Государственное задание должно содержать. Государственное задание

С 1 января 2011 года начнет действовать новый порядок формирования государственных заданий в отношении федеральных государственных учреждений. Он определен постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671.

ГОСЗАДАНИЕ КАК СПОСОБ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ

Нововведения были необходимы, так как с нового года начинается реформа государственных и муниципальных учреждений. Один из ее важных моментов — то, что государство существенным образом ограничивает свои финансовые обязательства по отношению к бюджетным учреждениям, порядок их финансирования будет иным.

Постановление Правительства РФ № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее — постановление № 671) конкретизирует механизм госфинансирования деятельности всех трех возможных типов государственных учреждений: бюджетных, автономных и казенных.

Так, бюджетные учреждения будут получать средства из бюджета в рамках госзадания. В остальном их деятельность, как и деятельность автономных учреждений, должна строиться на основе инициативы, предприимчивости. И только в отношении казенных учреждений государство сохраняет свои финансовые обязательства. По сути, в плане финансовой стабильности казенные учреждения пришли на смену бюджетным.

Сроки утверждения задания

Государственное задание составляется при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается не позднее одного месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

КАК ФОРМИРУЕТСЯ ЗАДАНИЕ

Положение, утвержденное постановлением № 671, устанавливает порядок формирования и финансового обеспечения выполнения госзадания на оказание услуг федеральными бюджетными и казенными учреждениями. Так, госзадание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами учреждения. В задании прописываются показатели, характеризующие качество, объем (содержание) государственной услуги (работы), а также порядок ее оказания (выполнения). Если задание предусматривает оказание нескольких услуг (работ), то оно формируется из нескольких разделов. Каждый из них должен содержать соответствующие условия. Аналогично формируется задание, предусматривающее как оказание услуг, так и выполнение работ: оно будет состоять из двух частей. То есть требования к оказываемой услуге будут прописаны отдельно и отдельно оговорены запросы к выполняемым работам. Форма госзадания приведена в приложении к постановлению № 671.

В отношении федеральных казенных учреждений госзадание формируется главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся эти учреждения. В отношении федеральных бюджетных учреждений — федеральными органами исполнительной власти (государственными органами), которые выполняют функции и полномочия учредителя. Сведения о размещении госзаданий (за исключением сведений, составляющих гостайну), а также отчетов об их исполнении публикуются в интернете.

ВЫДЕЛЕНИЕ ДЕНЕГ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСЗАДАНИЯ

Пункт 9 Положения указывает, что финансирование выполнения госзадания происходит в виде субсидирования. При этом пересмотреть объем субсидии можно, только если изменено само госзадание. Согласно пункту 10 Положения, размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание госуслуг и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, а также на уплату налогов по данному имуществу. В отношении имущества, сдаваемого в аренду, субсидия не выделяется.

Нормативные затраты на оказание госуслуги учитывают:
1) нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги;
2) нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества учреждения).

В свою очередь нормативные затраты на содержание имущества федерального бюджетного учреждения рассчитываются с учетом расходов:

— на потребление электроэнергии в размере 10 процентов от общего объема затрат федерального бюджетного учреждения на оплату данного вида коммунальных платежей;

— на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов от общего объема затрат учреждения на оплату этого вида коммунальных платежей;

— на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за федеральным бюджетным учреждением или приобретенное им за счет средств, выделенных учреждению учредителем.

Об этом сказано в пункте 13 Положения. Суммы субсидии перечисляются на счет территориального органа Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета федеральному бюджетному учреждению (п. 14 Положения).

Контроль выполнения госзадания

Согласно пункту 16 Положения, контроль за выполнением федеральными казенными учреждениями госзаданий возложен на главных распорядителей средств федерального бюджета, в ведении которых находятся данные учреждения.

Контроль за выполнением государственных заданий федеральными бюджетными учреждениями реализуют федеральные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя (п. 17 Положения).

Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №11, ноябрь 2010 г.

Учреждению представляет собой специальный документ, в котором устанавливаются требования к качеству, составу либо объему, порядку, условиям и результатам предоставления услуг/производства работ. Данное определение присутствует в 6 статье БК. Форма документа, содержащего , утверждена правительственным постановлением № 671 от 02 сент. 2010 г. Ключевые нормы, регламентирующие правила его действия, установлены статьей 69.2 БК.

Государственное задание: содержание

В документе должны быть указаны:

  1. Параметры, по которым характеризуется объем либо качество предоставляемых услуг, производимых работ.
  2. Правила, в соответствии с которыми контролируется , условия и порядок досрочного его прекращения.
  3. Требования к

Кроме этого, в включаются сведения о:

  1. Категориях граждан и организаций, выступающих в качестве потребителей работ/услуг.
  2. Предельные тарифы (цены).

Правила, в соответствии с которыми оформляется документ для федеральных госструктур, а также осуществляется , утверждены правительственным постановлением № 671.

