Как сняться с постоянной регистрации. Процесс снятия с временной регистрации по месту пребывания

Граждане, собирающиеся переезжать, должны помнить о том, что необходимо выписаться с прежнего места проживания и оформить новую прописку.

Расскажем, какие варианты выписки существуют, какой способ выгоднее, как долго оформляют выписку, и определим, что должно входить в документационный пакет.

Все способы выписки с прежнего места жительства – какой выбрать?

Имеется два способа, чтобы оформить процедуру снятия с регучета.

Перечислим их, а после определим, какой вариант лучше:

  1. После прибытия на новое место проживания, или еще такой способ называется «снятие с регучета по запросу». Гражданин также имеет полное право убыть без оформления данной процедуры. Но, по прибытию на новое место жительства, он должен обязательство обратиться в службу. Гражданин может не только выписаться, но также оформить новую прописку. Россиянин должен обязательно явиться в миграционный отдел с документами и письменным заявлением, в некоторых организациях оно может быть написано в любой форме, а где-то есть устоявшийся образец.
  2. Обращение в ФМС до убытия. Прежде чем отправиться жить в другой город, гражданин может обратиться в соответствующие органы и попросить должностных лиц выписать его из прежнего жилья. Для этого понадобится личное присутствие и обязательное письменное заявление от обращающегося россиянина. Таким образом, выписку оформят до его уезда. Как правило, в паспорт проставляют штамп, а затем заявитель получает адресный листок убытия.

Чтобы вы имели представление, как проходит оформление, рассмотрим более подробно эту процедуру.

Снятие с регистрационного учёта «по запросу»

Бесспорно, первый вариант снятия с регучета после убытия, он же – «по запросу», лучше.

Этот способ имеет ряд преимуществ:

  1. Вы обращаетесь единожды в ФМС. Вам не придется возвращаться за постановкой на учет снова. Это можно сделать сразу же.
  2. Вы можете подать сразу несколько заявлений.
  3. Оформление документов проходит быстрее. Отметка о снятии с учета и новой регистрации будет поставлена в тот же день. Обычно это занимается всего лишь 3 дня.
  4. Вам не придется ехать в подразделение ФМС по месту старой прописки, чтобы оформить процедуру снятия с регучета. За вас это сделает специалист службы. Он отправит письмо в нужный отдел ФМС по почте или факсу.

Помните, что если вы переезжаете в город/район, находящийся под ведомством одного отделения миграционной службы, то оформление может происходить не в разных учреждениях. Запрос при таком обращении не делается.

Важно знать, что такой способ снятия с регучета требует личного участия и обязательного написания заявления.

Как правило, при таком обращении оформляется и новая прописка.

Список документов на выписку

В документационный пакет, с которым требуется прийти в отделение службы ФМС, должны входить ксерокопии таких документов:

  1. Паспорта РФ. Если требуется выписать несовершеннолетнего, то родитель или законный представитель также должен подать копию своего документа, удостоверяющего личность.
  2. Свидетельства о рождении , когда требуется выписать ребенка/несовершеннолетнего гражданина, возраст которого менее 14 лет.
  3. Заявление . Обычно копия такого документа не требуется. После его подачи вам выдают расписку, в которой пишут дату принятия вашего письменного обращения. В документе указывается вся информация о заявителе, старом и новом местах проживания. От имени ребенка обращается, как правило, родитель или представитель.
  4. Выписка из домовой книги.
  5. Доверенность . Ее оформление проходит у нотариуса.
  6. Согласие со стороны органов опеки , если переезжает, выписывается не только взрослый, но и ребенок/дети.
  7. Адресный листок убытия.
  8. Лист статического учета выбытия. Эта бумага оформляется, если вы переезжаете за границу.

Два последних документа заполняются должностными лицами, ответственными за регистрацию процедуры, или же на владельца жилья, где будет проживать в дальнейшем гражданин.

Оплачивать госпошлину при обращении в службу не надо , поэтому никаких квитанций не потребуют от вас.

Отказаться в принятии вашего заявления и документов должностное лицо/представитель миграционной службы не может. На то нет таких прав у специалистов. Они обязаны принять и зафиксировать письменное заявление от гражданина.

