Информационное право признаки. Информация как объект права, понятие и признаки

ФЗ об информации устанавливает, что информация может быть объектом частного и публичного права. Объектом публичного права она становится в силу прямого указания в НПА или в силу индивидуальных распоряжений органов государственной власти и должностных лиц наделенных соответствующей компетенцией.

В правовой практике России законодательно определяется информация как объект права в ст.128.

ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", направленный на регулирование взаимоотношений в информационной сфере, дает разъяснения по этому вопросу.

«Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.»

Признаки информации:

Является не материальным объектом (идеальным);

Независимость от конкретного материального носителя на котором она закреплена в конкретный момент времени;

Возможность обладания информацией неограниченным кругом лиц;

На информацию не распространяется право собственности;

Информация применяется правообладателем;

Режимность информации (законодательно установленный специальный правовой режим для каждого вида информации включающий в себя: возможность раскрытия и ограничения доступа к ней; статус обладателя информацией; ответственность за незаконные действия с такой информацией).

  1. Информационные права и свободы человека и гражданина.

Реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере основывается на принципах свободы информации и запретительном принципе права (все, что не запрещено законом, разрешено). Этот принцип закреплен в основных международных правовых документах, Конституции РФ и ряде других законов.

Основным объектом правоотношений здесь выступает право на информацию, а субъектами являются любые физические и юридические лица.

Как записано во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г., каждый человек имеет право на свободу (ст.3), право на свободу мысли (ст.18); право на свободу убеждений и на свободное выражение их. Это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст.19).

Позднее эти права и свободы нашли отражение в ряде международных документов:

в ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, где дополнительно было указано, что свободы относятся ко всякого рода информации, идеям и способам их распространения;

в ст. 13 Декларации прав и свобод человека и гражданина, где в дополнение к перечисленным правам провозглашена свобода слова.

В Конституции Российской Федерации также закреплены эти права и свободы:

    право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени - ч.1 ст.23;

    право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений - ч.2 ст.23;

    свобода мысли и слова - ч.1 ст.29;

    свобода массовой информации - ч.5 ст.29;

    право на свободу выражения своих мнений и убеждений (никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них) - ч.3 ст.29;

    право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом - ч.4 ст.29;

    право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления - ст.33;

    свобода всех видов творчества - ч.1 ст.44;

    право на доступ к культурным ценностям - ч.2 ст.44.

    Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 26.05.1995 г., также в ст.11, 32 и 33 определяет право граждан на свободное выражение своего мнения.

Эти права и свободы личности при своей реализации могут быть ограничены как правами и свободой других лиц, так и по другим основаниям и в случаях, прямо указанным в ФЗ.

В п.2 ст.29 Всеобщей декларации прав человека говорится: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью:

    обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других (в ст.12 Декларации перечисляются права и свободы других лиц: личная и семейная жизнь, неприкосновенность жилища, тайна корреспонденции, честь и репутация);

    удовлетворение справедливых требований морали;

    общественного порядка;

    и общего благосостояния в демократическом обществе.»

Конституция РФ (ч.3 ст.17 и ч.3 ст.55) к основаниям для ограничения основных информационных прав и свобод гражданина относит:

    защиту основ конституционного строя;

    нравственности;

    здоровья;

    прав и законных интересов других лиц;

    обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Кроме того, в ст.56 предусматривается возможность ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия в условиях чрезвычайного положения в соответствии с ФКЗ.

К прямым ограничениям прав и свобод Конституция (ч.1 и 2 ст.23, ч.1 ст.24, ч.2 и 4 ст.29) относит все случаи, предусмотренные Декларацией прав и свобод человека и гражданина. Из этого перечня исключено ограничение, связанное с пропагандой классовой ненависти, насилия и войны, коммерческой и профессиональной тайн, и дополнительно введены ограничения на использование информационных прав и свобод с целью пропаганды социальной ненависти, социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Также в ст.51 Конституции закреплено, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Предмет информационного права. Потребности общественного развития побуждают государство не только развивать и совершенствовать правовое регулирование сложившихся сфер человеческого бытия и деятельности, но и устанавливать общеобязательные правила поведения в новых областях деятельности членов общества. К одной из таких новых областей человеческой деятельности относится и информационная, которая активно развивается и выступает не только в качестве духовного, но и материального процесса обмена опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами интеллектуального труда, предметно воплощенными в духовной и материальной культуре.