Нюансы

Необходимо отметить, что бюджетные учреждения не могут отказаться от исполнения государственных заданий. Данный запрет прямо установлен в ФЗ № 7, статье 9.2, пункте 6. Между тем, если в правовые акты, в соответствии с которыми было создано , вносятся изменения, то и оно может подвергаться корректировке. В п. 5 Постановления № 671 присутствует дополнительное указание по этому вопросу. В частности, в нем сказано, что изменение размера субсидии на государственное задание на протяжении срока его реализации допускается при соответствующей корректировке содержания документа.

Затраты

Средства выделяются из муниципального или госфонда. При этом, если формируется , то утверждаются соответствующие сметы. Объем средств определяется посредством суммирования ряда показателей. В частности, величина субсидии на выполнение государственного задания устанавливается из расчета совокупности нормативных затрат на:

  1. Предоставление услуг.
  2. Содержание недвижимых объектов либо движимого имущества, представляющего особую ценность. Они могут закрепляться за организацией учредителем либо приобретаться на средства собственника.

Сложности

В процессе непосредственной реализации требований, утвержденных структурами, выступающими в качестве учредителей, возникают вопросы относительно условий и порядка, в соответствии с которыми может изменяться . Основные сложности состоят в том, что работа в разных социальных отраслях планируется по-разному. В случае предоставления большей части услуг есть возможность четко определить объем задания на весь срок его действия, но в некоторых сферах он повержен значительным и плохо прогнозируемым изменениям. В первую очередь такая ситуация свойственна спорту и культуре. В сферах, отличающихся нестабильным спросом, целесообразно предусматривать процедуру корректировки финансирования в соответствии с количеством предоставленных услуг или произведенных работ.

Возможные решения

Ситуация, при которой необходимо откорректировать государственное задание бюджетного учреждения, может разрешаться:

  1. Увеличением объема средств при сохранении требованиям к показателям качества и количества.
  2. Сохранением размера финансирования при снижении нормативов.
  3. Одновременной корректировкой величины поступлений и показателей качества и количества.

Важный момент

Необходимо отметить, что по ст. 9.2 ФЗ № 7 (в редакции ФЗ № 83), уменьшение размера субсидии, выделенной на выполнение муниципального или госзадания, в течение установленного срока на реализацию осуществляется исключительно при корректировке содержания самих требований. Это означает следующее. Уменьшение финансирования допускается только в случае корректировки показателей качестве или количества предоставления муниципальных или госуслуг.

Механизмы

Как правило, они прописываются в муниципальных/региональных актах, регламентирующих работу, связанную с реализацией заданий. Обобщая опыт изложения механизмов корректировки, имевшийся у субъектов и МО до вступления в действие ФЗ № 83, можно выделить следующие положения, используемые на практике:


Основания для изменений

В правовых актах МО или субъекта, как правило, указываются следующие обстоятельства:

  1. Корректировка ассигнований, доведенных до уполномоченной структуры на финансовое обеспечение исполнения задания.
  2. Изменение предоставляемых/осуществляемых организациями.
  3. Корректировка требований к категориям граждан и юрлиц, выступающих в качестве потребителей, показателей, по которым характеризуется объем/качество, порядок осуществления деятельности, предельных тарифов (цен).
  4. Утверждение новых правовых актов, в соответствии с которыми возникают новые расходные обязательства.
  5. Перевыполнение/невыполнение задания.

Отчетность

В соответствии со ст. 69.2 п. 1 БК, должно включать в себя требования к документации. Эта норма существовала до вступления в действие ФЗ № 83. В этой связи большинство регионов и МО включало требования к отчетности не только в самом задании, но и указывали общие правила и форму отчета в порядке его создания и финансового обеспечения. В настоящее время предписания присутствуют в бланке, утвержденном правительственным постановлением № 671.

Контроль

На федеральном уровне он обеспечивается методическими рекомендациями, которые утвердили Минфин России и Минэкономразвития в совместном письме. В частности, определено, что контроль соблюдения условий и требований осуществляется структурами, реализующими полномочия и функции учредителя. Минэкономразвития и Минфин России одобрили проведение надзорных мероприятий в форме выездных и камеральных проверок. При этом структурам, которые реализуют полномочия и функции учредителей, рекомендовано утвердить порядок контроля, в котором, в числе прочего, определялись бы его задачи и цели, перечислялись и описывались бы меры, которые допустимо принимать по окончании ревизий.

Оценка

Требования к правилам проведения проверки и использования полученных результатов содержатся, как правило, в порядке формирования задания и его финансового обеспечения. Они также могут утверждаться на отраслевом уровне органами, реализующими полномочия и функции учредителей. Оценка выполнения задания может рассчитываться в 4 этапа отдельно по каждому критерию:

  1. К1 - определение эффективности и полноты использования ассигнований.
  2. К2 - оценка по критерию "объем услуг/работ"/"количество потребителей".
  3. К3 - определение качества выполнения задания.
  4. Расчет итогового показателя по каждой работе/услуге.