Сроки оформления снятия с регистрационного учёта по прежнему месту жительства

Как только вы предоставите документационный пакет в отдел миграционной службы, отсчитывайте 3 дня . Именно за такой период должны оформить выписку.

Когда обращение происходит не через миграционную службу, а, например, через МФЦ, то время оформления растягивается еще на 3 дня .

Помните, что лицо должно быть ответственным за регистрацию. По закону, именно за эти 3 дня оно должно подать в ФМС все документы.

Так, время оформления процедуры будет 3-6 рабочих дней .

Как выписаться без личного участия?

Оформить выписку можно и без личного пребывания в учреждении - но только лишь желания для этого будет недостаточно. Должны быть весомые основания, чтобы процедура прошла без заявителя и его письменного обращения.

К ним относят такие обстоятельства:

  1. Призыв в армию. Обязательно должно быть предоставлено сообщение с военкомата о том, что гражданин не может оформить выписку сам, так как будет отправлен на службу или уже служит в армии.
  2. Лишение свободы. Человека, находящегося в тюрьме, могут выписать другие лица. Следует предоставить в ФМС решение суда.
  3. Если гражданин без вести пропал . Здесь также требуется приговор судебной инстанции о том, что гражданин признается отсутствующим без вести.
  4. Смерть. Для оформление выписки требуется соответствующее свидетельство.
  5. Утрата права пользования жильем, которое занимает гражданин. Достаточно по суду доказать, что гражданин не имеет прав на данную жилую площадь, что он его не приобретал, чтобы выписать его без участия. Требуется также решение судебной инстанции.
  6. Незаконная регистрация. Доказать этот факт необходимо ложными документами, сведениями о неправомерных действиях представителей ФМС. Конечно же, решается вопрос с привлечением прокуратуры и суда. Все спорные ситуации при временной регистрации и пути решения проблем
  7. Проживание за границей. Лицо, проживающее в другой стране, может обратиться в службу письменно и отправить заявление со всеми документами по почте. Заметьте, заявление должно быть заверено Консульством, на нем должен стоять апостиль . Необходимо также приложить копию загранпаспорта или бумагу, подтверждающую проживание лица в другой стране.
  8. Другие условия выписки через суд. При любых других обстоятельствах собственник жилого помещения может выписать гражданина, но если судья признает это условие важным и весомым. Например, если этот гражданин не следит за помещением, не уплачивает коммунальные платежи, не обслуживает его, хотя по закону должен.

Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 25.05.2017) "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации"

РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ

ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Судебная практика и законодательство - Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 25.05.2017) "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации"


При наличии у заявителя регистрации по месту жительства (пребывания) производить его снятие с регистрационного учета только на основании вступившего в силу судебного решения по факту обнаружения не соответствующих действительности документов, в порядке, установленном Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713.


"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 1

В соответствии с российским законодательством регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства - это государственная услуга. Оказание данной услуги возложено на государственные органы, а именно на территориальные органы Федеральной миграционной службы (ФМС). Тем не менее и управляющие многоквартирными домами должны выполнять функции по ведению регистрационного учета. В настоящей статье рассмотрим, какие права и обязанности есть у ТСЖ, управляющих организаций и самих собственников в сфере регистрационного учета граждан.

Нормативная база и основные понятия

Основополагающими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ, являются:

  • Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" (далее - Закон о свободе передвижения);
  • Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (далее - Правила регистрации) и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713;
  • Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденный Приказом ФМС России от 20.09.2007 N 208 (далее - Регламент регистрации).

Как следует из абз. 1 ст. 3 Закона о свободе передвижения, регистрационный учет граждан вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Именно поэтому контроль за соблюдением Правил регистрации возложен на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел (абз. 5 ст. 3 Закона о свободе передвижения). А органами регистрационного учета в соответствии со ст. 4 Закона о свободе передвижения и п. 2 Правил регистрации являются территориальные органы ФМС и местная администрация (с 01.01.2011 - только территориальные органы ФМС).

Согласно п. 4 Правил регистрации ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением Правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Таким образом, понятия "органы регистрационного учета" и "ответственные за регистрацию граждан" не идентичны, что подтверждается и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Ответственные за регистрацию лица

Приведем этот Перечень.

