Иов почаевский, преподобный. Железное стояние преподобного иова почаевского

Икона Иова Почаевского и чудеса почитаемого святого

Преподобный Иов Почаевский - великий святой, объединяющий в молитве к нему россиян и украинцев. Читайте молитвы и акафист, как узнать икону святого, какими чудесами он прославился.

Чудеса почитаемого святого

Преподобный Иов Почаевский - великий святой, объединяющий в молитве к нему россиян и украинцев. Многие века люди приезжают на Галицкую землю поклониться его чудотворным мощам, обрести исцеление от всех недугов и душевный покой. В нашей статье вы прочитаете, как узнать икону святого, какими чудесами он прославился, найдете молитвы и акафист.



Особенности иконографии


  • Образ преподобного представляет его в полный рост или по пояс, часто в монашеской рясе с капюшоном - одеянии схимника. Он имеет короткую седую бороду.

  • Иногда рядом с ним изображен образ Богоматери - это Ее Почаевская икона. Святой стоит в сиянии Небесного света или имеет за спиной строения Почаевской лавры.

  • В руке преподобный держит свиток, где написаны обычно слова Евангелия: «Изыде сеятель сеять» (то есть святой собрал учеников и сеял, распространял среди них Слово Божие) или «Ниже даст преподобному видеть истленине» (то есть не истлеет и не будет забыт Богом и людьми святой). На иконе всегда подписано имя святого: хотя в миру и в схиме он имел имя Иоанн.

Его иконы известны со времен прославления святого в XVII веке, однако более славятся образы, написанные в более позднее время в академической традиции иконописи - подобной живописи технике, использующей светотень и создающуюся масляными красками на холсте, в отличие от древних икон, написанных восковыми красками по дереву. Святой предстает словно живой, икона напоминает красивый портрет с иконными атрибутами (нимбом, подписью имени).



Житие святого

Преподобный при рождении имел имя Иоанна по фамилии Железо. Он появился на свет примерно в 1551 году в Галиции - области на территории нынешней Украины. Уже 10-летним ребенком он пришел в Угорницкий Спасо-Преображенский монастырь, чтобы стать послушником. По сведениям его жития, Иван, едва научившись читать, старался освоить и Евангелие, и творения Святых Отцов, особенно полюбив «Лествицу» - указания к строгой духовной жизни святого древних веков Иоанна Лествичника. Его родители были мелкопоместными дворянами, которые вели праведную и благочестивую жизнь, а среди родственников были лица духовного сана. Неудивительно, что он стремился к высокой и святой жизни, уже с юных лет взяв за образец серьезные монашеские труды.


В 12 лет, что очень рано по монастырским меркам, будущий святой принял монашеский постриг с именем Иов. Вскоре его полюбила и вся монастырская братия, и все жители окрестности за кроткий нрав, многие подвиги и желание помочь всем нуждающимся. В тридцать лет - в то время еще соблюдались древние уставы относительно рукоположения в священники именно в этом «совершеннолетнем» возрасте - он был хиротонисан во священника. По преданию, в том же году он был возведен в великую схиму - высший монашеский сан, обозначающий достижение определенной степени духовных дарований. Слава о юном подвижнике к тому времени достигла многих областей, люди специально шли за советом в Угорницкий монастырь. Тогда святой еще не имел дара чудотворений, но по Божией благодати давал советы, которые помогали людям обретать верный путь.


Возможно, опасаясь бунтов или народных волнений, или наоборот желая заполучить известного священника, князь Островский просил правящего архиерея тех мест перевести святого в Дубенский Крестовоздвиженский монастырь неподалеку. Здесь преподобный настоятельствовал более 20 лет, противостоя все увеличивавшимся гонениям на Православную церковь со стороны униатов.


Униатство (от латинского слова «унио» -объединение) - объединение нескольких представителей Православной Церкви с католиками. Представляло собой мнимое «единение церквей» с сохранением внешней стороны православных обрядов (привычных людям), но с принятием католических догматов (сути вероучения) и главенства непогрешимого Папы Римского. Оно было создано в 1596 году и навязывалось жителям нынешних Белоруссии и Украины с Запада посредством политической силы, поэтому не пользовалось популярностью. Русская Православная Церковь в ее полноте никогда не принимала унию, однако униатство было выгодно политически, поэтому правители определенных стран и областей насильно отбирали храмы у православных, давая униатам возможность совершать в них свои богослужения.


Праведник словом и делом противостоял униатам, не давая им отобрать храмы обители. Он создал ряд богословских воззваний, обращенных против униатства.


Через несколько лет настоятельской деятельности святой стал тяготиться постоянной жизнью на виду у всех. Он желал больше времени посвящать молитвенному труду, общению с Богом, самопознанию.


Уже в преклонных годах, после 50-ти, он отправился в Свято-Успенскую обитель на Почаевской горе. Здесь он поселился в вырытой им пещере на уступе горы, неподалеку от монастыря. Никто не знал о его духовных дарованиях, прошлой известности и высоком положении, однако вскоре многие иноки стали приходить к нему, получая помощь и совет, а затем его вновь избрали игуменом - на сей раз обители, по названию которой он и прославлен. Здесь он и трудился более полувека, отмеренных ему Господом.


Все свое время он посвящал устроению обители, помощи и наставлению братии; трудился и молился почти без отдыха. Всех радовали его добродетели, спокойствие и кротость. Так, однажды святой игумен проверял ночью монастырское хозяйство и застал вора, тащившего мешок с зерном и припасами. Праведник помог ему поднять мешок на спину, при этом лишь напомнив о том, что грешное дело вспомнится ему на Суде Божием. Человек был удивлен поведением святого, испытал душевное потрясение и искренне покаялся перед ним и в попытке воровства, и в других делах своей жизни.


Угодник Божий дисциплинировал и упорядочил монастырскую жизнь с помощью общежительного устава, тогда только начинавшего укореняться на Руси. Своим трудолюбием, которое проявлялось во всем - от посадки деревьев и создания плотин до обнесения монастыря оградой и строительства семи монастырских храмов - он вдохновлял и братию монастыря, и мирян округи. Например, известны имена благотворителей монастыря тех времен, бывших, очевидно, духовными чадами святого: Федора и Евы Домашевских.


При помощи ктиторов также была создана типография, где печатались духовные книги того времени и труды самого преподобного о Православии. В 1628 году святитель как настоятель обители принял участие в Киевском Соборе - историческом событии, где Православная Церковь осудила униатство, не в последнюю очередь благодаря преподобному. Под постановлением о твердом сохранении веры Православной на Руси после заседаний Киевского Собора сохранилась собственноручная подпись святого: «Иоанн Железо, игумен Почаевский».


Святитель скончался столетним старцем 28 октября 1651 года, предсказав день своей кончины и уйдя ко Господу тихо и праведно, в окружении благословленных им учеников.



Мощи

Через несколько лет после кончины святого над местом его захоронения люди стали часто видеть свет. По просьбам к святому игумену обители творились чудеса. По преданию, святитель сам трижды явился во сне митрополиту Киевскому Феофану (Креховецкому) и просил открыть мощи, что и совершилось 8 августа 1659 года. 28 августа, через три недели, было совершено прославление преподобного для почитания его святым всей Русской Православной Церковью.


Мощи с тех пор пребывают в Свято-Троицком храме обители. Каждый, кто прикасался к святыне с верой, обретал исцеление или помощь. После прославления преподобного братией его обители было составлено житие и начата летопись чудес у мощей святого: все они зафиксированы документально, и каждый может убедиться в истинной силе святого и Господней благодати.


Даже несмотря на исторические потрясения, беспокоивший обитель в XVIII и ХХ веках, мощи сохранились. В XVIII веке лавру все-таки захватили униаты. Они оставили для общего почитания чудотворный образ Почаевской Божий Матери, а вот мощи святого Иоанна для верующих закрыли. Конечно, сами они не хотели признавать чудесной силы угодника Божьего, ведь он боролся с унией. Много лет к мощам не было доступа и люди лишь приходили в Лавру, чтобы помолиться неподалеку от них. Через два десятка лет униаты просто вынуждены были открыть мощи и оставить их для поклонения: чудеса происходили от них по молитвам к святому как и прежде, люди буквально штурмовали новое «начальство», закрывшее народную святыню. К всеобщей радости в 1831 году униаты Галицкой области вернулись в лоно Православной Церкви, будучи приняты через покаяние - очевидно, тоже по молитвам святителя. 28 августа 1833 года честные мощи Иова были вновь торжественно открыты для почитания Православной Церковью.



Почитание святого

Успенская лавра и сегодня привлекает множество паломников. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери, перед которой молился и сам угодник. Этот образ был явлен как раз незадолго до начала настоятельства святого: в 1559 году она была передана благочестивой дворянке Анне в дар от митрополита Неофита Константинопольского, а когда перед ней исцелился ее брат Филипп, Анна отдала образ в ближайший монастырь, чтобы все люди могли поклониться чудотворной иконе. Также в лавре находится камень с отпечатком стопы Божией Матери: еще в XIV веке два инока-основателя обители, чьи имена история не сохранила, и обычный благочестивый пастух вместе с ними видели явившуюся Божию Матерь, стоящую на камне горы. С тех пор камень с отпечатком стопы - святыня обители; в углублении стопы никогда не иссякает вода и паломники набирают ее с молитвой.