Конечный результат интерпретируется по процентной либо балльной шкале. Если, к примеру, итоговая оценка больше 100%, то задание будет считаться перевыполненным, если в пределах 95-100% - выполненным полностью, в интервале 85-94% - соответственно, не полностью. Если же результат меньше 85%, то требования считаются не исполненными.

Государственный заказ

Он также реализуется за счет ассигнований из госфондов. При этом государственный заказ направлен на удовлетворение нужд региона, МО, реализации долгосрочных целевых программ. Другими словами, потребителями выступают не граждане и предприятия, а органы госуправления. Государственный заказ представляет собой поручение уполномоченных структур на производство определенных видов работ, предоставление услуг и поставку продукции. Выбор исполнителя осуществляется на конкурсной основе. По результатам торгов и аукционов подписываются договора и соглашения. Заказы размещаются публично по правилам, установленным законодательством. При этом во внимание принимаются реальные потребности власти и населения.

Основные функции

Государственный заказ необходим для реализации следующих задач:

  1. Поддержание отечественного производителя. Данная функция обуславливается тем, что большая часть товаров, работ, услуг, включенных в систему госзакупок, выпускаются именно российскими предприятиями.
  2. Расширение реального платежеспособного спроса на продукцию. Это, в свою очередь, формирует благоприятную атмосферу для развития отечественной промышленности.
  3. Благодаря конкурсной основе расширяется поле для совершенствования здоровой конкуренции между производителями. Вследствие этого, формируются условия для выпуска более качественного товара, а также более эффективного использования средств.
  4. Гарантия поступления продукции, работ, услуг, необходимых для удовлетворения госнужд.

Система госзаказа представляет собой комплекс мер экономического, нормативного, организационного характера. Они ориентированы на обеспечение нужд государства и муниципалитетов в услугах, продукции, работах посредством реализации следующих взаимосвязанных этапов:


Заключение

В качестве одной из ключевых функций госвласти выступает предоставление гражданам и организациям социально значимых услуг и продукции. Реализуя эту задачу, она должна выступать в интересах населения страны и расходовать средства из бюджетных фондов соответствующего уровня. Существует два основных способа удовлетворения потребностей страны. Первый реализуется через посредством формирования муниципального/государственного задания. Деятельность организаций в этом случае осуществляется исключительно на средства муниципальных и госфондов.

Второй способ - размещение государственных заказов. В этом случае дополнительно привлекаются частные инвестиции. Следует отметить различные основания реализации этих способов. Государственный заказ осуществляется в соответствии с контрактом. Он подписывается между органом власти и исполнителем, выбранным на конкурсной основе. Государственное задание, в свою очередь, является документом, формулирующим требования к учреждениям, предоставляющим услуги/производящим работы для населения. Законодательство предусматривает возможность корректировки предписаний, изменение размера ассигнований. В случае с госзаказом такие возможности, как правило, отсутствуют. Все условия исполнения обговариваются непосредственно при заключении контракта. Обычно изменению они не подлежат. В случае нарушения условий контракта либо требований, изложенных в задании, субъект может понести ответственность в порядке, установленном законодательством.

Деятельности бюджетных учреждений (БУ) являются субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг. Объем субсидий определяется на основании показателей государственного (муниципального) задания. В отношении федеральных госучреждений порядок формирования и финансового обеспечения выполнения госзадания Положением № 640. Выясним, какие нормы указанного порядка и каким образом влияют на финансы БУ.

Формула объема субсидии на выполнение государственного задания

Анализ финансовых последствий порядка формирования госзадания предлагаем провести на основе Положения № 640. Несмотря на то, что данный документ распространяется на учреждения федерального уровня, он определяет методологию формирования государственного (муниципального) задания в целом. Аналогичные региональные и муниципальные нормативные акты, как правило, не отступают от заложенных в Положении № 640 принципиальных позиций.

В соответствии с п. 12 Положения № 640 объем финансового обеспечения выполнения госзадания (R ) определяется по формуле:

R = ∑ i N i х V i + ∑ w N w х V w - ∑ i P i х V i + N УН + N СИ , где:

N i нормативные затраты на оказание i-й госуслуги, установленной госзаданием;

V i – объем i-й услуги, установленной госзаданием;

N w – нормативные затраты на выполнение w-й работы, установленной госзаданием;

V w – объем w-й работы, установленной госзаданием;

P i – размер платы (тариф и цена) за оказание i-й услуги;

N УН – затраты на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения;

N СИ – затраты на содержание имущества учреждения, не используемого для оказания государственных услуг (выполнения работ) и общехозяйственных нужд.