  1. Должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством РФ контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного и муниципального жилищного фонда.
  2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица ТСЖ либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.
  3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
  4. Уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.

Исходя из представленного Перечня, можно сделать вывод, что за регистрационный учет граждан, проживающих в многоквартирном доме, отвечает управляющий этим домом либо сами собственники (в случае непосредственного управления). Остается вопрос, кто же конкретно осуществляет предусмотренные Законом действия по регистрационному учету граждан. В управляющей организации это может быть паспортист, отвечающий только за регистрационный учет. Это особенно актуально, если в управлении организации находится не один многоквартирный дом. Что касается ТСЖ, представляется нецелесообразным нанимать специального человека, который будет отвечать за учет граждан. В одном многоквартирном доме с такими функциями может справиться, например, бухгалтер или сам председатель товарищества. Зачастую именно бухгалтер товарищества является уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства.

Принципиальное отличие органов регистрационного учета от лиц, ответственных за регистрацию, заключается в возложенных на них обязанностях. Лица, ответственные за регистрацию, осуществляют лишь первичный сбор документов для последующей регистрации граждан, в то время как органы регистрационного учета непосредственно совершают действия по регистрации и выдают соответствующие документы. Лица, ответственные за регистрацию, являются своеобразным связующим звеном между гражданами и государственными органами регистрационного учета.

Обратите внимание! Должностные лица управляющей организации и ТСЖ являются своеобразными посредниками между гражданами и отделами ФМС.

При непосредственной форме управления самим собственникам помещений следует обращаться в органы регистрационного учета. Необходимо отметить, что в Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию названы именно собственники, а не лица, уполномоченные ими на управление домом, на представление их интересов. Таким образом, при непосредственной форме управления посредник между гражданами и органами регистрационного учета отсутствует. Возникает вопрос: могут ли собственники заключить договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета? Исчерпывающий ответ на него дает судебная практика. Из Определения Нижегородского областного суда от 07.07.2006 N 33-3466 следует, что коммерческие организации вправе выполнять функции по обеспечению регистрационного учета граждан, если они наделены полномочиями по распоряжению жилищным фондом. Кроме того, деятельность по обеспечению регистрационного учета предполагает обладание информацией конфиденциального характера, круг лиц, имеющих доступ к которой, ограничен (персональные данные физических лиц). Таким образом, собственники не вправе заключать договор с обслуживающей организацией на ведение регистрационного учета без передачи всех функций по управлению многоквартирным домом. Данный вывод подтверждается и в Определении ВС РФ от 22.10.2008 N 9-ВПР08-20.

Рассмотрим подробнее обязанности лиц, ответственных за регистрацию.

Обязанности лиц, ответственных за регистрацию

Как следует из п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, осуществляют:

  • первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства;
  • подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов;
  • ведение и хранение поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства.

При этом ответственные лица не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятии их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства (п. 7 Регламента регистрации).

Регламент устанавливает требования к графику работы сотрудников, участвующих в предоставлении государственной услуги по регистрационному учету. Более того, в п. 24 Регламента регистрации указано, что график приема граждан должностными лицами, ответственными за регистрацию, максимально совмещается с графиком приема граждан органом регистрационного учета. В ТСЖ, где функции паспортиста осуществляет бухгалтер, на которого возложены и другие обязанности, эта норма наименее выполнима. Главное в такой ситуации - чтобы собственники наверняка знали, когда могут обратиться за соответствующей услугой.

Регистрация граждан по месту пребывания

Из п. п. 16 и 46 Регламента регистрации следует, что лица, ответственные за регистрацию, принимают от граждан:

  • заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (Приложение 1);
  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина по указанному адресу (договор найма (поднайма), заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение).

В присутствии заявителя указанные лица проверяют комплектность представленных документов и в 3-дневный срок передают их вместе с адресными листками прибытия (в двух экземплярах) в орган регистрационного учета. Свидетельства о регистрации по месту пребывания и документы, удостоверяющие личность граждан, в этот же день или не позднее следующего за днем их оформления дня передаются должностным лицам, ответственным за регистрацию, для последующего их вручения зарегистрированным гражданам либо непосредственно выдаются данным гражданам (п. 49 Регламента регистрации).