Память угодника, строителя и молитвенника монастыря, празднуется трижды в году:


19 мая - память вместе с праведным Иовом Многострадальным;
10 сентября - перенесение мощей святого;
23 октября - в составе Собора Волынских святых;
10 ноября - в день преставления преподобного.


Молитва преподобному в этот день особенно сильна. Накануне в церквях, а особенно торжественно в Почаеве, совершают Всенощное бдение и утром Литургию, за которыми поют особые краткие молитвы святому - тропари и кондаки. В 1902 году Синод Православной Церкви благословил 28 августа носить святые мощи преподобного в раке вокруг Успенского собора Лавры после Литургии с пением молитв святому. Эти же краткие молитвы можно читать и на русском языке онлайн в любой день, прося помощи преподобного:


Тропарь
Многострадального праотца Иова имея долготерпение, уподобившись воздержанию Иоанна Крестителя, и их обоих старанию о жизни в Боге приобщился, имена их достойно принять ты сподобился, истинной веры был проповедником бесстрашным и потому множество монахов ко Христу привел, и всех людей в Православии утвердил! О Иов, преподобный отец наш, молись ко Господу, чтобы спаслись души наши!


Тропарь перед мощами преподобного


Возложил на себя исполнение наказов Христовых с юности, много лет свято подвизался в подвигах на пути благочестия и в обители Угорницкой, и на острове Дубенском, а придя к горе, ознаменованной целебным отпечатком стопы Пресвятой Богородицы, в тесноте каменной пещеры ради размышлений о Боге и молитвы многократно запирался, укрепляясь благодатью Божией, и мужественно трудился в подвигах молитвы и работ на пользу Церкви Христовой и обители, одновременно же и против врагов Православия и благочестия христианского. Так противопоставив ополчению иноверцев иноков, сделал их победителями перед Господом Владыкой - молись к Нему, чтобы Он спас души наши.



Ты, преподобный, стал столпом истинной веры Православной, явился всем защитником и исполнителем Евангельских заповедей, обличителем гордыни раскольников, а смиренным людям ходатаем перед Богом и советником: попроси у Господа отпустить грехи молящимся тебе и хранить всегда обитель твою невредимой, о Иов, отец наш, подобный праведнику и праотцу Многострадальному.


Кондак перед мощами


Просияло над тяжестью земной сокровище нетленное твоих мощей, угодник Божий, ведь ты благочестиво жил в вере Господа нашего Иисуса Христа и достиг совершенных добродетелей, оставил наслаждения жизни временной, в пещере Почаева подвизался свято в посте, молитве и трудах, и тело твое ты избавил от страстей. Сейчас, придя к Богу в вечный безмятежный покой, ты молишься обо всех, с верой приходящих к твоему заступничеству. Радуйся, славимый всеми, угодник Божий, украшение Почаевской обители.


Величание


Прославляем тебя, преподобный отец наш Иов, и почитаем святую память твою, наставник монахов и собеседник Ангелов.



Чудеса святого

Преподобный много подвижничал, молился постоянно, затворялся в особой пещере без еды, прося Господа обо всех людях. Особая молитва - Иисусова - была его постоянным спутником.
Считается, что Иисусова молитва была создана на греческом языке. Существует несколько ее вариантов на русском. Она имеет и длинную, и короткую форму, однако смысл один: этими словами мы просим Господа Христа помиловать нас. То есть человек обращается к Богу с просьбой о милости, милосердии, о том, чтобы Господь не оставил его своей помощью в земной жизни и спас его душу после смерти.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.
Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.
Господи, помилуй.


Многие почитатели преподобного и сегодня стараются следовать примеру его и многих святых, ежедневно молившихся по несколько часов Иисусовой молитвой - а в современной жизни нужно молиться ею хотя бы несколько минут утром и вечером.


Пещера святителя - удивительное место, сохранившееся до наших дней. Еще при его жизни, по свидетельству келейника его Досифея, вокруг святого совершались чудеса. Икона, стоявшая рядом со входом в пещеру, где молился преподобный, вдруг начинала сиять. На камнях пещеры сохранились следы от его колен. Сегодня в пещере постоянно дежурит священник. Она известна удивительным свойством: в нее входит каждый, а люди с тяжелыми неисповеданными грехами, даже просто пришедшие туда как туристы, не могут выйти, застревая в выходном отверстии. Только после искренней исповеди человек может выйти - этому есть множество свидетельств.


Святой по сей день славится своей целительной силой. Он помогает в недугах душевных и телесных. История сохранила сведения о многих его чудесах, вот самые известные из них:


    Сразу после обретения мощей святого его духовная дочь, благотворительница обители Ева Домашевская приехала в обитель, чтобы поклониться мощам своего наставника. Среди ночи она проснулась от яркого света, шедшего из Свято-Троицкого храма, и прекрасного молитвенного пения. Служанка Евы направилась в храм, чтобы узнать, почему столь торжественное богослужение идет ночью - и в открытых церковных дверях увидела святого Иова, молившегося в центре храма с двумя блистающими светом Ангелами. Внезапно святой обратился к ней, сказав, что хочет помочь тяжело больному игумену обители Досифею, и подав часть церковного облачения, намоченную святым миром (масло, сваренное по особому обряду в Страстную седмицу для Крещения). Удивленная Анна принесла ткань настоятелю монастыря, и тот, возложив плат с миром себе на голову, тотчас исцелился от тяжелого недуга.


    После молитвы у мощей исцелился от смертельной болезни некий Иоанн Лобос, знатный человек из Галиции. Сохранилась запись в монастырских книгах о том, что в благодарность за особую помощь преподобного он жертвует большое состояние монастырю.


    Во время одного из нападений на монастырь преподобный явился на горе, стоя рядом с Пресвятой Богородицей, чем укрепил веру защитников обители и устрашил ее врагов.


    Святой после смерти помогал не только православным, но и католикам, с молитвой и искренней верой обращавшимся к нему. По сведениям, хранящимся в обители, высокопоставленный польский сановник, граф Яворский исцелился от смертельной горячки, итальянский оружейник Лигурии исцелился от тяжелой болезни, а некий поляк Волжский избавился от мучительного ревматизма.


    Есть и свидетельство наказания Пресвятой Богородицей святотатцев и кощунников по молитве преподобного. Еще при его жизни скончалась благочестивая владелица села, и оно перешло по наследству к высокопоставленному человеку лютеранского вероисповедания, воеводе Андрею Ферлею, ненавидевшему монашество. Тот своим отрядом разорил монастырь и захватил чудотворную икону, а драгоценности, украшавшие икону, отдал своей жене для кощунственных забав. Однако Господь вскоре поразил эту женщину неизлечимой болезнью, и устрашенный богоборец вернул чудотворный образ Богородицы в обитель.


    Летописи обители хранят сведения о чудесах от мощей святителя с момента его прославления и до захвата монастыря униатами: только в эти годы, с 1719 по 1830, по молитвам к преподобному совершилось более 500 чудес - и это лишь те, о которых было рассказано монахам обители. Сегодня чудеса в монастыре не записывают, но в печати и интернете можно увидеть много свидетельств о явлении чудесной силы Божией через мощи святого угодника и молитву ему.



Как молиться?

Известно, что существует традиция молиться определенным святым об определенных сферах жизни. Однако преподобный помогает во всех нуждах, особенно же


  • В болезнях все видов;

  • В обретении и сохранении веры в Бога для себя и близких;

  • В духовном росте, избавлении от уныния, тоски, депрессии;

  • Об избавлении от искушений, трудностей и бед;

  • Об обустройстве жизни семейной, помощи в жизненных обстоятельствах и бытовом неустройстве;

  • Об избавлении от нападений.

Мощи святого по сей день пребывают в пещере нижнего храма под главным монастырским собором в честь Успения Пресвятой Богородицы. Обитель постоянно принимает паломников и имеет гостиницу для их проживания.


Как при паломничестве в Почаево, так и при обращении в к святыням любой обители, стоит приступить к Таинствам Исповеди и Причастия, особенно если вы просите святого о важной для вас помощи. Перед Причастием Исповедь необходима, а вот на Исповедь можно прийти и отдельно. Подготовка к исповеди - это, в основном, размышления о своей жизни и покаяние, то есть признание того, что определенные дела, которые вы делали, являются грехами. Если вы никогда не исповедались, вспомните свою жизнь с семи лет и осознайте, какие проступки вызывают у вас угрызения совести, ведь совесть, по слову Святых Отцов - голос Божий в человеке. Это и будут грехи. Записывайте все, которые вспомните, с осознанием своей неправды и обещанием Богу не повторять этих ошибок. На исповеди вы не сможете и не должны рассказывать об истории каждого греха, достаточно его названия. Напомним, что многие поощряемые современным миром дела являются грехами: связь с замужней или женатым - прелюбодеяние, добрачные интимные отношения - блуд, сделка, где вы получили выгоду, а другому сделали некачественную услугу или вещь - обман и воровство. Все это также нужно записать, чтобы прочитать священнику, и обещать Богу больше не грешить.


