История троице-сергиевой лавры. Хранительница благочестия

Киево-Печерская лавра - одно из самых популярных мест в Киеве, которое посещают туристы, гости столицы Украины и верующие. Ближние пещеры привлекают посетителей своей загадочностью, древней историей и интересными легендами о подземных сокровищах и целительной силе.

История Лавры

Основание Киево-Печерской лавры приходится на 1051 г., период правления князя Ярослава Мудрого. Это была эпоха Крещения Руси, и сюда стали приходить первые пастыри православной церкви и иноки. Некоторые монахи бежали из Византии, что имело большое значение для обретения здесь особого места и приобщения людей к монашескому образу жизни. Простые древнерусские люди испытывали благоговение перед святыми иконами и монахами.

Многие приходящие в город монахи искали уединения, которое они смогли найти в пещерах и подземельях. Слово «лавра» в переводе с греческого означает «церковное поселение» или «застроенный квартал».

Самым первым поселенцем Ближних пещер был Иларион, который позднее стал Митрополитом Киевским. Здесь также жил монах Антоний, ставший основателем монастыря, и его ученик Феодосий, которому историки приписывают заслуги по привитию монашества в Древней Руси в соответствии с окружающей обстановкой.

В 1073 г. при Антонии Печерском был возведен Успенский Собор Пресвятой Богородицы, который в дальнейшем не раз подвергался разрушениям в результате набегов монголов, войн, пожаров и землетрясений. Последнее разрушение произошло в 1941 г., когда его взорвали немецкие оккупанты. И только в 1995 г. началось возрождение храма, которое успели закончить к августу 2000, к началу торжеств, посвященных 950-летию Киево-Печерской Лавры.

Основные объекты Лавры

Киево-Печерская Лавра представляет собой большой комплекс сооружений, состоящий из Успенского Собора, Онуфриевской башни, Трапезной церкви св. Антония и Феодосия, Крестовоздвиженской церкви, Церкви Рождества Пресвятой Богородицы, Храма Иконы Божьей Матери и мн. др.

И конечно, особой популярностью и известностью пользуются Ближние и Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры, которые сохраняют множество древних захоронений. Длина их составляет соответственно 300 и 500 м. Их названия указывают на отдаленность от Верхней лавры и Большой Церкви, которая была первым каменным храмом в годы, когда первые монахи стали перебираться из пещер на поверхность.

1000 лет назад пещерный монастырь, расположившийся на берегах Днепра, напоминал, скорее всего, современные надднестрянские монастыри: несколько узких входов, начинающихся на склонах или террасах, которые вели вглубь покрытых лесом холмов. От них вели тропинки, некоторые — вниз, к воде, другие — вверх.

Ближние пещеры Лавры

По своему предназначению подземелья вначале использовались монахами для жилья. Общая длина переходов составляет 383 м, высота - до 2 м, и ширина - до 1,5 м. Катакомбы проложены в подземном слое глубиной 5-15 м от поверхности. Все они были вырыты в древности поселенцами в пористом песчанике, из которого состоят холмы в Киеве. Поиски же каких-то ближайших соляных пещер в этом районе бессмысленны. Такие лечебные комнаты в городе существуют только в искусственном виде.

Подземелья, именующиеся также Антониевыми пещерами, состоят из:

  • трех улиц, главная из которых - Печерская, начинается от Введенской церкви, самой большой в подземной части Лавры;
  • трапезной комнаты, где раньше собирались монахи;
  • трех подземных пещерных церквей: Введения, Антония и Варлаама.

На стенах пещер ученые обнаружили надписи на разных языках, датированные 12-17 вв. Из-за того, что стены долгое время покрывали побелкой, они оставались неизученными. Однако когда археологи смыли верхние слои и сняли штукатурку, то обнаружили красивые фрески, созданные руками древних мастеров.

Современный вход в Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры сделан в виде двухэтажного здания рядом с Кресто-Воздвиженским храмом, которое было построено по проекту А. Меленского в начале 19 ст.

Жизнь монахов в пещерах

Монахов, которые жили в пещерах постоянно, было не так много — только настоящие аскеты, которые сами себя замуровывали в кельях, оставляя небольшое окошко для передачи воды и пищи. Спали они на деревянных кроватях. Центральный вход вначале был укреплен деревянными опорами, а затем кирпичными, рядом ставили печь для обогрева пещерных подземелий.

Под землей были устроены и храмы, в которых молились монахи, а также приходящие паломники, количество которых с каждым годом увеличивалось. Из-за большого наплыва верующих монахи постепенно расширяли и удлиняли подземные ходы, т. к. некоторые богомольцы даже застревали в узких местах.

История Ближних и Дальних пещер разделяется на четыре временных периода:

  • 11 ст. — в подземных кельях живут монахи;
  • 11-16 вв. — пещеры преобразованы в некрополь;
  • 17-20 вв. — они стали местом паломничества верующих;
  • 20 ст. — стали объектом научных исследований.

После того как большинство подземных жителей решили перебраться жить на поверхность, в надземные кельи, более удобные, светлые и теплые, пещеры стали местом захоронения, лаврским некрополем. Здесь хоронили самых праведных и знаменитых людей, среди которых были не только монахи. Есть даже мощи и голова римского епископа св. Климента, перевезенные из Десятинной церкви, разрушенной при татаро-монгольском нашествии.

Были сделаны специальные переходы для того, чтобы паломники шли по кругу, не устраивая заторов. Подземные жители проложили коридоры, перпендикулярные основным, и в них установлены гробы с мощами лаврских угодников. В подземных кладбищах существует сухой микроклимат и постоянная температура, что способствует частичной мумификации тел умерших и длительному их сохранению.

В 1830 г. в некоторых подземных ходах Ближних пещер полы выложили чугунными плитами, привезенными из Тулы.

Захоронения и мощи

В подземных лабиринтах расположено множество ниш, в которых стоят захоронения, — аркосолии, крипты-склепы, а также локулы, узкие гробницы в стенах. В аркосолиях и криптах традиционно хоронили знатных и именитых покойников, в локулах — простых людей.

Самые известные исторические захоронения, причем не только святых, в Ближних пещерах (всего 79):

  • Ильи Муромца, которое свидетельствует о его реальном существовании;
  • Нестора Летописца, написавшего знаменитую «Повесть временных лет»;
  • первого лекаря Киевской Руси Агапита;
  • иконописцев Аллипия и Григория;
  • князя Черниговской династии Николая Святоша;
  • Григория Чудотворца;
  • Младенца-мученика Иоанна, которого князь Владимир принес в жертву во времена языческих верований, и др.

Карты пещер

Долгая работа по поиску в архивах старинных карт увенчалась в результате почти 30 экземплярами, на которых были графические изображения и планы за последние 400 лет. Самая древняя из них датируется 17 в.

Ранние графические рисунки пещер были обнаружены на полях рукописи купца из Львова Грюневега, который посещал Лавру в 1584 г. На одном из них, например, изображен вход в подземелья, укрепленный дубовыми сваями, и приведен рассказ о протяженности катакомб на 50 миль.

Первая карта лаврских подземных ходов находится в книге «Тератургима», написанной монахом А. Кальнофойским в 1638 г. Планы Дальних и Ближних пещер были составлены монахами Лавры, они содержат систему условных знаков, цифры и объекты и почти полностью соответствуют современному определению таких карт.

Следующие ценные объекты летописи — карты из сборника «Киево-Печерского патерика» (1661), выполненные гравером Ильей.

После составления подробных карт и исследований подземных переходов уже в 21 веке были обнаружены замурованные ходы, которые вскрыли археологи. Они идут в разных направлениях - к Успенскому собору, некоторые - к Днепру, однако дальнейшему продвижению препятствуют большие обвалы грунта.

Современный план-схема Ближних пещер приведен ниже, он содержит указания на все основные захоронения известных монахов и святых, также на нем указаны расположение подземных церквей, кельи и другие помещения.

Легенды и сокровища

Существует множество легенд про несметные сокровища, хранящиеся в подземельях Лавры. Одна из них гласит о спрятанных в Варяжской (Разбойничьей) пещере ценностях, которые были добыты норманнами, грабившими торговые суда. Сокровища были обнаружены монахами Федором и Василием в 11 веке, а затем опять зарыты. До них пытались добраться и его сын Мстислав, которые пытками замучили монахов до смерти, однако ничего не добились. Останки мучеников до сих пор хранятся в подземелье.