Регулируя поведение людей в какой-либо сфере, государство воздействует на отдельные, как правило, однородные группы общественных отношений. Принято считать, что то, на что направлено воздействие определенной системы, называется ее предметом. Специфика предмета, т.е. характерные особенности и реальное содержание регулируемых отношений, определяет качественное своеобразие той либо иной урегулированной области общественных отношений. Поэтому, прежде чем ответить на вопрос о предмете информационного права , следует определиться с кругом, характером и степенью однородности общественных отношений, подвергнутых регулятивному воздействию.

Ядром предметной области информационного права выступают общественные отношения, возникающие по поводу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации. Данная группа общественных отношений является важнейшим, но не единственным элементом, образующим предмет информационного права . К ней тесно примыкают иные группы отношений, возникающих по поводу информации. Среди них следует выделить отношения, связанные с созданием, преобразованием и потреблением информации; отношения, возникающие при создании и использовании информационных технологий, информационном обмене, а также отношения, складывающиеся по поводу управления информационными процессами, информатизацией и обеспечением информационной безопасности.

Сама информация выступает объектом отношений, урегулированных нормами информационного права , но не является его предметом, поскольку в структуру предмета любого права не входит что-либо, кроме общественных отношений. В то же время особенности общественных отношений предопределены спецификой самого объекта, т.е. информацией. Специфика информации состоит в том, что она является благом особого рода, которое проявляет себя не только в объектах материального мира, но и в идеальных продуктах интеллектуальной деятельности человека.

Очевидно, что однородность групп общественных отношений, образующих предметную область информационного права , весьма относительна. Их объединяет лишь то, что в качестве объекта данных отношений выступает информация и (или) производные от нее продукты, например информационные ресурсы.

Сегодня еще не существует устоявшегося научного видения предметной области информационного права , хотя в литературе и имеются определенные точки зрения на данную проблему. Так, В.А. Копылов выделяет несколько предметов информационного права , считая основными из них "информационные отношения, т.е. отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов - процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации. И.Л. Бачило полагает, что "предмет информационного права составляют общественные отношения, связанные с правовым регулированием оборота информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и использованием информационных систем, обеспечивающих процессы информатизации, удовлетворение потребностей пользователей, а также обеспечения информационной безопасности всех участников отношений в данной сфере".

Вполне естественно предположить, что предметная область информационного права будет содержательно изменяться и изменяться путем включения в нее новых групп общественных отношений, которые возникнут в информационной сфере. Включение или невключение этих отношений в предмет информационного права будет зависеть прежде всего от содержания и смысла норм информационного законодательства, отличающегося сегодня известной неупорядоченностью и противоречивостью. На современном же этапе развития информационного законодательства мы можем лишь с большой долей условности говорить о наличии в предметном поле информационного права группы чисто информационных отношений, поскольку законодатель предпочитает регулировать отношения, объектом которых выступает не информация , а производные от нее продукты и деятельность , связанная с ними. Подобный подход законодателя к определению объекта информационных отношений вполне понятен и объясняется отсутствием юридической модели специального права на информацию, которое бы выполняло функции, аналогичные функциям вещного права собственности . Конструирование абсолютного субъективного права на информацию затруднено еще и тем обстоятельством, что правом возможно урегулировать лишь такие отношения, объект которых поддается внешнему контролю и, тем самым, попадает в правовое поле . Информация , если ее и рассматривать в качестве сведений, такому контролю поддается слабо, поскольку сведения регенерируются актами их передачи и обладают мультиплицирующими свойствами, которые юридической наукой изучены в недостаточной мере.

Таким образом, предмет информационного права составляют отношения по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации, а также смежные с ними отношения, которым действующим законодательством придано значение информационных.

Методы информационного права. Из специфики предмета информационного права вытекает его метод - совокупность способов правового воздействия на общественные отношения, составляющие этот предмет. Особенности метода проявляются в правовом положении субъектов, форме и содержании правоотношений, в юридическом инструментарии, используемом при воздействии на общественные отношения.

В правовом регулировании применяются два взаимно противоположных базовых метода. Первый - метод субординации ( императивный ), когда положение субъектов характеризуется отношениями подчиненности. Регулирование в данном случае осуществляется на властных началах, в юридическом инструментарии преобладают приказы и распоряжения, а основными способами воздействия на отношения (способами регулирования) являются запреты и позитивные обязывания.

В информационном праве существует несколько групп отношений, которые складываются на началах власти и подчинения. Это прежде всего отношения по формированию государственных информационных систем, по управлению информационными процессами, по обеспечению информационной безопасности, по охране информации, находящейся в режиме государственной тайны.

