ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ (лат. «vulgaris» – «упрощённый») – понятие, введённое в обиход Фридрихом Энгельсом (1820–1895 гг.) для характеристики взглядов философов материалистической ориентации начала – середины XIX в. Карла Фохта (1817–1895 гг.), автора «Физиологических писем» (1845–1847 гг.); Якоба Молешотта (1822–1893 гг.), автора «Круговорота жизни»; Людвига Бюхнера (1824–1899 гг.), автора работ «Сила и материя» (переиздававшейся более 20 раз), «Природа и дух», «Природа и наука». С их точки зрения, сознание и другие общественные явления представляют собой следствие физиологических процессов, зависят от состава пищи, климата и т.д. Считая именно физиологические процессы ответственными за психическое, вульгарные материалисты отождествляли психическое и соматическое (телесное), определяя мысль в качестве секреции мозга. Течение западноевропейской философии, представленное данными философами, возникло под влиянием впечатляющих успехов естествознания в XIX в. Универсальность закона сохранения материи и закона превращения энергии, возможность перенесения объяснительной схемы дарвиновского принципа эволюции на область социальных явлений, активные исследования мозга, физиологии органов чувств, высшей нервной деятельности были использованы в качестве аргументов против натурфилософии в целом и немецкой трансцендентально-критической философии в частности. Вульгарно-материалистическая тенденция в различных формах неоднократно проявлялась и в дальнейшем, особенно в некоторых «философских» истолкованиях фактов естествознания, в частности физиологии. При этом физиологическое рассматривалось как пространственное взаимодействие организма с внешними объектами. Вульгарный материализм проявлялся в стремлении открыть (раскодировать) в следах этого взаимодействия природу человеческой психики. Человек же живёт не только в пространстве, но и в историческом времени: его жизнедеятельность и его способность её осознавать (сознание) возникают и осуществляются в исторически развивающихся формах деятельностного общения, содержание которых есть одновременно и содержание его сознания. Ему присущи биологизм, натурализм и эмпиризм при объяснении социальной жизни – классовых различий, особенностей истории народов и т.д.; эмпиризм в гносеологии, понимании природы теории; отрицание научного статуса философии; противопоставление философии и естествознания. Исследователи не сбрасывают со счетов и то обстоятельство, что соответствующая аргументация использовалась представителями вульгарного материализма в ходе полемик упрощённо. Отмечая в дискуссии с композитором и теоретиком искусств Рихардом Вагнером (1813–1883 гг.), утверждавшем, что «мысли находятся в тех же отношениях к мозгу, как жёлчь к печени или моча к почкам», популяризатор науки Карл Фохт имел в виду наличие связи органа и его продукта, о характере же последнего (духовном или вещественном) речь не идёт. Вагнер отстаивал примитивную точку зрения, согласно которой психическое – не функция мозга, а самостоятельная субстанция, которая после смерти тела молниеносно перемещается в иное место мира, а впоследствии способна возвращаться обратно и воплощаться в новом теле. Людвиг Бюхнер при этом подчёркивал: «Даже при самом беспристрастном рассуждении мы не в состоянии найти аналогии и действительного сходства между отделениями жёлчи и мочи и процессом, производящим мысль в мозгу. Моча и жёлчь осязаемые, весомые, видимые и, сверх того, отбрасываемые и отпадающие вещества, выделяемые телом, мысль же или мышление, напротив того, не отделение, не отпадающее вещество, а деятельность или отправление известным образом скомбинированных в мозге веществ или их соединений... Вследствие этого ум или мысль не сама материя. Мозг не вырабатывает никакого вещества, подобно печени и почкам, но производит лишь деятельность, являющуюся высшим плодом и расцветом всяческой земной организации». По мнению Бюхнера, в неудачном сравнении Фохта содержится правильная главная мысль: «Как не существует жёлчи без печени, точно так же нет и мысли без мозга; психическая деятельность есть функция или отправление мозговой субстанции». Вульгарный материализм не сложился в целостную философскую традицию, однако (наряду с социал-дарвинизмом, позитивизмом и другими течениями философии середины XIX в.) способствовал изменению духовной и интеллектуальной атмосферы Западной Европы. С одной стороны, традиция редукции сложных психических процессов к физиологическим проявлениям работы мозга, отрицание идеальной, регулятивной, социальной природы сознания получила продолжение в конце XIX–XX вв. Традиция была продолжена в принципе радикального монизма в «научном материализме» (Дж. Смит, Д. Армстронг), в принципе физикализма в позитивизме и постпозитивизме, в современных вариантах теософских воззрений, биополевых концепциях сознания и т.д. С другой, – имела продолжение и идея Бюхнера, что «...одностороннее подчёркивание формы... так же предосудительно, как одностороннее подчёркивание материи. Первое ведёт к идеализму, последнее – к материализму...» вкупе с мыслью, согласно которой адекватное уразумение вещей ведёт «к общему монистическому миросозерцанию». Прямая установка на фундирование философии естествознанием не была забыта в ряде интеллектуальных течений XX в.