Также на лиц, ответственных за регистрацию, возлагается обязанность ежемесячно направлять в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики листки статистического учета прибытия по форме N 12П (Приложение 12) на граждан, которые зарегистрированы по месту пребывания на срок один год и более (п. 50 Регламента регистрации).

Регистрация граждан по месту жительства

В соответствии с п. 56 Регламента регистрации должностные лица, ответственные за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов заполняют карточку регистрации по форме N 9 (Приложение 9), поквартирную карточку по форме N 10 (Приложение 10) или вносят соответствующие сведения в домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (Приложение 11), адресные листки прибытия по форме N 2 (Приложение 2), листок статистического учета прибытия по форме N 12П и листок статистического учета выбытия по форме N 12В к ним (Приложение 12).

Заполненные документы, а также документ, удостоверяющий личность гражданина, заявление о регистрации по месту жительства, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня обращения к ним граждан представляют в орган регистрационного учета (п. 57 Регламента регистрации).

По истечении 3-дневного срока лица, ответственные за регистрацию, вправе забрать подготовленные органами регистрационного учета документы для последующей передачи гражданам.

Снятие граждан с регистрационного учета

В случаях, когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены перед выездом сняться с регистрационного учета по месту жительства, они обращаются к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы от каждого лица, достигшего 14-летнего возраста (от имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель), с указанием адреса, куда они выбывают, а также представляют документы, удостоверяющие их личность (п. 94 Регламента регистрации).

Должностные лица, ответственные за регистрацию, заполняют в двух экземплярах адресный листок убытия по форме N 7 (Приложение 7). На лиц, подлежащих статистическому наблюдению, оформляются листки статистического учета выбытия по форме N 12В (п. 96 Регламента регистрации).

Согласно п. 97 Регламента регистрации адресные листки убытия и листки статистического учета выбытия вместе с карточками регистрации по форме N 9, поквартирными карточками по форме N 10 или домовыми (поквартирными) книгами по форме N 11, а также документами, удостоверяющими личность, и заявлениями о снятии с регистрационного учета должностные лица, ответственные за регистрацию, в 3-дневный срок со дня их получения от граждан передают в орган регистрационного учета. Сотрудники органа регистрационного учета в 3-дневный срок со дня получения документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства путем проставления в их паспортах, карточках регистрации по форме N 9 или домовых (поквартирных) книгах по форме N 11 штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства (п. 98 Регламента регистрации).

Примечание. Регистрационный учет - это государственная услуга, которая предоставляется бесплатно (абз. 3 ст. 3 Закона о свободе передвижения, п. 8 Регламента регистрации). Следовательно, ТСЖ и управляющие организации не вправе взимать с граждан плату за оказание этой услуги (точнее, части данной услуги - ведение первичного учета).

Учиться никогда не поздно!

Для осуществления действий, предусмотренных п. 6 Регламента регистрации, лица, ответственные за регистрацию, должны обладать определенными знаниями. Кроме того, согласно п. 110 Регламента регистрации руководители органов регистрационного учета проводят проверки соблюдения Правил регистрации и Регламента регистрации лицами, ответственными за регистрацию. При выявлении нарушений в деятельности должностных лиц, ответственных за регистрацию, информация направляется главе администрации (органа местного самоуправления) для принятия мер по их устранению, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - прокурору (абз. 2 п. 113 Регламента регистрации).

Необходимую информацию можно получить в отделах УФМС. Так, согласно п. 32 Регламента регистрации на информационных стендах в помещениях, предназначенных для приема граждан, и интернет-сайтах ФМС и ее территориальных органов размещается в том числе следующая информация:

  • извлечения из законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, касающиеся вопросов регистрационного учета;
  • текст Регламента регистрации с приложениями;
  • перечень документов, необходимых для осуществления регистрационного учета, и предъявляемые к ним требования;
  • образцы оформления документов, необходимых для получения государственной услуги, и требования к ним;
  • месторасположение, график (режим) работы, номера телефонов, адреса интернет-сайтов и электронной почты органов, в которых заявители могут получить бланки документов, необходимых для осуществления регистрационного учета;
  • порядок получения консультаций.