Второй - метод координации (диспозитивный), который строится на основе равенства участников правоотношений и их автономии. В юридическом инструментарии этого метода преобладают соглашения, а среди способов регулирования ведущую роль играют дозволения. В информационном праве к отношениям, которые складываются на началах равенства сторон и их имущественной самостоятельности, прежде всего принадлежат отношения, возникающие по поводу информации, находящейся в режиме коммерческой тайны, и отношения по предоставлению информации.

Таким образом, в информационном праве проявляются оба базовых метода правового регулирования. При этом может иметь место их специфическое сочетание, которое дополняется конкретными методами правового воздействия и особым правовым инструментарием.

Взаимосвязь публичных и частных начал в регулировании общественных отношений, возникающих по поводу информации, свидетельствует не только о разносторонности правового регулирования этих отношений, но и о том, что информационное право следует рассматривать как целостное образование, регламентирующее специфический и сравнительно новый вид отношений.

В то же время своего специфического метода правового регулирования информационное право не имеет, для него характерны оба базовых универсальных метода - императивный и диспозитивный.

Рассмотрев предметную область информационного права и методы правового регулирования отношений, объектами которых выступают информация , производные от нее продукты и деятельность , связанная с ними, дадим определение информационного права .

Информационное право - это система правовых норм, регулирующих на комплексной основе дозволений, позитивных обязываний и запретов область общественных отношений по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации и производных от нее продуктов, а также смежных с ними отношений, признанных действующим законодательством информационными.

Принципы информационного права. Основополагающие положения информационного законодательства закреплены в Конституции РФ и детализированы в ряде специальных законов, регулирующих отношения в информационной сфере. Эти положения, содержащие руководящие идеи и отражающие основные закономерности развития правового регулирования информационных отношений и составляют принципы информационного права .

Принципы информационного права , как и принципы, лежащие в основе иных, в том числе комплексных, отраслей права , относятся к числу неформализованных правовых явлений, поскольку не существует утвержденного их перечня, равно как легальных определений и формулировок. Выявление принципов информационного права - задача правовой науки и, в частности, науки информационного права .

По вопросу о том, на каких правовых принципах зиждется информационное право , несмотря на молодость данной отрасли, в юридической литературе уже высказан ряд суждений.

Так, М.М. Рассолов предлагает в качестве принципов информационного права следующие положения и идеи, определяющие сущность и содержание данной отрасли права :

  • принцип приоритетности интересов государства;
  • принцип строгого соблюдения законности;
  • ппринцип строгого соблюдения прав и личных интересов человека;
  • принцип равенства граждан перед законом;
  • принцип обеспечения информационной безопасности;
  • принцип необходимости программно-целевого подхода.

По мнению В.А. Копылова, формируются следующие принципы информационного права :

  • принцип приоритетности прав личности;
  • принцип свободного производства и распространения;
  • принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства;
  • принцип свободного доступа (открытости);
  • принцип полноты обработки и оперативности;
  • принцип законности;
  • принцип ответственности;
  • принцип "отчуждения" информации от ее создателя;
  • принцип оборотоспособности информации;
  • принцип информационного объекта (информационной вещи) или принцип двуединства информации и ее носителя;
  • принцип распространяемости информации;
  • принцип организационной формы;
  • принцип экземплярности.

Представляется, что в предлагаемых системах принципов информационного права допущено смешение общеправовых (универсальных) принципов, которые пронизывают всю систему права , например принцип законности, межотраслевых принципов, свойственных нескольким отраслям, например принцип приоритетности прав личности либо интересов государства, и специфических (отраслевых) принципов собственно информационного права .

Отраслевыми принципами, проявляющимися только в информационном праве, являются:

  • принцип свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
  • принцип установления ограничений доступа к информации только федеральными законами;
  • принцип открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободного доступа к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
  • принцип равноправия языков народов РФ при создании информационных систем и их эксплуатации;
  • принцип обеспечения безопасности РФ при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
  • принцип достоверности информации и своевременности ее предоставления;
  • принцип неприкосновенности частной жизни, недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
  • принцип недопустимости установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Показанные выше принципы, точнее, их система представляет собой весьма динамичную структуру, что происходит благодаря развитию информационного права , которое, совершенствуясь, формирует новые принципы, приходящие на смену прежним.