Еще один интересный факт связан с чудесной мироточивостью голов, хранящихся в нишах подземных ходов. Это останки человеческих черепов, из которых периодически вытекает миро — особенное масло, обладающее целительными качествами. В 1970 годы при поддержке были проведены химические анализы жидкости, в результате которых обнаружен белок сложного состава, синтезировать который искусственно пока невозможно.

После занятия Киева фашистами новый комендант города решил посетить пещеры Киево-Печерской лавры. Ему нашли для проведения экскурсии местного монаха, который ранее здесь проживал. Для своей безопасности немец вооружился наганом, который нес в руке, позади шли его сопровождающие.

Дойдя до раки прп. Спиридона Просфорника, умершего 800 лет назад, комендант поинтересовался, из чего делают мощи святых. Экскурсовод объяснил, что это тела людей, которые после святой жизни и смерти были удостоены чести стать нетленными останками в пещерах.

Тогда немец взял пистолет и рукоятью ударил мощи по рукам, и из раны на лопнувшей коже потекла кровь. В ужасе фашист бегством спасался из А на следующий день Киево-Печерскую лавру объявили открытой для всех желающих.

Неизученные пещеры

Многие легенды и истории, пришедшие из давних веков, равно как и современные, рассказывают о невероятной длине подземных ходов и катакомб под Киевом, которые являются продолжением Дальних и Ближних пещер. Они якобы ведут из Лавры в соседние храмы и даже в близлежащие области Украины. Однако почти все выходы из них замурованы еще в 1930 годы в целях ограничения доступа любопытных искателей сокровищ для их же безопасности. Многие тайные подземные ходы завалены просевшей землей или камнями и поэтому утрачены для исследователей. Но возможно, они все еще ждут своих первооткрывателей.

Монастырь в XV-XVI веках. Первые каменные сооружения
В 1408 году монастырь был разграблен и сожжён татарским ханом Едигеем, но следующие 200 лет его истории прошли почти безоблачно. Троицкий монастырь отстраивался, развивался, стал одной из главных российских святынь. Монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства. В обители составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы; в XV веке здесь было создано «Житие преподобного Сергия Радонежского », один из крупнейших памятников старорусской литературы, ценнейший исторический документ.
В 1422 году на месте деревянной церкви (которая была перенесена восточнее) игуменом Никоном был заложено первое каменное сооружение монастыря - Троицкий собор , построенный силами сербских монахов из Косово, нашедших прибежище в монастыре после битвы на Косовом Поле. При строительстве собора были обретены мощи преподобного Сергия Радонежского . В росписи храма участвовали выдающиеся иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, для иконостаса собора была написана знаменитая «Троица ». Троицкий собор почитался московскими князьями: здесь совершались молебны перед походами и по успешном окончании их (как, например, Василий III отметил здесь молебном успешный поход на Псков в 1510 году, а Иван IV Грозный совершил молебен в честь успешного взятия Казани в 1552 году), «крестоцелованием» скреплялись договоры, совершалось крещение наследников престола.
С Троицким монастырём связано одно из самых драматичных событий междоусобных войн в Московской Руси. В 1442 году в монастыре у гроба Сергия состоялось примирение Василия II c двоюродным братом Дмитрием Шемякой, которым закончились долгие годы междоусобицы. Однако спустя два года Дмитрий нарушил данную клятву; люди Шемяки схватили Василия, молившегося у гроба Сергия, и отправили под конвоем в Москву, где спустя два дня Василий был ослеплён и сослан в Углич. Духовенство Троицкого монастыря осудило действия Дмитрия Шемяки (первой в церковном осуждении Шемяки стоит подпись троицкого игумена Мартиниана), а освобождённый из заточения Василий II в 1450-1462 годах дал монастырю ряд жалованных грамот.
Троицкий собор долгое время оставался единственным каменным сооружением монастыря. В 1469 году под руководством московского зодчего Василия Ермолина на центральной площади была построена каменная трапезная. Это было двухэтажное здание, состоявшее из двух палат: «малой трапезы отцов» (трапезной для братии) на первом этаже и «царской палаты» на втором этаже. Тип одностолпной палаты, впервые применённый в Троицком монастыре, впоследствии был использован строителями Грановитой палаты в Москве, после чего получил широкое распространение. В XVIII веке на месте трапезной была построена современная колокольня. Близ трапезной по проекту Еромолова выстроили каменную поварню. В 1476 году около Троицкого собора псковскими мастерами была сооружена церковь Сошествия св. Духа.
В 1530 году в Троицком соборе было совершено таинство крещения долгожданного сына князя Василия III, будущего царя Ивана IV Грозного. В 1547 году, едва в Москве окончились пышные празднования по случаю свадьбы Ивана IV, молодой царь с супругой отправился пешком в Троицкий монастырь, где провёл неделю, каждодневно молясь у гроба Сергия. Впоследствии царь часто бывал монастыре, совершал молебны по случаю крупнейших побед русских войск; за время царствования Иван IV вложил в развитие монастыря не менее 25 тысяч рублей. При Иване Грозном была осуществлена перепланировка монастыря. Ещё с 1540-х годов велось возведение белокаменных стен вокруг монастыря. В 1550-е годы пояс стен в форме неправильного четырёхугольника протяжённостью около полутора километров был построен. Именно тогда монастырская территория приобрела существующие ныне размеры. Одновременно со строительством стен в трёх прилегающих к монастырю оврагах были устроены запруды, а с южной стороны был выкопан большой пруд. Троицкий монастырь превратился в мощную крепость. В 1561 году он получил статус архимандрии.
В 1559 году в присутствии царя был заложен новый большой собор, получивший название Успенского . Строительство храма растянулось на долгие годы; в 1564 году оно было прервано из-за крупного пожара, во время которого «выгорел Троицкий Сергиев монастырь, трапезы и казны монастырские в палатах, и колоколы многие разлилися и поварни все, и гостии двор, и служни дворы...». Освящение собора состоялось уже после смерти Ивана Грозного, в 1585 году, в присутствии нового царя Фёдора Иоанновича. После этого в 1585-1586 годах по велению царской четы были проведены широкие художественные работы. Это было связано с тем, что у царя Фёдора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны Годуновой не было детей, хотя венчание состоялось в 1580 году. Это был не единичный случай - дорогими подарками были одарены знаменитые монастыри и храмы государства «в моление» о чадородии. В Успенском монастыре был устроен придел Феодора Стратилата и святой великомученицы Ирины, которые являлись тезоименитыми святыми царской четы. К концу XVI века Троицкий монастырь стал крупнейшим монастырём России; в его собственности насчитывалось 2780 поселений, велась активная торговля - торговые суда монастыря ходили в зарубежные государства.