Из приведенной формулы ясно, что, во-первых, объем госзадания рассчитывается на основе нормативного метода учета затрат; во-вторых, учредитель выступает как заказчик, покупая услуги и работы в установленном объеме (V i , V w ) по установленной цене (N i , N w ); в-третьих, часть затрат (N УН , N СИ ) возмещается напрямую, вне увязки с объемом услуг или работ.

Нормативный метод учета затрат

Применение нормативного метода при исчислении объема госзадания влечет для БУ экономию в случае превышения нормативных затрат над фактическими или перерасход выделенных средств, если установленные нормативные значения ниже фактических показателей БУ.

С учетом того, что в силу ч. 17 ст. 30 Закона № 83-ФЗ полученная в ходе выполнения госзадания экономия не изымается в бюджет , а остается в распоряжении БУ для достижения уставных целей, учреждение заинтересовано в снижении затрат. Таким образом, применение нормативного метода стимулирует БУ к рациональному расходованию всех видов ресурсов, повышению эффективности их использования и выявлению скрытых резервов.

Пример 1.

Объем госзадания по услуге «присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательную программу» (R) составляет 4 200 тыс. руб. исходя из нормативных затрат (N i i ) 4 200 детей в год. Фактические затраты в расчете на одного ребенка составили 980 руб. (например, достигнуты за счет оптимизации расходования материальных ресурсов: канцтоваров, наглядных пособий и т. д.).

Рассчитаем финансовый результат (Фин рез ) – экономию или перерасход: (1 000 - 980) х 4 200 = 84 (тыс. руб.).

Учреждение получило экономию в размере 84 тыс. руб., которой вправе воспользоваться для достижения целей, ради которых оно создано.

Переменные и постоянные затраты

Если разбить формулу финансового обеспечения выполнения задания на две части, то видно, что она представляет собой не что иное, как уравнение совокупных затрат, в котором присутствует переменная часть (i N i х V i + ∑ w N w х V w - ∑ i P i х V i ) и постоянная часть (N УН + N СИ ).

Читайте также

  • Формирование государственного задания

Формула совокупных затрат имеет следующий вид:

З сов = З пер х Объем + З пост , где:

З сов – совокупные затраты;

З пер – переменные затраты на единицу услуг;

З пост – постоянные затраты.

Данная формула основана на допущении, что все затраты исходя из их чувствительности к колебаниям объема оказываемых услуг делятся на условно-переменные и условно-постоянные. Условно-переменные изменяются пропорционально изменению объема оказываемых услуг (материальные затраты, транспортные расходы, заработная плата основного персонала). Величина условно-постоянных затрат при изменении объема услуг остается более или менее постоянной (содержание и обслуживание зданий и помещений, аренда земли и помещений, зарплата управленческого персонала).

При распределении затрат на группы рассматривают такой интервал времени, при котором рост объема услуг не приводит к увеличению постоянных затрат (не строятся новые здания, не приобретаются новая техника и оборудование, не растет управленческий штат). «Коварство» постоянных расходов заключается в том, что от них практически невозможно отказаться даже в случае полной остановки деятельности учреждения.

Пример 2.

БУ оказывает платные услуги по дополнительному обучению, для чего арендует помещение уплачивая за это 500 тыс. руб. в год. Цена курса обучения одного слушателя 6 тыс. руб., переменные затраты на курс обучения одного слушателя 4 тыс. руб. Каким должно быть минимальное количество слушателей, чтобы покрыть постоянные расходы в виде арендной платы?

Данный минимальный объем услуг принято называть точкой безубыточности (Т без ), ее величина составит: 500 000 / (6 000 - 4 000) = 250 (чел. в год).

Проверка: 4 000 х 250 + 500 = 6 000 х 250.

Поскольку арендная плата – величина постоянная, не зависящая от посещаемости курсов, то при числе обучающихся свыше 250 человек в год БУ будет получать прибыль, ниже 250 человек – соответственно убыток.

Клиентов БУ не волнует ни величина переменных издержек, ни тот объем услуг, который учреждения должны оказывать, чтобы покрыть свои постоянные расходы. Независимые покупатели готовы приобретать услуги по рыночной цене в нужном им количестве. Поэтому покрытие учредителем части постоянных затрат БУ можно квалифицировать как нерыночную меру, характерную для собственника имущества. Однако перечень расходов, не зависящих от объема услуг, ограничен лишь затратами на уплату налогов, объектом обложения которыми признается имущество учреждения (N УН ), и затратами на содержание имущества учреждения, не используемого для оказания госуслуг и общехозяйственных нужд (N СИ ).

Как же возмещаются иные постоянные издержки БУ?

Если обратиться к тексту Положения № 640, то в со ставе переменной части госзадания можно обнаружить следующие условно-постоянные расходы:

    на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного с учетом срока их полезного использования (пп. «б(1)» п. 19, пп. «г» п. 20, пп. «б(1)», пп. «ж» п. 29 Положения № 640);

    на коммунальные услуги (пп. «а» п. 20, пп. «г» п. 29 Положения № 640);

Включая большую часть условно-постоя нных расходов в переменную часть госзадания, учредитель руководствуется рыночными факторами, выступая уже не в роли собственника имущества, а в роли заказчика. Поддержка необходимого для покрытия постоянных расходов объема услуг как за счет госзадания, так и за счет платной деятельности становится заботой самого БУ. Продемонстрируем чувствительность БУ к изменению госзадания с помощью примера.