Информационное право как наука. В отличие от информационного права , которое, как показано выше, относится к комплексной отрасли права , регулирующей область общественных отношений по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации, наука информационного права призвана вырабатывать теоретические знания путем изучения закономерностей, особенностей и проблем формирования и развития этой отрасли. Изучение указанных сторон информационного права тесно сопряжено с разработкой различных юридических моделей, конструкций и теорий, которые в совокупности составляют доктрину информационного права . Поскольку наука информационного права только формируется, сегодня нельзя четко очертить ее предметную область, кроме как через изучение особенностей частноправового, публично-правового и международно-правового регулирования отношений, складывающихся в связи с информацией. Между тем уже вырисовываются наиболее важные направления научных исследований, следуя которым наука информационного права обретает известную самостоятельность и характерные черты. В числе этих направлений следует выделить следующие:

  • изучение информации как объекта права;
  • изучение правовых режимов информации;
  • изучение информационных систем, технологий и средств их обеспечения;
  • изучение различных видов закрытой информации (государственная тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, банковская тайна и т.д.);
  • исследование структуры информационного права как комплексной отрасли;
  • исследование практики применения норм информационного законодательства;
  • изучение взаимосвязи информационного права с иными отраслями российского права;
  • сравнительно-правовые исследования в информационно-правовой области;
  • исследование роли информационного права в процессах глобализации;
  • изучение правовых проблем глобальной сети Интернет;
  • изучение правовых проблем информационной безопасности.

Приведенный перечень, разумеется, не является исчерпывающим, поскольку сфера информационных отношений активно развивается, наполняясь новым содержанием и формируя тем самым новые направления научных исследований. О важности научных исследований информационно-правовой проблематики свидетельствует тот факт, что информационное право инкорпорировано в номенклатуру научных специальностей под шифром 12.00.14 "Административное право. Финансовое право. Информационное право ".

Обращаясь к краткой характеристике современного состояния науки информационного права , следует отметить, что она только зарождается и почти не имеет в своем арсенале фундаментальных теоретических исследований, широко признанных научным юридическим сообществом. Это отчасти объясняется межотраслевым характером науки информационного права , требующим нетрадиционных подходов и специальных знаний. Вместе с тем ученые все чаще обращаются к информационно-правовым и близким к ним проблемам, открывая шаг за шагом новые горизонты науки информационного права . Сегодня уже существует ряд исследований, в том числе учебного плана, на страницах которых предприняты попытки осмысления данного феномена. В их числе следует назвать работы И.Л. Бачило, В.А. Копылова, В.А. Дозорцева, В.Н. Лопатина, М.А. Федотова, О.А. Гаврилова, М.М. Рассолова, А.Б. Венгерова, Е.А. Войниканис, М.В. Якушева, А.А. Снытникова, Л.В. Тумановой.

Информационно-правовая проблематика нашла свое отражение в ряде диссертационных сочинений, написанных в рамках научной специальности 12.00.14. Среди них необходимо выделить докторскую диссертацию П.У. Кузнецова "Теоретические основания информационного права ", кандидатские диссертации Д.В. Огородова "Правовые отношения в информационной среде", С.И. Семилетова "Документы и документооборот как объекты правового регулирования", О.В. Танимова "Юридические фикции и проблемы их применения в информационном праве", А.Л. Градова "Правовое регулирование электронного документооборота в таможенной сфере", О.С. Соколовой "Административно-правовые режимы конфиденциальной информации".

Информационное право как учебная дисциплина. Регулирование информационных отношений носит довольно сложный, комплексный характер и осуществляется на основе сочетания нормативно-правовых актов различной отраслевой принадлежности. Комплексность регулирования данной сферы повышает необходимость изучения и освоения основных информационно-правовых категорий, без знания которых невозможно правильное применение действующего законодательства и дальнейшее его совершенствование.

Информационное право как учебная дисциплина призвано обобщить основы научных знаний в области теории информационного права , раскрыть особенности информационно-правовых норм и институтов, практику их применения, вооружить будущих специалистов необходимым для самостоятельной работы знаниями и навыками.

До последнего времени вопросы информационного цикла . Следующая группа разделов посвящается особенностям правового регулирования отношений в различных сферах жизнедеятельности, связанных с информацией. Завершает учебный курс традиционный для юридических дисциплин раздел, в рамках которого освещаются вопросы ответственности за правонарушения в информационной сфере.

Тема 2. Понятие и система информационного права.



5. Информационное право как наука и учебная дисциплина.

1. Понятие и основные признаки информационного права.

Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как система правоотношений.

Информационное право имеет несколько аспектов:

Как направление правового регулирования общественных отношений в информационной сфере, то есть подотрасль административного права;

Как направление правоотношений в гражданском праве (как подотрасль гражданского права);

Как комплексная отрасль права.

Большинство современных исследователей информационного права больше склоняются к пониманию информационного права как комплексной отрасли права не исключая при этом существования информационного права и как подотрасли административного права, и как подотрасли гражданского права.

Информационное право как наука - это система научных знаний об информационном праве как подотрасли административного права, его предмете, методах, принципах правового регулирования информационных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовом анализе норм права и общественных отношений в информационной сфере зарубежных стран. И эта наука находится на начальном этапе своего формирования.