Развитие монастыря с XVII века по начало XVIII века
В Смутное время Троицкий монастырь выдержал 16-месячную осаду польско-литовских интервентов под предводительством Сапеги и А. Лисовского. Польско-литовские войска, подошедшие к монастырю в сентябре 1608 года, обстреливали крепость из 63 орудий и многократно предпринимали попытки штурма; в конце 1609 года в осаждённом монастыре началась цинга, во время эпидемии умерло свыше двух тысяч человек. Всех умерших относили в Успенский собор . К концу зимы людей, способных защищать монастырь с оружием в руках, осталось менее 200. Несмотря на все трудности монастырь стойко оборонялся, по характеристике самих поляков он был вооружён «людьми, железом и мужеством». В ходе успешных вылазок осаждённых большое количество людей теряли и поляки; во время одной из вылазок погиб сын Лисовского Станислав. Узнав о подкопе под Пятницкую башншю, защитники напротив подкопа вторую стену, а затем входе успешной вылазки взорвали подкоп. 12 (22) января 1610 года осада была снята русскими войсками под предводительством Михаила Скопина-Шуйского. Монастырь стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского; большой вклад в дело освобождения внёс архимандрит Дионисий, помогавший Ополчению крупными пожертвованиями и поддерживавший дух войска. Ущерб, нанесённый монастырю, описан в «Сказании Авраамия Палицына»-...от подкопов и от слухов стены градные расседошися, а в иных местех мало не подаше и строения: во обители же службы и келия братския без покрова быша и многие келии и службы в монастыре погорели.
Однако авторитет монастыря, ставшего одним из символов мужества русского народа, вырос, а вместе с ним увеличились и пожертвования в казну. Монастырские укрепление быстро удалось восстановить (при этом стены были надстроены в высоту и увеличены в ширину, а башни обрели дошедший до наших дней облик), начало строительство новых зданий. Рядом с Духовской церковью была возведена большая колокольня, у восточной стены Трапезной появилась церковь Михаила Малеина. Стены Трапезной были украшены яркой росписью. На месте деревянного дворца Ивана Грозного были построены царские хоромы. Около 1640 года был выстроен каменный двухэтажный корпус келий. Среди других крупных монастырских сооружений XVII века - церковь Зосимы и Савватия , Больничные палаты.
Последний раз монастырь видел под своими стенами врага в 1618 году, в ходе похода на Москву польского королевича Владислава. Наступило время процветания монастыря; число крестьянских дворов, принадлежавших обители, достигло 16,8 тысяч, превысив число крестьянских владений царя и патриарха. Собственные кирпичные заводы монастыря обеспечивали непрерывное проведение строительных работ. В окружавших монастырь прудах монахи разводили рыбу, по берегам их были созданы фруктовые сады, поставлены ветряные мельницы.

В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра. В 1689 году в монастыре укрывался спасшийся из Москвы бегством Пётр I. Именно в Троице-Сергиевом монастыре произошла расправа над сторонниками Софьи; отсюда уже единовластным правителем Пётр уехал в Москву. При нём в обители появилась великолепная барочная трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского. С сооружением новой Трапезной формирование архитектурного облика центральной площади монастыря было почти полностью завершено Над восточной стеной монастыря на средства Строгановых в 1699 году была построена надвратная церковь Иоанна Предтечи.
В начале XVIII века строительство на территории монастыря замерло. Россия вступила в Северную войну (на военные нужды Пётр I взял из монастырской казны 400 тысяч рублей); затем началось строительство новой столицы Росии - Санкт-Петербурга - в связи с чем царём был введён запрет на строительство каменных зданий во всей России. Лишь в 1708 году у стен монастыря были развёрнуты строительные работы: из-за возникшей угрозы проникновения шведской армии в глубь России Москву и близлежащие крепости, в том числе Троице-Сергиев монастырь , было решено укрепить. У Успенских и Красных ворот были сооружены каменные мосты; под монастырскими стенами появились глубокие рвы и бастионы. Рвы просуществовали до 1830-х годов, а земляные укрепления близ угловых башен сохраняются по сей день.
Преемники Петра Великого на российском престоле не проявляли большого интереса к судьбе монастыря; возникли даже планы переноса обители ближе к новой столице, однако им не суждено было осуществиться. В 1738 году поменялась система управления монастырём: он стал подчиняться Духовному совету.

Расцвет Лавры
После восшествия на престол Елизаветы Петровны наступил новый период расцвета монастыря. 1 октября 1742 года по указу императрицы Елизаветы Петровны в Троице-Сергиевом монастыре была открыта духовная семинария (позднее, в 1814 году, в монастырь была переведена Московская Духовная академия, одно из крупнейших религиозных учебных заведений России). Вскоре (в 1744 году) Троице-Сергиев монастырь был удостоен почётного титула лавры; главой Лавры утверждался Митрополит Московский.
Елизавета Петровна часто посещала Лавру. Каждый её приезд сопровождался праздненством - фейерверками, пушечной стрельбой и пышными трапезами. Летом в монастыре проводились увеселения; за монастырскими стенами был выстроен пышный увеселительный дворец Корбуха, окружённый оранжереями и парком во французском стиле. Строительство развернулось и на территории самой обители. Ещё в 1738 году московскому архитектору Ивану Мичурину было поручено составить генеральный план монастырской территории. План был составлен и отправлен в Петербург, но был и утверждён лишь в 1740 году; вместе с планом пришёл и проект новой монастырской колокольни, разработанный придворным архитектором Шумахером. Петербугский архитектор предложил разместить колокольню в геометрическом центре главной площади. Однако Мичурин считал, что в этом месте колокольня окажется заслонена другими сооружениями и «от такова малова расстояния... народом видна много быть не может»; Мичурину удалось добиться переноса места строительства к северу. В 1741 году состоялась закладка колокольни; строительство растянулось почти на 30 лет и было завершено лишь в 1770 году. Для новой звонницы прямо на территории монастыря был отлит царь-колокол весом в 4065 пудов.
Перестройке должны были подвергнуться многие сооружения Лавры; архитектурный стиль монастырских сооружений планировалось привести в соответствие вкусам середины XVIII века. В 1745 году был вычерчен альбом перестройки всей лаврской территории с подробным описанием построек монастыря. Ускорению перестройки способствовал сильный пожар, случившийся в 1746 году, который уничтожил все деревянные постройки монастыря. Началась глобальная реконструкция Лавры в соответветствии с альбомом 1745 года; работы продолжались до 1789 года. Новый облик монастырских сооружений напоминал внешнее убранство дворцов того времени. Здания были выкрашены в яркие тона, подчёркивавшие красоту белых и позолоченных лепных деталей. Под стать внешнему декору пышный облик получили интерьеры сооружений. Самую роскошную отделку обрели Царские чертоги (лепнина и живопись на потолке, наборный паркет, изразцовые печи, шёлковая обивка стен). Первоначальный декор многих старых зданий был утрачен; например, сооружения вдоль западной стены монастыря, в том чиле Больничные палаты, обрели единый фасад с одинаковыми окнами и галереей на столбах. Некоторые здания (в том числе кузница и оружейная палата) были разобраны. Архитектура ряда сооружений в альбоме была вычурна; контролировавшим перестройку архитекторам Ивану Мичурину и Дмитрию Ухтомскому удалось внести в проект ряд существенных изменений (например, было отменено решение о возведении над монастырскими зданиями двуъярусных фигурных крыш по голландскому образцу). Перестройка затронула и древние храмы обители; так, главы Троицкого собора и Духовской церкви были замены на луковичные, а сводчатую паперть Троицкого собора заменили высоким крыльцом. Главы большинства храмов позолотили. На территории Лавры появились мощёные белым камнем дорожки, а главная аллея - от Святых ворот до Троицкого собора - была украшена коваными решётками. Наконец, в 1792 году на главной площади был сооружён обелиск с медальонами, текст в которых повествует об истории монастыря; обелиск использовался как хронометр - на трёх его сторонах размещены солнечные часы.
В XVIII-XIX веках Троице-Сергиева Лавра стала одним из богатейших монастырей России, входила в число самых крупных землевладельцев (в 1763 году, в преддверии крупной конфискации церковных земель, Лавре принадлежало более 100 тысяч душ крестьян). Активная торговля (зерновыми, солью, предметами быта) способствовала приумножению богатств монастыря; его финансовое положение в XVII-XVIII вв. отличалось большой прочностью; велики были пожертвования в пользу русской армии (в 1812-м году - около 70 тысяч рублей), ополчения. Значение Лавры как культурного центра также возрастало; в 1814 году сюда из Москвы была переведена Духовная академия, расположившаяся в здании Царских чертогов. В связи с размещением академии ряд зданий был перестроен, появились новые постройки, - всё это, по мнению некоторых исследователей, привело к нарушению целостности архитектурного комплекса.
К началу XX века во ведении Лавры находились типография (в ней печатались произведения философов, священнослужителей - П. А. Флоренского, Климента Охридского и других), две гостиницы на территории Посада (старая и новая), мастерские (производство игрушек, подсвечников, крестов и т. п., резьба по дереву), лавки, конные дворы. У стен Лавры велась бойкая торговля, близ монастыря появлялись торговые ряды, гостиницы и доходные дома. В 1910-е годы в Лавре жило более 400 монахов. К Троице-Сергиевой Лавре были приписаны некоторые малые монастыри и скиты.