Пример 3.

Исходные условия примера 1: объем госзадания по услуге «присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательную программу» (R) – 4 200 тыс. руб. исходя из нормативных затрат (N i ) 1 тыс. руб. и установленного объема (V i ) 4 200 детей в год. Допустим, что фактические расходы на одного ребенка в размере 980 руб. состоят из условно-переменных 700 руб. и условно-постоянных 280 руб. Размер условно-постоянных расходов на весь объем – 1 176 тыс. руб. (280 руб. х 4 200 чел.). Как изменится финансовый результат, если объем госзадания по «присмотру и уходу за детьми, осваивающими образовательную программу»:

а) увеличится до 4 500 детей в год;

б) уменьшится до 3 900 детей в год?

Рассчитаем объем госзадания:

а) R = 1 000 х 4 500 = 4 500 (тыс. руб.);

б) R = 1 000 х 3 900 = 3 900 (тыс. руб.).

Определим фактические затраты на выполнение госзадания, учитывая, что условно-постоянные расходы сохранятся на уровне 1 176 тыс. руб.:

а) З факт = 700 х 4 500 + 1 176 = 4 326 (тыс. руб.);

б) З факт = 700 х 3 900 + 1 176 = 3 906 (тыс. руб.).

Выявим финансовый результат (экономию или перерасход):

а) Фин рез = R - З факт = 4 500 - 4 326 = 174 (тыс. руб.) – экономия;

б) Фин рез = R - З факт = 3 900 - 3 906 = -6 (тыс. руб.) – перерасход.

При увеличении объема госзадания с 4 200 до 4 500 услуг в год размер экономии возрастает с 84 тыс. руб. до 174 тыс. руб., при снижении объема до 3 900 услуг в год БУ получит перерасход 6 тыс. руб.

Софинансирование затрат на имущество

Вернемся к той части госзадания, которая состоит из имущественных налогов и затрат по содержанию не используемого при оказании госуслуг имущества. Государство придерживается принципа софинансирования, вменяя в обязанность БУ покрывать за свой счет определенную долю этих затрат . Если БУ оказывает платные услуги, то возмещаемые за счет субсидии затраты на имущественные налоги и содержание неиспользуемого имущества рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности (п. 33 и 35 Положения № 640). Если БУ не оказывает платных услуг, то в силу п. 34 Положения № 640 затраты на содержание неиспользуемого имущества учитываются в объеме госзадания в следующем размере:

а) на потребление электроэнергии – в размере 10% общего объема затрат учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги;

б) на потребление теплоэнергии – в размере 50% общего объема затрат учреждения в части указанного вида затрат в составе затрат на коммунальные услуги.

Если в отношении имущественных налогов государство планирует и в дальнейшем покрывать полностью или частично (в зависимости от наличия доходов от платных услуг) затраты на их уплату, то в отношении неиспользуемого имущества ситуация иная. Начиная с госзадания на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов затраты на содержание неиспользуемого имущества за счет бюджета возмещаться не будут (п. 6 Постановления Правительства РФ от 26.06.2015 № 640). Это побуждает учреждения самостоятельно изыскивать средства для содержания находящегося на их балансе имущества или избавляться от него.

Коэффициент платной деятельности

Коэффициент платной деятельности (КПД) представляет собой инструмент, с помощью которого бремя содержания части затрат на имущество распределяется между основной и платной деятельностью учреждения.КПД определяется как отношение планируемого объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания к общей сумме планируемых поступлений, включающей поступления от субсидии и доходов от платной деятельности.

Как известно, доходы, полученные бюджетными учреждениями от оказания платных услуг, выполнения платных работ, поступают в самостоятельное распоряжение этих учреждений (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Через КПД часть таких доходов изымается на покрытие затрат, связанных с уплатой имущественных налогов и с содержанием не используемого в основной деятельности имущества. Насколько обоснованно данное распределение постоянных затрат? С позиции государства – это справедливо, ведь БУ, оказывая платные услуги, использует помещения, принадлежащие учредителю. С точки зрения БУ – данная мера в некоторых случаях может показаться избыточной, так как софинансируются расходы, размер которых учреждение, не являясь собственником имущества, не в состоянии полностью контролировать.

Пример 4.

Субсидии на выполнение госзадания составляют 4 200 тыс. руб.; платные услуги – 1 470 тыс. руб. (эти величины носят справочный характер, в расчете текущего КПД не участвуют, они лишь иллюстрируют структуру поступлений БУ); КПД – 0, 64915; налог на имущество – 50 тыс. руб., затраты на содержание неиспользуемого имущества – 250 тыс. руб.

