Какие функции выполняет госдума и совет федерации. Отличие государственной думы от совета федерации

Совет Федерации как палата Федерального Собрания осуществляет представительство интересов субъектов Российской Федерации. Исходя из характера представительства Совета Федерации в ст. 102 Конституции РФ определены вопросы исключительного ведения этой палаты.

  • а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
  • в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
  • г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
  • ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
  • и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • ж) рассмотрение вопросов внешней политики и межпарламентского сотрудничества;
  • з) проведение консультаций по вопросам о назначении и об отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;
  • и) рассмотрение проектов договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий;
  • к) рассмотрение и принятие обращения Совета Федерации в Конституционный Суд РФ;
  • л) принятие Регламента и внесение в него изменений и дополнений.

Однако этот перечень полномочий Совета Федерации не является исчерпывающим. Сама Конституция РФ относит к полномочиям Совета Федерации и другие: одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой (ч. 4 ст. 105); принятие вместе с Государственной Думой федеральных конституционных законов (ст. 108); принятие регламента Совета Федерации и решение вопросов внутреннего распорядка своей деятельности (ч. 4 ст. 101) и др.

Кроме Конституции РФ ряд федеральных законов наделил Совет Федерации полномочиями, которые прямо не предусмотрены в Конституции РФ. Так, в ст. 14 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. №168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О прокуратуре РФ» установлено, что, кроме Генерального прокурора РФ (как это предусмотрено ст. 102 Конституции РФ), его первый заместитель и заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации СЗ РФ. 1995. №47. Ст. 4472. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ «Об обороне» дополнил это полномочие Совета Федерации правом утверждать указы Президента РФ о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению (п. 3 ч. 1 ст. 5) СЗ РФ. 1996. №23. Ст. 2750.

В соответствии с ч. 5 ст. 101 Конституции Российской Федерации Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется Федеральным законом от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации» СЗ РФ. 1995. №3. Ст. 167.

Совет Федерации назначает на должность судей Экономического Суда Содружества Независимых Государств. В соответствии со ст. 7 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств 6 июля 1992 г., судьи Экономического Суда назначаются в порядке, установленном для назначения судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Совет Федерации рассматривает предложения Президента Российской Федерации и готовит заключение о назначении или отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации (ст. 106 Конституции Российской Федерации) подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

  • а) федерального бюджета;
  • б) федеральных налогов и сборов;
  • в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
  • г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
  • д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
  • е) войны и мира.

В соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования (ч. 1 ст. 107 Конституции РФ).

В случае наложения вето Президентом РФ на федеральный закон, Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривает данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию (ч. 3 ст. 107 Конституции Российской Федерации).

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию (ч. 2 ст. 108 Конституции Российской Федерации).

Как субъект права законодательной инициативы Совет Федерации имеет самые широкие возможности. Прежде всего, сюда относится право внесения в Государственную Думу проектов федеральных и федеральных конституционных законов (которым наделены как Совет Федерации в целом, так и отдельные его члены), а также предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации, в том числе - в виде проектов законов Российской Федерации о внесении поправок в Конституцию (от имени палаты в целом или от группы численностью не менее одной пятой ее членов). Здесь следует также учитывать, что аналогичными правами наделены законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации. Таким образом, из 723 субъектов права законодательной инициативы более одной трети представляют на федеральном уровне интересы субъектов Федерации, причем ни характер, ни статус их законодательной инициативы не ограничен. В мировой практике такое широкое представительство является весьма редким случаем.

Другой важной формой проявления права законодательной инициативы Совета Федерации является внесение поправок к тексту законопроекта во время его рассмотрения Государственной Думой. Все перечисленные выше представители интересов субъектов Российской Федерации вправе вносить в Государственную Думу предложения и замечания по концепции законопроекта при его рассмотрении в первом чтении, а также поправки к тексту при рассмотрении законопроекта во втором чтении.