Святыни монастыря
Мощи преподобного Сергия Радонежского Троицком соборе) , мощи Никона, Сергия (Михея) Радонежских, св. Серапиона Новгородского, митрополита Иоасафа, архимандрита Дионисия, преподобного Максима Грека, икона Святой Живоначальной Троицы работы Андрея Рублёва (ныне в Третьяковской галерее, Москва) - привлекали тысячи паломников со всех концов России.
В Лавре захоронены представители знатных русских домов: Бельские, Воротынские, Глинские, Оболенские, Одоевские и другие; деятели Смуты: князь Дмитрий Трубецкой и Прокопий Ляпунов, князь Андрей Радонежский, представители фамилии Годуновых; многие московские и иные архиереи: Макарий (Булгаков), Макарий (Невский), Сергий (Голубцов), Патриархи Алексий I и Пимен. Многочисленные сокровища хранятся в ризнице - это уникальные предметы декоративно-прикладного искусства, подношения царей и богатых людей монастырю. Значительным фондом рукописей обладает лаврская библиотека - здесь хранятся и русские летописи, и рукописные книги XV-XVII веков, и уникальные образцы русских раннепечатных книг (на 1908 год - около 10 000), исторические документы.
Наиболее известными настоятелями Лавры в XIX веке были митрополит Платон (Левшин), ведший активное строительство, святитель Филарет, переписывавшийся с А. С. Пушкиным и основавший близ Лавры Гефсиманский скит, и святитель Иннокентий (Вениаминов), бывший первым православным епископом Америки.

История Лавры в XX веке
В первые годы XX века на территории монастыря продолжалось строительство, сооружались новые кельи и корпуса, хозяйственные сооружения, торговые ряды; в 1905 году была организована лаврская типография.
1918 год стал началом трудного периода в истории Лавры. По утверждении 20 января 1918 года СНК РСФСР Декрета Об отделении церкви от государства и школы от церкви, Лавра, как и иные монастыри в России, находящиеся на территории, контролируемой большевиками, была юридически обращена в трудовую артель, однако монашеская жизнь продолжалась явочным порядком до 21 октября 1919 года, когда монахи были переселены в Черниговский и Гефсиманский скиты. 10 ноября 1919 года президиум исполкома Сергиевского уезда принял решение о закрытии Лавры ввиду острой нехватки помещений для больниц, школ, детских учреждений. В марте 1919 года была распущена Московская Духовная академия, а её помещения были отданы электротехническим курсам; 11 апреля были вскрыты мощи преподобного Сергия. 20 апреля 1920 года, несмотря на ряд посланий Патриарха Тихона председателю Совнаркома В. И. Ульянову (Ленину) с просьбой об отмене распоряжения о закрытии Лавры, вышло постановление СНК «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». Троицкий собор был закрыт немедленно, а братия была выселена и нашла себе место в трудовых коммунах; последнее богослужение в Троицком соборе было совершено 31 мая 1920 года. В том же 1920 году на территории Лавры был организован историко-архитектурный музей. В 1929 году были закрыты последние скиты близ Лавры и изъята на переплавку большая часть лаврских колоколов (уцелели колокол «Лебедь» 1593 года и древнейший, «никоновский», 1420 года). На территории Лавры до 1953 года находился Загорский учительский институт.

Реставрация Лавры
К концу 1930-х годов некоторые памятники Лавры были частично перестроены и приспособлены под жильё и другие не свойственные им хозяйственные нужды.
Первая комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры была создана ещё в 1918 году, однако проходившие под её наблюдением реставрационные работы были не систематическими, не существовало единого проекта реставрации. Инициатором и организатором планомерных реставрационных работ стал директор Загорского историко-художественного музея С. А. Будаев, заказчиком - Загорский музей, в 1938 году был приглашён молодой архитектор И. В. Трофимов. Ему было поручено, в развитие декрета 1920 года, подписанного Лениным, об обращении ансамбля Троице-Сергиевой Лавры в музей, подготовить обоснованный доклад в Совнарком РСФСР о выделении средств на научную реставрацию памятников этого историко-художественного ансамбля. В последующие два года он подготовил справку об историко-художественном значении архитектурного ансамбля Лавры и программу его научной реставрации, генеральный план реставрационно-восстановительных работ, дефектные акты, описи работ и сметы по пятнадцати объектам. На основании этих материалов 1 февраля 1940 года было принято постановление Совнаркома, по которому весь комплекс памятников Троице-Сергиевой Лавры в черте крепостных стен объявлялся Загорским государственным историко-художественным музеем-заповедником. Трофимов был назначен научным руководителем и главным архитектором этих работ. Для их производства был организован специальный научно-производственный строительный участок и создан Учёный совет, утверждённый Государственным комитетом по делам искусств; на проведение запланированных работ правительством была выделена сумма в 6 млн рублей. Председателем совета был назначен архитектор академик И. В. Рыльский, учёным секретарём - В. П. Зубов, представителем от заказчика, Загорского музея, - архитектор Н. Д. Виноградов. В совет входили архитектор академик И. В. Жолтовский; инженер П. В. Щусев; археолог доктор исторических наук А. В. Арциховский; историк С. В. Бахрушин. В разное время в качестве консультантов приглашались академики А. В. Щусев и И. Э. Грабарь, с 1940 года осуществлявший наблюдение за реставрацией живописи; генерал-лейтенант, Герой Советского Союза Д. М. Карбышев; эксперты по прикладному искусству и живописи Н. Н. Соболев, Д. И. Киплик, Ф. Я. Мишуков; историки -А. Г. Новицкий и А. Г. Габричевский. Рабочих-реставраторов не хватало, и в 1945 году было открыто художественно-ремесленное училище с трёхлетней программой обучения, готовившее белокаменщиков, лепщиков, плотников и других мастеров реставрационных работ.

Ансамбль Троице-Сергиевой Лавры складывался на протяжении четырёх столетий, с XV по XVIII век включительно, и вместе с развитием ансамбля менялся и облик его отдельных сооружений. Задачей реставратора было найти художественный оптимум для каждого памятника, то есть момент его наивысшего художественного расцвета - по этой причине началу работ не предшествовало создание проектной документации, в ходе создания проекта проводились натурные раскрытия. Цель реставрации состояла не в том, чтобы вернуть ансамбль к какому то определённому «оптимальному году», а, напротив, показать его как интеграцию или синтез всего художественного развития.
В работе И. В. Трофимова принимал большое участие отец, художник В. П. Трофимов. Живописные полотна Викентия Павловича «Трапезная Троице-Сергиевой Лавры», «Вид с колокольни Троице-Сергиевой Лавры», «В бывшей Троице-Сергиевой Лавре» и другие дают возможность увидеть памятники непосредственно после восстановления.
Несмотря на многочисленные трудности военного и послевоенного времени, удалось ликвидировать аварийное состояние ряда памятников, выполнить капитальную реставрацию Больничных палат с церковью Зосимы и Савватия Соловецких XVII в., церкви Сошествия Святого духа XV в., белокаменного цоколя Колокольни, восточной части гульбища Трапезной конца XVII в., Митрополичьих покоев, частично Царских чертогов и значительных участков крепостных стен и башен. Особенно значительные работы были проведены по Больничным палатам, застроенным новыми сооружениями и буквально возвращённым из небытия (однако разборка трапезной XVII-XVIII веков, пристроенной к церкви Зосимы и Савватия, была признана недостаточно обоснованной). В то время это были крупнейшие в СССР реставрационно‑восстановительные работы. Вокруг стен монастыря была организована 30-метровая запретная для строительства охранная зона.
После 1950 года реставрационные работы, проводившиеся в основном по памятникам, переданным Московской Патриархии, стал вести бывший студент-практикант И. В. Трофимова В. И. Балдин, в 1963 году совместно с А. Г. Устиновым предложивший комплексный проект рестараврации ансамбля лавры. В ходе рестараврации в 1956-1959 годах все здания и сооружения монастыря были освобождены от занимавших их посторонних учреждений. К 1970 году основной объём реставрационных работ был выполнен. Результаты проведённой Балдиным реставрации были оценены неоднозначно, в частности, И. В. Трофимов отмечал принципиальные ошибки и ущерб, нанесённый отдельным зданиям и всему ансамблю Троице-Сергиевой Лавры в целом. Реставрация продолжались и в 1970-е годы - ряд объектов был воссоздан под руководством архитекторов Ю. Д. Беляева и Ю. Н. Шахова.
В 1993 году архитектурный ансамбль лавры вошёл в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 1990-е и 2000-е годы ряду зданий была возвращена первоначальная окраска стен, отремонтированы кровли храмов, восстановлены росписи; масштабной реставрации подвергалась колокольня. Весной 2004 года на колокольню был поднят заново отлитый Царь-колокол, звон которого прихожане впервые услышали 30 мая того же года, в праздник Пятидесятницы.