Исповедь обычно проходит за полчаса до начала каждой Литургии (о времени ее нужно узнать из расписания, проводится она утром) в любом православном храме. На нее нужно взять только листок с записанными грехами (он нужен, чтобы не забыть назвать грехи). Священник выйдет к столику неподалеку от алтаря (слева или справа) с крестом и Евангелием, прочитает некоторые молитвы, а затем люди будут подходить к нему по очереди. Подойдите, прочитайте грехи по записке, скажите: «Каюсь». Нас вас возложат епитрахиль, затем нужно поцеловать Крест и Евангелие.


Подготовка к Причастию занимает 2-3 дня поста без мяса, молока, рыбы и яиц - или, если вы причащаетесь впервые, по силам. Утром перед Литургией также ничего нельзя есть и пить. Нужно прочитать по молитвослову каноны Господу, Богоматери и Ангелу Хранителю, а также Правило к Святому Причастию, которое есть в молитвослове и онлайн.


Если вы находитесь в обители или хотите причаститься в день памяти святителя, можно прочитать ему акафист. Также, если вы хотите усиленно просить святого о помощи, можно по благочестивой традиции читать акафист 40 дней подряд - лучше получить благословение от священника на такой малый подвиг.



О святой и славный угодник Божий, преподобный отец наш Иов, вечный к Богу о нас молитвенник и добрый ходатай о душах наших, к тебе мы с умилением все приходим и, вспоминая твои подвиги и чудеса, которые ты сделал и творишь по сей день на земле, просим и умоляем тебя о милости: как ты твердо и неизменно трудился во славу православной веры Христа Бога нашего и ее до конца жизни в себе и учениках своих целой и неизменной хранил от всех искушений вражеских и ересей растлевающих, так и нас в Православии и единомыслии укрепи, отгоняя твоими молитвами любую тьму неверия и неправды от мыслей и сердец наших.
Ты послужил Господу Христу невыразимым самоотречением в трудах, бдениях и посте - наставь и нас на путь добродетели и дел благих, избавь от искушений и грехов, удаляющих нас от Бога и бросающих в бездну адскую всю жизнь нашу. Ты явился в Пресвятой Девой Богородицей на верху горы, спасая свою обитель от нашествия и осады иноверцев - так и сейчас будь скор на помощь стране нашей против всех врагов ее внешних и внутренних, утверди мир и тишину на земле нашей, чтобы тихую жизнь мы вели в благоговении пред Богом и чистоте; всем же приходящим и молящимся перед ракой мощей твоих святых и целебных, просящим помощи и заступничества требующим от неоскудевающего милосердия твоего подавай дары! Не оставь нас, сиротливых, беспомощных, молящихся тебе от сердца всего, избавь нас от скорбей, гнева начальственного и горя, нужды и опасностей, голода, гибели, землетрясения, наводнений, пожаров и войн гражданских, и нападений иностранных.
Угодник Божий, посмотри на нас с милостью от престола Господа Славы, рядом с Которым ты стоишь вместе с Архангелами и Ангельскими воинствами, со всеми святыми и Силами Небесными, огради обитель твою Почаевскую, которой ты в древности мудро правил, наставляя советами и твои примером праведного жития, сохрани молитвами твоими и ее, и каждый город и страну, и всех людей повсюду, на суше и на море, в пустыни и в темнице тебя просящих об избавлении от всякого зла, чтобы твоей помощью и ходатайством мы спасены были, и в жизни земной и небесной вместе с тобой сподобились прославлять имя Пресвятой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа вечно. Аминь.



Преподобный Иов, игумен Почаевский, родился в Галиции, в Покутской области, от благочестивых родителей по прозванию Железо (около 1551 г.) и наречен был во святом крещении Иоанном. Жизнь в родительском доме, как ни была она кратковременна, имела сильное влияние на образование благочестивых наклонностей и всего нравственного характера преподобного. Едва он выучился читать, как уже, конечно, не без руководства родителей, стал знакомиться с высокими образцами нравственной жизни, какие он находил прежде всего в жизни тезоименитого ему Предтечи Господня Иоанна и потом в творениях преподобного Иоанна Лествичника и в житиях преподобных Саввы Освященного и Иоанна Дамаскина.

Чтение таких образцов высоконравственной жизни не могло не оставить следа в душе Иоанна. Можно с уверенностью сказать, что под влиянием такого чтения еще в родительском доме возникли в нем те духовные стремления к подражанию высоким образцам древнего подвижничества, осуществлением которых служит вся последующая жизнь преподобного. Правда, преподобный был в то время еще малолетним; но, нужно заметить, что он отличался от обыкновенных мальчиков и, будучи “мал возрастом”, был, по словам писателя жития его Досифея, “совершен разумом”. Кроме чтения душеспасительных книг, на преподобного во время пребывания его в доме родителей, конечно, оказывала влияние и вся вообще нравственная обстановка в семье, живой пример добродетельной жизни его родителей. Так, в юную душу преподобного с ранних лет всеяны были семена строго нравственного характера, какими отличался он всю свою жизнь. Никогда слово и дело, знание и поступки не шли у него врозь, но всегда было между ними полное соответствие.

Духовные стремления, какие проявились в преподобном в родительском доме, не могли получить там полного удовлетворения. Преподобного влекло к уединению, к пустынной подвижнической жизни. Влечение это было в нем так сильно, что взяло верх над сильной любовью к родителям, и он решился оставить их, чтобы удалиться в монастырь. Ему в это время было всего десять лет. Преподобный ушел из дома и прибыл в Угорницкий Спасо-Преображенский монастырь, находившийся там же, в Галиции, в Карпатских горах. Припав к ногам игумена этого монастыря, он умолял его принять в число братии. Черты лица преподобного показывали в нем юного избранника Божия, таким, по крайней мере, показался он игумену, и потому тот с радостью принял его в свою обитель.

С вступлением в монастырь начинается для юного Иоанна новая жизнь. И в доме родительском привык он к благочестивому образу жизни, имея перед собой живой пример в лице родителей, но то были люди мирского благочестия. Здесь же, в монастыре, предстали ему люди, в своем житии старающиеся наглядно отобразить тот путь жизни, какой нарисовался в уме Иоанна от чтения душеспасительных книг, люди благочестия подвижнического. Иоанн почувствовал, что он попал в ту среду, куда влекли его духовные стремления, и вот он дал им полную волю, с увлечением начав проходить первые ступени подвижнической жизни. Не довольствуясь одним послушанием, на которое поставил его екклесиарх, юный Иоанн каждому иноку старался угождать разными услугами. Он возрадовался, что пришло наконец время вполне воспользоваться теми уроками богоугодной жизни, какие получил он при чтении образцов ее. Он вспомнил, что и Иоанн Лествичник, пришедши в монастырь в юных летах (15 л.), услуживал братии, и что то же самое раньше его делал преп. Иоанн Дамаскин. Пример же преп. Саввы Освященного побуждал его к подражанию другим чертам иноческой жизни.

Имея пред собою такой пример, юный Иоанн всякое дело старался исполнять с кротостию и смирением и вообще подвизаться добрым житием и успевать в добродетели. И такие старания его не были тщетными. Видя благонравие, примерную кротость и глубокое его смирение, игумен с общего согласия постриг его в иноческий чин, когда ему было двенадцать лет, и назвал его Иовом. С этого времени просветленному уму юного инока предстал новый нравственный образец для подражания. То был образец жизни ветхозаветного праведника – многострадального Иова. Юный инок изучил этот образец и много нравственных черт из жизни ветхозаветного Иова осуществил в своей собственной иноческой жизни. “Не именем только, – говорит о юном Иове писатель жития его Досифей, – но и самым делом многоболезненному оному в Ветхом Завете Иову блаженнейший отец наш Иов не только уподобился, но, лучше скажу, во всех противностях жития далеко превзошел. Потому что у того скорбь от скорби, болезнь от болезней рождались попущением Божиим; этот же добровольно, по собственному своему желанию, томился, не щадя себя, при прохождении степеней жесточайшего подвижнического жития”.

Жизнь преп. Иова по принятии им иночества, настолько была чиста и безукоризненна, несмотря на всю тяжесть иноческого подвига, что Досифей в написанном им житии преподобного уподобляет его Ангелу. “Был, – говорит он о преподобном, – инок весьма искусный, не так летами, как добродетелями украшенный, живя посреди братии, как Ангел… и с каждым днем все более и более совершенствуясь в добродетели”. Так умудрился преподобный и, несмотря на юный возраст, стал примером и образцом для братии, своим поведением давая им видеть достоинства и недостатки их, или, как говорит Досифей, “быв всем на позор и на пользу”.

Такое житие преподобного инока в Угорницком Преображенском монастыре прославило его во всей Галиции. Не только простой народ, но и многие знатные вельможи стекались в Угорницкий монастырь, чтобы взглянуть на преподобного и получить от него совет для душевной пользы и назидание или же испросить от него благословения и молитв. Преподобный не отказывал в просьбах и назидал всех примером высокого благочестия.

Преуспевая день ото дня в добродетели и достигнув совершенного возраста, т. е. 30 лет, преп. Иов возведен был на степень священства, хотя по глубокому смирению и долго отказывался от этого сана; и с тех пор свет подвижнической и благочестивой жизни его воссиял еще более. Он стал известен не только в Западной Руси, но и в стране Польской.