И.А. Медведева, А.А. Грицанов
Вульгарный материализм (лат. vulgaris – упрощенный) – понятие, введенное в обиход Энгельсом для характеристики взглядов философов материалистической ориентации начала – середины 19 в. К.Фохта (1817- 1895, автора «Физиологических писем» – 1845–1847); Я.Молешотта (1822–1893, автора «Круговорота жизни»); Л.Бюхнера (1824–1899, автора работ «Сила и материя», переиздававшейся более 20 раз, «Природа и дух», «Природа и наука»).
Течение западно-европейской философии, представленное данными философами, возникло под влиянием впечатляющих успехов естествознания в 19 в. Универсальность закона сохранения материи и закона превращения энергии, возможность перенесения объяснительной схемы дарвиновского принципа эволюции на область социальных явлений, активные исследования мозга, физиологии органов чувств, высшей нервной деятельности были использованы в качестве аргументов против натурфилософии в целом и немецкой трансцендентально-критической философии, в частности. В.М. присущи биологизм, натурализм и эмпиризм при объяснении социальной жизни – классовых различий, особенностей истории народов и т.д.; эмпиризм в гносеологии, понимании природы теории; отрицание научного статуса философии; противопоставление философии и естествознания.
Нельзя сбрасывать со счетов и то обстоятельство, что соответствующая аргументация использовалась представителями В.М. в ходе полемик упрощенно. Отмечая в дискуссии с Вагнером, что «мысли находятся в тех же отношениях к мозгу, как желчь к печени или моча к почкам», Фогт имел в виду наличие связи органа и его продукта, о характере же последнего – духовном или вещественном – речь не идет. (Вагнер отстаивал примитивную точку зрения, согласно которой психическое – не функция мозга, а самостоятельная субстанция, которая после смерти тела молниеносно перемещается в иное место мира, а впоследствии способна возвращаться обратно и воплощаться в новом теле.) Бюхнер при этом подчеркивал: «Даже при самом беспристрастном рассуждении мы не в состоянии найти аналогии и действительного сходства между отделениями желчи и мочи и процессом, производящим мысль в мозгу. Моча и желчь осязаемые, весомые, видимые и, сверх того, отбрасываемые и отпадающие вещества, выделяемые телом, мысль же или мышление, напротив того, не отделение, не отпадающее вещество, а деятельность или отправление известным образом скомбинированных в мозге веществ или их соединений... Вследствие этого ум или мысль не сама материя. Мозг не вырабатывает никакого вещества, подобно печени и почкам, но производит лишь деятельность, являющуюся высшим плодом и расцветом всяческой земной организации».
По мысли Бюхнера, в неудачном сравнении Фогта содержится правильная главная мысль: «Как не существует желчи без печени, точно так же нет и мысли без мозга; психическая деятельность есть функция или отправление мозговой субстанции». В.М. не сложился в целостную философскую традицию, однако, наряду с социал-дарвинизмом, позитивизмом и др. течениями философии середины 19 в. способствовал изменению духовной и интеллектуальной атмосферы Западной Европы. С одной стороны, традиция редукции сложных психических процессов к физиологическим проявлениям работы мозга, отрицание идеальной, регулятивной, социальной природы сознания получила продолжение в конце 19–20 вв.
Традиция была продолжена в принципе радикального монизма в «научном материализме» (Дж. Смит, Д. Армстронг), в принципе физикализма в позитивизме и постпозитивизме, в современных вариантах теософских воззрений, биополевых концепциях сознания и др. С другой, – имела продолжение и идея Бюхнера о том, что «... одностороннее подчеркивание формы... так же предосудительно, как одностороннее подчеркивание материи. Первое ведет к идеализму, последнее – к материализму...» вкупе с мыслью, согласно которой адекватное уразумение вещей ведет «к общему монистическому миросозерцанию». Прямая установка на фундирование философии естествознанием не была забыта в ряде интеллектуальных течений 20 в.