Рассчитаем затраты, которые подлежат покрытию:

а) за счет финансового обеспечения выполнения госзадания – (50 + 250) х 0,64915 = 194,745 (тыс. руб.);

б) за счет платной деятельности – (50 + 250) х (1 - 0,64915) = 105,255 (тыс. руб.). Или (50 + 250) - 194,745 = 105,255 (тыс. руб.).

Итак, порядок расчета объема финансового обеспечения выполнения госзадания стимулирует БУ к экономии, рациональному использованию имущества и развитию платной деятельности. Наиболее критичная проблема управления финансами в свете возмещаемых за счет субсидии затрат заключается в минимизации убытков от имущества, не задействованного ни при выполнении госзадания, ни при оказании платных услуг, выполнении платных работ . Возможно, некоторые учреждения в состоянии покрыть убытки за счет высоких доходов от платной деятельности. Но такое положение не может сохраняться длительный период без ущерба финансовому благополучию БУ. Наиболее предпочтительный вариант решения проблемы – сдача имущества в аренду или расширение платной деятельности за счет эксплуатации свободных площадей.


субсидии аренда госуслуги

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 12

Государственное (муниципальное) задание - это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (ст. 6 БК РФ). Требования к содержанию, порядку формирования и финансовому обеспечению выполнения государственного (муниципального) задания установлены ст. 69.2 БК РФ. В настоящей статье речь пойдет о порядке формирования государственного задания в отношении федеральных учреждений силовых министерств и ведомств в 2011 г., а также о финансовом обеспечении его выполнения.

О статье 69.2 БК РФ

Ни для кого не секрет, что с 2005 г. в нашей стране проводится бюджетная реформа. Так вот на одном из ее этапов Федеральным законом N 63-ФЗ <1> Бюджетный кодекс и был дополнен ст. 69.2 "Государственное (муниципальное) задание" (вступила в силу 01.01.2009). В ней законодатели определили состав показателей государственного (муниципального) задания, распределили между органами власти различных уровней полномочия по установлению порядка его формирования, привели источники использования показателей и требования к порядку формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания.

<1> Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации".

В 2010 г. в рамках дальнейшей реализации бюджетной реформы принят Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ). Согласно данному Закону с 01.01.2011 планируется изменить правовой статус всех государственных (муниципальных) учреждений путем их преобразования в казенные, бюджетные нового типа или автономные учреждения. Что касается федеральных учреждений силовых министерств и ведомств, они в соответствии с п. 1 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ должны перейти в статус казенных.

Федеральным законом N 83-ФЗ в ст. 69.2 БК РФ внесены продиктованные временем поправки <2>, которые затронули большую часть ее норм.

<2> Вступают в силу 01.01.2011.

В связи с тем, что в данной статье мы будет знакомить читателей с порядком формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания в 2011 г., а также учитывая тот факт, что учреждения силовых министерств и ведомств со следующего года станут казенными, далее по тексту нормы ст. 69.2 БК РФ будем приводить в редакции Федерального закона N 83-ФЗ и только в отношении федеральных казенных учреждений.

Требования к содержанию государственного задания

Согласно п. 1 ст. 69.2 БК РФ государственное задание федерального учреждения на 2011 г. должно содержать:

  • показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных услуг (выполняемых работ);
  • порядок контроля за исполнением государственного задания (в том числе условия и порядок его досрочного прекращения);
  • требования к отчетности об исполнении государственного задания.

Вместе с этим при оказании государственных услуг физическим и юридическим лицам государственное задание должно содержать:

  • категории физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
  • порядок оказания соответствующих услуг;
  • предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством РФ.

Анализируя состав показателей государственного задания можно отметить, что в бюджетном законодательстве установлена связь между финансовым обеспечением учреждений и качеством (результатом) их работы, что, по мнению автора, может служить мотивацией к эффективному использованию бюджетных ресурсов и повышению качества оказываемых ими государственных услуг.

К сведению. Ранее в государственное задание необходимо было также включать выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения задания.

Показатели государственного задания федерального учреждения используются при составлении проекта федерального бюджета для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также при составлении бюджетной сметы казенного учреждения (п. 2 ст. 69.2 БК РФ).

Требования к порядку формирования государственного задания

Порядок формирования государственного задания на оказание в 2011 г. государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных учреждений, как и ранее, определяет Правительство РФ с одним лишь уточнением: государственное задание формируется (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета) в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год - на один год, в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период - на три года (п. 3 ст. 69.2 БК РФ).

Финансовое обеспечение его выполнения осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ в порядке, установленном Правительством РФ (п. 4 ст. 69.2 БК РФ).