Между тем в Западной Руси по попущению Божию последовало тяжкое испытание для православной церкви. В 1566 г. в Польше и Литве появились иезуиты. Эти фанатические приверженцы католичества вместе с неразумными ревнителями по вере – польскими магнатами начали преследовать православие и православных, вводить среди них унию, т. е. стараться обратить их в католичество. Православные христиане и их храмы предаваемы были поруганию. Только святые обители были убежищем и оплотом гонимому православию против ревнителей латинства. Поборник православия Константин Константинович, князь Острожский и Дубенский, ввиду этого последнего обстоятельства обратил свое особенное внимание на внутреннее и внешнее благоустройство православных обителей и главным образом на поддержание в них духа истинно христианского православного монашества. Ему хотелось видеть в иноках, находящихся в этих обителях, истинных монахов, какими они должны быть по указаниям законоположников монашества, – людей в особенности твердых в вере и проводящих свои убеждения в жизнь, – т.е. людьми с полным соответствием слова, чувства и дела, стойких против соблазнов иноверия и ересей. Он желал сделать православные монастыри, находящиеся в его обширных владениях, рассадниками таких истинных представителей православного монашества, и противопоставить их, с одной стороны, протестантским общинам, с другой – католическим монашеским орденам, и в особенности иезуитскому.

Таким целям князя Острожского всего более соответствовала богоугодная жизнь пр. Иова. Князь Острожский знал, что преподобный с детства любил заниматься книжным чтением и старался подражать в своей жизни высоким образцам древнего монашества. Зная это, он не раз обращался к игумену Угорницкого Преображенского монастыря, усердно прося его отпустить блаж. Иова в Крестовоздвиженскую обитель, находившуюся в городе Дубно, на острове, – для того, чтобы он своим примером показал инокам этой обители “образ трудолюбного и богоугодного жития”, чтобы назидал братию и руководил ее в духовной жизни. С прискорбием выслушивал эти просьбы князя игумен Угорницкий; но так как они повторялись непрестанно, то должен был отпустить с миром блаженного подвижника в Дубенскую обитель.

В Крестовоздвиженском монастыре, конечно, уже знали о святой подвижнической жизни преподобного Иова по слухам, и потому вскоре после прибытия туда по настоятельным просьбам всей братии он был избран игуменом этого монастыря. Это звание налагало на преподобного новые обязанности, которые были в особенности тяжелы из-за угнетенного состояния православия в западном крае в то время и особенного положения Дубенского Крестовоздвиженского монастыря. Крестовоздвиженский монастырь находился возле самого города, одного из видных центров тогдашней общественной жизни, и по необходимости долженствовал быть светильником для окрестного населения.

Однако, несмотря на все тягости игуменского служения в Крестовоздвиженском монастыре в то время, преподобный Иов согласился посвятить себя этому служению, ибо на то и зван был он сюда князем Острожским.

Став игуменом, преподобный Иов прежде всего стал заботиться о восстановлении порядка в монастырской жизни, который находился в крайнем упадке в то время не в одном только Дубенском, но и во всех юго-западных монастырях того времени. Современник преподобного Иова, бывший игумен Троице-Сергиевой Лавры старец Артемий, писал о тогдашнем общежитии следующее: “о общежительном чине обретохом писано от святых, яко прежде многих лет разрушися таковое жительство”. Стремясь к восстановлению порядка в общежитии монастыря, преподобный обратился к Студийскому уставу, который строители монастыря положили в основу устроенного ими монастырского общежития. Понятно, что при тогдашнем состоянии общежития он нашел много отступлений от основного устава монастырской жизни во вверенном его попечению монастыре. В Студийской обители преподобного Феодора Студита, по образцу которой первоначально устроена была обитель Крестовоздвиженская, с наступлением Великого поста монастырские врата затворялись и открывались для мирян только в Лазареву субботу. В Афонском уставе 971 года, составленном под редакцией Студийского игумена Евфимия, имеющем сходство с Студийским уставом, предписывалось и для скитников и для общинножителей, чтобы в Святую Четыредесятницу все, как подвизающиеся наедине, так и живущие общинно, пребывали в безмолвии и не ходили бы друг к другу без благословной причины, или без крайней нужды, или без потребности врачевания худых и срамных помыслов. Да и самим игуменам не разрешается в эти святые дни, кроме суббот, производить работы или явно делать что-либо другое, кроме духовного. Вряд ли соблюдалось все это в Крестовоздвиженском монастыре до игуменства Иова; между тем он восстановил этот порядок жизни в монастыре во время Святой Четыредесятницы. Есть предание, что князь Константин Острожский, питая особенное уважение и любовь к Дубенскому Крестовоздвиженскому монастырю, на первой неделе Великого поста удалялся сюда для молитвы и поста, приготовляя себя к исповеди и Святому Причастию, здесь сбрасывал с себя княжеское одеяние и облекался в иноческое.

Заботясь о возвышении общего уровня внешней иноческой жизни в Крестовоздвиженском монастыре и подавая инокам своею собственною жизнью благой пример для подражания, преподобный Иов обратил также большое внимание на поднятие внутренней, духовной иноческой жизни во вверенной ему обители.

Поставив на надлежащую высоту иноческую жизнь с внешней ее стороны и прилагая усердные старания к возвышению ее со стороны внутренней, духовной, неутомимый труженик и св. подвижник, игумен Иов не останавливался на этом. Наплыв иноверцев, еретиков и сектантов, волновавших современное преп. Иову православное русское общество, указывал ему на новое поприще для его деятельности, которое он не считал для себя чуждым. Он был далек от той мысли, что игуменское звание обязывает его к попечению об одних лишь исключительно монастырских нуждах, хотя попечение о них считал первою своею обязанностью: он считал своим долгом стремиться к тому, чтобы вверенный ему монастырь не одною только добродетельной жизнью иноков поучал окружающее мирское общество, но и учительным словом, применительно к обстоятельствам и положению этого общества. Поэтому он приложил много усилий к обличению иезуитской проповеди, католичества, резко восставая против учения о совершении Таинства Евхаристии на опресноках и защищая употребление квасного хлеба. Еще более усилий направил преподобный Иов к обличению протестантствующих сект, стараясь предохранить от них православное общество.

Такая деятельность преподобного Иова в звании игумена Дубенского Крестовоздвиженского монастыря возвысила этот монастырь над другими Дубенскими монастырями и принесла ему громкую известность. Православные князья, господа и народ с разных мест стекались в Дубенскую обитель, в особенности же к самому блаженному игумену ее, “стужая ему, – как говорит писатель жития его, – честью и похвалами”.

Но суетная слава мира сего начала смущать смиренного труженика и святого подвижника, не искавшего славы у человек и желавшего иметь свидетелем трудов своих и подвигов единого Тайнозрителя Бога. При том же личные наклонности преп. Иова влекли его к уединенной, пустынной жизни, где бы он мог подвизаться не в звании настоятельском, а как простой инок. К этому присоединились еще неудовольствие и некоторые неприятные столкновения с князем Дубенским Константином Константиновичем Острожским, который хотя и уважал преподобного, однако не всегда действовал согласно с его взглядами. Вследствие всего этого преподобный Иов, послужив по мере сил своих и возможности на пользу Дубенского Крестовоздвиженского монастыря и возвысив его перед другими дубенскими монастырями, оставил этот монастырь после двадцатилетнего управления им и удалился на Почаевскую гору, – в ту обитель, которая теперь известна под именем Почаевской Лавры.

Преподобный Иов прибыл туда в то самое время, когда обитель на Почаевской горе только еще начинала благоустрояться после перенесения туда из дома благочестивой владетельницы Почаевской чудотворной иконы Богоматери. В обители не было даже игумена. Почаевские иноки чрезвычайно обрадовались прибытию преподобного и стали упрашивать его принять над ними игуменство. Но не для этого шел на Почаевскую гору Иов. Он искал места для уединенных подвигов, и Почаевская гора привлекала его своим сравнительно отдаленным нахождением от шумной городской жизни и пустынностью местности, тогда еще бывшей в безвестности и еще не успевшей прославиться чудною иконой Богоматери. Не думал препод. Иов игуменствовать в Почаевской обители, он хотел подвизаться здесь простым иноком; но по смирению своему не мог отказаться от предложения. К тому же он надеялся, что здесь, в Почаевской обители, при управлении ею, у него останется много времени и для пустынных уединенных подвигов, и что, следовательно, служа обители, он найдет возможность удовлетворять и заветным стремлениям своей души. И вот он согласился и избран был во игумена.

Положение, в каком находилась тогда новосозидавшаяся Почаевская обитель, указывало преподобному Иову на занятия практического характера. В то время здесь, на месте бывшего пустынножительства, только еще начинало устраиваться общежитие. Преподобный прежде всего позаботился о построении каменного храма вместо деревянного, построенного древними иноками почаевскими вблизи скалы на доброхотные подаяния жертвователей и теперь пришедшего в ветхость. Позаботился также о прочном обеспечении средств на содержание монастыря, выхлопотав приписку к нему различных земель и угодий. Кроме того, прилагал старание к устройству в монастыре колодцев, прудов, огородов, садов и т. п. Во всех этих работах он сам с любовью принимал деятельное участие. Собственными руками насаждал он плодовые деревья, прививал их, окапывал. Устроенный им сад и до сего времени существует у подножия Почаевской Лавры. Сам же копал он и озеро, обнося его плотинами. Озеро это также существует и теперь за оградою монастыря Почаевской Лавры.