На высоких склонах правого берега Днепра раскинулась величественно увенчанная золотыми куполами Успенская Киево-Печерская Лавра - удел Пресвятой Богородицы, колыбель монашества на Руси и твердыня православной веры. Древнее Предание Церкви гласит, что святой Апостол Андрей Первозванный во время путешествия с христианской проповедью в земли скифов благословил склоны Днепра. Он обратился к своим ученикам со словами: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, и град великий должен быть здесь, и церквей много Бог поставит». Так вместе с первыми храмами Киевской Руси лаврская обитель стала осуществлением пророческих слов Апостола.


В православном мире ее определяют после Иерусалима и Святой горы Афон в Греции. Тут все овеяно тайнами: пещеры, церкви, колокольни, а наиболее – жизни людей. Вряд ли известно широкому кругу, например, что на территории Лавры погребен русский богатырь Илья Муромец и основатель Москвы – Юрий Долгорукий. Несравнимое с любым другим монастырем количество святых и удивительное миро их нетленных мощей продолжают манить сюда миллионы паломников.

За тысячу лет существования Свято-Успенская Киево-Печерская лавра обросла множеством невероятных историй. Истина перемешалась с вымыслом, чудесное с реальным. Но прежде чем приступать к легендам – обратимся к истории. Земля здесь действительно святая, намоленная.

Земли, на которых после раскинулась огромная территория Лавры, были известны еще в XI-м веке, как лесистая местность, куда удалялись молится монахи. Одним из таких монахов был священник Илларион, из близ лежащего села Берестово. Он выкопал себе пещеру для молитв, которую вскоре покинул.
Прошли столетия. В ХI веке на Киевскую землю вернулся монах Антоний. Родом он был из Черниговщины, принял постриг на Афоне, где и собирался остаться. Но Антонию был знак – возвращаться на родину и там служить Господу. В 1051 году он обосновался на Берестовой горе в пещере, которую для своих молитв и уединения вырыл священник Илларион. Аскетическая жизнь Антония привлекала монахов: кто-то приходил к нему за благословением, другие хотели жить так же, как и он.
Через несколько лет у него появились ученики – Никон и Феодосий. Постепенно братия росла, расширяя свои подземные кельи.
Когда братии собралось 12 человек, Антоний назначил над ними игуменом Варлаама, а сам перебрался на другую гору, где вновь уединился в подземной келии. Позднее и на этой горе возник подземный лабиринт - нынешние Антониевы или Ближние пещеры. Братия же во главе с Варлаамом сначала поставила над первоначальной пещерой "церковку малую", а в 1062 г. соорудила церковь в честь Богородицы. Тогда же князь Изяслав Ярославич по просьбе преподобного Антония подарил монахам гору над пещерами, которую они оградили и застроили, создав так называемый Старый монастырь. С того времени обитель стала наземной, пещеры стали служить кладбищем, а жить в них остались только аскеты-подвижники.
Именно от пещер и происходит название лавры – Печерская. Годом ее основания принято считать 1051, когда преподобный Антоний поселился здесь.

Успенский Собор на картине Верещагина, 1905-й год

Вскоре преподобный Варлаам был переведен Изяславом Ярославичем в княжеский Дмитриевский монастырь, и преподобный Антоний "поставил" другого игумена - Феодосия Печерского, при котором число монахов увеличилось с двадцати до ста и был принят первый (Студийский) монастырский устав. При Феодосии же князь Святослав Ярославич подарил обители землю, на которой был заложен Успенский собор (1073). Вокруг каменного храма при следующем игумене Стефане возникли первые деревянные сооружения Нового монастыря - ограда, кельи и хозяйственные помещения. В начале XII в. каменные Троицкая надвратная церковь и трапезная сформировали первоначальный архитектурный ансамбль Верхней лавры. Огражденное пространство между Новым и Старым монастырями было частично занято огородами и садами, а частично - жилищами монастырских ремесленников и челяди; здесь же прп. Феодосий Печерский организовал двор для нищих и больных с церковью св.Стефана.

Независимость монастыря от княжеской власти (в отличие от других обителей) способствовала тому, что уже в конце XI в. он стал не только самой авторитетной, большой и богатой монашеской общиной на Руси, но и выдающимся культурным центром.
Монастырь играл заметную роль в развитии украинской культуры - строительство храмов совершенствовало мастерство архитекторов и художников, здесь была основана первая на Руси типография. В Лавре жили и работали известные летописцы, писатели, ученые, художники, врачи, книгоиздатели. Именно здесь около 1113 г. летописец Нестор составил «Повесть временных лет» - основной источник современных знаний о Киевской Руси.
Здесь создавались летописи и жития, иконы и произведения духовной музыки. Общеизвестными были прославленные имена прп. Алипия, прп. Агапита, прп. Нестора и других монахов. С 1171 г. печерские настоятели именовались архимандритами (тогда это был сан старшего среди игуменов города). Еще до монгольского нашествия приблизительно 50 печерских монахов стали епископами в разных городах Руси.

В начале одиннадцатого века, тогдашний монастырь постепенно превращается в центр распространения и утверждения христианской религии на территории Киевской Руси. В связи с разгромом Киева ордами Хана Батыя, монастырь приходит в упадок на несколько столетий, как и вся жизнь Киева, и лишь в XIV-м веке начинается возрождение Киево-Печерского монастыря.

1619-го года монастырь получает очень влиятельный и серьезный статус «Лавры» - важнейшего и огромнейшего по тем временам мужского монастыря.
Гречекое слово «лавра» означает «улица», «застроенный городской квартал», с VI ст. «лаврами» назывались многолюдные монастыри Востока. В Украине и России наибольшие обители тоже именовали себя лаврами, однако этот статус давался только самым богатым и влиятельным монастырям.
Уже к тому времени во владениях Киево-Печерской Лавры находится два города – Радомысль и Васильков. К концу восемнадцатого века Киево-Печерсая Лавра становится крупнейшим церковным феодалом на территории тогдашней Украины: во владениях Лавры находится семь небольших городков, более двухсот сел и хуторов, три города, и, кроме того, не менее семидесяти тысяч крепостных, две фабрики по производству бумаги, около двадцати заводов по производству кирпича и стекла, винокурни и мельницы, а также кабаки и даже конные заводы. В 1745-м году сооружается Лаврская колокольня, которое долгое время является самым высоким строением на территории Российской империи и до сих пор остается одним из символом монастыря. В конце 17-го века Лавра была подчинена Московскому Патриарху и, в итоге, архимандрит Лавры получает, так называемое, первенство перед всеми другими российскими митрополитами. В 1786-м году Лавра переходит под Киевскую Митрополию. В итоге, к концу 19-го века в распоряжении Лавры, кроме перечисленного выше имущества, находится 6 монастырей, что было очень внушающей и, практически, рекордной цифрой.

В XIX - в начале XX в. архитектурный ансамбль Киево-Печерской Лавры приобрел завершенность. Были упорядочены крытые галереи к Ближним и Дальним пещерам, а территория пещер была обнесена крепостной стеной. Были сооружены несколько жилых корпусов для богомольцев на территории гостиного двора, больница, новая трапезная, библиотека. Одним из самых мощных киевских издательств оставалась лаврская типография, заметное место в искусстве занимала иконописная мастерская.
В начале XX в. Киево-Печерская Лавра насчитывала около 500 монахов и 600 послушников, которые жили в четырех объединенных монастырях - собственно Печерском монастыре, Никольском или Троицком Больничном, на Ближних и на Дальних пещерах. Кроме того, Лавре принадлежали три пустыни - Голосеевская, Китаевская и Преображенская.

Киево-Печерскую Лавру не обходил вниманием ни один из русских государей: Алексей Михайлович и Петр Великий, Екатерина II, Анна Иоанновна, Николай I и Николай II, Александр I, Александр II, Александр III, Павел, Елизавета…
В 1911 г. земля обители приняла останки Петра Аркадиевича Столыпина - выдающегося государственного деятеля Российской Империи.