Информационное право как учебная дисциплина - это система знаний об информационном праве, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.

Информационное право представляет собой комплексную отрасль права. До недавних пор информационное право являлось подотраслью административного права. Выделение информационного права в подотрасль признавалось не всеми учеными и произошло сравнительно недавно. В свою очередь, как новая отрасль права, не успела в полной мере устояться.

Информационное право - новая, только лишь формирующаяся отрасль права, которая играет определяющую роль в развитии современного общества XXI в. и в ближайшее время станет полноценной отраслью права.
Откуда появилось понятие «информационное право»? Что оно означает? Существует ли такое право вообще? А если да, то каково его содержание? На все эти и другие подобные вопросы мы попытаемся дать ответ.
На чем зиждется информационное право? Естественно, на общественных отношениях, возникающих при взаимодействии с информацией, - сложнейшем и уникальнейшем с точки зрения права объекте. К сожалению, этот объект недостаточно исследован правовой наукой. Недостаточно исследован он и информатикой - наукой, изучающей естественнонаучную сущность информации. Сегодня мало внимания уделяется правовой информатике и правовой кибернетике - наукам, изучающим информацию в правовой сфере. Думается, что комплексное исследование информации методами правовой науки и естественных наук позволит изучить ее в полной мере как объект правоотношений.
В научной литературе последних лет можно выделить целый спектр понятий, с помощью которых авторы пытаются назвать эту новую отрасль права. К таким терминам можно отнести: «программное право», «правовая информатика», «право информатики», «компьютерное право», «информационно-компьютерное право», «право знать», «право на доступ к информации», «право на информацию», а также «телекоммуникационное право» и «информационное право» (см. работы А.Б. Агапова, Ю.М. Батурина, И.Л. Бачило, А.Б. Венгерова, М.М. Рассолова, Ю.А. Тихомирова и многих других авторов).
Термины, определяющие содержание этой новой отрасли (или ее составных частей), одним из первых обсудил Ю.М. Батурин. Он проанализировал термины, применяемые разными авторами, - «программное право», «правовая информатика», «право информатики», «компьютерное право», «информационно-компьютерное право» (в узком и широком его понимании). В последнем случае информационное право и компьютерное право рассматриваются как два множества отношений, возникающих в этих областях. В широком смысле слова информационно-компьютерное право понимается как сумма или объединение множеств отношений, составляющих «информационное право» и «компьютерное право», т.е. производное множество, в которое входят все отношения и первого, и второго множества, а в узком смысле слова информационно-компьютерное право понимается как произведение двух множеств, т.е. производное множество, в которое входят только те отношения, которые одновременно присутствуют и в первом, и во втором множестве.

2. Предмет информационного права.

Ядром предметной области информационного права яв­ляются общественные отношения. Информационные правоотношения возникают именно в рамках информационной сферы. Группы общественных отношений, возникающих в информационной сфере по поводу информации:

1) отношения, связанные с созданием и преобразовани­ем информации (создание официальной информации, интел­лектуальной собственности);

2) отношения, связанные с хранением информации (за­щита информации, хранение информации с особым ре­жимом доступа);

3) отношения, связанные с передачей и распростране­нием информации (правовое положение средств массовой информации, распространение информации посредством использования сети Интернет и др. глобальных информа­ционных сетей);

4) отношения, связанные с потреблением информации (реализации прав граждан на информацию, отношения в сфе­ре библиотечного и архивного дела).

Таким образом, предметом информационного права бу­дут является все вышеперечисленные общественные отноше­ния, возникающие в информационной сфере, а именно общественные отношения, возникающие в процессе созда­ния, преобразования, хранения, распространения и потреб­ления информации.

3. Метод информационного права.