В самом начале таких забот и попечений преподобного Иова, направленных к созиданию и благоустроению Почаевской обители, обитель эту постигло несчастье. По смерти благочестивой владетельницы Почаевской Анны Гойской, которая вверила монастырю хранение чудотворной иконы Богоматери, все владения ее перешли по наследству к бельскому каштеляну, впоследствии сандомирскому воеводе Андрею Ферлею. Он, будучи лютеранского вероисповедания, ненавидел Почаевскую обитель и обитавших в ней иноков. Поэтому всеми мерами старался делать им притеснения: отнял у них земли, пожертвованные им Гойскою, запретил даже давать воду, которую иноки брали в Почаеве, так как своего колодца в обители тогда еще не было; не допускал усердных богомольцев на поклонение иконе Богоматери и явно хулил саму чудотворную икону. Затем, наконец, желая совершенно уничтожить обитель Почаевскую, он задумал отнять у иноков икону, предполагая, что они, лишась ее, не останутся на месте и разойдутся в разные стороны. В 1623 году, 19-го июня, он послал своего слугу Григория Козенского с воинами-лютеранами в Почаевскую обитель с оружием, приказав разграбить ее. Григорий, ворвавшись в монастырь, устремился в храм и похитил чудотворную икону Богоматери и вместе с нею все церковные ценности, какие только нашел в храме: сосуды, священные одежды, золото, серебро, жемчуги и все серебряные изображения, принесенные в храм теми, которые по молитвам чудотворной иконе Богоматери исцелены были от разных болезней. Ограбив все сокровища монастыря, Григорий привез их вместе с иконою Богоматери в городок Козин в имение Андрея Ферлея. Ферлей чрезвычайно обрадовался такому безбожному делу и, не зная, что еще предпринять к поруганию святыни, решился на следующий кощунственный поступок. Он призвал свою жену, надел на нее священные одежды, дал в руки святой потир (чашу), и она в таком виде при большом собрании гостей стала хулить Богоматерь и дивную Ее икону.

Тогда Сама Владычица пришла на помощь преподобному игумену Почаевскому Иову и братии. За кощунственное обращение со Своей иконой Она предала жену Ферлееву тяжкой болезни, которая не прекращалась до тех пор, пока чудотворная икона не была возвращена в Почаевский монастырь; утварь же и сокровища церковные так и остались в руках святотатца.

Надеясь на помощь вышней Покровительницы горы, Иов с таким же усердием, как и ранее, по мере сил своих старался о воссоздании обители, и надежда не посрамила преподобного. Чудеса, которые снова стала источать икона всем, с верою к ней притекающим, стали с прекращением неприятельских нападений привлекать в обитель богомольцев. Снова возрастала обитель Почаевская. Многие благочестивые христиане сочувственно относились к трудам и заботам Иова об обители и помогали ей своими материальными средствами на благолепие ее и благоукрашение.

Заботы преподобного Иова о благоустройстве обители не мешали ему, как ранее и предполагал он, предаваться подвигам подвижническим. Если уже в юном возрасте, подвизаясь в Угорницком Спасо-Преображенском монастыре, преподобный удивлял своих сподвижников и жил “как Ангел” среди монастырской братии, “быв всем на позор и на пользу”, то что сказать о подвигах его теперь, когда он уже умудрился в подвижничестве? Преподобный Иов, раз избрав себе образцы для подражания подвижнического, остался верен им и теперь.

“Что сказать, – говорит о нем Досифей, – о нощных подвигах его молитв, которые совершал он с усердным коленопреклонением? В пещере, в которой он подвизался, до сих пор остаются следы его коленопреклонений. Часто уединяясь в эту пещеру, он иногда в продолжение трех дней, а иногда и в продолжение целой недели пребывал в молитвенных подвигах и посте, питаясь обильно слезами умиления, изливаемыми от чистого сердца, и прилежно молясь о благосостоянии и спасении мира”.

Преподобный Иов по примеру древних молчальников был настолько молчалив, что по временам с трудом можно было услышать от него что-нибудь другое, кроме молитвы, которая постоянно исходила из уст его: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя”. Кроме поста, непрестанной молитвы, коленопреклонений, слез и молчания, – братолюбие, глубокое смирение, послушание, кротость и милосердие составляли отличительные качества блаженного подвижника. От постоянных трудов и подвигов плоть преподобного Иова была измождена, и тело его, и особенно ноги исполнены были язв, так что он с апостолом мог сказать: “аз язвы Господа Иисуса на теле моем ношу” (Гал.6:17).

Строгий и взыскательный к самому себе, преподобный Иов по любви к ближним был снисходителен к немощам других и крайне незлобив. Вот доказательство его незлобия: однажды в глубокую ночь, проходя мимо гумна, увидел он человека, похищавшего монастырскую пшеницу, и так нежданно подошел к похитителю, что тот и шагу не мог сделать от наполненного пшеницею мешка. Застигнутый на месте преступления, похититель не столько испугался, сколько устыдился преподобного и в оцепенении стоял пред ним неподвижно, как камень. Потом пал к ногам его и умолял никому не рассказывать о его поступке, боясь прослыть за вора, между тем как ранее все считали его честным человеком и уважали его. Незлобивый старец не угрожал виновному ничем, но еще сам собственными руками помог похитителю поднять на плечо мешок с пшеницей, сделав ему при этом наставление о том, как предосудительно похищение чужой собственности и, приведши ему на память заповеди Божии и Страшный Суд Господень, на котором он должен будет дать отчет в своем поступке, с миром отпустил его.

Так в подражании святым древним подвижникам Христовым подвизался преподобный игумен Почаевский Иов. Множество подвигов его, как замечает писатель жития его, “можно уподобить разве безчисленному множеству звезд на тверди небесной, и они известны единому Богу, прозирающему в тайные изгибы сердец человеческих”.

Среди забот о благоустроении Почаевской обители и подвижнических трудов преподобный Иов находил время и для духовно-просветительской деятельности. Преподобный игумен Почаевский в 1628 г. принимал участие в Киевском Соборе, заставившем известного отступника от православия Мелетия Смотрицкого отречься от своих заблуждений. Вместе с другими лицами, присутствовавшими на соборе, Иов подписал соборное определение, в котором заявил, что он “твердо стоит в православной вере, не мыслит об отступлении в унию и под клятвою обещается не отступать и к тому же увещевать весь православный народ”.

Преподобный Иов – в великой схиме Иоанн. Несмотря на неустанные заботы о монастырском благоустройстве, на жестокие подвижнические труды и на всю вообще полную неусыпной деятельности жизнь, преподобный дожил до 100 лет и, предсказав день смерти своей за неделю, тихо, без всяких страданий почил 28 октября 1651 г., оставив как в обители Почаевской, так и во всей стране Волынской благоговейное воспоминание о неусыпных молитвах, неподражаемом трудолюбии и высоких своих добродетелях. Почил он в уединении, так как под конец своей жизни, именно в 1649 г., чувствуя слабость сил своих, сдал игуменскую должность отцу Самуилу (Добрянскому), продолжая, однако, и после этого именоваться игуменом Почаевским.

Тело преподобного после погребения оставалось в земле семь лет. Потом многие начали замечать исходивший из могилы его свет, и сам он трижды во сне являлся православному митрополиту Киевскому Дионисию Балабану и увещевал его открыть мощи, лежавшие под спудом. В 1659 г. 8 августа митрополит Дионисий с архимандритом Феофаном и с братиею обители открыли гроб преподобного, и святые мощи его обретены были нетленными. С подобающей честию, при многочисленном собрании народа, перенесены были они в великую церковь Живоначальной Троицы и положены в паперти.

С тех пор от мощей преподобного Иова потекли исцеления, о чем можно прочитать в его житии.

Со времени преподобного Иова утвержденная им обитель Почаевская испытала много бедствий. В особенности памятно для нее и никогда не изгладится из летописей ее одно: в период водворения унии в Юго-Западной России Почаевская обитель не устояла против униатов и в 1720 г. была отнята ими у православных – здесь поселились униатские базилианские монахи. Во владении униатов православная обитель находилась до 1831 г. В этом году почаевские базилианские монахи за их возмутительное поведение во время польского мятежа и за возбуждение народа к восстанию были удалены из Почаевской обители по повелению в Бозе почившего императора Николая Павловича, и обитель возвращена православным. Первым настоятелем Почаевского монастыря по переходе его к православным был преосвященный епископ Волынский Амвросий, который избрал своим наместником кременецкого протоиерея Григория Рафальского, впоследствии высокопреосвященного Антония, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского.

Память преподобного Иова празнуется в Почаевской Лавре трижды в год: 19 мая – в день памяти Иова Многострадального; 10 сентября – в день обретения честных мощей преподобного Иова; 10 ноября – в день его кончины. (Даты указаны по новому стилю.)

