Министерство природных ресурсов рф официальный. Федеральное агентство водных ресурсов ведомства и учреждения

Федера́льное аге́нтство во́дных ресу́рсов (Росводресу́рсы) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов . Агентство находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы и подведомственные организации.

Цели и задачи

Главная цель Федерального агентства водных ресурсов – устойчивое водопользование при сохранении водных экосистем и обеспечение безопасности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод . В рамках решения задач, направленных на достижение данной цели, Агентством ведётся деятельность по таким важным направлениям, как обеспечение социально-экономических потребностей в водных ресурсах, обеспечение безопасности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод, укрепление трансграничного водного сотрудничества, экологическое оздоровление водных объектов страны.

В рамках решения вопросов по обеспечению водными ресурсами населения и отраслей экономики ведётся строительство новых и восстановление проектных мощностей уже действующих водохранилищ , проводится оптимизация использования располагаемых водных ресурсов и параметров водопользования, устанавливаются квоты забора и сброса в водные объекты.

По обеспечению безопасности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод ведутся работы по строительству инженерных защит, выполняются превентивные противопаводковые мероприятия, повышающие пропускную способность водотоков – дноуглубительные и руслорегулирующие работы, обеспечивается оперативное регулирование режимов работы водохранилищ с целью срезки пиков весеннего половодья и паводков .

Важной задачей является заключение межправительственных соглашений в области охраны и использования трансграничных водных объектов с правительствами сопредельных государств и контроль за их реализацией. Заключение и исполнение договорённостей – важный шаг по обеспечению интересов России в сфере охраны и использования трансграничных вод.

Федеральное агентство является одним из государственных заказчиков федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса России в 2012–2020 годах» .

Полномочия

Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет следующие полномочия:

Детальный перечень полномочий Агентства представлен в «Положении о Федеральном агентстве водных ресурсов».

Структура (на 01.01.2015)

Центральный аппарат:

  • Управление ресурсов вод и регулирования водохозяйственной деятельности;
  • Управление экономики, финансов и бюджетного учёта;
  • Управление имущества, информатики и науки;
  • Управление делами, госслужбы и кадров;
  • Спецотдел.

Территориальные органы (бассейновые водные управления , БВУ) :

  • Амурское БВУ ;
  • Верхне-Волжское БВУ ;
  • Верхне-Обское БВУ ;
  • Двинско-Печорское БВУ ;
  • Донское БВУ ;
  • Енисейское БВУ ;
  • Западно-Каспийское БВУ ;
  • Камское БВУ ;
  • Кубанское БВУ ;
  • Ленское БВУ ;
  • Московско-Окское БВУ ;
  • Невско-Ладожское БВУ ;
  • Нижне-Волжское БВУ ;
  • Нижне-Обское БВУ .

Также в структуру Росводресурсов входит 51 подведомственная организация, чья деятельность направлена на управление и изучение водохозяйственного комплекса России и его объектов.

Историческая справка

Первые шаги по централизации управления объектами водного хозяйства , предпринятые в XVIII в., были связаны с необходимостью упорядочить управление искусственными водными путями, в первую очередь – Вышневолоцкой водной системы.

В 1773 г. в России была создана должность директора водяных коммуникаций , главной задачей которого было управление основными водными магистралями. Первым директором водяных коммуникаций стал губернатор Новгорода.

По инициативе и под руководством Я.Е. Сиверса в 1798 г. в России был создан Департамент водяных коммуникаций , имевший такие же права, как и Коллегии Сената.

В 1809 г. по проекту нового генерального директора Департамента принца начинает действовать Экспедиция Водяных коммуникаций , которой были переданы все функции упразднённого Департамента. В том же году, до завершения окончательного преобразования Департамента в Экспедицию, было утверждено Управление водяными и сухопутными сообщениями , переименованное в 1810 г. в Главное управление путей сообщения .

До 1899 г. вопросы управления водным хозяйством Российской Империи находились в ведении отдельных департаментов транспортного ведомства.

В 1899 г. при Министерстве путей и сообщений было создано Управление водных путей , приоритетной задачей которого было изучение рек , озёр и водоразделов и возможностей улучшения судоходства. Параллельно с Управлением водных путей вёл работу созданный в 1894 г. Отдел земельных улучшений при Министерстве земледелия и государственных имуществ в России. В ведении отдела находились орошение и обводнение земель, осушение болот и добыча торфа, гидротехнические и противоэрозионные работы, регулирование рек, строительство водозаборных скважин и другие виды мелиораций , выполнявшихся за счёт государственных средств, а также управление водохозяйственными организациями на местах.

Именно на мелиорации и улучшении водоснабжения населения, а также всего народного хозяйства, был сделан акцент управления водными ресурсами в первые годы после революции 1917 г. До 1946 г. водное хозяйство России находилось в ведении Управления землеустройства и мелиорации и Управления мелиорации и торфа при Наркомате земледелия. Параллельно с этим в интересах народного хозяйства велось активное изучение водных ресурсов всего Советского Союза.