Таким образом, в УФМС лица, ответственные за регистрацию, могут получить и бланки документов для регистрационного учета, и консультации специалистов по вопросам регистрационного учета.

К сведению. Регламент регистрации регулирует взаимоотношения лиц, ответственных за регистрацию, с органами регистрационного учета. Тем не менее на практике возникают ситуации, не регламентированные правовыми актами. К таковым, например, относится обращение граждан за справками о составе семьи. И ТСЖ, и управляющая организация, получив такое обращение, вправе выдать выписку из домовой книги или поквартирной карточки в произвольной форме в виде справки, содержащей сведения, необходимые жильцу.

Передача документов регистрационного учета

Регламентом регистрации утверждены не только формы учетных документов, но и сроки их хранения (Приложение 15). Когда дом находится в управлении ТСЖ или управляющей организации, обязанность по хранению поквартирных карточек и карточек регистрации по месту жительства лежит на должностных лицах этих организаций (п. п. 6 и 58 Регламента регистрации). При непосредственной форме управления документы должны хранить сами собственники помещений в многоквартирных домах. Поквартирная карточка хранится до снятия с регистрационного учета всех внесенных в нее лиц, а карточка регистрации по месту жительства - постоянно.

При выборе новой организации для управления домом обязанности по регистрационному учету переходят к ней. Ей должны быть переданы и документы. И здесь возможны различные затруднения и злоупотребления. Так, например, при смене непосредственного управления на управление ТСЖ или управляющей организацией документы необходимо собрать со всех собственников помещений в доме. Новый управляющий может столкнуться и со злоупотреблением прежней компании, удерживающей документы регистрационного учета.

Истребовать необходимые документы у прежнего управляющего можно только через суд. Не секрет, что решение проблемы в судебном порядке - способ не эффективный ввиду потери времени. Однако обратиться в суд все-таки придется. И не столько для того, чтобы получить документы, сколько для того, чтобы в дальнейшем при возникновении спора доказать, что в сложившейся ситуации было сделано все возможное.

А теперь о том, как получить столь необходимые сведения, не дожидаясь принятия и вступления в силу судебных актов. Кроме прежнего управляющего, информация о зарегистрированных гражданах имеется как минимум у самих собственников и у органов регистрационного учета. Прежде всего целесообразно обратиться в органы регистрационного учета, а если эта попытка ни к чему не приведет, то собирать информацию с собственников. На первый взгляд задача может показаться невыполнимой. Однако отметим, что еще при проведении общего собрания на предмет смены способа управления нужно обладать данными о собственниках помещений в доме. Хорошо выполненная работа на этом этапе - залог успеха в дальнейшем. Кроме того, приступать к управлению домом без необходимых документов представляется неразумным. Если решение о смене способа управления принимается действительно в соответствии с жилищным законодательством, то будущая управляющая организация находит союзников в лице как минимум половины собственников помещений в доме. В такой ситуации уже легче получить необходимые данные.

* * *

В заключение подчеркнем, что возложение на управляющих домами обязанности по осуществлению регистрационного учета обусловлено тем, что именно они находятся в тесных отношениях с собственниками (или предполагается, что должны находиться). И хотя четкой ответственности управляющей организации и ТСЖ за то, что они не ведут первичный регистрационный учет, законом не установлено, представляется, что отказ от выполнения данной обязанности затрудняет в первую очередь работу этих самых организаций.

Г.Ю.Шарикова

Юрисконсульт

НП "Нижегородская ассоциация ТСЖ"

Государственная услуга смены регистрации часто откладывается «на потом»: боязнь долгих очередей, подготовки бумаг, слабое понимание последовательности действий. В конечном итоге отсутствие обнаруживается в самый неподходящий момент.

Получение загранпаспорта, подача налоговых деклараций и постановка на учет автомобиля – эти и многие другие услуги требуют регистрации. Поэтому лучшим решением будет своевременно сменить прописку.

В каких случаях и как производится снятие с учета

Согласно закону любой человек может сняться с регистрации по месту жительства без указания причины. По желанию можно внести лишь адрес места выбытия, который, впрочем, не проверяется.