И в наши дни честные мощи обильно источают чудеса во славу Триипостасного Бога, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

После татарского нашествия вся юго-западная Русь, опустошенная и разоренная, почти обезлюдела. Через сто лет ее заняли литовские войска. А когда в конце 15-го века была провозглашена Люблинская уния и Польша с Литвой были соединены, то для коренного русского православного населения наступили тяжкие времена угнетения православной веры.

В 1559 г. приехал на Волынь греческий митрополит Неофит и привез с собой чудотворную икону Божией Матери. По внушению свыше он оставил ее в доме благочестивой помещицы Анны Гойской.

В 1596 г. над православной верой, по попущению Божьему, разразилось страшное несчастие: дело было в том, что, преследуя православных, польское правительство старалось сделать так, чтобы епископские кафедры замещались лицами не стойкими в православии, и эти епископы согласились признать власть папы на соборе, созванном в Брест-Литовске.

Православный обряд сохранялся, но лица, согласившиеся на это соединение, или унию, стали католиками. А народ, оставшийся верным православию и не признававший Брестскую унию, католики стали еще больше теснить и угнетать.

Тогда многие стали уходить в степи и заднепровские пороги и там образовали вольное казацкое войско, которое много раз поднимало восстание для защиты православной веры.

Другие стали объединяться в церковные братства или же становиться под защиту вельмож, оставшихся верными православию. Самым видным из них был князь Константин Острожский, вокруг которого образовался круг ученых. Он основал в своем городе Остроге духовную академию и типографию, и они много писали в защиту православия.

На следующий же год после объявления унии, Анна Гойская, ради укрепления православия, передала хранившуюся у нее чудотворную икону монахам-отшельникам, подвизавшимся на горе, называвшейся Почаевской, и с тех пор святая эта икона стала именоваться Почаевской иконой Божией Матери.

Почаевская гора находилась недалеко от имения Анны Гойской и стала известной давно, еще во времена татарского нашествия в 1240 году. Сама Пресвятая Богородица явилась на ней пастухам, причем в память этого соблаговолила оставить след Своей стопы, так и называющийся «Стопа Пресвятой Богородицы». С тех пор на этой горе стали подвизаться отшельники, на ней нашли убежище и монахи разрушенного Киево-Печерского монастыря. Со времени перенесения на Почаевскую гору чудотворной иконы Божией Матери там основался монастырь.

Преп. Иов жил в эти тяжелые времена. Он родился в 1550 г. в Галиции и назывался в миру Иоанн Железо. Десятилетним отроком он поступил в Угорницкий монастырь. В этом раннем возрасте он так преуспел в иноческих подвигах, что 12-ти лет был уже пострижен в мантию с именем Иова, по достижении совершенного возраста возведен в священнический сан, а тридцати лет удостоен великой схимы, причем ему было возвращено имя Иоанн. Он особенно любил это имя и всегда им подписывался, но к лику святых он был причислен с именем Иова.

По просьбе князя Острожского, преп. Иов был переведен в находившийся в его владениях Дубенский монастырь, где стал настоятелем и много писал в защиту православия. Однако же, жажда подвижнического уединенного жития заставила его перейти на св. гору Почаевскую, но и там его избрали настоятелем. Для молитвенных подвигов он удалился в каменную пещеру: ноги его покрылись ранами так, что обнажились кости.

Он был делателем непрестанной молитвы Иисусовой — «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго», доводящей подвижника до высоких духовных степеней. Вот, что о нем повествует его ученик и сподвижник Досифей, ставший по его кончине его преемником по игуменству. «Однажды, когда молился преподобный в той пещере, вдруг облистал его свет благодати Божией, сиявший по всей церкви в течение двух часов непрестанно. Я же, увидев его, в великом ужасе пал на землю, побежденный таким чудным видением».

Какой силы достиг святой старец над грешной душой человеческой, показывает следующий случай: однажды, придя ночью на гумно монастырское, он увидел вора, который хотел взвалить себе на спину куль зерна. Преподобный помог ему поднять этот куль, но напомнил ему об ответе на страшном Суде Христовом. Потрясенный кратким словом святого, грешник упал ему в ноги с мольбой о прощении.

В обители преп. Иов ввел общежительный устав. Обитель он окружил оградой с помощью благочестивых помещиков Феодора и Евы Домашевских и воздвиг Свято-Троицкий собор, а потом и еще шесть меньших церквей. Он создал Почаевскую типографию и продолжал писать в защиту православия. Сохранилась одна из его книг под заглавием «Книга Иова Железа, игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная». В 1889 году она была издана под заглавием «Почаевская Пчела».

Типография преп. Иова, возобновленная в начале этого века архимандритом Виталием (Максименко), была им вывезена после русской революции за границу и ныне продолжает существовать в Америке, в Свято-Троицком монастыре, обслуживая духовные нужды русской эмиграции.

Много скорбей принес преп. Иову наследник Анны Гойской, лютеранин Фирлей. Оп завладел монастырскими землями и даже чудотворной иконой. Но св. икона была возвращена монастырю, после того как жену Фирлея постигло за кощунство над ней Божие наказание, а земли были возвращены судом незадолго до кончины преподобного.

В свободное время преп. Иов любил заниматься садоводством и развел в Почаеве прекрасный сад.

В 1620 г. он принимал участие в Киевском Соборе, осудившим унию и постановившем твердо стоять за православие. Под постановлением этим есть подпись: «Иоанн Железо, игумен Почаевский».

Скончался преп. Иов 28-го октября 1651 года. Мощи его были открыты в 1659 году после трехкратного его явления митрополиту Киевскому Дионисию. Вскоре после этого в обитель приехала на богомолье Ева Домашевская. Ночью она увидела, что в Троицкой церкви сияет свет и услышала пение. Служанка ее, девица Анна, пошла узнать, какое служение совершается, и к своему ужасу увидела, что церковные двери открыты, а посреди церкви, между двумя ангелами, молится в необычайно светлом одеянии преп. Иов. Обратившись к девице, он приказал ей позвать игумена Досифея, в это время безнадежно больного, и дал ей для него плат, омоченный в миро. Больной, получив этот плат, помазался им и получил исцеление.

В 1675 г. татары осадили Почаевский монастырь. На третий день осады, во время чтения акафиста, над монастырем явилась Сама Царица Небесная. Татары пробовали пускать стрелы в небесное явление, но стрелы возвращались назад и поражали их самих. Тогда татары бежали.

В 1721 г. Почаевским монастырем завладели униаты. Чудотворную икону Божией Матери они чтили, но доступ к мощам преподобного для верующих закрыли. Однако же через 20 лет чудеса преподобного заставили их допустить к ним верующих.

В 1831 г. униаты были воссоединены с Православной Церковью. Мощи преподобного были вновь торжественно открыты, а Почаевский монастырь объявлен Лаврой.

Дни памяти – 19 мая, 10 сентября (обретение мощей), 23 октября (Собор Волынских святых), 10 ноября

Жил в трудные для Православной России годы, когда на западных ее окраинах православный народ Волыни и Галиции подвергся церковным и политическим притеснениям со стороны польско-литовских магнатов. Преподобный Иов был свидетелем Брестской унии 1596 года и последовавшего за ней неудержимого наступления католичества, а также все возраставшего влияния протестантизма. Будучи игуменом монастыря и пользуясь огромным духовным авторитетом, преподобный Иов использовал все свои возможности для борьбы с инославными и еретическими влияниями на народное сознание для укрепления Православия.

Преподобный Иов (в миру Иван Иванович Железо) родился в 1551 году в крае, называемом Покутье, лежащим в Галиции между Карпатами и Днестром. Семья его принадлежала к дворянскому роду, хранившему верность Православию. Родителей его звали Иоанном и Агафией. С детства будущий подвижник обнаружил стремление к иноческой жизни. В 10-летнем возрасте мальчик оставил родительский дом и просил игумена ближайшего Угорницкого монастыря дозволить ему служить братии. Своим усердием он завоевал вскоре любовь монастырского братства, прозорливый же игумен провидел в нем большие духовные дары.

В 12 лет Иоанн принял монашеский постриг с именем Иов, в 13 лет, уже после многих иноческих подвигов, он был рукоположен в священнический сан, а в 30 лет удостоен великой схимы, причем ему было возвращено имя Иоанн. Он ос обенно любил это имя и всегда им подписывался, но к лику святых он был причислен с именем Иова.Известность о его духовных подвигах широко распространилась по всему краю. К преподобному Иову начали приходить вельможи, просившие духовного окормления. Он стал пользоваться особым доверием и покровительством известного защитника Православия на Волыни князя Константина Острожского.

Князь Константин обратился к игумену Угорницкого монастыря с просьбой отпустить преподобного Иова в его княжеский Дубенский Крестный монастырь. Игумен согласился, и через некоторое время преподобный Иов был поставлен во главе Дубенской братии. В сане игумена он пробыл более 20 лет. К этому времени относятся заключение Брестской унии (1596) и последовавшие притеснения православных. Князь Константин, под защитой которого находился преподобный Иов, имел огромное влияние на Волыни, пользовался уважением польского короля Сигизмунда III и папы римского Климента VIII. Поэтому униаты и иезуиты не решались препятствовать действиям преподобного.