1. Вульгарный (от французского - простой, примитивный, обычный)материализм - направление в философии, получившее широкое распространение в XIX веке.
Сторонники вульгарного материализма:
Полностью отрицали дух (идею) как реальность;
Единственной реальностью считали материю;
Отрицали за сознанием качество идеальности, пытались объяснить сознание как химический процесс;
Были атеистами;
В своих исследованиях опирались на достижения естественных наук (закон сохранения энергии, закон сохранения материи, социальный дарвинизм и др.);
Придерживались идеи географического детерминизма (влияние географии, климата на человека и иные процессы бытия);
Отвергали диалектику;
Всему стремились дать однозначное объяснение, исключающее двойственность и противоречия (по принципу "черное - белое");
Значительно упрощали положения традиционного материализма.
2. Представителями вульгарного материализма были Бюхнер, Фохт, Молешотт.
Людвиг Бюхнер (1824 - 1899) - философ, вульгарный материалист, врач-естествоиспытатель по основной профессии. Написал книги: "Природа и наука", "Психическая жизнь животных", "Дарвинизм и социализм".
В своей философии Бюхнер:
Обосновывал несостоятельность идеалистических философских концепций;
Лучшим и наиболее истинным философским учением считал философию Людвига Фейербаха;
Был последователем "социал-дарвинизма" - механически переносил законы жизни и взаимоотношений животных на жизнь людей и общества.
Яков Молешотт (1822 - 1893) выдвинул теорию, согласно которой мышление есть физиологический процесс.
Карл Фохт (1817 - 1895) - философ, вульгарный материалист, врач-естествоиспытатель по профессии:
Критиковал библейское учение о происхождении человека;
Считал человека близким родственником обезьяны;
Враждебно относился к идее социализма, поскольку, по его мнению, она не соответствует естественной природе человека;
Считал мышление и сознание физиологическо-химическим процессом - "мозг выделяет мысль, как печень желчь".
35.Философия марксизма(к.Маркс,ф.Энгельс).
1. Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими ученымиКарлом Марксом (1818 - 1883) иФридрихом Энгельсом (1820 - 1895) во второй половине XIX в. иявляется составной частью более широкого учения - марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).
Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX - первой половине ХХ вв.
В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.
Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.
2. Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:
Предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. - Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);
Бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);
Крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;
Нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 - 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);
Кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).
3. Главными произведениями основателей марксизма являются:
"Тезисы о Фейербахе" К. Маркса;
"Капитал" К. Маркса;
"Экономическо-философские рукописи 1844 г." К. Маркса;
"Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса;
"Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Энгельса;
"Диалектика природы" Ф. Энгельса;
"Анти-Дюринг" Ф. Энгельса;
"Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Ф. Энгельса;
"Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельса.
4. Марксистская философияматериалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов -диалектического материализма иисторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).
5. Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса сталоматериалистическое понимание истории (исторический материализм). Суть исторического материализма в следующем:
На каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);
Производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая являетсябазисом для институтов государства и общества, общественных отношений;
Указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению кэкономическому базису;
Базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;
В зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации -первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества);рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве);азиатский
способ производства - особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай);феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян);капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих);социалистическое (коммунистическое) общество - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;
Рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;
Уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.
6. Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются
следующие понятия:
Средства производства;
Отчуждение;
Прибавочная стоимость;
Эксплуатация человека человеком.
Средства производства - уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживающая их, - так называемая"рабочая сила".
В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массыот средств производства и, следовательно,от результатов труда. Основной товар - средства производства - сосредоточиваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств производства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обращаться к собственникам средств производства в качественаемной рабочей силы за заработную плату.
Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости.
Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений, при которых:
Будет ликвидирована частная собственность на средства производства;
Будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц;
Частная собственность на средства производства будет заменена общественной (государственной);
Произведенный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.
7. В основудиалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с "головы на ноги". Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:
основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);
Сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;
Материя находится в постоянном движении и развитии;
Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;
Материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;
Важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;
Развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
вульгарный материализм
течение в философии сер. 19 в., представители которого (Фохт, Бюхнер, Молешотт) крайне упрощали материалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания, отождествляя его с материей ("мозг выделяет мысль так же, как печень - желчь").
