги, после чего попал в острог, а после его отправили на родину – в губернию. Дома граф, который уже овдовел, два раза высек скитальца и отдал ему паспорт. Наконец-то Иван почувствовал себя свободным человеком.

Глава десятая: Перемены к лучшему

Началась у Ивана более легкая жизнь: он ходил по ярмаркам, предлагая крестьянам свою помощь в выборе хорошей лошади. За это его благодарили деньгами и угощали. Узнав об особенном даре Ивана, его на три года нанял к себе князь, конэсером. Неплохо жилось в то время Флягину, только, жаль, иногда он сильно пил, хотя и очень хотел оставить этот порок.

Глава одиннадцатая: В трактире

Нередко Ивана тянуло выпить. Однажды с деньгами князя зашел он в трактир, где пристал к нему один человек, который просил водки.

К вечеру они оба были уже изрядно пьяными, несмотря на уверения нового собутыльника, что он обладает магнетизмом и может избавить от тяги к спиртному. Но, в конце концов, обоих любителей повеселиться выгнали из трактира.


Глава двенадцатая: «Аагнитезер»

В то время Голован даже не мог подозревать, что подстроено это специально, чтобы выманить у него деньги. «Магнетизер» тем временем пытался как можно искуснее ввести героя в состояние гипноза, даже давал так называемый «магнитный сахар» в рот. И добился своего.

Глава тринадцатая: Цыганка Груша

Усилиями нового знакомого темной ночью оказался Иван возле цыганского дома. Голован смотрит, что открыты двери, и взыграло в нем любопытство. Жалел потом, что вошел, да поздно было: обобрала его цыганка по имени Груша до нитки. Обольстился её чарами и красивыми песнями Иван, отдал добровольно все деньги князя.

Глава четырнадцатая: Разговор с князем

Магнетизер сдержал свое обещание: отвернуло Ивана от выпивки навсегда. Но в тот день он не помнил, как вернулся домой. На удивление, князь не сильно ругал Голована за утерянные деньги, ведь и сам проигрался. Признался Флягин, что пять тысяч все ушли цыганке, и услышал: «Я такой же, как ты, беспутный». Оказывается, когда-то князь за эту же самую цыганку Грушу отдал не пять, а пятьдесят тысяч.

Глава пятнадцатая: История князя

Князь, по словам Ивана Северьяныча, был человек добрый, но очень переменчивый. Он рьяно старался что-либо получить, а потом не ценил того, что обрел. За большой выкуп согласились цыгане отдать Грушу князю. Она жила в доме и пела песни им с Иваном. Но чувства князя быстро остыли к цыганке, в отличие от этой девушки, которая тосковала по нему. Скрывали от цыганки, что есть у князя любовь на стороне – Евгения Семеновна, которая была известна во всем городе и прекрасно играла на фортепиано. От этой любви родилась у князя дочка.

Однажды Иван был в городе и решил заехать к Евгении Семеновне. Туда же неожиданно прибыл и князь. Женщине пришлось спрятать Голована в гардеробной, и он стал невольным слушателем их разговора.

Глава шестнадцатая: Иван разыскивает Грушу

Речь шла о том, чтобы Евгения согласилась заложить дом, потому что князю, который решил купить суконную фабрику и торговать всевозможными яркими тканями, необходимы были для этого деньги. Но умная барыня поняла истинную причину просьбы князя: он хотел дать задаток, чтобы расположить к себе предводителя фабрики и затем взять в жены его дочь. Князь признал, что она права.

За первым возник второй вопрос: куда князь собирается деть цыганку, на что было высказано предположение: он поженит девушку с Иваном и построит им дом. Однако, так и не исполнил своего обещания, а наоборот, куда-то спрятал Грушу, так что Ивану, уже влюбленному в цыганку, пришлось долго разыскивать её. Но вдруг неожиданно счастье улыбнулось Головану: после того, как в отчаянии вышел он к речке и стал звать Грушу, она ни с того ни с сего отозвалась. Иван не подозревал, какие горькие последствия принесет эта встреча.

Глава семнадцатая: Отчаяние цыганки

Дальнейший разговор с Грушей не принес облегчения Ивану. Оказалось, что она не в себе, и пришла к речке, чтобы умереть, ведь не может снести предательства князя, который берет в жены другую. Расстроенная цыганка грозилась убить соперницу.

Глава восемнадцатая: Страшная просьба Груши

Груша поведала Ивану, что князь заставил девок-однодворок стеречь её, но под предлогом игры в прятки удалось сбежать от них. Так цыганка и оказалась у реки, где встретила Голована, а после недолгого разговора вдруг…попросила убить её, иначе станет самой позорной женщиной. Не помогли ни уговоры, ни яростное сопротивление. В конце концов, не выдержал Голован такого натиска и столкнул цыганку с обрыва в реку.

Глава девятнадцатая: на войне

Чувство вины за содеянное давило на Ивана, и когда подвернулся случай помочь двум старичкам, сына которых забирали в рекруты, Голован вызвался пойти вместо него. И пятнадцать лет пробыл на войне. Даже получил офицерский чин за подвиг: Иван сумел проложить мост через реку в то время как попытки других солдат сделать то же самое закончились гибелью. Но это не принесло ему желаемой радости. Через некоторое время Голован принял решение уйти в монастырь.

Глава двадцатая: Монах

Итак, мытарства странника подошли к своему завершению. Предсказание погибшего монаха в отношении него исполнилось. В монастыре Иван Северьяныч читал духовные книги и пророчествовал о скорой войне. Игумен отправил его в Соловки на Богомоление к Зосиме и Савватию. По дороге туда Голован и встретился с теми, кто на протяжении своего пути слушал его удивительный рассказ.

“Очарованный странник” – краткое содержание повести Н. С. Лескова

3.7 (73.33%) 3 votes