После октябрьского переворота 1917г. для Лавры начались самые трудные в ее истории времена.
После победы большевиков монахи пытались приспособиться к новым условиям. В апреле 1919 г. была организована Киево-Лаврская сельскохозяйственная и ремесленная трудовая община в составе приблизительно 1000 духовных лиц, послушников и монастырских рабочих. Общине была передана часть сельскохозяйственного имущества Лавры. Другое имущество, как движимое, так и недвижимое, было изъято во время нескольких национализаций в течение 1919-22 гг. Громадную монастырскую библиотеку и типографию передали Всеукраинской Академии наук. В 1922 г. под давлением новой власти прекратил деятельность лаврский Духовный собор, однако монашеская община продолжала функционировать.
В 1923 г. на территории Киево-Печерской Лавры начал действовать Музей культов и быта. Одновременно здесь был организован инвалидный городок, руководство и жители которого фактически грабили монахов. В 1926 г. территория Лавры была провозглашена заповедником, и здесь началось создание громадного Музейного городка. Монахи же были окончательно изгнаны из древней православной святыни в 1929 г.
Огромный вред архитектурным и историческим ценностям был нанесен и в годы Великой Отечественной Войны. Главное культовое сооружение страны, пережившее татаро-монгольское нашествие, литовское и польское владычество, бесконечные войны Российской империи, не сумело спастись от большевистского варварства. Советскими подпольщиками в 1941 г. Успенский собор был взорван. Сохранилась лишь часть церковной стены. Это огромнейшая потеря для украинского народа.

Во время оккупации Киева немецкое командование разрешило возобновить деятельность монастыря. Инициатором возобновления был архиепископ Херсонский и Таврический Антоний, в миру известный как грузинский князь Давид Абашидзе. Именно он в свое время был ректором семинарии, из которой отчислили юного Иосифа Джугашвилли (Сталина). «Вождь народов», тем не менее, старца уважал и не вмешивался в дела возрожденной Лавры. Поэтому Советы вернули свое «наместничество» уже после смерти Сталина - в эпоху Никиты Хрущева, отличившейся притеснениями религии.
В июне 1988 г. в связи с празднованием 1000-летнего юбилея Крещения Киевской Руси и соответственно к постановлению Совета Министров УРСР, вновь созданной Печерской общине было передано территорию Дальних пещер, т.н. «Нижней» лавры, со всеми наземными постройками и пещерами; а в 1990 р. передана территория и Ближних пещер. С монастырем сотрудничает заповедник «Киево-Печерская лавра», которому в 1996 г. присвоено статус Национального. В 1990 г. комплекс лаврских сооружений включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Уже во времена независимой Украины, используя древние приемы строительства, специалистам удалось заново воссоздать главный Лаврский храм. В 2000 г. Успенский собор был освящен.

…Мы стоим возле Святых врат. Сейчас это главный вход в Киево-Печерскую лавру. В старину бытовала примета: пройдя через врата, человек получал отпущение половины грехов. Но если вдруг прихожанин спотыкался – считалось, что грехов у него слишком много, они и тянут его вниз. К вратам примыкает храм Святой Троицы, построенный в ХII веке на средства князя Николая Святоши. Кстати, он стал одним из первых Киевских князей, кто принял постриг в лавре. А также основал здесь больницу для немощных братьев…

Троицкая надвратная церковь - один из 6-ти памятников княжеских времен, сохранившихся до наших дней. Она тоже претерпела изменений и теперь имеет черты украинского барокко, как София Киевская. В ней стоит чудесный иконостас XVIII ст., похожий на удивительное золотое кружево, сияющее солнечными отблесками. Тяжело поверить, что эту красоту вырезали с простого дерева.
Через ворота этой церкви проходит вход в монастырь. Говорят, когда-то стояли здесь батюшки-вратари и на расстоянии чувствовали человека, который шел с недобрыми мыслями. Таких они возвращали назад, предлагая подумать и прийти в следующий раз. Перед проходом через церковную арку необходимо низко поклониться святой обители, и только после - пройти во внутрь и раствориться в архитектурном величии.

Мы проходим через Святые врата и оказываемся на территории Верхней лавры. Напротив Троицкой церкви купается в золотом блеске солнечных лучей воссозданный Успенский собор.
Людям казалось, что такой прекрасный храм не могли соорудить обычные человеческие руки, поэтому народ сложил про него множество поэтических легенд.

К преподобным Антонию и Феодосию явились зодчие из Константинополя. Они рассказали, что было им видение Богородицы и приказ идти в Киев строить храм.
«Где церковь стоять будет?» – спросили они у преподобных Антония и Феодосия. «Где Господь укажет», – услышали ответ. И вот в течение трех дней на одном и том же месте выпадала роса и небесный огонь. Там в 1073 году и заложили Успенский храм. В это же время к старцам пожаловал варяжский воевода Шимон и пожертвовал на постройку собора золотые венец и пояс. Он тоже рассказал о чудесном явлении Богоматери и о приказе отдать ценности на постройку храма. Впоследствии варяг принял православие, став при крещении Симоном, и был похоронен в лавре (здесь же обрела свой последний приют и его праправнучка – Софья Аксакова). Через несколько лет после тех чудесных событий храм был построен, а византийские зодчие, как и расписавшие его иконописцы, приняли здесь же монашество.
Успенский собор слыл сердцем лавры. Здесь были похоронены многие известные люди, например преподобный Феодосий. Первоначально старца погребли в его пещере, но спустя три года монахи решили, что негоже одному из основателей лавры лежать там. Мощи преподобного оказались нетленными – их перенесли и захоронили в Успенском соборе.

Собор украшали древнерусские фрески и фрагменты мозаик, сложная лепка, настенная живопись, исполненная выдающимися мастерами С. Ковниром, З. Голубовским, Г. Пастуховым; изображения исторических особ – царей, князей, гетманов, митрополитов. Пол храма был устелен мозаичными узорами, а иконы содержались только в серебряных ризах, покрытых золотом. Уникальное сооружение служило усыпальницей киевских князей, высшего духовенства, просветителей, меценатов и других выдающихся соотечественников. Поэтому значение Успенского собора тяжело переоценить: он был настоящей каменной сокровищницей, хранящей в своих стенах историю нашего народа.

Рядом с воссозданным собором расположены Николаевская церковь с куполом, усеянным звездочками, и Большая Лаврская колокольня, возведенная в 1731-44 гг. Ее возвел немецкий архитектор Иоганн Готфрид Шедель. Планировал завершить за три года – а потратил целых 13 лет! Очень гордился этой своей работой – и не зря. Большую колокольню (выс.96 м.) из-за небольшого уклона в народе называют «Киевской Пизанской башней». Однако, благодаря углубленному в землю 20-ти метровому массивному фундаменту толщиной 8 м., Лаврской башне, в отличие от итальянской, падение не грозит. До появления Эйфелевой Башни, Большая Лаврская колокольня считалась самым высоким сооружением в Европе.

Правее от Успенского собора – Трапезная церковь с трапезной палатой, благодаря которой службу может посетить огромное количество верующих. В центре помещения, как огромное серое облако, висит подаренная Николаем II «паникадило» - люстра, весом 1200 кг.

А мы следуем дальше – в Нижнюю лавру, к самым загадочным местами – Ближним и Дальним пещерам.
В былые времена даже серьезные историки утверждали, что пещеры от Киево-Печерской лавры тянутся аж до Чернигова! Другие говорили, что Киевская лавра пещерами соединена с Почаевской.
Все это из области досужих домыслов. Но без тайн, естественно, не обошлось! В первые годы советской власти археологи настырно искали здесь сокровища. Не нашли, зато сами атеисты признавались в том, что в некоторых уголках пещер неожиданно то вода лилась на их головы, то огненный столп поднимался.

В тесных земляных укрытиях первых пещер монахи молились, многие здесь и погребены. К слову, мощей преподобного Антония так и не нашли. Считается, что они «под спудом». По легенде, Антоний давал напутствие братьям, когда неожиданно случился обвал. Братья попытались устранить его и вывести преподобного – но вырвалось пламя…
Многие иноки становились затворниками: закрывали вход в свою келью, через небольшое окошко получая лишь еду и воду. И если хлеб в течение нескольких дней оставался нетронутым – братья понимали, что затворник умер.