Во время пребывания в Дубне святой приступил к распространению православных книг, ибо книги и проповеди были в то время серьезной опорой православных против латино-польских притязаний. С этой целью он подвигнул некоторых на переводческую деятельность и переписку книг, по свидетельству жития, преподобный Иов и сам участвовал в этом труде. По благословению святого в 1581-1582 гг. князь Константин издал в г. Остроге первопечатную славянскую Библию (Острожская Библия).

Сам будучи примером благочестия, преподобный Иов поднял и нравственно-духовный уровень вверенного ему монастыря. Заботы и волнения, связанные с издательскими трудами, а также неприязнь латинян отвлекали святого Иова от монашеского делания. Поэтому он решил оставить Дубенский монастырь и около 1604 г., поселился в скромной обители неподалеку – на горе Почаевской, чтобы, оградив себя от мирских похвал, сделаться здесь простым иноком.

До преподобного Иова с 1240 года здесь селились пустынножители монахи – выходцы из Киево-Печерского монастыря. Они покинули Киев, спасаясь от нашествия полчищ Батыя. В 1340 году в Почаеве совершилось чудесное явление Божией Матери в огненном столпе. До конца XVI века обитель была пустынной: иноки жили в отдельных пещерах и собирались для молитвы в небольшом храме в честь Успения Божией Матери.

В 1597 году в обители появилась великая святыня – чудотворная икона Божией Матери, переданная помещицей Анной Гойской (икону подарил Гойской греческий митрополит Неофит, гостивший в ее доме). И вот что примечательно: ни письменные свидетельства, ни предания устные не сохранили никаких сведений о настоятелях, предшествовавших преподобному Иову. До него почаевские пустынники, по примеру пустынножителей Афона, могли и не иметь особых настоятелей, подчиняясь лишь каким-либо духовным старцам, чьи имена не сохранились.

Иов был первым настоящим организатором возникающей Почаевской обители, ибо, по словам Досифея, «сицевого стража зело подвижна и искусна изводи имети Пресвятая Дева Богородица Мария и своей небеси подобящейся обители». Преподобный ввел в своей обители древний Студийский устав, устроив в ней жизнь по примеру Киево-Печерской Лавры. В те первые «послеуниатские» годы нужно было иметь необыкновенное благоразумие, твердость воли, глубокую убежденность и укорененность в Православии не только для того, чтобы управлять строящейся обителью, но даже и просто для того, чтобы сохранить свою веру.

Однако преподобный Иов после 20 лет управления Дубенским Крестовоздвиженским монастырем имел уже достаточный навык к этому. И вот великий аскет, любитель безмолвия и пустынножительства, ревностно принимается за это Богом посланное ему дело, не гнушаясь и тяготами, связанными с материальным устроением обители. И все эти тяготы и попечения, безропотно несет он до конца своей жизни, не брезгая даже судами и бумажной волокитой.

Он стал пользоваться материальной поддержкой местных дворян, избежавших отпадения в унию. Так, в 1649 году на средства помещиков Феодора и Евы Тамашевских в обители был построен каменный храм во имя Пресвятой Троицы, в который был передан запечатленный в камне отпечаток цельбоносной стопы Божией Матери и Ее чудотворная Почаевская икона. Икона была установлена над Царскими вратами, откуда опускалась для верующих, что совершается и доныне. Это был период расцвета монастыря, число иноков в нем сильно возросло.


Но вскоре последовали бедствия. В 1607 году на обитель напали татары и, ограбив, убили одного из иноков. В 1620 году внук скончавшейся Анны Гойской, лютеранин Фирлей, задумал прогнать иноков с Почаевской горы, поскольку еще при жизни Гойской не мог спокойно смотреть на Почаевский монастырь, которому та даровала часть своих имений и доходов. Для этого Фирлей сначала отнял поля, леса и сенокосы монастырские; затем присвоил себе монастырских крестьян, портил разные материалы, раскопал пограничные знаки для уничтожения дарственной записи, ловил за монастырем иноков, бил их и тиранил. Наконец он запретил брать воду из колодцев местечка Почаева, а своего колодца в монастыре не было, так что дальнейшее пребывание иноков на Почаевской горе становилось невозможным.

Тогда преподобный Иов, помолившись Пресвятой Богородице, велел рыть колодезь в самой обители, в горе, и на глубине 64 локтей нашли воду. Этим колодцем монастырь пользуется и сейчас. Фирлей, однако, на этом не остановился. В 1623 году он натравил на обитель орду своих буйных слуг, которые, разграбив монастырское имущество, похитили и Чудотворную икону. После этого грабежа Иову пришлось судиться с Фирлеем целых четверть века. Но главным образом он надеялся на помощь Божию и вместе с братией усердно молил Господа, чтобы Он вразумил святотатца. Господь услышал рабов Своих.

Однажды Фирлей, «не ведая, что более делать», нарядил свою жену в священные одежды, дал ей в руки святую чашу, и она вместе с присутствовавшими начала хулить Пресвятую Богородицу. На Фирлееву жену «напал бес лют, которым она удручаема была чрез долгое время». Это «стрясение бесом» произвело впечатление даже на самого Фирлея, и он, в конце концов, безропотно возвратил икону обители. Только тогда жена его была оставлена бесом.

Особенно важной для укрепления Православия на Волыни была книгоиздательская литературная деятельность преподобного Иова. По преданию, в Почаевской обители еще Анной Гойской была заведена типография, которую преподобный Иов застал в цветущем состоянии. В начале XVII века в этом крае она оставалась единственной из славянских типографий. Ее-то и использовал преподобный в целях борьбы с иноверием. Здесь печатались книги обличительного и догматического характера, православные молитвы, послания.

Одним из важнейших трудов, изданных по благословению преподобного Иова, является направленное против латинян сочинение Кирилла Транквилиона, впоследствии архимандрита Черниговского, «Зерцало Богословия», напечатанное в 1618 году. Долгие годы (по 1932 г.) в Почаевском монастыре хранился труд самого преподобного – «Книга блаженного Иова Почаевского, властною рукою его написанная», содержащая до 80-ти бесед, поучений, проповедей, а также выписки из святоотеческих аскетических и полемических сочинений. В 1889 году она была издана под заглавием «Почаевская Пчела».

Типография преп. Иова, возобновленная в начале XX века архимандритом Виталием (Максименко), была им вывезена после русской революции за границу и ныне продолжает существовать в Америке, в Джорданвилльском Троицком монастыре, обслуживая духовные нужды русской эмиграции.

Вместе с этими трудами проходила и незримая молитвенная жизнь святого. В Почаевской лавре до сих пор сохраняется пещера, где в течение нескольких суток стоял на молитве преподобный Иов. Угодник Божий с давних лет поставил на уступе скалы, вдавшемся в пещеру, лучший список с чудотворной Почаевской иконы Божией Матери: преклонял колена на жестком каменном полу и молился Владычице мира «о благосостоянии света, во зле лежащего».

В одну из ночей во время молитвы святого свидетели видели необычайный свет, озаривший пещеру. От «таковаго плоти измождения», а главное, от продолжительных стояний на молитве у преподобного Иова начали отекать ноги и тело кусками отпадало от костей, «о чем и до сего дне свидетельствуют честныя мощи нетленныя, в раке лежащия». Какой силы достиг святой старец над грешной душой человеческой, показывает следующий случай: однажды, придя ночью на гумно монастырское, он увидел вора, который хотел взвалить себе на спину куль зерна. Преподобный помог ему поднять этот куль, но напомнил ему об ответе на страшном Суде Христовом.

Потрясенный кратким словом святого, грешник упал ему в ноги с мольбой о прощении. Кроме молитвы и богомыслия преподобный занимался физическим трудом. Под схимнической одеждой он всегда носил власяницу и тяжелые вериги. День посвящал труду, а ночь – молитве. Днем подвижник беспрестанно работал: садил деревья, делал прививки, насыпал плотины, подавая братии пример трудолюбия. При этом с его уст не сходила молитва Иисусова. В свободное время преподобный Иов любил заниматься садоводством и развел в Почаеве прекрасный сад. При его участии были вырыты два пруда вблизи обители.

В период военных действий Богдана Хмельницкого против Речи Посполитой преподобный Иов давал многим людям убежище в своем монастыре. Известно также, что преподобного избрали своим духовником многие влиятельные люди того времени. Авторитет Почаевского игумена был в то время очень высок в православном мире Речи Посполитой. Он принимал участие в Киевском Соборе в 1628 году, осудившим унию и постановившем твердо стоять за православие. Под постановлением этим есть подпись: «Иоанн Железо, игумен Почаевский».

Вплоть до 1649 года игуменствовал преподобный Иов. 21 октября 1651 года святой получил откровение о своей близкой кончине. 28 октября он, совершив Божественную Литургию, мирно отошел ко Господу. Ему было более 100 лет. Тело преподобного после погребения оставалось в земле 7 лет. Потом многие начали замечать исходивший из могилы его свет, и сам он трижды во сне являлся православному митрополиту Киевскому Дионисию Балабану и увещевал его открыть мощи, лежавшие под спудом.