Во исполнение приведенных норм Правительство РФ разработало Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, которое утверждено Постановлением от 02.09.2010 N 671 (далее - Порядок формирования государственного задания и Постановление N 671). Постановление начнет действовать 01.01.2011 , за исключением отдельных его положений, для которых установлены иные сроки. В частности, п. п. 2 - 7 Постановления N 671 применяются со дня его официального опубликования - 13.09.2010 .

К сведению. Ранее в соответствии со старой редакцией п. п. 3 и 4 ст. 69.2 БК РФ Правительство РФ приняло Положение о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями, утвержденное Постановлением от 28.12.2008 N 1065. Установленный данным документом порядок формирования государственного задания действует с 15.05.2009 по 31.12.2010.

Организационные мероприятия по формированию государственного задания

Мероприятия по формированию государственного задания условно можно подразделить на три этапа.

Первый этап. Работа над государственным заданием начинается с составления и утверждения перечней государственных услуг (работ). В этих целях Постановлением N 671 утверждены:

  • форма ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти (государственных органов) федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности (далее - ведомственный перечень государственных услуг);
  • форма базового (отраслевого) перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в установленной сфере деятельности (далее - базовый перечень государственных услуг).

Базовые перечни государственных услуг в установленной форме утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию. Ведомственные перечни государственных услуг в отношении казенных учреждений утверждаются в установленной форме главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся указанные учреждения (далее - главные распорядители, в ведении которых находятся казенные учреждения). При этом показатели ведомственных перечней могут быть дополнены и детализированы, но не должны противоречить показателям базовых перечней (п. п. 3 - 5 Постановления N 671).

Второй этап. В состав ведомственного перечня государственных услуг включен показатель "Требования к качеству государственной услуги". В связи с этим на втором этапе определяются показатели объема и качества государственной услуги (в случае принятия решения об их установлении) . То есть на данном этапе утверждаются административные регламенты исполнения государственной услуги (функции) .

Примечание. Ведомственные и базовые перечни государственных услуг после их утверждения должны быть размещены в сети Интернет на официальных сайтах (п. п. 3 и 4 Постановления N 671).

В соответствии с п. 6 Постановления N 671 перечни показателей качества государственной услуги утверждают главные распорядители, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию. Согласование указанного перечня не требуется только в случае, если показатели качества государственной услуги совпадают с показателями, установленными для соответствующей государственной услуги базовым перечнем.

Приведем в таблице некоторые государственные услуги (функции), предоставляемые (исполняемые) физическим и юридическим лицам, из Ведомственных перечней ФМС и МЧС <3>.

Наименование

государственной

потребителей

государственной

Перечень и единицы

измерения

показателей объема

(состава)

государственной

Основные

требования

к качеству

государственной

Реквизиты

нормативно-

правового акта об

утверждении

Административного

регламента

исполнения

государственной

функции или

стандарты

предоставления

государственной

Государственные услуги, предоставляемые МЧС

Проведение

аттестации

судоводителей на

право управления

маломерными судами

Юридические и

физические лица

Количество выданных

удостоверений на

право управления

маломерным судном

Административного

регламента

Приказ МЧС России

Проведение

технического

освидетельствования

маломерных судов

Юридические и

физические лица

  1. Количество

выданных технических

талонов на годность

к плаванию

маломерного судна

  1. Количество

выданных актов

технического

освидетельствования

маломерного судна

Административного

регламента

Приказ МЧС России

Проведение

государственной

регистрации

маломерных судов

Юридические и

физические лица

Количество выданных

судовых билетов

маломерного судна

Административного

регламента

Приказ МЧС России

Лицензирование

деятельности в

области пожарной

безопасности

Юридические и

физические лица

Количество выданных

лицензий (ед.)

Административного

регламента

Приказ МЧС России

Государственные услуги, предоставляемые ФМС

Выдача (замена) и

учет паспортов

гражданина РФ,

удостоверяющих

личность гражданина

РФ на территории РФ

Граждане РФ

Количество выданных

паспортов (шт.)

Административного

регламента

Приказ ФМС России

Организация и

ведение адресно-

справочной работы

государственной

местного

самоуправления,

юридические и

физические

общественные

объединения

Количество поданных

запросов (шт.)

Административного

регламента

Приказ ФМС России

Оформление и выдача

приглашений на

въезд в РФ

иностранных граждан

и лиц без

гражданства

Граждане РФ,

органы местного

самоуправления,

юридические

Количество

оформленных

приглашений (шт.)

Административного

регламента

Приказ ФМС России

Рассмотрение

обращений граждан

Граждане РФ,

иностранные

граждане и

гражданства

Количество

рассмотренных

обращений

(заявлений,

предложений, жалоб)

Разделы II, III

Административного

регламента

Приказ ФМС России

<3> Перечень государственных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) Федеральной миграционной службой, утв. Приказом ФМС России от 14.10.2009 N 241 (в ред. Приказа ФМС России от 30.04.2010 N 106). Перечень государственных услуг, оказываемых Министерством Российской Федерации, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий физическим и (или) юридическим лицам размещен на официальном сайте МЧС в разделе "Государственные услуги".
<*> Нумерация государственных услуг приведена в соответствии с нормативным документом.