Вульгарный материализм
течение в буржуазной философии середины 19 в. Возникло в период великих открытий естествознания 19 в. Теоретическим предшественником В. м. был французский материалист П. Кабанис, главными представителями ≈ немецкие философы К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт. Ф. Энгельс называл их вульгарными материалистами (см. «Анти-Дюринг», 1966, с. 339), так как они упрощали материалистическое миропонимание, отрицали специфику сознания, отождествляя его с материей, отвергали необходимость разработки философии как науки. В то же время, популяризируя достижения естествознания и атеизм, В. м. имел известное прогрессивное значение, особенно там, где, как в России, были сильны позиции клерикализма. Однако и в России В. м. был подвергнут критике революционными демократами. Тенденции В. м. были свойственны в СССР «механистам» .
Лит.: Таганский Т., Вульгарный материализм, в сб.: Из истории философии XIX века, [М.], 1933; История философии, т. 3, М., 1959, с. 333≈37.
В России вульгарный материализм был достаточно популярен в 1860-е годы («физиологические картины» Фохта, Бюхнера и Молешотта переводил и реферировал Д. И. Писарев), хотя некоторые революционные демократы подвергали его критике. В романе Достоевского « Бесы » нигилисты рубят иконы и зажигают церковные свечи перед произведениями этих трёх авторов: Подпоручик был ещё молодой человек, недавно из Петербурга, всегда молчаливый и угрюмый, важный с виду, хотя в то же время маленький, толстый и краснощёкий. Он не вынес выговора и вдруг бросился на командира с каким-то неожиданным взвизгом, удивившим всю роту, как-то дико наклонив голову; ударил и изо всей силы укусил его в плечо; насилу могли оттащить. Сомнения не было, что сошёл с ума, по крайней мере обнаружилось, что в последнее время он замечен был в самых невозможных странностях. Выбросил, например, из квартиры своей два хозяйские образа и один из них изрубил топором; в своей же комнате разложил на подставках, в виде трёх налоев, сочинения Фохта, Молешотта и Бюхнера, и пред каждым налоем зажигал восковые церковные свечки.
Тенденции вульгарного материализма были свойственны в СССР « механистам ».
Мышление, характерное для вульгарного материализма, отразилось в литературе XIX века (таков по сути «научный подход» к героям в натурализме Золя).
Вопрос отношения сознания и материи является основным вопросом философии. В зависимости от его решения выделяют два направления философии:. материализм - в основе многообразия мира лежит материальное начало (материя первична); идеализм - …лежит духовное начало. Согласно И сознание считается свойством или деятельностью нематериальной субстанции - души. Последняя не зависит от материи, от человеческого тела и может помимо него существовать. Таким образом, сознание считается самостоятельной сущностью не только не зависящей от материи, но и творящей материю (объективный - первичным является сознание независимо от человека; субъективный - первичным является сознание субъекта, отдельного человека). Субъективный И абсолютизирует индивидуальное сознание личности. Изучение сознания ограничивается лишь описанием отдельных элементов и их связей, т.е. нет полной картины исследования сознания. Объективный И рассматривает сознание в развернутом виде в соответствии с Ф Гегеля: *С рассматривается как общественно-историческое явление; *С - это непрерывно развивающаяся целостная система; *С понимается как активный творческий процесс. 2) Материализм всегда утверждал зависимость С от материи, при этом главную роль принадлежит материи над сознанием. Материалисты считали, что С есть только у человека. Научный материализм считает, что сознание не идеальное, а реальное явление. При этом материя не обладает свойством сознания, а обладает свойством отражения. Сознание - это высшая свойственная только человеку форма отражениям действительности, способ его отношения к миру и самому себе. С представляет собой единство психических процессов, которые участвуют в осмыслении окружающей действительности, и внутреннего мира человека. С человека - это самосознание, т е способность человека осознавать отличия своего "Я" от окружающего мира. Сознание существовало не всегда. Оно возникло в ходе исторического развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованной материи. С - это не углубление психики животного, а принципиально новое явление, которое появилось за счет перестройки самого организма, поэтому в основе появления С и языка лежит труд, который привел к необходимости выявлять свойства и качества предметов и использования их в своих целях, а также для передачи опыта последующим поколениям. Этим положениям противостоят положения вульгарного материализма (Ф. течение в Германии, 19 в.; Фохт, Бюхнер, Молешотт): 1) Сознание - следствие физиологических процессов, зависящие от состава пищи, климата и т.д. отождествляли психическое и соматическое (телесное), определяя мысль как секрецию головного мозга. 2).Спиноза считал, что сознание такое же необходимое свойство всей природы, как и протяжение, телесность. Нет различий между живой и неживой природой. С есть у животных и даже у неорганической материи