Обретение мощей преподобного Иова Почаевского

Мощи его были открыты в 1659 году и положены в церкви Живоначальной Троицы. Вскоре после этого в обитель приехала на богомолье Ева Домашевская. Ночью она увидела, что в Троицкой церкви сияет свет и услышала пение. Служанка ее, девица Анна, пошла узнать, какое служение совершается, и к своему ужасу увидела, что церковные двери открыты, а посреди церкви, между двумя ангелами, молится в необычайно светлом одеянии преп. Иов. Обратившись к девице, он приказал ей позвать игумена Досифея (описателя жития святого), в это время безнадежно больного, и дал ей для него плат, омоченный в миро. Больной, получив этот плат, помазался им и получил исцеление.

Явление прп. Иова Почаевского с ангелами девице Анне

В 1675 г. татары осадили Почаевский монастырь. На третий день осады, во время чтения акафиста, над монастырем явилась Сама Царица Небесная. Татары пробовали пускать стрелы в небесное явление, но стрелы возвращались назад и поражали их самих. Тогда татары бежали.

Почаевский монастырь

В 1721 г. Почаевским монастырем завладели униаты. Чудотворную икону Божией Матери они чтили, но доступ к мощам преподобного для верующих закрыли. Однако же через 20 лет чудеса преподобного заставили их допустить к ним верующих. Приходившие с верою, получали у раки преподобного исцеления. Вследствие этого сами униаты стали с уважением относиться к памяти преподобного Иова, признали его святость, нетление его мощей, начали ставить свечи пред его гробом и даже совершать тайком молебны. Во второй половине XVIII века они даже хлопотали пред римским папой Климентом XIV (1769-1774) о признании святым преподобного Иова, но папа не решился объявить святым ревностного защитника Православия.

В 1831 г. Почаевская обитель по высочайшему повелению императора Николая Павловича, после более чем векового пребывания в руках униатов, была возвращена. Чудесные исцеления от мощей преподобного Иова побудили Святейший Синод вторично открыть их, что и было совершено 28 августа 1833 года, а Почаевский монастырь был объявлен Лаврой.

В Почаевской лавре и по сей день не молятся «о еретиках: католиках, протестантах», – фраза из объявления, лежащего на столике, где монах лавры принимал записки для поминания. Эта позиция выстрадана Почаевской лаврой за тяжелые для нее столетия испытаний.

Рака с мощами преподобного Иова Почаевского в пещерной церкви Иова Почаевского

Возле его святых мощей и сейчас происходит множество исцелений болящих самыми тяжкими недугами. Открытые руки преподобного Иова, к которым прикладываются верующие, теплые, мягкие и источают благоухание.

Нетленная рука преподобного Иова

Поучение преп. Иова о Божестве Иисуса Христа

Помянем Иону, который был в морской глубине, во чреве китовом, три дня и три ночи, прообразуя спасительное воскресение, как сказал Господь в Евангелии книжникам и фарисеям, когда они говорили Ему: Учителю, хощем от Тебе знамение видети. Он же отвещав рече им: род лукав и прелюбодей знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка. Якоже б о бе Иона во чреве китове три дни и три нощи: тако будет и Сын человеческий в сердцы земли три дни и три нощи. Мужие Ниневитстии востанут на суд с родом сим и осудят его, яко покаяшася проповедию Иониною: и се боле Ионы зде (Мф. 12, 38-41). А что повелено Аврааму идти три дня до горы, на которой он имел принести жертву, и это прообразовало тридневное воскресение Господне.

Итак, после распятия Господня апостолы издалека смотрели по направлению к гробу, где лежало тело Иисусово, но твердо ожидали воскресения, а в третий день нашли, что Христос воскрес. Как Авраам шел три дня до горы, видел ее и шел: так и ученики Господни, подходя ко гробу, ожидали воскресения.

А что сказал пророк Исаия – вземлется от земли живот Его (Ис. 53, 8); то это предзнаменовало то, что не без тела Господь воскрес, и что Он с телом восшел ко Отцу Своему, где был и прежде. А что Иаков сказал Иуде, что от колена Иудина произошел Христос, то есть летораслъ, то это собственно он предрек о Богородице, а выражением: уснул ecu яко лев, предрек о распятии на кресте и о том, что тело Его лежало во гробе.

Он сказал: яко скимен; кто возбудит Его (Быт. 49, 9)? Ибо великий патриарх Иаков знал, что Господь наш Иисус Христос воскреснет из гроба, и потому не умолчал о сем, но предрек, сказавши: яко скимен; кто возбудит Его? И Он пострадал распятие, тридневно почивал во гробе, а потом и воскрес. Итак, поелику знал патриарх Иаков, что все это Он совершит добровольно, то потому и сказал: яко скимен; кто возбудит Его?

Так же говорит и Валаам, сын Веоров, когда его призвал царь Валак, сын Сепфоров, чтобы проклясть Израиля, говоря: и возвысится паче Гога царство, и возрастет царство Его. Бог изведе его из Египта, якоже слава единорога ему: пояст языки и враг своих, и толщи их измождит, и стрелами своими устрелит врага. Возлег почи яко лев, и яко скимен: кто возбудит Его? благословящии тя благословени и проклинающий Тя прокляти (Числ. 24, 7-9).

Слышал ли ты это слово, – ты, исполненный неверия жидовин, – как оный Валаам предрек о единородном Сыне Божием, назвав его единорогом? Ибо это страшно и весьма удивительно; ибо Он рожден, а не сотворен, и не имеет ни начала, ни конца. И обладает, – говорит (Валаам), – языки многими, и возвысится, – сказано, – паче Гога царство Его.

Посмотри и убедись, что Он есть Господь и Спаситель, исповедуемый нами, и царству Его нет конца. Возлег бо, – сказано, – почи яко лев, и яко скимен; кто возбудит Его? Убедись же, что и все Его деяния добровольны. Ибо все Он пострадал добровольно, и из гроба восстал Своею силою, – и, как сказано, – благословящии Его благословени, и проклинающии Его проклянутся. Итак, поэтому не обольщайтесь вы, окаянные иудеи!

Преподобный Иов родился в 1550 г. в Галиции и назывался в миру Иоанн Железо. В десять лет он поступил в Угорницкий монастырь. С самого раннего возраста он так преуспевал в иноческих подвигах, что уже в 12 лет был пострижен в мантию с именем Иова, затем, по достижении совершеннолетия, возведен в священнический сан, а тридцати лет удостоился великой схимы. При этом ему было возвращено имя Иоанн, но канонизирован он под именем Иова.

Годы жизни преподобного Иова пришлись на тяжелые времена для Православия на его родине. После Люблинской унии, воссоединения Польши и Литвы, под давлением польского правительства православные епископы согласились признать власть папы на Соборе в Брест-Литовском. Прихожане, пошедшие на унию, стали сохранившими православный обряд католиками, те же, кто остался верен Православию, терпели различные гонения и притеснения. Многие уходили в степь и образовывали казацкое войско, другие же объединялись в церковные братства под защитой вельмож, оставшихся православными. Самым видным из них был князь Константин Осторожский, основавший в своем городе Духовную академию и типографию. С этим выдающимся деятелем и свела судьба преп. Иова.

По просьбе князя преподобный был переведен в находившийся в его владениях Дубенский монастырь, где стал настоятелем и много писал в защиту Православия. В начале XVII в. в поисках уединения для подвижнической жизни преподобный удалился на Почаевскую гору и поселился в пещере неподалеку от древней Успенской обители, знаменитой своей чудотворной Почаевской иконой Божией Матери, но и здесь братия, полюбив святого отшельника, избрала его игуменом.

Преподобный Иов был непрестанным делателем молитвы Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго», доводящей подвижника благодатию Божией до высочайшего духовного совершенства. Вот свидетельство Досифея, ученика преподобного, составителя его жития: «Однажды, когда молился преподобный, вдруг облистал его свет благодати Божией, сиявший по всей церкви в течение двух часов непрестанно». Одновременно с суровой подвижнической жизнью преподобный много заботился о монастыре, он ввел общежительный устав, воздвиг Свято-Троицкий собор, а потом шесть меньших церквей, создал знаменитую Почаевскую типографию и продолжал писать в защиту Православия. Сохранилась одна из его книг с заглавием: «Книга Иова Железо, игумена Почаевского, властною его рукою написанная». (Типография Почаевского монастыря была возобновлена в начале XX в., вывезена после революции в Америку, в Свято-Троицкий монастырь.)

Деятельно участвуя в защите Православия, преп. Иов присутствовал на Киевском Соборе 1628 г., созванном против унии. Скончался преп. Иов в 1651 г., прожив более 100 лет, после 50-летнего управления Почаевской обителью. Мощи его были открыты в 1659 г. после трехкратного его явления митрополиту Киевскому Дионисию. В 1721 г. Почаевским монастырем завладели униаты, чудотворную икону Божией Матери они чтили, но закрыли доступ верующим к мощам преподобного. Однако происходившие от мощей чудеса заставили их через двадцать лет допустить к ним верующих. В 1831 г., когда униаты были воссоединены с Православной Церковью, мощи преподобного были вновь торжественно открыты, а Почаевский монастырь объявлен Лаврой.