Живших здесь в древние времена монахов-отшельников хоронили в подземных кельях, и постепенно пещеры превратились в монастырское кладбище. Умершему обмывали открытые части тела, складывали руки на груди и накрывали лицо. После этого смотреть на лик покойного запрещалось (поэтому и сегодня лики святых, покоящихся в пещерах, не открывают). Затем тело клали на доску и помещали в специально выкопанную нишу - локулу. Вход в нее закрывали деревянной заслонкой или замуровывали. По Студийскому уставу, обряд захоронения имел свое продолжение через три года, когда локула открывалась, и очищенные от плоти кости переносили в костяницы-киметирии. Потом тело помещали в выкопанные в пещерах крипты и замуровывали, а место погребения закрывали иконой или деревянной дощечкой с надписью об умершем. Мощи канонизированных подвижников, сохранившиеся нетленными, одевали в парчовые ризы, клали в специальные, преимущественно кипарисовые гробницы и ставили в коридорах для поклонения. Из 122 мощей, покоящихся в обеих пещерах, 49 относятся к домонгольскому периоду.

Мощи преподобного Илии Муромца Печерского

По милости Божией много монастырей и мест на христианской земле, где как величайшая святыня хранятся нетленные мощи прославленных церковью подвижников и мучеников. Но нет другого места на планете, где хранилось бы такое количество святых мощей, как в Лавре.
При посещении Киево-Печерской Лавры богомольцы, паломники и туристы в первую очередь стремятся посетить пещеры. Место, это очень необычное. Пещеры имеют много ходов, некоторые из них – в рост человека, а кое-где такие низкие, что приходится нагибаться. Даже сейчас, когда стены укреплены и освещены, ходить в одиночестве там немного жутковато. И представить себе жизнь монахов, годами, жившими в темноте и безмолвии, наедине с собой и Богом, нам, сегодняшним просто невозможно…
Сейчас лабиринты Ближних и Дальних пещер представляют собой сложную систему подземных коридоров высотой 2-2,5 м. Глубина залегания Ближних пещер 10-15 м, Дальних - 15-20 м. Копали их монахи на протяжении столетий. Общая длина существующих под Лаврой подземелий огромна. Но открыты для посещения те из них, которые служили жилищем подвижников, иноческим кладбищем и местом поклонения.

В ХVI-ХVII веках Ближние пещеры представляли собой сложную систему коридоров, состоявшую из трех основных улиц. Внутри этого поселения под толщей земли располагались две церкви: Введения Богородицы во Храм, считающуюся самой древней и преподобного Антония Печерского. Несколько позже соорудили третью - преподобного Варлаама Печерского. Монастырская братия всегда неутомимо строилась, а после землетрясения в 1620 году, когда часть лабиринтов завалилась, подземные зодчие сделали в них ремонт, а пещерную улицу укрепили кирпичом. В ХVIII веке пол в пещерах выслали чугунными плитами, которые исправно служат и поныне. В ХIХ веке братия прибавила к уже имеющимся иконостасам новые, а святые мощи в гробницах одели в дорогие парчовые и шелковые наряды, расшитые золотыми и серебряными нитями, речным перламутром и бисером.

Надо сказать, что ученые не раз проводили исследования лаврских подземелий и мощей. Работали в пещерах археологи, историки, медики, биологи. В основном люди атеистического воспитания и далёкие от церкви. Но результаты экспериментов и наблюдений так поражали самих исследователей, что многие из них поверили в Бога. Ведь они сами доказали, что мощи святых обладают уникальными, необъяснимыми наукой свойствами.
После ряда экспериментов киевские ученые поняли, что сила Святого Духа реальна! Что от икон идут благодать и исцеление, что нательный крест защищает от злых сил, а мощи святых исцеляют людей и убыстряют рост растений.
Конкретные и поразительные примеры не раз убеждали, что святые слышат, помогают, исцеляют, вразумляют, творят чудеса и утешают. Преподобные слышат тех из нас, кто обращается к ним как к живым, кто знаком с их жизнью и твердо верит в их помощь. И для укрепления веры Печерские угодники могут щедро наградить и удивить просителя чудом.

Много чудесного в лавре! Внизу, в храме «Живоносный Источник» каждое утро проходит молебен. После него прихожане могут надеть шапку, освященную на мощах преподобного Марка Гробокопателя (XI-XII вв.). Блаженный Марк копал и кельи, и могилы для усопших братьев. Господь даровал ему небывалую власть: как-то он заболел и не смог выкопать могилу для усопшего монаха.
И тогда Марк передал через другого монаха просьбу к умершему: мол, брат, погоди отходить в Царствие Господне, еще могила для тебя не готова. Многие стали свидетелями чуда, некоторые от страха убежали, когда покойник пришел в себя и открыл глаза. На следующий день Марк передал, что обитель для новопреставленного готова – в тот же момент монах закрыл глаза и вновь умер.
В другой раз Марк попросил умершего монаха самому лечь в пещеру и полить себя елеем, что тот и сделал. В лавре и сейчас хранится артефакт – крест Марка Гробокопателя: внутри он был полый и из него преподобный пил воду. Еще в прошлом веке прихожане могли его целовать, ныне он передан в фонды лаврского заповедника.

Наш путь – к Дальним пещерам. Если спускаться из Аннозачатьевской церкви, можно пройти по маршруту до Дальних пещер. Часть его ответвлений закрыта для посещения. Но здесь выставлены мощи 49 святых, причем у некоторых из них не покрыты кисти рук, и можно увидеть нетленные мощи. Здесь расположены древнейшие подземные церкви: храм Рождества Христова, Благовещения Пресвятой Богородицы и преподобного Феодосия Печерского.
Считалось, что душа непременно получит прощение грехов и попадет в рай, если человека похоронить в Лавре. Так это или нет – неизвестно. А вот про чудодейственную мироточивость мощей праведников, помещенных в гробницы из кипарисового дерева, знают далеко за пределами Украины. Явление и вправду загадочное: из сухой плоти выделяется мироцелебное вещество, содержащее до 80% живого белка. Не увидев, поверить в это тяжело. Вот и ходят к пещерам паломники, чтобы поклониться святым мощам и увидеть удивительное миро.
В 1988 году, когда Киево-Печерская лавра восстановила свою молитвенную деятельность, монахи заметили, что с этого дня здесь замироточили главы и мощи святых, находящихся в ней! Тогда миро собиралось в чаши - его было так много! Видимо, Силы Высшие так реагировали на возвращение святынь церкви.
В российской истории, когда большевики уничтожили сотни храмов и убили десятки тысяч священников, главы и мощи святых в Киево-Печерской лавре мироточения не являли.

Имена 24 святых, покоящихся здесь, неизвестны, но известно, что здесь находятся мощи Ильи Муромца, преподобного Нестора Летописца, автора "Повести Временных лет", мощи преподобного Лонгина и Феодосия Печерского,и глава Папы Римского Климента. Она была подарена князю Владимиру по случаю принятия христианства.
Похороненные в пещерах тела умерших монахов не разложились, а мумифицировались. Даже сегодня, по истечении 1000 лет, сохранность некоторых из них впечатляет.
Ученые в Киево-Печерской лавре так и не нашли ответа, почему даже высохший труп обыкновенного человека - это отнюдь не благоухание, а возле мощей святых праведников нет ни запаха тления, ни разложения, рядом с ними - благоухание. Это таинство никогда науке не постичь, в это нужно просто верить.