Третий этап. На последнем этапе организационных мероприятий осуществляется процесс формирования, финансового обеспечения и контроля за выполнением государственного задания. Организуется взаимодействие главных распорядителей, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, с соответствующими федеральными учреждениями.

Формирование государственного задания

Государственное задание федерального казенного учреждения формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными его учредительными документами, в порядке, установленном Положением N 671. Перечень учреждений, переходящих в статус казенных, определяется правовыми актами главных распорядителей, в ведении которых находятся учреждения (п. 1 Порядка формирования государственного задания).

В отношении федеральных казенных учреждений государственное задание формируется главными распорядителями, в ведении которых они находятся, при установлении федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается не позднее одного месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Оформляется оно по форме, предусмотренной в Приложении к Положению N 671 (п. 3 Порядка формирования государственного задания).

Государственное задание формируется на основании ведомственного перечня государственных услуг и показателей качества государственных услуг (при их установлении), утвержденных главным распорядителем, в ведении которого находятся федеральные казенные учреждения. Финансовое обеспечение его выполнения осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующие цели. При внесении изменений в нормативно-правовые акты, на основании которых было сформировано государственное задание, а также при изменении размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете для финансового обеспечения его выполнения, в государственное задание могут быть внесены изменения. Эти изменения утверждаются главным распорядителем, в ведении которого находятся федеральные казенные учреждения (п. п. 4 - 6 Порядка формирования государственного задания).

Финансовое обеспечение государственного задания

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующие цели, и согласно показателям бюджетной сметы этого учреждения (п. п. 6 и 7 Порядка формирования государственного задания).

Главные распорядители, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, при определении показателей бюджетной сметы вправе использовать нормативные затраты на оказание соответствующих государственных услуг и нормативные затраты на содержание имущества, переданного на праве оперативного управления казенному учреждению. Причем порядок определения этих затрат устанавливается главными распорядителями, в ведении которых находятся указанные выше учреждения, по согласованию с Минфином и Минэкономразвития (п. 8 Порядка формирования государственного задания).

Контролируют выполнение казенными учреждениями установленных им государственных заданий также главные распорядители, в ведении которых данные учреждения находятся (п. 16 Порядка формирования государственного задания).

Обратите внимание! В соответствии с п. 2 Постановления N 671 утверждены:

  • Методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений (Приказ Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 N 137н/527);
  • Методические рекомендации по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением (Приказ Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 N 136н/526).

Государственные задания (за исключением содержащихся в них сведений, отнесенных к государственной тайне <4>) размещаются органами Федерального казначейства в сети Интернет на официальном сайте на основании информации, предоставляемой им в установленном Минфином порядке федеральными казенными учреждениями. Кроме того, государственные задания и отчеты об их исполнении (за исключением содержащихся в них сведений, отнесенных к государственной тайне) могут быть размещены на официальных сайтах главных распорядителей, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения (п. 18 Порядка формирования государственного задания).

<4> Перечни сведений, составляющих государственную тайну, приведены в ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" и Указе Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне".

В.Лахматова

Главный редактор журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Термин был введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации".

Комментарий

Государственное (муниципальное) задание - это документ, который устанавливает требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Государственное (муниципальное) задание доводится до каждого бюджетного учреждения (государственного автономного учреждения, казенного учреждения). Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Примерная форма государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением приведена в Письме Минфина России от 16.05.2011 N 12-08-22/1959.

Расходы на выполнение государственного (муниципального) задания финансируются за счет ассигнований на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (ст. 69.1 БК РФ).

Требования к государственному (муниципальному) заданию определены в статье 69.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 утверждено Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания.

Отчетность, налогообложение

Суммы, полученные в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания не облагаются налогом на прибыль организаций. Так, пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ указывает, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.

Чтобы применить указанную выше льготу по налогу на прибыль налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Ключевым документом бюджетного учреждения является План финансово-хозяйственной деятельности. Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н утверждены Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2010 N 18530).

Доходы, расходы, источники финансирования по выполненным государственным (муниципальным) заданиям учреждение указывает в Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737).

Приложение

"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (БК РФ) (ст. 6):

Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);

Государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами;

Статья 69.2. Государственное (муниципальное) задание

1. Государственное (муниципальное) задание должно содержать:
показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.
Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:
определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
порядок оказания соответствующих услуг;
предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.

3. Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

3.1. Ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ формируются и ведутся в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, муниципальными учреждениями, устанавливается соответственно высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями муниципальных образований с соблюдением общих требований, установленных Правительством Российской Федерации.
Порядок формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
По решению органа государственной власти, государственного органа (органа местного самоуправления), осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания используются нормативные затраты на выполнение работ.