Кроме того, члены Совета Федерации и официальные представители законодательных органов субъектов Российской Федерации могут принимать участие в работе комитетов Государственной Думы при подготовке законопроектов к рассмотрению этой палатой.

Таким образом, подводя итог сказанному, следует выделить следующие функции верхних палат парламентов, и в частности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: представительскую, законодательную, контрольную, функцию по формированию органов государственной власти, функцию сдерживания нижней палаты и иные организационные функции.

Демократические страны строятся на балансе законодательной, исполнительной и судебной. В этой статье внимание будет уделено первой из них, и сейчас мы рассмотрим, что же собой представляет РФ и ее функции.

Общая информация

Итак, для начала полное название - Государственная Дума Это законодательный орган. Его работа регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. Согласно им, этот орган власти может принимать постановления:

  1. Про одобрение проекта закона.
  2. О согласии на выбор и назначение Председателя Правительства.
  3. О назначении на должность или же об освобождении Председателя Счетной палаты и половины её состава аудиторов, Центрального банка и Уполномоченного по правам человека.
  4. О (не)доверии Правительству Российской Федерации.
  5. Об объявлении амнистии.
  6. Про выдвижение обвинений против Президента Российской Федерации.
  7. Относительно парламентского запроса.
  8. Про направление представителей Госдумы в Конституционный суд.

И это ещё не всё. Были перечислены только основные её полномочия. Но в силу того, что Государственная Дума - это законодательный орган, который является центральным представителем законодательной власти, то есть должен прорабатывать все аспекты взаимодействия, следует отметить наличие довольно большого количества институций, что помогают им в этом деле.

Специфика подачи и рассмотрения законов

Но если говорить непосредственно про основные функции Государственной Думы, то это разработка и приём законодательной базы, по которой живёт страна. Кто же может их вносить? Проекты постановлений могут быть присланы от депутатов, Совета Федерации (или же его отдельных членов), президента РФ, комиссиями и комитетами Госдумы, Верховным и Высшим арбитражным судами. Всё внесённое и рассматривает государственная дума. При этом у разных документов отличаются пути их приёма и обработки. Следует отметить, что рядовые граждане не могут напрямую подавать законы на рассмотрение в Государственную Думу. Но всё же поучаствовать в строительстве страны может практически каждый. В таком случае можно воспользоваться услугами посредника. В качестве такового чаще всего выступает территориально закреплённый депутат, к которому и обращаются люди, предлагая свои наработки. Хотя если проблема тематическая, то можно обратиться к соответствующему комитету.

О процедурных аспектах

Если говорить о проектах постановлений, то они должны вместе с текстом запроса, обращения или заявления вноситься на Совет Государственной Думы с минимальным запасом в три дня. То есть, если документ придёт в понедельник, раньше четверга его не рассмотрят. Такое необходимо для того, чтобы все депутаты могли ознакомиться с его содержимым. Хотя нельзя не отметить большое количество разных нюансов, которые существуют в связи с наличием принципа разделения власти. В этом ключе нельзя не упомянуть процесс рассмотрения и принятия решения о кандидатах на пост Председателя правительства. Предлагает человека президент, а Государственная Дума принимает решение, выполняя свои функции. Госдума РФ, правда, может отклонять предложения довольно ограниченное количество раз. Так, если не согласовали кандидатуру, то президент может сам назначить председателя Правительства, распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

Как работает Госдума?

Функции и полномочия законодательного органа, как видим, с такой позиции довольно ограничены. Но так ли всё на самом деле? Следует отметить и то, что законодательная власть может влиять на исполнительную, причем весьма значительно. Так, может выразить недоверие Правительству. Для этого необходимо, чтобы не меньше одной пятой части депутатов вынесли соответствующее предложение. После этого идут обсуждения, в рамках которого задаются вопросы и осуществляется поиск ответов. Всё это происходит при привлечении председателя Правительства. Если все процедурные этапы пройдены, то постановление может приниматься тайным или же открытым голосованием. Для того чтобы оно было успешно принято, нужно набрать большинство голосов. В случае позитивного решения оно передаётся президенту. Он может распустить Правительство или же не согласиться с решением Госдумы. Во втором случае, если она менее чем за три месяца повторит эту процедуру, то у президента останется небольшой выбор - отправить в отставку или исполнительную власть, или законодательную.