Чаще всего документы на снятие учета подаются в следующих случаях:

  1. Продажа недвижимости. При из нее выписываются предыдущие жильцы, этот факт предусматривается стандартным .
  2. Переезд на постоянное место жительства в другой город или за рубеж.

Для того чтобы зарегистрироваться на новом месте пребывания, понадобиться выписаться по старому адресу.

Законодательно разрешено 2 способа снятия с учета по месту жительства:

  1. По убытию.
  2. Автоматически.

По убытию

Необходимо сдать в территориальный орган федеральной миграционной службы (ФМС) или районное отделение многофункционального центра (МФЦ) 3 документа:

  • паспорт;
  • заявление о снятии с регистрации в произвольной форме;
  • заполненный адресный листок убытия

Бланк предоставит регистратор или его можно подготовить заранее (форма №7 в нижней части страницы сайта ФМС России).

Через 3 рабочих дня можно забрать паспорт с внесенными изменениями и второй экземпляр листка убытия.

Автоматически

Снятие с учета по прежнему месту пребывания произойдет автоматически, если подать документы на регистрацию по новому адресу.

Возможны ситуации, когда жителя страны могут снять с учета без личного обращения за такой услугой:

  • в случае смерти, признания умершим или безвестно отсутствующим;
  • при утрате прав на занимаемое место жительство, аннулировании регистрации из-за ее ошибочного оформления или доказательства фиктивности постановки на учет.

Список документов для изменения прописки

В случае постановки на учет по новому месту жительства в районный отдел ФМС России или МФЦ нужно предоставить:

  1. заявление на регистрацию (форма №6 в нижней части страницы сайта ФМС России);
  2. паспорт;
  3. документ, который дает право жить по новому адресу ( , или ордер);
  4. листок убытия в случае если заранее была пройдена процедура выписки (форма №7 в нижней части страницы сайта ФМС России);
  5. заявление о согласии от собственников, если прописывающееся лицо не является владельцем места жительства.

Заявление на прописку, бланки и образцы

Заявление унифицированной формы можно заполнить двумя способами:

  1. Электронно. Если прописывающийся житель имеет регистрацию на портале «Госуслуги» , то в разделе федеральной миграционной службы следует выбрать «Регистрация по месту жительства» и следовать инструкции на странице.
  2. Лично. Бланк можно заполнить в отделениях МФЦ, ФМС или дома, скачав форму №6 в нижней части страницы сайта ФМС России.

В заявлении прописываются:

  • личные данные (паспорт, ФИО и дата рождения) и данные собственника жилья (если это другой человек);
  • информация о старом и новом адресе регистрации, а также о документе-основании для прописки.

Ниже приведены бланки и образцы заявлений и других документов, которые могут потребоваться при смене прописки.

Смена прописки, какие документы менять

При изменении адреса регистрации рекомендуется внести изменения в следующие документы:

  • Свидетельство о регистрации автомобиля . Для внесения изменений следует обратиться в отделения госавтоинспекции.
  • Военный билет . Мужчины любого возраста обязаны оповестить районный военкомат и получить отметку в военный билет.

Кроме того, при изменении адреса важно:

  • оповестить страховые компании (если есть заключенные договора страхования) или банки (в случае наличия вкладов, кредитов);
  • прикрепиться в поликлинику по месту жительства и территориальное отделение пенсионного фонда (если начисляется пенсия).

Где менять прописку, сколько потребуется времени, есть ли госпошлина за услугу

Услуга смены регистрации по месту жительства предоставляется бесплатно . Для этого необходимо обратиться в районный отдел ФМС или в МФЦ.

Для того чтобы не потратить несколько часов в очередях желательно записаться к регистратору заранее через порталы МФЦ или «Госуслуги» . Длительность оформления по смене прописки не превышает 20 минут .

Заранее следует предусмотреть, что ответственный сотрудник возьмет на оформление паспорт на срок от 3 дней . На 4-ый день документ с внесенными изменениями можно забрать без записи и очередей.

Как сменить прописку онлайн

Портал «Госуслуги» дает возможность электронной подачи заявления на смену регистрации.