В 1946 г. на базе упразднённых Управлений (землеустройства и мелиорации и мелиорации и торфа) было создано Управление водного хозяйства при Министерстве сельского хозяйства РСФСР, а в 1960 г. – Государственный комитет Совета Министров РСФСР по использованию и охране поверхностных и подземных водных ресурсов .

В целях упорядочения комплексного использования и охраны водных ресурсов страны, а также скорейшей ликвидации загрязнения водоёмов в 1961 г. на базе Управления водного хозяйства и Госкомитета был создан Государственный комитет Совета Министров РСФСР по водному хозяйству (Госводхоз РСФСР) , который в 1963 г. был преобразован в Государственный производственный комитет по орошаемому земледелию и водному хозяйству РСФСР (Госземводхоз РСФСР) , а в 1965 г. – в Министерство мелиорации и водного хозяйства РСФСР (Минводхоз РСФСР) .

В 1990 г. Минводхоз РСФСР упразднён, часть его функций передана Главному управлению мелиорации и водного хозяйства, вошедшему в структуру нового Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, а часть – созданному в ноябре 1990 г. Комитету по водному хозяйству при Совете Министров РСФСР .

В ноябре 1991 г. в рамках масштабного преобразования органов исполнительной власти РСФСР на базе упразднённых Министерства экологии и природопользования РСФСР, Министерства лесного хозяйства РСФСР, Государственного комитета РСФСР по геологии и использованию недр и Комитета по водному хозяйству при Совете Министров РСФСР создано Министерство экологии и природных ресурсов РСФСР (позже – Министерство экологии и природных ресурсов РФ). Вопросы управления водным хозяйством возложены на Комитет по водным ресурсам Министерства экологии и природных ресурсов РСФСР .

В 1993 г. в целях совершенствования государственного управления в области водного хозяйства, улучшения водообеспечения населения и народного хозяйства, экологического состояния водных объектов из состава Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов выведен Комитет по водным ресурсам, на базе которого образован Комитет Российской Федерации по водному хозяйству (Роскомвод).

Однако раздельное управление отраслью в существующей системе органов государственной власти было признано неэффективным, и в 1996 г. при очередном формировании структуры органов федеральной исполнительной власти Роскомвод был упразднён, а его функции переданы созданному на базе нескольких ведомств Министерству природных ресурсов Российской Федерации .

В 2004 г. в рамках проведения административной реформы были образованы федеральные агентства и службы Министерства природных ресурсов Российской Федерации, в т. ч. Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) , которому были переданы функции Министерства по управлению водными ресурсами России.

Научно-популярная энциклопедия «Вода России»

30 августа 2019 , Национальный проект «Экология» Доклад Дмитрия Кобылкина на совещании о развитии водохозяйственного комплекса в бассейне реки Волги О ходе реализации федерального проекта «Оздоровление Волги».

27 августа 2019 , Экологическая безопасность. Обращение с отходами Введено временное ограничение на ввоз в Россию озоноразрушающих веществ в 2019 году Постановление от 24 августа 2019 года №1089. Цель введённых ограничений – обеспечить охрану озонового слоя атмосферы и выполнение обязательств России по Венской конвенции об охране озонового слоя и по Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой.

16 августа 2019 , Управление природными ресурсами. Недропользование Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании вопросов добычи попутных полезных ископаемых Распоряжение от 14 августа 2019 года №1798-р. Предусматривается возможность пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу углеводородного сырья или по совмещённой лицензии геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья, на основании утверждённого технического проекта в границах предоставленных им горных отводов добывать полезные ископаемые, не относящиеся к углеводородному сырью, из подземных и попутных вод, извлечение которых связано с разработкой месторождений углеводородного сырья. Принятие законопроекта позволит повысить эффективность реализации пользователями недр обязанности по обеспечению полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр.

1 августа 2019 , Чрезвычайные ситуации и ликвидация их последствий О поручениях Дмитрия Медведева по итогам совещания о ситуации с лесными пожарами на территории Сибирского федерального округа

8 июля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект об изменениях в правовом регулировании вопросов добычи попутных полезных ископаемых Предусматривается возможность пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу углеводородного сырья или по совмещённой лицензии геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья, на основании утверждённого технического проекта в границах предоставленных им горных отводов добывать полезные ископаемые, не относящиеся к углеводородному сырью, из подземных и попутных вод, извлечение которых связано с разработкой месторождений углеводородного сырья. Принятие законопроекта позволит повысить эффективность реализации пользователями недр обязанности по обеспечению полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр.

1 июля 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила проект поправок Правительства к законопроекту о создании единой системы управления высокоопасными отходами Законопроектом предлагается создать единую государственную систему обращения с отходами, центральное место в которой должен занять федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности, и единую государственную информационную систему учёта и контроля за обращением с ними. Поправками к законопроекту, в частности, предлагается уточнить положения законодательства, касающиеся развития системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, с учётом полномочий созданного в феврале 2019 года Российского экологического оператора.