Под методом правового регулирования в информационном праве будем понимать способы воздействия отрасли информационного права на информационные отношения.
Рассматривая ту или иную отрасль права, некоторые ученые утверждают, что каждая отрасль имеет свой особый метод правового регулирования. Однако, по сути дела, все отрасли права в регулятивных целях используют единые правовые механизмы, заложенные в природе права. Можно согласиться с тем, что любая отрасль права использует в качестве средств правового регулирования юридические возможности, выражающиеся в предписании (распоряжении, повелении), запрете или дозволении.
Повеление - возложение на участников общественных отношений юридической обязанности действовать в полном соответствии с требованиями правовой нормы. Этот способ чаще всего используется в административном праве, где большая часть норм имеет повелительный (императивный) характер.
Запрет - возложение на участников общественных отношений юридической обязанности воздержаться от совершения действий, предусмотренных правовой нормой. Чаще всего этот способ применяется в уголовном праве.
Дозволение - разрешение участникам общественных отношений совершать те или иные юридически значимые действия, указанные в правовой норме, либо воздерживаться от их совершения по своему усмотрению. Такой способ правового регулирования характерен для гражданского (частного) права, где большая часть норм построена на способе диспозитивного регулирования (равенство сторон).
В информационном праве применяется вся совокупность перечисленных способов регулятивного воздействия на информационные отношения. Действительно, поскольку информация сопровождает практически все области человеческой деятельности, то для регулирования информационных отношений применяются различные существующие методы публичного и частного права в зависимости от вида и назначения информации и характера поведения субъектов и возникающих при этом отношений.
Известно, что в основе гражданского права лежит метод диспозитивного регулирования, с присущими ему свойствами децентрализации и координации, в публичном - метод императивный, для которого характерны централизованное осуществление властных полномочий и строгая субординация участников правоотношений.
Для метода диспозитивного регулирования , применяемого при регулировании общественных отношений в информационной сфере, характерны:
равенство субъектов правоотношений, выражающееся, прежде всего, в их свободной волевой ориентации и независимости своей воли;
самостоятельность участников правоотношений и свободное осуществление ими своих прав;
самостоятельность субъектов правоотношений в смысле ответственности по обязательствам.
Диспозитивные методы применяются в информационном праве при регулировании отношений информационной собственности (вещной и интеллектуальной), при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения (право автора и право собственности, отношения заказчика и разработчика информационных технологий и средств их обеспечения) и т.п. Как отмечалось выше, эти методы основаны на равенстве субъектов, их самостоятельности при вступлении в информационные правоотношения, самостоятельности осуществления ими своих прав, ответственности по своим обязательствам и т.п.
Методу императивного регулирования , применяемому при регулировании информационных отношений, присущи:
использование властеотношений «команда - исполнение» или «власти - подчинения» (отсутствие согласия сторон, наличие неравноправных сторон);
строгая связанность субъектов права правовыми рамками (субъекты публичного права действуют по своему усмотрению, но только лишь в пределах пред оставленных законом полномочий - «закрытый» перечень полномочий);
позитивное обзывание (обязанность действовать в определенном направлении для достижения тех или иных целей);
возможное запрещение каких-либо действий в порядке очерчивания возможной зоны неправомерного поведения;
сочетание убеждения и принуждения.
Императивные методы регулирования информационных отношений применяются в информационном праве:
при закреплении компетенции органов государственной власти и местного самоуправления по производству и распространению информации, создаваемой этими структурами в порядке обеспечения конституционных гарантий прав граждан по поиску и получению каждым информации, затрагивающей интересы личности;
при установлении порядка создания и применения государственных информационных систем и технологий с целью обработки информации определенного вида, а также и исполнения этими органами своей компетенции в этой части;
при формировании и реализации соответствующими структурами государственной политики по формированию и развитию информационного общества;
при осуществлении действий, связанных с государственной регистрацией информационных ресурсов и государственных информационных систем;
при регулировании информационных отношений в области массовой информации;
при регулировании информационных отношений в области информационной безопасности, включая государственную тайну, коммерческую тайну, персональные данные, другие виды тайн;
при решении органами государственной власти и иными структурами задач в области лицензирования определенных видов деятельности и сертификации продуктов и услуг в информационной сфере;
другие виды деятельности государственных органов и других государственных структур или уполномоченных ими образований в информационной сфере.

4. Понятие и система принципов информационного права.

Правовое регулирование информационных отношений основывается на принципах информационного права, под которыми понимаются основные исходные положения, юридически объясняющие и закрепляющие объективные закономерности общественных отношений, проявляющихся в информационной сфере. Именно применение принципов информационного право позволяет формировать это права как самостоятельную отрасль.
Принципы информационного права базируются на положениях основных конституционных норм, закрепляющих информационные права и свободы и гарантирующих их осуществление, а также на особенностях и юридических свойствах информации как объекта правоотношений.
Выделяют следующие основные принципы.

1. Принцип приоритетности прав личности. Статья 2 Конституции утверждает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Отсюда следует, что органы государственной власти обязаны защищать права и свободы человека и гражданина в информационной сфере.

2. Принцип свободного производства и распространения любой информации, не ограниченной федеральным законом (принцип свободы творчества и волеизъявления). Закрепляется закономерность, основанная на конституционных положениях, составляющих основы демократического государства, и выражающаяся в том, что ограничение этой свободы возможно только федеральным законом, да и то в целях и интересах личности, общества, государства.

3. Принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для развития личности, общества, государства. Запрет направлен на защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредной и опасной информации, которое может привести к нарушению информационных прав и свобод, дестабилизации общества, нарушению стабильности и целостности государства.

4. Принцип свободного доступа (открытости) информации, или принцип гласности. То есть ни одна государственная структура не может вводить ограничений по доступу потребителей к информации, которой она обладает в соответствии с установленной для нее компетенцией, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющей общественный интерес.

5. Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации.

6. Принцип законности предполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ.

7. Принцип ответственности.

8. Принцип «отчуждения» информации от ее создателя основан на юридическом свойстве физической неотчуждаемости информации (ее содержания) от ее создателя (обладателя).

9. Принцип оборотоспособности информации основан на юридическом свойстве обособляемости информации от ее создателя (обладателя) на основе ее овеществляемости. Закономерность заключается в том, что информация, будучи обнародованной, превращается в объект, существующий независимо от ее создателя и, стало быть, который может быть включен в общественный оборот. Этот принцип определяет необходимость правового регулирования отношений, возникающих при обороте информации, с целью защиты интересов участвующих в нем сторон.

10. Принцип информационного объекта (информационной вещи), или принцип двуединства информации и ее носителя, основан на свойстве двуединства материального носителя и содержания информации, отображенной на нем.

5. Информационное право как наука и учебная дисциплина.

Наука информационного права только лишь формируется. Исследования в области информационного права материализуются в статьях, монографиях, на конференциях, круглых столах, в Интернет.

Предметом науки информационного права является система информационного права. Информационное право как наука изучает научные проблемы формирования и развития этой системы.

Основные направления:

Изучение понятийного аппарата информационного права, основных терминов и их дефиниций, применяемых в системе информационного права;

Исследования особенностей и характеристик информационного права как новой комплексной отрасли права;

Исследование структуры и состава отрасли информационного права как комплексной отрасли права, изучение взаимосвязей этой отрасли права с другими отраслями права в системе российского права;

Исследование информационно-правовых норм, особенностей их построения, оценка их полноты и качественного оформления;

Изучение информационных правоотношений как отношений особого рода, исследование особенностей поведения субъектов информационных правоотношений, прав, обязанностей и ответственности лиц - участников информационных правоотношений, юридических фактов;

Изучение особенностей и юридических свойств информационных объектов, по поводу которых возникают информационные отношения;

Исследование и разработка принципов информационного права, особенностей применения методов правового регулирования информационных отношений;

Изучение источника информационного права - информационного законодательства, судебных решений, других правоприменительных актов;

Систематизация и кодификация информационно-правовых норм, объединение их в институты и подотрасли информационного права;

Разработка теоретических основ и способов формирования Информационного кодекса РФ как основного кодифицированного акта информационного права;

Исследование практики применения и методов повышения эффективности норм информационного права.

Информационное право как учебная дисциплина имеет целью обучение студентов, аспирантов, других слушателей в области информационного права.

Основные направления
здесь:
разработка методики обучения информационному праву, учебников и методических пособий, стандартов в области информационного права;

разработка лекционных материалов и материалов проведения семинаров и практических занятий;

разработка методологии оценки знаний в области информационного права;
проведение работ по совершенствованию процессов подготовки специалистов высшей квалификации - докторов и кандидатов наук в области информационного права.

Отличительной особенностью преподавания информационного права можно считать «внедрение» информационных технологий непосредственно в учебный процесс. Например, проведение семинарских занятий основывается в том числе и на активном использовании компьютерных технологий. При изучении информационных правовых норм и других источников информационного права применяются известные справочные правовые системы Гарант, Кодекс, КонсультантПлюс, ЮСИС. С применением компьютеров решаются также специально подготовленные юридические задачи. Компьютеры используются студентами при построении моделей структур информационного права и алгоритмов поведения субъектов правоотношений.
В настоящее время становится актуальным дистанционное интерактивное обучение, в том числе и с применением Интернет.

6. Система информационного права.

Система информационного права существует объективно, ибо отражает реальные общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли. Эта система получает выражение в информационном законодательстве, в науке информационного права и в учебном процессе, что облегчает изучение и преподавание курса «Информационное право».

Структурно система информационного права подразделяется на две части - Общую и Особенную.

В Общей части информационного права сосредоточиваются нормы, устанавливающие основные понятия, общие принципы, правовые формы и методы правового регулирования деятельности в информационной сфере (информационной деятельности). Излагается содержание предмета и метода правового регулирования информационных отношений, дается характеристика источника информационного права, системообразующих начал информационного права: правовое регулирование отношений при осуществлении права на поиск, получение и использование информации; при самостоятельном обороте информации; при обращении документированной информации; при установлении правового режима информационных технологий и средств их обеспечения, а также информационной безопасности. Формулируются правовые проблемы Интернета как виртуальной информационной сферы.