  1. Первым делом нужно найти раздел «Регистрация по месту жительства».
  2. Далее в форму вводятся паспортные данные, личная и контактная информация, старый и новый адреса регистрации, данные по собственнику (если это не прописывающийся) и документам, удостоверяющим право на жилье.
  3. В случае успешного заполнения система присвоит заявлению номер. В течение 3 дней заявку примут в обработку и пригласят прописывающегося человека на прием к регистратору с указанием даты, времени и перечня оригиналов документов.

Важно: данные по статусу рассмотрения заявления и информация по записи на прием будет продублирована на электронную почту заявителя при ее указании.

За какой срок необходимо прописаться после выписки

Законом устанавливается семидневный срок постановки на учет по новому адресу. Для того чтобы не попадать в рамки такого короткого промежутка времени, юристы рекомендуют не выписываться из квартиры отдельно, а пройти процедуру автоматически при регистрации по новому адресу.

Важно: даже при продаже квартиры в договоре с покупателем можно предусмотреть период выписки собственника, которого будет достаточно для получения новой прописки (например, 1–2 месяца после переезда).

Как поменять прописку при переезде в другой город

При переезде в другой город можно:

  1. Сразу оформить регистрацию. Для этого следует явиться в ФМС или МФЦ по новому месту пребывания и подать стандартный пакет документов. При этом заранее выписываться по старому адресу необязательно.
  2. Получить временную регистрацию. В случае длительного отъезда каждый человек вправе оформить временную регистрацию в течение 90 дней пребывания на новом месте.

Важно: для временной регистрации не нужно выписываться с постоянного места проживания.

Как оформить прописку ребенку

За месяц с момента рождения ребенка родители должны получить свидетельство о рождении. В последующие 7 дней после выдачи документа законом положено прописать новорожденного по адресу родителей или одного из них.

Важно: при прописке ребенка в квартиру, в которой зарегистрированы мать или отец, не требуется согласия собственников или других проживающих там лиц.

Для оформления регистрации на ребенка понадобятся 3 документа:

  • свидетельство о рождении;
  • паспорта обоих родителей;
  • свидетельство о браке.

Документы сдаются в МФЦ или территориальный отдел ФМС. При смене прописки процедура та же, выписка по предыдущему месту жительства снимется автоматически.

Важно: если родители новорожденного не состоят в законном браке, то для с одним из родителей требуется письменное согласие второго.

Пошаговая инструкция

Для получения новой регистрации понадобится сделать всего 4 шага :

  1. Определяемся с видом услуги. Либо сразу подаем документы на прописку по новому адресу, либо сначала выписываемся, а только потом подаем документы на регистрацию. Чаще всего выбирается первый вариант, так как не нужно несколько раз посещать ФМС, заполнять листок убытия, отдавать паспорт. Лишь в редких случаях прописку получают поэтапно. Например, если при покупатель требует выписки всех старых собственников до сделки, а въехать им пока некуда.
  2. Выбираем способ подачи документов – лично или электронно. Регистрация на портале государственных услуг позволит заполнить заявление в электронном виде с удобной навигацией и получить приглашение в регистрирующий орган.
  3. Приготовить и сдать оригиналы документов в МФЦ или отдел ФМС.
  4. По истечении 3-х дней забрать паспорт с отметками об изменении регистрации.

Полезно: электронная запись в МФЦ позволит не стоять в длинных очередях.

Штраф за отсутствие прописки

Согласно кодексу административных правонарушений РФ, штраф за проживание без регистрации более 7 дней составляет от 2–5 тыс. руб . Величина штрафа еще выше для жителей Москвы и Санкт-Петербурга – от 5–7 тыс. руб .

Важно: физические или юридические лица, которые предоставляют жилье незарегистрированным гражданам, также могут быть оштрафованы на 3–5 тыс. руб. и 50–750 тыс. руб. соответственно . Для городов федерального назначения суммы еще существеннее – 5–7 тыс. руб. и 300–800 тыс. руб .

Как зарегистрироваться по новому месту жительства через Интернет? Видеоинструкция

На видео ниже представлен учебный фильм-инструкция про прохождению процедуры регистрации онлайн.