Всесилен ли гарант Конституции?

Может показаться, что у президента слишком много полномочий. Но и у него есть ограничения. Так, к примеру, он не может самолично отправить Правительство в отставку. Это просто не его функции. РФ может рассмотреть его предложение и поддержать гаранта или же отказать ему. При этом если говорить об ответственности, то следует отметить, что отчитывается Правительство именно перед Госдумой. Данная система может показаться довольно запутанной. Но подобный подход используют во многих странах с целью исключить приход авторитарных или тоталитарных элементов к власти. Не следует забывать и о том, что Государственная Дума может поспособствовать отстранению от власти президента.

О деятельности в сфере финансов

Если говорить про функции, важна ещё и тем, что она влияет на то, какие же люди будут управлять Центральным банком. Не секрет, что у этой структуры в руках находится весьма много рычагов влияния на существующее финансовое положение. Так, от Госдумы зависит, кто будет председателем и какие люди войдут в совет директоров. Они же отчитываются перед главным законодательным органом раз в год. Следует отметить и то, что дополнительно проводятся слушания о результатах деятельности. Вся полученная информация в последующем направляется к президенту и правительству. Следует отметить, что в силу предусмотренной самостоятельности Центробанка, назначение на должности и освобождение от них осуществляется по усложненной процедуре. Так какие же Госдума исполняет функции? Государственная Дума занимается назначением на должности и контролирует качество работы. Если она считает, что люди не могут выполнить свои обязанности в полном объеме, то они отстраняются от их выполнения.

Мониторинг выборов

Как же многообразны выполняемые функции! Государственная Дума отвечает за большое количество аспектов общественной жизни, и один из самых важных - это выборы. И она не только принимает законодательство, по которому они будут проходить, но и участвует в формировании Центральной избирательной комиссии. Так, пять её членов из пятнадцати назначаются именно Госдумой. Ещё по 5 туда определяют Совет Федерации и президент. Такой механизм распределения был выбран с целью обеспечения мониторинга ситуации со стороны различных веток власти и предотвращения махинаций со стороны не чистых на руку «политиканов».

Отстранение президента от власти

Эта процедура детально расписана в главе №22 Регламента Государственной Думы. Отстранение президента от власти может быть начато в том случае, если поступила соответствующая инициатива не меньше чем от трети депутатов ГД. При этом необходимо сделать указание на конкретные преступления, что вменяются ему. Весь материал направляется специальной комиссии, которая следит за тем, чтобы все пункты процедуры были соблюдены. Она проверяет обоснованность обвинения, что было выдвинуто. Кроме этого, комиссия должна проследить за тем, чтобы был соблюден кворум и проведён правильный подсчет голосов. Если здесь нареканий нет, то нужно убедиться, что были выполнены требования иных процедурных правил. На заседаниях комиссии выслушиваются все сообщения про известные факты преступления(й) и рассматриваются все имеющие отношение к делу документы. Также она обязана выслушать представителя Президента РФ и вынести заключение. После этого поднятый вопрос рассматривают на заседании Госдумы. Это сопровождается обсуждениями, которые (для успешного продвижения) должны набрать две трети голосов депутатов. Голосование обязательно должно быть тайным. Оно проходит путём заполнения бюллетеней. После принятия позитивного решения оно в пятидневный срок идёт к Совету Федерации, а также к Верховному и Конституционному судам. Если две трети голосов набрать не удалось, то оформляется постановление об отказе.