Особенная часть включает в себя отдельные институты информационного права, в которых сгруппированы близкие по смысловому содержанию информационные правовые нормы. Это две группы институтов: институты, содержащие нормы, регулирующие общественные отношения по поводу обращения открытой, общедоступной информации (институт интеллектуальной собственности применительно к информационным объектам, институт массовой информации, институты библиотечного дела и архивного дела), и институты информации ограниченного доступа (институт государственной тайны, институт коммерческой тайны, институт персональных данных). Набор таких институтов не ограничен, не исключается их дополнение новыми институтами, например банковской тайны, служебной тайны и т. п.

Итак, система информационного права выглядит следующим образом.

Общая часть

Введение. Информационные революции. Информационная сфера. Информационное общество.

Предмет и метод информационного права. Принципы информационного права. Источники информационного права. Система информационного права.

Информационные правоотношения. Информация как объект информационных правоотношений. Субъекты информационных правоотношений. Основные информационные права. Информационные технологии и средства их обеспечения как объекты информационных правоотношений.

Информационно-правовые конфликты. Юридический механизм профилактики информационных конфликтов.

Государственная информационно-правовая политика. Концепция и Доктрина информационной безопасности России.

Особенная часть

Правовое регулирование информационных отношений интеллектуальной собственности.

Правовое регулирование информационных отношений при создании и распространении массовой информации.

Правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела.

Правовое регулирование информационных отношений в области архивного дела и архивов.

Правовое регулирование информационных отношений в области государственной тайны.

Правовое регулирование информационных отношений в области коммерческой тайны.

Правовое регулирование информационных отношений в области персональных данных.

Правовое регулирование информационных отношений в Интернете.

ИП - отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в информационной сфере, связанных с оборотом информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и функционированием информационных систем в целях обеспечения безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества. Признаки: 1. Комплексная. Алексеев: основные отрасли ГП, КП, АП имеют четкий режим регулирования, а комплексные таковыми являются в связи с тем, что входящие в них нормы не связаны единым методом или механизмом регулирования, все они имеют прописку в основных отраслях, однако, по своему предмету и иным особенностям вторично не нарушают архит. основных отраслей и, не исключая из их состава ни одной нормы, объединяются в особую общность. Т.о. комплексность ИП заключается в двух обстоятельствах: объединяющее свойство норм, использование комплексных методов регулирования. 2. Регулирует общественные отношения в информационной сфере. Предмет ИП - та часть общественных отношений, которая связана с созданием, формированием, хранением, обработкой, распространением, использованием информационных ресурсов и их конкретных объектов, с управлением в области формирования и использования информационного ресурса в обществе и его отдельных структурах, с развитием и использованием новых технологий работы с информацией и технологий ее передачи в системах и сетях коммуникаций, с установлением и реализацией мер по обеспечению безопасности в информационных сферах, а также с юридической ответственностью субъектов права в названных областях. Информационные правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационно-правовыми нормами. Являясь разновидностью правовых отношений, они выражают все основные признаки правового отношения. В теории государства и права выделяют следующие признаки правоотношений: 1. это общественное отношение, которое представляет собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами; 2. оно возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся); 3. это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей; 4. это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны); 5. это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности; 6. это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством (в частности, возможностью государственного принуждения). Под информационным правоотношением следует понимать урегулированное информационно-правовой нормой информационное общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных информационно-правовой нормой. Правоотношение является средством перевода общих установлений правовых норм (объективного права) в конкретные (субъективные)права и обязанности участников общественных отношений. Право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей персонально неопределенного круга объектов. В них содержатся предписания, относящиеся ко множеству лиц, находящихся в сфере действия правовой нормы. Право в субъективном смысле – индивидуализированное право. В нем общие юридические права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц и таким образом переводят его в плоскость правоотношений. К основным элементам информационного правоотношения относятся: 1. субъекты, вступающие в правоотношения при осуществлении информационных процессов; 2. поведение(действия, бездействие) субъектов при осуществлении ими информационных правоотношений (например, приобретение исключительных прав, передача имущественных прав, купли-продажи информационных объектов, тиражирование и распространение информационных объектов и другие аналогичные действия); 3. объекты, в связи с которыми субъекты вступают в информационные правоотношения; 4. право, обязанность и ответственность субъектов правоотношений при осуществлении информационных процессов.