Один из непроясненных моментов – Варяжские пещеры. Вход туда сейчас закрыт, хотя они соединены с Дальними пещерами. Место считается опасным из-за обвалов и оползней – а может, и по другой причине! Ведь даже в хорошие времена у монахов Варяжские пещеры были не в чести… Есть легенда, что еще задолго до прихода Антония эти ходы были вырыты ворами и прочими темными личностями.
Они грабили суда, проходящие по пути «из варягов в греки», и прятали добро в этих подземельях.
О Варяжских пещерах ходит темная слава. В ХII в. здесь поселился блаженный Федор, раздавший свое богатство мирянам, а потом пожалевший о сделанном. Демон стал его соблазнять и указал место в Варяжских закоулках, где спрятан клад. Федор уже собирался бежать с золотом и серебром, но преподобный Василий удержал его от греха. Федор раскаялся, вырыл огромную яму и спрятал сокровища.
Но об этом прознал Киевский князь Мстислав и попытался выведать у старца месторасположение клада. Федор умер под пытками, но не открылся. Тогда князь принялся за Василия. Разозлившийся феодал пустил стрелу в блаженного Василия, а тот, умирая, ответил: «От этой же стрелы и сам погибнешь». Старцев потом похоронили в Варяжской пещере. А Мстислав действительно умер, пронзенный стрелой. Позже очень многие искали «варяжский клад» – кто-то лишился разума, кто-то даже жизни. Но заговоренного золота так и не нашли.
…За тысячелетнюю историю своего существования Киево-Печерская лавра обросла множеством мифов и легенд. Сколько духовных подвигов видели кельи и стены монастырей! Сколько людей становилось свидетелями чудес Господних!

На территории Лавры находятся множество музеев и выставок. Например, в музее драгоценностей вы сможете увидеть бесценное собрание исторических ценностей времён Киевской Руси.
Значительная часть коллекций Музея - изделия декоративно-прикладного искусства XVI-XX вв.: работы украинских, российских, среднеазиатских, закавказских и западноевропейских ювелиров. Есть также уникальная коллекция еврейского культового серебра начала XVIII - 20-х гг. XX вв., а также работы современных украинских мастеров-ювелиров.
Очень интересен и Государственный музей книги и книгопечатания Украины. В музее собраны богатые сокровища книжной культуры украинского народа, около 56 тысяч единиц хранения. Экспозиция освещает историю отечественной книги и книжного дела со времен Киевской Руси и до наших дней; рассказывает о создании письменности у восточных славян, о рукописной книге X-XVI ст., о зарождении книгопечатания в Европе, начале и развитии кирилличного книгопечатания, об издательской деятельности Ивана Федорова и о других выдающихся творцах украинской книги XVI-XVIII ст.
Огромный интерес вызывает «Апостол», изданный во Львове в 1574 году типографией Ивана Федорова, с именем которого связано начало книгопечатания на Украине.
Не забудьте заглянуть и в музей микроминиатюр. Здесь вы убедитесь, что талантом подковать блоху владеют таки единицы....
В музее представлены такие экспонаты, как самый маленький в мире рабочий электромотор, размер которого менее чем 1 / 20 миллиметров кубических и, сложно представить, что данный аппарат почти в 20 раз меньше макового зернышка. Среди других микроминиатюр, представленных в Музее в Киево-Печерском заповеднике, есть не менее интересные, уникальные и неповторимые. Какие? Приходите, смотрите, узнавайте и удивляйтесь!

Трудно представить себе Киев без неповторимого по красоте и величию архитектурного комплекса Киево-Печерской Лавры. Если вы были в Киеве и не видели Лавры – значит, вы не видели Киева.
И очень хочется верить, что великая святыня Киевской Руси будет оберегаться и сохраняться, чтобы наши потомки смогли наслаждаться уникальным памятником всего православного человечества. Однако все зависит только от нас самих - от тех, кто живет сегодня и сейчас.

Фотографии взяты из интернета

Сегодня речь пойдет о Киево-Печерской Лавре. Причем тут «Монастыри России», скажите Вы? Не смотря на то, что сегодня Украина является самостоятельным государством, границы святой Руси все так же едины, и не рассказать о Киево-Печерской лавре просто нельзя.

Киево-Печерская лавра - первый , о котором упоминается в « ». «Повесть временных лет» - первая русская летопись, автором которой является летописец Нестор. В своем труде Нестор описывал не только историю Руси, но и историю становления русской православной церкви. Летописец Нестор повествует о том, что у Иисуса Христа был ученик Иоанна Крестителя - Апостол Андрей. Когда Иисуса Христа распяли, Андрей решил стать странником и нести людям слово Божие.

Говорят, что Андрей добрался до Черного моря, потом пришел в Херсон, откуда пошел вверх по реке Днепру. Андрей плыл по Днепру с людьми, которые разделили его участь. Проплывая мимо места, где возникнет град Киев, Андрей сказал: «Вы видите вот эти горы? Здесь благодать Божия, здесь будет Великий город, с множеством церквей». В 1086 году в городе Киеве была построена церковь святого Андрея Первозванного.


Дальше описывает, что примерно в эти же годы около Киева, в небольшой собственноручно вырытой пещере, поселился монах Антоний, пришедший в эти места из монастыря на Афонской горе. Прошло немного времени, и слава монаха разлетелась во многие соседние поселения. Вскоре к монаху Антонию присоединились еще люди, принявшие монашеский постриг. Рядом с пещерой Антония, они рыли себе кельи, которые соединялись друг с другом коридорами.

Сообща, монахи вырыли себе что-то вроде храма, в котором совершали молитвы. Прошло десять лет. Монах Антоний искал для себя уединения, и в итоге перебрался на другой холм, где опять вырыл себе келью. Первые монашеские пещеры стали именоваться - дальними пещерами, позже получили название ближних. Число монахов живших с Антонием неуклонно росло. Однажды, князь киевский Изяслав Ярославич пожаловал монахам всю гору, в которой те строили кельи.

На вершине горы был построен храм, который назвали Печерский. Этот храм положил начало монастырю, имя которого сегодня известно всем православным - Киево-Печерская лавра. После постройки храма, пещеры стали играть в жизни монахов меньшую роль. В основном в них хоронили братьев обители, которые окончили свой жизненный путь на земле. Они делали углубления в стенах до двух метров, куда хоронили братьев. Вход либо замуровывали, либо закрывали деревянным щитом. Так продолжалось многие годы.


На горе, на свежем воздухе росла и крепла новая обитель. А в земле, в пещерах росло число захороненных усопших монахов Киево-Печерской лавры. В одной из пещер Киево-Печерской лавры захоронены останки героя земли русской, русского богатыря Ильи Муромца. Над останками героя, висит икона с его изображением. В изголовье Ильи Муромца надпись: «Илья из ».

В конце своего земного пути Илья Муромец стал монахом Киево-Печерского монастыря, и в 1203 году погиб во время обороны города от орд половцев. Летопись по поводу смерти Ильи Муромца молчит, но историки считают, что именно все так и было.

Говорят, что Киево-Печерский монастырь стали именовать Киево-Печерской лаврой именно во времена Ильи Муромца. В греческом языке есть слово «лавра», на русский это слово переводится, как улица. Киево-Печерский монастырь напоминал большое поселение, похожее на улицу. С тех пор его и стали именовать Киево-Печерской лаврой.

При жизни былинного героя в лавре были построенные главные его достопримечательности - величавый каменный Успенский Собор и Троицкая надвратная церковь. В 18 веке, в 1718 году, в Киево-Печерской лавре произошел сильный пожар, уничтоживший многие монастырские постройки. Не пощадила напасть и каменный Успенский Собор, который в итоге пришлось перестраивать. После восстановления, каменный Успенский Собор лавры значительной увеличился в размерах, стал 7-ми купольным.

В 18 веке Киево-Печерская лавра представляла собой крупнейший центр православной культуры. Площадь монастыря достигала 30 гектаров, количество храмов, находившихся на территории лавры, достигло 23га. На сегодняшний день, более полутора сотен монахов Киево-Печерской лавры причислены к лику святых православной церковью. Во многом благодаря лавре, Киев частенько именовали новым русский православным Иерусалимом.

20 век принес русскому народу много горя, страданий и разочарований. Не обошли неприятности и Киево-Печерскую лавру, в 20-ых годах она была закрыта. Во время немецкие оккупанты взорвали каменный Успенский Собор. Монастырь не работал, но после долго перерыва, в 1988 году, в пещерном храме Феодосия состоялась церковная служба, которая была приурочена к дате 1000-летия крещения Руси.

После падения советской власти, Киево-Печерская лавра возобновила свою работу. Сегодня, любой православный паломник может насладиться красотой и величием Киево-Печерской лавры, сыгравшей большую роль в развитии русской истории и православия на Руси.