Заключение

Как видите, Государственная Дума может похвастаться довольно обширным полем деятельности. Но всё же, самая главная её задача - это обеспечение законотворческого процесса в стране. Она должна подготавливать и принимать постановления, нормативные акты и иную документацию, которая позволит совершенствовать государственный аппарат и облегчать жизнь людей. При этом необходимо учитывать запросы со стороны разных слоев граждан. Ведь именно для представительства всего общества Российской Федерации и была создана Государственная Дума. И хотя рядовые граждане не могут напрямую участвовать в законодательном процессе, не нужно отказываться от возможности хотя бы косвенно повлиять на будущее своей страны.

Совет Федерации является "верхней" палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации.
В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон от 5 августа 2000 года 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" . Теперь палата состоит из представителей, избранных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или назначенных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Срок полномочий таких представителей определяется сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако полномочия представителей могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором был избран (назначен) член Совета Федерации. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Совет Федерации является постоянно действующим органом . Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы, за исключением заслушивания посланий Президента Российской Федерации или Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Заседания Совета Федерации проводятся в городе Москве, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря, и являются открытыми. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации , его первого заместителя и заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Кроме того, Председатель Совета Федерации Е.С.Строев , прекративший свои полномочия, избран почетным Председателем Совета Федерации (это звание является пожизненным). Е.С.Строеву, а также Председателю Совета Федерации первого созыва В.Ф.Шумейко отведены специальные места в зале заседаний Совета Федерации и рабочие помещения в здании палаты, выданы специальные удостоверения и нагрудные знаки, они наделены правом совещательного голоса и некоторыми другими правами.

Совет Федерации образует комитеты , постоянные и временные комиссии из числа членов палаты. Совет Федерации вправе создавать, упразднять и реорганизовывать любые комитеты и комиссии.

Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. Все члены Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, входят в состав комитетов. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты, при этом в состав комитета должны входить не менее 7 членов Совета Федерации. Состав комитета, комиссии утверждается палатой.

В Совете Федерации образованы и действуют следующие комитеты и постоянные комиссии:

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству;
- Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам;
- Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике;
- Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления;
- Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности;
- Комитет Совета Федерации по бюджету;
- Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению;
- Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации;
- Комитет Совета Федерации по международным делам;
- Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств;
- Комиссия Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности;
- Комиссия Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации;
- Комитет Совета Федерации по социальной политике;
- Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;
- Комитет Совета Федерации по делам молодежи и спорту;
- Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности;
- Комитет Совета Федерации по промышленной политике;
- Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям;
- Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды;
- Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике;
- Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов;
- Комиссия Совета Федерации по информационной политике;
- Комиссия Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации.

Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации имеют равные права и несут равные обязанности по реализации конституционных полномочий палаты: осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам, а также по федеральным конституционным законам; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов, организуют проведение парламентских слушаний и т.д.

Деятельность временных комиссий ограничивается определенным сроком или конкретными задачами.

Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.

Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;

В порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

К ведению Совета Федерации, кроме того, относятся:

Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;

Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

Назначение выборов Президента Российской Федерации;

Отрешение Президента Российской Федерации от должности;

Назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации, равно как и каждый член Совета Федерации, обладает правом законодательной инициативы .

Совет Федерации принимает Регламент , в котором детально определяются органы и порядок работы Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации.

Статус члена Совета Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, согласно которой члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Кроме того, статус члена Совета Федерации регулируется Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года? 133-ФЗ).

Парламент нашей страны называется Федеральное Собрание Российской Федерации. Он является представительным и законодательным органом государства и состоит из двух палат:

Государственной думы и Совета Федерации.

Согласно статьи 11 Конституции Федеральное Собрание осуществляет государственную власть в нашей стране (наряду с Президентом и судами Российской Федерации).

В Государственной думе работают депутаты . В Совете Федерации - члены (Совета Федерации).

Совет Федерации не является верхней палатой парламента, а Государственная дума - нижней палатой . Об этом ничего не сказано в Конституции.

Государственная дума

Государственная дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.)

Порядок формирования состава Государственной думы - выборы депутатов.

Конституция РФ никак не устанавливает, какими должны быть выборы: открытыми или тайными, прямыми или косвенными, персональными или по партийной принадлежности. Такое положение позволяет манипулировать выборами в Думу в угоду сложившейся политической конъюнктуре.

Основная задача Государственной Думы

Разрабатывать и принимать законы, рассматривать и утверждать бюджет государства.

Полномочия Государственной Думы





А) давать согласие Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

Б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

В) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

Г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

Д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

Е) объявление амнистии;

Ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

К исключительной компетенции Государственной Думы относится решение вопроса о доверии Правительству.

Государственная Дума может рассматривать внешнеполитические вопросы по собственной инициативе или в связи с обращением Президента Российской Федерации...

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Роспуск Госдумы может произойти по указу Президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев. Но! Дума не может быть распущена в первый год своей работы.

Совет Федерации

(неофициально Сенат )

Порядок формирования Совета Федерации

Согласно российской Конституции, в СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта России - по одному от представительного и от исполнительного органов государственной власти этих регионов.

Основная задача Совета Федерации

Точно сформулированной задачи нет. Скорее всего, эта палата была сконструирована по образу и подобию американского и европейских парламентов. (Раз у них это есть, то чем мы хуже!) По большому счету Совет Федерации на жизнь государства и граждан никакого влияния не оказывает. Члены СФ работают у себя в регионах и два раза в месяц слетаются на общие собрания для утверждения очередных документов.

Полномочия Совета Федерации:


А) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

Б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

В) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

Г) назначение выборов Президента Российской Федерации;

Д) отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);

Е) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента Российской Федерации);

Ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента);

З) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни Никитина Татьяна Исааковна

§ 23. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума

Российская Федерация – государство с республиканской формой правления. Высшим представительным (законодательным) органом государственной власти в России в полном соответствии с принципами конституционного права является орган, в европейской политической традиции именуемый парламентом.

Парламент (англ. parliament, фр. parlement, от parler – говорить) – общенациональное представительное учреждение, осуществляющее законодательные функции. Современные парламенты – наследники сословно-представительных учреждений, возникших в ряде европейских стран в XIII–XV вв. Земский собор, впервые созванный Иваном Грозным в 1549 г., был именно таким учреждением. Большое распространение парламенты как представительные законодательные собрания получили после буржуазных революций конца XVIII–XIX в. Вплоть до XX в. преобладали двухпалатные парламенты, в XX в. большинство парламентов состоят из одной палаты.

Общепринятый способ формирования представительных органов государственной власти – выборы. Верхние палаты формируются и иными способами, например путем назначения или наследования. Состав нижних палат определяется волеизъявлением избирателей.

Главная функция современного парламента – разработка и принятие законодательства. Конституция строго регламентирует порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации (§ 24).

В России парламентом является Федеральное Собрание . Согласно статье 94 Конституции РФ, «Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации». «Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы» (ст . 95 ).

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ. Они делегируются в Совет Федерации субъектами РФ. Главы субъектов РФ вошли в Государственный Совет Российской Федерации, возглавляемый Президентом РФ. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Она избирается сроком на 5 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью: не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления.

Совет Федерации РФ и Государственная Дума РФ заседают раздельно. Заседания Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ являются открытыми. Палаты могут собираться вместе для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

Конституция четко разделяет функции обеих палат Федерального Собрания. Так, к ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и др.

К ведению Государственной Думы относятся дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьей 111 (трехкратное отклонение Думой кандидатуры Председателя Правительства РФ) и статьей 117 (несогласие Президента с выраженным Думой недоверием Правительству РФ). В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Вопросы для самоконтроля

1. Какую роль играют органы представительной власти в демократических государствах?

2. Что такое парламентаризм?

3. Как определяет Конституция статус Федерального Собрания РФ?

4. Из каких палат состоит Федеральное Собрание?

5. Как формируется Совет Федерации?

6. Как избирается Государственная Дума?

7. Каковы предметы ведения Совета Федерации?

8. Каковы предметы ведения Государственной Думы РФ?

Информация к размышлению

Неприкосновенность парламентариев призвана гарантировать им возможность беспрепятственного осуществления их мандата. Она должна защитить их от силовых воздействий исполнительной и судебной власти. Ведь бывает достаточно задержать парламентария по пути на заседание палаты, где должно состояться голосование по важному вопросу, чтобы лишить его возможности принять участие в этом голосовании и тем самым порой предопределить исход голосования и характер принимаемого палатой решения…

В статье 98 Конституции РФ очерчен объем неприкосновенности парламентариев. Он охватывает: а) недопустимость задержания, б) недопустимость ареста, в) недопустимость обыска, г) недопустимость личного досмотра…

В то же время Конституция допускает два исключения из установленной для парламентариев неприкосновенности.

Во-первых, член Совета Федерации или депутат Государственной Думы может быть задержан на месте преступления…

Во-вторых, они могут быть подвергнуты личному досмотру в случаях, когда федеральный закон предусматривает необходимость такого досмотра для обеспечения безопасности других лиц (Б. Страшун, правовед).

Исследуем документы и материалы

Конституция Российской Федерации (Извлечения)

Статья 102

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 103

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Темы для проектов и рефератов

1. Государственную Думу РФ, впервые собравшуюся в соответствии с Конституцией 1993 г., назвали V Государственной Думой. Почему?

Обсуждаем, спорим

1. Как критика представительной власти влияет на изменения в работе Госдумы? Эффективна ли она?

Из книги Конституция РФ автора Законы РФ

Из книги Конституция РФ автора РФ Законы

Глава 5. Федеральное собрание Статья 94 Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской

автора Коллектив авторов

Глава 5 ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ Статья 94 Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской

Из книги Государственные и муниципальное управление: конспект лекций автора Кузнецова Инна Александровна

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ Таблица 20

Из книги Система государственного управления автора Наумов Сергей Юрьевич

1. Федеральное Собрание РФ: порядок формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание РФ является парламентом РФ. Федеральное Собрание – представительный орган РФ. Тем самым Конституция РФ

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

3.2. Федеральное Собрание РФ Парламент - это общее название высшего выборного органа законодательной власти государства. В системе разделения властей парламент является одним из главных центров выработки государственной политики, выражаемой в принятии обязательных

Из книги Конституция Российской Федерации. Гимн, герб, флаг автора России Законодательство

24. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ Система органов законодательной власти в РФсостоит из Федерального Собрания (парламента) РФ, включающего две палаты – Совет Федерации (верхняя палата) и Государственную Думу (нижняя палата), и законодательных органов субъектов РФ.Федеральное Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

65. Государственный совет и Государственная дума По закону, Государственный совет и Государственная дума ежегодно созываются указами императора. Продолжительность созывов Государственного совета и Государственной думы определяются теми же указами.Государственный

Из книги Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России автора Безруков Андрей Викторович

§ 2. Государственная Дума Российской Федерации поддерживает призывы и обращения жителей Крыма и Севастополя, воинских частей Черноморского флота В Комитет по делам СНГ поступали многочисленные обращения и решения из Крыма и Севастополя.«Российская община г.

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

2.11. Федеральное Собрание Понятие Федерального Собрания. Совет Федерации РФ Федеральное Собрание – это двухпалатный парламент Российской Федерации, состоящий из Государственной Думы (нижняя палата) и Совета Федерации (верхняя палата), являющийся высшим

Из книги автора

2.1 Федеральное Собрание России как орган государственной власти и обеспечения правопорядка Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю, однако, в отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в