27 мая 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения законопроект о правовой регламентации предоставления информации о состоянии окружающей среды Законопроектом предлагается ввести в законодательство определение понятия «экологическая информация» и установить порядок доступа к ней. Предусматривается, что такая информация будет общедоступной, она будет размещаться государственными органами и органами местного самоуправления в интернете в форме открытых данных. Это позволит упростить доступ граждан и юридических лиц к экологической информации.

27 мая 2019 Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект об изменении правового регулирования в сфере обязательного социального страхования Законопроект подготовлен в целях устранения отдельных правовых пробелов и совершенствования обязательного социального страхования с учётом практики применения федеральных законов «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Законопроектом предлагается ввести норму об обязательном досудебном порядке урегулирования жалоб о несогласии с вынесенным территориальным органом Фонда социального страхования решением о назначении обеспечения по страхованию, в том числе относительно его размера, или об отказе в назначении обеспечения по страхованию.

1

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы)

Основы его организации и деятельности, правового статуса и компетенции установлены в Положении о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденном постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 282 |365|.

Росводресурсы осуществляет деятельность непосредственно, через подведомственные ему территориальные органы, федеральные государственные унитарные предприятия и федеральные государственные учреждения. Территориальные органы Агентства - бассейновые водные управления. Они созданы в соответствии со структурой бассейновых округов, которые являются основной единицей управления в области использования и охраны водных объектов и состоят из речных бассейнов, связанных с ними подземных водных объектов и морей .

Сферой деятельности Федерального агентства водных ресурсов являются водные ресурсы. В указанной сфере Агентство осуществляет функции:

Федеральное агентство водных ресурсов наделено полномочиями на выполнение определенных видов деятельности в установленной сфере . Оно организует: 1) территориальное перераспределение стока поверхностных вод, пополнение водных ресурсов подземных водных объектов; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов РФ; 3) осуществление мероприятий по охране водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ, в соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством РФ, а также по охране морей или их отдельных частей, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, осуществление мер по ликвидации последствий указанных явлений.

Агентство осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, а также функции государственного заказчика межгосударственных, федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов. Оно ведет государственный водный реестр и Российский регистр гидротехнических сооружений.

Росводресурсы осуществляет: 1) владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности; 2) разработку и реализацию схем комплексного использования и охраны водных объектов; 3) государственный мониторинг водных объектов и организацию его проведения;

  • 4) разработку автоматизированных систем сбора, обработки, анализа, хранения и выдачи информации о состоянии водных объектов, водных ресурсах, режиме, качестве и использовании вод по России в целом, отдельным ее регионам, речным бассейнам;
  • 5) гидрографическое и водохозяйственное районирование территории РФ.

(Роснедра)

Основы его организации и деятельности, правового статуса и компетенции установлены в Положении о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденном постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 293 |372|.

Агентство осуществляет деятельность непосредственно, через подведомственные ему территориальные органы, федеральные государственные унитарные предприятия и федеральные государственные учреждения. Территориальные органы осуществляют функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в границах федерального округа, ряда субъектов РФ или одного субъекта РФ.

Сферой деятельности Роснедр является недропользование. В указанной сфере Агентство осуществляет функции: а) оказания государственных услуг; б) управления федеральным имуществом.

Федеральное агентство по недропользованию наделено полномочиями на выполнение определенных видов деятельности в установленной сфере . Оно осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного подведомственным ему организациям.

Агентство организует: 1) государственное геологическое изучение недр; 2) экспертизу проектов геологического изучения недр; 3) проведение геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр; 4) проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами; 5) проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

Федеральное агентство по недропользованию осуществляет: 1) отнесение запасов полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства; 2) предоставление в пользование за плату геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр; 3) выдачу заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений; 4) организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами; 5) принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном порядке; 6) выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами; 7) рассмотрение и согласование проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых.

Роснедра ведет государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых, государственный учет участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых.

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)

Основы его организации и деятельности, правового статуса и компетенции установлены в Положении о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 736 .

Рослесхоз наделен полномочиями на выполнение определенных видов деятельности в установленной сфере 1368. П. 5]. Он вносит в Правительство РФ по вопросам своей сферы деятельности проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, по которым требуется решение Правительства РФ. Рослесхоз осуществляет в пределах установленной компетенции полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения его функций в установленной сфере деятельности.

Рослесхоз принимает нормативные правовые акты, устанавливающие: 1) порядок исчисления расчетной лесосеки, порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и для разработки месторождений полезных ископаемых, порядок организации и осуществления лесопатологического мониторинга, использования районированных семян лесных растений древесных пород; 2) правила заготовки древесины и живицы, правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, правила использования лесов для ведения сельского хозяйства, выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений, для выращивания посадочного материала лесных растений, использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов, правила лесовосстановления и лесоразведения; 3) особенности охраны, защиты и воспроизводства лесов и т.д.

Рослесхоз имеет право осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ }