Доставка товара от поставщика к покупателю. Доставка товара: какой комплект документов понадобится в разных ситуациях

При кассовом методе доходы в виде вознаграждения признавайте только после факта оплаты (п. 2 ст. 273 НК РФ). То есть в день поступления денег на банковский счет или в кассу. Расходы при кассовом методе признаются в том отчетном периоде, в котором они оплачены (п. 3 ст. 273 НК РФ). Поэтому расходы, которые не компенсирует заказчик (клиент), в случае их экономической обоснованности учтите при расчете налога на прибыль по мере оплаты.

Агент (поверенный, комиссионер) обязан начислить НДС на сумму своего вознаграждения и иные доходы, связанные с выполнением посреднического договора (п. 1 ст. 156 НК РФ). Исключения из этого правила приведены в пункте 2 статьи 156 Налогового кодекса РФ. Ставка НДС для дохода в виде посреднического вознаграждения установлена в размере 18 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ). На вознаграждение по договору транспортной экспедиции НДС начисляйте в том же порядке, что и по посредническим договорам (письмо Минфина России от 30 марта 2005 г. № 03-04-11/69).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на организацию доставки товаров. Продавец выступает в роли посредника между покупателем товаров и транспортной компанией

ООО «Торговая фирма "Гермес"» занимается оптовой торговлей. В марте была продана партия кирпичей в 10 000 штук стоимостью 118 000 руб. (в т. ч. НДС - 18 000 руб.). Балансовая стоимость проданных кирпичей составляет 80 000 руб. В договоре купли-продажи было оговорено, что «Гермес» организует от имени и за счет покупателя доставку кирпичей. «Гермес» участвует в расчетах, его посредническое вознаграждение составляет 10 процентов от стоимости транспортировки. Чтобы исполнить договор купли-продажи, «Гермес» заключил договор оказания транспортных услуг с ООО «Альфа». Стоимость транспортировки составила 9440 руб. (в т. ч. НДС - 1440 руб.), соответственно, сумма посреднического вознаграждения «Гермеса» составила 944 руб. (в т. ч. НДС - 144 руб.).

Доходы и расходы «Гермес» определяет методом начисления. Учетной политикой для целей налогообложения установлено, что расходы, связанные с оказанием услуг, в том числе прямые, учитываются при расчете налога на прибыль в том месяце, к которому они относятся, независимо от момента признания выручки по оказанным услугам.

Бухгалтер «Гермеса» отразил в учете следующие проводки:

Дебет 62 Кредит 90-1
- 118 000 руб. - отражена реализация товаров;

Дебет 90-2 Кредит 41
- 80 000 руб. - списана себестоимость реализованных товаров;


- 18 000 руб. - начислен НДС с выручки от реализации товаров;

Дебет 76 Кредит 60
- 9440 руб. - отражены расходы на доставку товаров;

Дебет 62 Кредит 90-1
- 944 руб. - начислено посредническое вознаграждение «Гермеса»;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
- 144 руб. - начислен НДС с посреднического вознаграждения;

Дебет 51 Кредит 62
- 118 944 руб. (118 000 руб. + 944 руб.) - получена от покупателя оплата товаров и сумма посреднического вознаграждения;

Дебет 51 Кредит 76
- 9440 руб. - получено от покупателя возмещение расходов по посредническому договору;

Дебет 60 Кредит 51
- 9440 руб. - отражена оплата «Гермесом» услуг транспортной компании по доставке товаров.

При расчете налога на прибыль за март учтены следующие доходы:

  • 100 000 руб. (118 000 руб. - 18 000 руб.) - доход от реализации товаров;
  • 800 руб. (944 руб. - 144 руб.) - посредническое вознаграждение.

Расходы в виде себестоимости товаров были признаны в момент их реализации в сумме 80 000 руб.

УСН

Учет доходов и расходов по посредническому договору и по договору транспортной экспедиции осуществляется также, как и при общей системе налогообложения (письмо Минфина России от 30 января 2012 г. № 03-11-06/2/13).

Для организации-посредника (агента, поверенного, комиссионера), экспедитора доходом от организации доставки будет сумма посреднического вознаграждения, вознаграждения экспедитора. Средства, полученные посредником (экспедитором) в связи с выполнением задания заказчика (клиента) и израсходованные по его поручению, при расчете единого налога не учитываются. Такие правила установлены пунктом 1 статьи 346.15 и подпунктом 9 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, то затраты, связанные с выполнением договора, за исключением компенсируемых заказчиком (принципалом, доверителем, комитентом), клиентом можно учесть при расчете единого налога. Сделать это можно в том случае, если эти расходы перечислены в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.16 и п. 9 ст. 270 НК РФ, письмо Минфина России от 17 мая 2006 г. № 03-03-04/1/463). Затраты при упрощенке признаются после их оплаты за исключением тех, для которых установлен особый порядок признания (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Подробнее об этом см. Какие расходы учитывать при расчете единого налога на УСН и Как посреднику на УСН учитывать доходы и расходы по посредническим операциям .

ЕНВД

Если поставщик организует доставку товаров силами сторонних перевозчиков, то такая деятельность не подпадает под ЕНВД. Это связано с тем, что в данном случае имеет место не деятельность по перевозке, а посредническая деятельность по организации перевозки. А такая деятельность под ЕНВД не подпадает. Это следует из положений статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

Как отразить в учете торговой организации - покупателя операции, связанные с приобретением товаров по договору поставки, если договором поставки предусмотрено, что поставщик принимает на себя обязательство организовать доставку товаров до склада покупателя путем заключения с автотранспортной компанией договора перевозки от своего имени и за счет покупателя?

Договорная стоимость товаров составляет 259 600 руб. (в том числе НДС 39 600 руб.). Вознаграждение поставщика за организацию доставки товаров до склада организации составляет 1770 руб. (в том числе НДС 270 руб.). Стоимость перевозки равна 35 400 руб. (в том числе НДС 5400 руб.). После доставки товаров и утверждения отчета, представленного поставщиком, о стоимости услуг перевозчика и сумме причитающегося вознаграждения организация произвела расчеты с поставщиком путем перечисления денежных средств на его расчетный счет. Согласно учетной политике организации для целей бухгалтерского учета затраты на доставку товаров до склада организации, в том числе вознаграждение за организацию доставки, включаются в фактические затраты, связанные с приобретением товаров, а для целей налогообложения - формируют стоимость приобретения товаров. Организация в целях налогообложения прибыли применяет метод начисления.

Гражданско-правовые отношения

Согласно ст. 506 Гражданского кодекса РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. В рассматриваемой ситуации в договоре поставки содержится условие о принятии поставщиком обязательств по организации доставки товаров до склада покупателя путем заключения с автотранспортной компанией договора перевозки от своего имени и за счет покупателя. Таким образом, в договоре поставки содержатся элементы агентского договора, т.е. данный договор является смешанным и к нему в части организации доставки применяются правила гл. 52 "Агентирование" ГК РФ. Это следует из п. 3 ст. 421 ГК РФ . По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершить по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (п. 1 ст. 1005 ГК РФ). Принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре (ст. 1006 ГК РФ). В ходе исполнения агентского договора агент обязан представить принципалу (покупателю) отчет в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором, а принципал, в свою очередь, возместить агенту стоимость услуг, оказанных перевозчиком (п. 1 ст. 1008 , ст. ст. , 1011 ГК РФ). При этом, если агентским договором не предусмотрено иное, к отчету агента должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных агентом за счет принципала (п. 2 ст. 1008 ГК РФ).

Бухгалтерский учет

Товары, приобретенные для перепродажи, являются частью материально-производственных запасов организации, которые принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, равной сумме фактических затрат на их приобретение (без учета НДС) (п. п. 2, 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н). В рассматриваемой ситуации согласно учетной политике для целей бухгалтерского учета затраты на доставку товаров до склада организации включаются в фактические затраты, связанные с приобретением товаров. Следовательно, в данном случае фактическую себестоимость товаров формируют сумма, уплачиваемая в соответствии с договором поставщику за товары, и затраты по доставке товаров до склада организации, состоящие из вознаграждения поставщика за организацию доставки и стоимости доставки (абз. 3, 8 п. 6 ПБУ 5/01). Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Суммы НДС, предъявленные поставщиком по товарам, вознаграждению за организацию доставки, а также НДС со стоимости услуг по доставке организация вправе принять к вычету после принятия товаров, услуг к учету на основании оформленных в соответствии с требованиями налогового законодательства счетов-фактур и при наличии соответствующих первичных документов (п. 2 ст. 171 , п. 1 ст. 172 , п. 2 ст. 169 Налогового кодекса РФ). Порядок выставления счетов-фактур при приобретении товаров (работ, услуг) от имени посредника, а также порядок регистрации счетов-фактур, полученных от посредника, подробно рассмотрены в Практическом пособии по НДС.

Налог на прибыль организаций

Для целей налогообложения прибыли стоимость приобретения товаров, порядок формирования которой определяется в учетной политике, признается в составе прямых расходов в отчетном (налоговом) периоде их реализации (пп. 3 п. 1 ст. 268 , абз. 2, 3 ст. 320 НК РФ). В рассматриваемой ситуации согласно учетной политике расходы на доставку товаров до склада организации, в том числе сумма вознаграждения за организацию доставки, формируют стоимость приобретения товаров.

Сумма, руб.

Первичный документ

Приняты к учету товары

(259 600 - 39 600)

Отгрузочные документы поставщика,

Акт о приемке товаров

Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком со стоимости товаров

Счет-фактура

Счет-фактура

Вознаграждение поставщика за организацию доставки включено в фактические затраты, связанные с приобретением товаров

Отчет поставщика (агента)

Отражен НДС, предъявленный поставщиком с суммы вознаграждения за организацию доставки

Счет-фактура

Сумма предъявленного НДС принята к вычету

Счет-фактура

Расходы по доставке товаров включены в фактические затраты, связанные с приобретением товаров

Отчет поставщика (агента),

Транспортная накладная

Отражен НДС, предъявленный со стоимости доставки

Счет-фактура

Сумма предъявленного НДС принята к вычету

Счет-фактура

Произведена оплата поставщику

(259 600 + 1770 + 35 400)

Выписка банка по расчетному счету

Организация, осуществляющая торговую деятельность, может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов, производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу (п. 13 ПБУ 5/01). В данной консультации не рассматриваются операции по реализации товаров.

Е.Б.Ильина
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

Какие документы стопроцентно подтвердят расходы на доставку товара?

Документооборот при доставки товара, транспортом поставщика. Договор поставки. Какие документы стопроцентно подтвердят расходы на доставку товара

Вопрос: Доставка товара транспортом поставщика. Если доставка товара осуществлялась поставщиком самостоятельно, то транспортная накладная (товарно-транспортная накладная) нужна? Суд признал одним из обстоятельств недобросовестности налогоплательщика непредставление товарно-транспортной накладной. Суд не принял во внимание то, что доставка товара осуществлялась автотранспортом поставщиков. Поставщик отказывается составлять транспортную накладную на товар доставленный собственным транспортом, сумма доставки входит в цену закупки по договору?

Ответ: ТТН или ТН поставщик не обязан предоставлять покупателю, если условиями договора поставки предусмотрено, что продавец доставляет товар своим транспортом (при этом стоимость доставки не выделена отдельно в документах). В этом случае наличие товарной накладной по форме № ТОРГ-12 (УПД) является достаточным условием для отражения прихода в бухучете. Специалисты ФНС России признают, что товарно-транспортная накладная (ТН) не нужна, если покупатель перевозку не заказывал. Оприходовать товар можно по накладной ТОРГ-12 или УПД (письмо ФНС России от 18.08.09 № ШС-20-3/1195 , письмо УФНС России по г. Москве от 01.11.2011 № 16-15/105706).

Подавляющее большинство судов придерживаются такой же точки зрения (см., например, постановления ФАС , ; ; ; ; ).

Вместе с тем у налоговиком существует и другая точка зрения. На местах налоговики иногда требуют оформлять товарно-транспортную накладную. Причем независимо от ситуации, сам ли покупатель перевозит товар или доставку осуществляет поставщик своим транспортом. По мнению инспекторов, товарно-транспортная накладная является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей. В связи с этим налоговики отказывают покупателям в применении налоговых вычетов по НДС. Некоторые судьи принимают сторону контролеров, если наряду с отсутствием ТТН есть и другие доказательства, свидетельствующим о нереальности хозяйственных операций. Например, в Постановление ФАС Поволжского округа от 05.04.2012 по делу N А55-16587/2011 суд пришел к выводу об отсутствии хозяйственных операций в том числе по причине непредставления ТТН. Суд отклонил довод общества о том, что в случае доставки товара силами поставщика товарно-транспортные накладные не требуются. Суд указал, что контрагент не мог доставить товар, поскольку транспортные средства у него отсутствовали и в аренду ему также не передавались.

Обоснование

Можно ли оприходовать товар без товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т. Поставщик доставляет товар покупателю автомобильным транспортом. Покупателю представлена только товарная накладная по форме № ТОРГ-12

Можно, но только при условии, что покупатель не является заказчиком перевозки.

Первичным документом, на основании которого товар принимается к учету, может служить товарная накладная по форме № ТОРГ-12 (указания , утвержденные ). При этом если товар доставляется покупателю автомобильным транспортом, то наряду с товарной накладной необходима товарно-транспортная накладная, например, по форме № 1-Т (или транспортная накладная по форме , утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272). Это связано с тем, что товарно-транспортная накладная является документом, предназначенным для расчетов за перевозки товаров автомобильным транспортом (раздел 2 указаний, утвержденных , п. 2 ст. 785 ГК РФ , ).

Этот документ служит подтверждением не только перевозки товаров, но и их отгрузки. Поэтому покупатель на его основании может отразить в бухучете поступление товаров (п. 2.1.3 Методических рекомендаций, утвержденных письмом Комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5 , указания , утвержденные постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78 , п. , Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

Но если покупатель не является заказчиком перевозки, то действующий порядок не предусматривает обязательного наличия у него товарно-транспортной накладной. В этом случае наличие товарной накладной по форме № ТОРГ-12 является достаточным условием для отражения прихода в бухучете (указания , утвержденные постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 , ). Аналогичный вывод следует из писем Минфина России от 15 июня 2010 г. № 03-03-06/1/413 и ФНС России от 18 августа 2009 г. № ШС-20-3/1195 .

Чтобы отразить в бухучете получение товара, организация должна использовать первичные документы , содержащие обязательные реквизиты (п. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Таким образом, товарно-транспортная накладная и товарная накладная – документы не взаимоисключающие, а дополняющие друг друга. Так, в товарной накладной есть место для отражения номера транспортной накладной. При этом товарно-транспортная накладная содержит не все реквизиты, касающиеся продажи товаров, указанные в товарной накладной (например, в ней не выделен отдельной строкой НДС). Поэтому, несмотря на то что принять товар на учет организация-покупатель может только на основании товарной накладной, лучше такое поступление задокументировать и товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т , и товарной накладной, например, по форме № ТОРГ-12 . Это обезопасит покупателя от возможных налоговых претензий проверяющих. Для этих целей требуйте от поставщиков и обеспечивайте сохранность обоих товаросопроводительных документов

Можно ли применить вычет по НДС при отсутствии транспортной накладной (товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т). Товары были доставлены автотранспортом перевозчика и оприходованы на склад на основании товарной накладной по форме № ТОРГ-12

Объясняется это следующим образом.

По рассматриваемой проблеме существует и другая точка зрения. Она сводится к тому, что доставка товаров покупателю автотранспортом перевозчика должна быть задокументирована транспортной накладной либо товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т . В частности, такая позиция отражена в письме ФНС России от 21 марта 2012 г. № ЕД-4-3/4681 . Разъяснения, приведенные в данном письме, касаются факта подтверждения расходов на транспортировку в целях расчета налога на прибыль. Данное правило можно применить и для подтверждения факта доставки товара в целях применения вычета по НДС (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ). Поэтому для подтверждения права на принятие НДС к вычету проверяющие могут потребовать накладную по форме № ТОРГ-12 и одну из накладных: транспортную накладную или товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т .

Однако учитывая устойчивую положительную арбитражную практику, организация-покупатель вправе принять к вычету входной НДС при отсутствии транспортной накладной и товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т , если будут соблюдены иные условия , необходимые для применения вычета (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 5 июля 2011 г. № Ф09-3505/11 , Северо-Западного округа от 26 января 2009 г. № А44-1039/2008 ; Восточно-Сибирского округа от 28 апреля 2008 г. № А78-2629/07-С3-9/155-04АП-4801/07-Ф02-1583/08 ; Западно-Сибирского округа от 25 августа 2008 г. № Ф04-5185/2008(10427-А46-41) ; Московского округа от 19 октября 2006 г. № КА-А40/10202-06 ; Поволжского округа от 20 января 2009 г. № А55-8911/2008). Несмотря на то что в данных решениях рассматривался вопрос о необходимости применять товарно-транспортную накладную, сделанные выводы можно распространить и на необязательность составления транспортной накладной. Ведь транспортная накладная также не является документом, подтверждающим оприходование товара.

Из правовой базы

ПИСЬМО УФНС РОССИИ ПО МОСКВЕ от 01.11.2011 № 16-15/105706

Оказание услуг по перевозке сторонней организацией

Вопрос: Какими документами в настоящее время должны быть подтверждены для целей налогообложения прибыли расходы на доставку товаров при заключении договора перевозки грузов в случае привлечения стороннего перевозчика либо путем осуществления перевозки собственными силами?

В данном случае затраты налогоплательщика на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки могут быть подтверждены как транспортной накладной, так и накладной по форме № 1-Т .

Если договор перевозки не заключается и соответственно услуги по перевозке не оказываются сторонней организацией, то в этом случае транспортная накладная не оформляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство.

Справки даем. Урал

Вычет по НДС правомерен и без товарно-транспортной накладной

«Наш поставщик доставляет материалы своим транспортом непосредственно нам на склад. В получении товара в накладной по форме ТОРГ-12 расписывается кладовщик, стоимость доставки включена в цену. Надо ли в этом случае получить от поставщика еще и товарно-транспортную накладную 1-Т и не откажут ли нам в вычете по НДС, если такого документа не будет?..»

Вычет по НДС правомерен, даже если нет товарно-транспортной накладной. Ведь стоимость перевозки отдельно не выделена, а значит, достаточно получить от поставщика только товарную накладную по форме ТОРГ-12. На местах налоговики иногда требуют оформлять и товарную, и товарно-транспортную накладную. Причем независимо от ситуации, сам ли покупатель перевозит товар или доставку осуществляет поставщик. Такой вывод следует из инструкции Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30.11.83. По мнению инспекторов, товарно-транспортная накладная является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей (п. 6 инструкции). В связи с этим налоговики отказывают в применении налоговых вычетов по НДС.

Однако специалисты ФНС России давно признали, что товарно-транспортная накладная не нужна, если покупатель перевозку не заказывал. Оприходовать товар можно по накладной ТОРГ-12 (письмо от 18.08.09 № ШС-20-3/1195). К аналогичным выводам приходят и судьи. Недавно судьи Президиума ВАС РФ подтвердили, что товарно-транспортная накладная для вычета НДС не требуется (постановление от 09.12.10 № 8835/10). Компания вправе принять к вычету суммы НДС на основании счетов-фактур и товарных накладных.

Какие документы стопроцентно подтвердят расходы на доставку товара

А вот если товар доставляет сам поставщик без помощи сторонней компании, оформлять или нет транспортную накладную – вопрос спорный. Минфин России считает, что продавец должен выставить ТН, если доставляет товар сам. По мнению финансистов, в этом случае поставщик фактически оказывает услуги по перевозке, и стороны должны согласовать ее стоимость, а также место и дату доставки (письмо Минфина России от 22 декабря 2011 г. № 03-03-10/123). Потому, когда в договоре поставки указана цена перевозки и покупатель отдельно платит за нее, то для подтверждения транспортных расходов ТН необходима однозначно. А если цена перевозки в договоре включена в стоимость товаров, без транспортных накладных вполне можно обойтись.

Покупатель сам забирает товар у поставщика? В этом случае чиновники разрешают не оформлять транспортную накладную. Ну, а расходы на доставку товара самовывозом подтвердит путевой лист. Разъяснения финансисты опубликовали в письме от 22 декабря 2011 г. № 03-03-10/123 . Таблица поможет вам быстро разобраться, какими документами оформить тот или иной способ доставки (см. ниже. – Примеч. ред.).

Какие документы оформить при разных способах доставки

Способ доставки Какие документы оформить*
Поставщик заключил договор перевозки с транспортной компанией Вариант 1. Поставщик выписывает три экземпляра ТН: для себя, покупателя и перевозчика. При таком варианте в экземпляре накладной поставщика не будет отметок покупателя. Чтобы подтвердить, что услуга по доставке оказана, компания может попросить копию документа с отметками покупателя у перевозчика. Транспортная компания выставляет поставщику акт на услуги доставки и счет-фактуру
Вариант 2. Поставщик оформляет ТТН в четырех экземплярах. Первый остается у него. Второй водитель транспортной компании передает покупателю. Третий и четвертый экземпляры перевозчик оставляет у себя как основание для учета транспортной работы и для расчетов с поставщиком за доставку. Транспортная компания выписывает поставщику акт выполненных работ по перевозке груза, счет-фактуру и отдает копию ТТН, подписанную покупателем
Покупатель заключил договор перевозки с транспортной компанией Вариант 1. Покупатель оформляет ТТН в четырех экземплярах. Сначала он заполняет только транспортный раздел и передает документы перевозчику, чтобы тот отдал бумаги поставщику. Поставщик заполняет товарный раздел накладной. Один экземпляр он оставляет себе, а остальные три отдает перевозчику. После приемки груза две ТТН останутся у транспортной компании, одна – у покупателя. На оказанные услуги перевозчик выставляет покупателю акт и счет-фактуру
Вариант 2. Если покупатель оформляет транспортную накладную, то двух экземпляров документа будет достаточно: по одному для себя и для транспортной компании. В ТН покупатель укажет себя и грузополучателем, и грузоотправителем. Транспортная компания выставит акты и счета-фактуры в адрес покупателя как заказчика услуги
Продавец собственным транспортом доставляет товар покупателю Вариант 1. В договоре цена перевозки отдельно не указана. В этом случае транспортную накладную составлять не нужно. Расходы на доставку товара подтвердит путевой лист
Вариант 2. Цена перевозки в соглашении указана. Тогда продавец составляет два экземпляра ТТН или ТН: для себя и покупателя. В графах для грузоотправителя он указывает свои реквизиты
Покупатель своими силами забирает товар со склада поставщика Когда покупатель забирает товар со склада поставщика сам, услуги по перевозке не оказываются. Значит, ни ТН, ни ТТН составлять не нужно. А для подтверждения затрат на перевозку груза и факта его транспортировки путевого листа будет достаточно

* Во всех четырех случаях поставщик также выставит счет-фактуру и № ТОРГ-12 на отгружаемый товар в двух экземплярах (для себя и для покупателя).

Кстати, судьи придают транспортным и товарно-транспортным накладным большое значение. Они считают их ключевыми документами, которые подтверждают реальность поставки. Примеров подобных решений много: постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 февраля 2011 г. по делу № А19-13404/2010 ,

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в

Как правило, приобретение товара сопровождается его доставкой. В ряде случаев забрать купленное со склада продавца должен сам покупатель, а иногда это обязан сделать поставщик. Но даже когда условия по транспортировке купленного четко оговорены в контракте, доставка товаров должна происходить, что называется, согласно букве закона.
Договорная основа

Договор поставки, будучи разновидностью договора купли-продажи, регулируется нормами Гражданского кодекса. В соответствии со статьей 506 данного закона поставщик обязан в определенные договором сроки передать покупателю товар для использования в целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Причем в качестве поставщика товаров может выступать как сам производитель товаров, так и их перекупщик.

Как правило, место нахождения продавца и покупателя не совпадает. Подобное обстоятельство вынуждает стороны договора поставки оговаривать в соглашении, куда, кем и каким именно образом должен быть доставлен товар. Если договором поставки не предусмотрена выборка товаров покупателем или получателем, то обязанность по доставке лежит на поставщике (ст. 510 ГК). Напомним, что при выборке покупатель (получатель) выбирает товар в месте нахождения поставщика и самостоятельно транспортирует приобретенное.

Согласно пункту 1 статьи 510 Гражданского кодекса, доставка товаров осуществляется поставщиком путем их отгрузки предусмотренным договором поставки транспортом на определенных в контракте условиях. Фактически это означает, что при заключении соглашения стороны должны указать в договоре, каким именно видом транспорта поставщик должен доставить товары до места нахождения покупателя и определить условия доставки, то есть откуда, куда, как и за чей счет будет доставлен товар. Только в этом случае осуществление доставки товара именно тем видом транспорта, который указан в контракте, будет являться условием, обязательным для выполнения поставщиком. Если же договор поставки не отдает предпочтение конкретному виду транспорта, то средство доставки выбирает сам поставщик.

Как правило, доставка товаров в пределах одного города осуществляется посредством автомобильного транспорта. При иногородних перевозках выбор транспортных средств куда шире: помимо автомобильного, используются железнодорожный, водный, воздушный транспорт. Учтите, что в последних трех случаях на перевозку грузов потребуется лицензия (ст. 17 Закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Однако доставку товаров не обязательно должен осуществлять непосредственно сам поставщик, он может возложить данную миссию на плечи специализированной организации-перевозчика, заключив с ней соответствующий договор.

Стоимость доставки товаров до места нахождения покупателя может включаться поставщиком в цену товаров, а может устанавливаться и сверху. В первом случае в бухгалтерском учете продавца отражается только выручка от продажи товаров. Во втором случае, когда цена доставки указана в договоре отдельно, в бухучете продавца, помимо выручки от продажи товаров, будут отражены и доходы от оказания услуг по доставке.

Переход права собственности

На порядок отражения операций по доставке товаров, реализуемых по договорам поставки, большое влияние оказывает момент перехода права собственности на товары от поставщика к покупателю.

По общему правилу, закрепленному в статье 223 Гражданского кодекса, право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или соглашением сторон. Причем под передачей понимается как вручение вещи приобретателю, так и ее сдача перевозчику для отправки приобретателю или организации связи для пересылки покупателю вещей, отчужденных без обязательства доставки (п. 1 ст. 224 ГК). К передаче вещи также приравнивается выдача коносамента или иного товарораспорядительного документа на нее.

Из общих норм о договоре купли-продажи вытекает, что если договором поставки предусмотрена доставка товара, то обязанность поставщика по его передаче считается исполненной в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу. Следовательно, в договоре поставки стороны могут установить как общее правило о переходе права собственности на товары от поставщика к покупателю, так и особый порядок, например, после отгрузки со склада поставщика, оплаты и тому подобное.

В связи с этим при согласовании условий доставки товара стороны должны помнить о моменте перехода права собственности, установленном в договоре, ведь именно от того, чей товар доставляет поставщик (свой или чужой), зависит порядок отражения расходов на доставку в бухгалтерском и налоговом учете поставщика. Так, например, если договором поставки определено, что право собственности на товары переходит к покупателю на складе поставщика, то в качестве условий доставки следует указать, что доставка товара осуществляется за счет покупателя. В противном случае расходы поставщика на доставку товара могут быть исключены для целей налогообложения. Так, например, в письме Минфина от 19 марта 2007 г. № 03-03-06/1/157 сказано, что если договором поставки определено, что доставка товаров осуществляется поставщиком до станции назначения, а право собственности на товар переходит к покупателю на станции отгрузки, то учесть расходы по доставке товаров при исчислении налога на прибыль поставщик может только в том случае, если данные затраты включены в цену товара либо покупатель возмещает поставщику стоимость доставки.

Аналогичные выводы можно сделать и на основании писем Минфина от 22 января 2007 г. № 03-03-06/1/16, от 17 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/246.

Расходный учет

В бухгалтерском учете поставщика затраты по доставке товаров покупателям на основании пунктов 4 и 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н, признаются расходами по обычным видам деятельности и отражаются на балансовом счете 44 «Расходы на продажу».

Если доставка осуществляется силами структурного подразделения, то затраты организации предварительно собираются на балансовом счете 23 «Вспомогательные производства» с последующим отнесением на счет 44 «Расходы на продажу».

В налоговом учете поставщика расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также структурными подразделениями самого налогоплательщика, признаются материальными расходами (подп. 6 п. 1 ст. 254 НК). Причем вне зависимости от того, самостоятельно ли доставляются товары или силами привлеченного перевозчика, затраты на доставку признаются косвенными расходами на основании статей 318 и 320 Налогового кодекса. А значит, признание данных затрат в полном объеме приходится на период их осуществления.

Разумеется, требования о распределении расходов на производство и реализацию на прямые и косвенные распространяется только на те организации, которые используют в целях налогообложения прибыли метод начисления.

Документооборот

Не секрет, что признать расходы для целей налогообложения можно лишь в том случае, если они отвечают требованиям статьи 252 Налогового кодекса, а именно: экономически обоснованы, документально подтверждены и связаны с получением дохода. Требование о документальном подтверждении затрат вытекает и из норм бухгалтерского законодательства, а именно из статьи 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ). В соответствии с пунктом 1 указанной статьи все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти бумаги служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Как следует из пункта 2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ, первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Если же шаблон какого-то документа данными альбомами не предусмотрен, организация вправе самостоятельно разработать форму требуемого документа и закрепить его использование в учетной политике. Основным требованием к создаваемому документу является наличие в нем реквизитов, перечисленных в пункте 2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ.

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций утверждены постановлением Госкомстата от 25 декабря 1998 г. № 132. Указаниями по применению данных шаблонов определено, что для оформления продажи (отпуска) товаров сторонней организации применяется товарная накладная формы № ТОРГ-12, составляемая в двух экземплярах. Один из них остается у поставщика, выступая основанием списания товаров с учета, а второй — передается покупателю, являясь основанием для принятия товаров на учет. Если же товар доставляется покупателю транспортом, то, помимо накладной № ТОРГ-12, нужно оформить и иные товаросопроводительные документы, а именно: товарно-транспортную накладную (если доставка осуществляется автотранспортом), железнодорожную накладную (при доставке по железной дороге), коносамент (при использовании водного транспорта) и так далее.

Как указано в пункте 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина от 28 декабря 2001 г. № 119н, при доставке товара автомобильным транспортом выписывается товарно-транспортная накладная. На это указывают и Методические рекомендации по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденные письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5.

В настоящий момент применяется унифицированная форма товарно-транспортной накладной № 1-Т, утвержденная постановлением Госкомстата от 28 ноября 1997 г. № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее — постановление № 78). Из положений раздела 2 Указаний по применению и заполнению форм, утвержденных постановлением № 78, можно сделать вывод, что данная форма должна применяться только при перевозках грузов с привлечением профессионального перевозчика. Требование о выставлении данного документа компанией-перевозчиком зафиксировано и в статье 758 Гражданского кодекса. Выходит, если для целей доставки привлекается специализированная организация, то необходимость оформления товарно-транспортной накладной очевидна. А вот в случае доставки товара собственными силами поставщика необходимость оформления им ТТН в обязательном порядке спорна. Однако нежелание поставщика, самостоятельно доставляющего покупателю товар, оформить данный документ может привести к конфликтным ситуациям с партнером. Ведь для получающего товар покупателя отсутствие товарно-транспортной накладной может вызвать осложнения с применением вычетов по НДС.

Как следует из Указаний по применению и заполнению форм, утвержденных постановлением № 78, товарно-транспортная накладная выписывается в четырех экземплярах: первый — остается у грузоотправителя (поставщика) и служит основанием для списания товаров; второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются последнему. В свою очередь, водитель сдает второй экземпляр покупателю (получателю) товаров, для которого он является основанием для принятия к учету товаров, а третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) покупателя, сдает в автотранспортную организацию.

Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, автотранспортная организация прилагает к счету за перевозку и высылает поставщику — заказчику автотранспорта. Четвертый же прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

Невыполнение указанных требований по наличию первичных документов приводит к печальным последствиям. Например, расходы организации оптовой торговли, связанные с оплатой транспортных услуг поставщика по доставке до станции назначения товаров (услуга не включена в стоимость товара, а выделена отдельной строкой) железнодорожным транспортом, можно учесть в целях налогообложения прибыли только при наличии транспортных железнодорожных накладных, подтверждающих услугу по транспортировке. Аналогичная точка зрения приведена в письме УФНС по г. Москве от 24 ноября 2006 г. № 20-12/104890. А ведь многие думают, что наличие отдельной строчки в накладной может служить достаточным документальным подтверждением транспортных расходов.

Посреднические услуги

Помимо доставки товаров собственным транспортом или с привлечением специализированной организации, поставщик может организовать доставку, выступая посредником. Такая ситуация довольно часто встречается, если договором предусмотрено, что право собственности на товар переходит на складе поставщика, а доставка возможна только видом транспорта, на перевозку которым необходимо иметь специальное разрешение (лицензию).

В этом случае из договора поставки должно явно вытекать, что на поставщика возлагаются обязанности по организации перевозки, и, по сути, покупатель

нанимает его с целью организации доставки. Иначе говоря, такой договор должен носить смешанный характер, что не противоречит нормам гражданского законодательства. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 421 Гражданского кодекса стороны могут заключить соглашение, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами. К отношениям сторон по таким смешанным контрактам применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых в них содержатся, если, разумеется, иное не вытекает из существа подписываемого соглашения. В этом случае расходы по доставке, которые понес поставщик за покупателя, будут проходить у него транзитом.

Посреднические виды договоров, используемые в таких случаях (договор комиссии, транспортной экспедиции, агентский договор), являются возмездными. Поэтому в договоре поставки потребуется либо прописать размер вознаграждения поставщика за организацию доставки товара до покупателя (фактически, за транспортно-экспедиционные услуги), либо оговорить, что услуги по организации перевозки оплачиваются внутри цены поставки. В противном случае не исключены претензии со стороны налоговых органов.

В бухгалтерском и налоговом учете поставщик-посредник, помимо выручки от продажи товаров, должен будет отразить и сумму вознаграждения, полученную им от покупателя за организацию доставки.

Доставки товаров до покупателя. Возможные варианты и налоговые риски по НДС.

В большинстве случаев, товар (продукция), приобретаемый покупателем у продавца, должен быть физически перемещен из одного место в другое. Схема взаимоотношений между покупателем и продавцом в части организации перевозки (доставки) приобретенного товара обычно прописывается непосредственно в договоре купли-продажи или поставки, и, как правило, имеет следующие варианты:

1) доставка товара организуется продавцом, и затраты по ней включаются в стоимость продукции;

2) доставка товара организуется покупателем за счет своих средств на условиях самовывоза;

3) доставка товара организуется продавцом, и затраты по ней возмещаются (оплачиваются) покупателем отдельно от товара.

В первом варианте, поставщик закладывает стоимость доставки товара в цену данного товара, то есть продукция изначально продается на условиях ее доставки поставщиком до определенного пункта. В этом случае не принципиально, как именно поставщик организует доставку- собственными силами или с привлечением сторонних организаций. Поскольку доставка включена в цену товара, транспортные расходы поставщика в такой ситуации являются частью его коммерческих расходов и подлежат отнесению в дебет счета 44 "Расходы на продажу". А в составе доходов поставщик признает общую сумму выручки от продажи товаров, исчисленную исходя из установленной цены на них.

При использовании данной схемы учета расходов по доставке продукции, налоговые риске в части учета НДС не усматриваются как для поставщика, так и для покупателя товаров.

Во втором варианте основная обязанность продавца заключается в передаче товара со своего склада покупателю (его представителю), при этом все вопросы, связанные с перевозкой товара, Покупатель решает самостоятельно, а продавец к транспортировке никакого отношения не имеет.

Считаем, что при использовании данной схемы, как и в первом варианте, отсутствуют налоговые риски по учету НДС для покупателя товаров. И соответственно отсутствуют риски у поставщика, так как в данном варианте полностью исключается его участие в организации доставке продукции.

Третий вариант организации доставки подразумевает роль поставщика в качестве посредника между транспортной компанией и покупателем товаров.

Поставщик осуществляет все необходимые действия для того, чтобы организовать доставку товара до покупателя, — привлекает для этих целей специализированную транспортную организацию, заключает договор на оказание логистических услуг и т.д., но стоимость транспортных услуг фактически возмещает (оплачивает) Покупатель. Указанные функции поставщика в организации транспортировки продукции могут либо содержаться в договоре на реализацию товаров (смешенный договор), либо согласовываются в отдельном договоре на организацию доставки (агентский договор).

1) Продавец, выступая в роли агента по поручению Покупателя организует доставку товаров за соответствующее вознаграждение;

2) Продавец по поручению Покупателя организует доставку товаров без вознаграждения.

> В первом случае Поставщик перевыставляет транспортные услуги Покупателю по следующей схеме.

Транспортная компания выставляет Поставщику счет-фактуру. Поставщик в свою очередь данную счет-фактуру отражает в журнале учета полученных счетов-фактур, без отражения операции в книге покупок.

Затем, Поставщик перевыставляет счет-фактуру от своего имени в следующем виде:

по строкам "Продавец" и "Адрес" указывается наименование и юридический адрес транспортной компании

по строке "Покупатель" указывается наименование и юридический адрес Покупателя товаров

Указанный счет-фактуру Поставщик регистрирует в своем журнале выданных счетов-фактур. В книге продаж документ не отражается.

В учете Поставщика данные операции отражены следующим образом:

— Д76.А К76.Б - оказанные транспортной компанией услуги отражены в учете Поставщика на транзитном субсчете счета 76;

— Д76.В К76.А - Поставщик перевыставил услуги Покупателю товаров;

— Субсчета "Б" и "В" закрываются денежными расчетами.

Где субсчет "Б" - транспортная компания, "В" — Покупатель товаров, "А" - транзитный субсчет счета 76 в учете у Поставщика.

Даты счета-фактуры полученной и счета-фактуры перевыставленной должны совпадать.

Описанный вариант учета утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.12.11 №1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость", по которому, при составлении счета-фактуры комиссионером (агентом), приобретающим товары (работы, услуги), имущественные права от своего имени, указываются полное или сокращенное наименование продавца — юридического лица в соответствии с учредительными документами, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;

Применимость данного порядка подтверждает ВАС РФ в своем постановлении от 25.03.13 №153/13, согласно которому, при составлении счетов-фактур посредником, заключившим в интересах комитента, принципала сделки по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени, должны указываться полное или сокращенное наименование, адрес и идентификационные номера продавца, который является налогоплательщиком сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных ему покупателем.

> Теперь рассмотрим, когда Поставщик товаров организует доставку, а Покупатель возмещает (компенсирует) все его расходы без каких либо вознаграждений.

В данном случае, документооборот, и отражение в учете Поставщика, как правило, отражается как перепродажа услуги.

А именно:

— транспортная компания выставляет Поставщику счет-фактуру, которая заносится им в книгу покупок с выделением входного НДС;

— Поставщик в свою очередь, после получения счета-фактуры от транспортной компании, выставляет счет-фактуру от своего имени в адрес Покупателя, указывая в ней себя в качестве продавца оказываемой услуги, отражая ее в Книге продаж с выделением начисленного НДС.

В учете данные операции принято отражать следующим образом:

Дебет 91 Кредит 76 - услуги оказаны транспортной компанией Поставщику

Дебет 76 Кредит 91 - расходы по услугам предъявлены Поставщиком Покупателю

Однако, в данной схеме есть риски не признания ИФНС права на применение вычета Покупателем товаров предъявляемого ему за услуги по транспортировке.

Минфин РФ в своих письмах от 22.10.13 №03-07-09/44156 и от 06.02.13 №03-07-11/2568, указывает на то, что полученные продавцом товаров денежные средства от покупателя в качестве возмещения расходов на услуги по транспортировке, подлежат включению в налоговую базу по НДС у Продавца товаров. Что касается НДС, предъявленный перевозчиком по услугам доставки товаров, подлежит вычету у Продавца товаров в общеустановленном порядке.

Дело в том, что в данной схеме Продавец не является агентом, так как отсутствуют существенные признаки агентского договора (п.1 ст.1005 ГК РФ). Минфин РФ перечисляемые возмещения увязывает с оплатой поставляемых товаров. А значит, предъявленный транспортной компанией НДС принять к вычету может только Продавец, так как на основании счета-фактуры, услуга была предоставлена ему. Покупатель же по мнению Минфина не вправе предъявить к вычету входной НДС, так услуга была оказана транспортной компанией иному юридическому лицу.

Резюмируя все вышеизложенное, при выборе метода взаимоотношений с покупателями товаров и транспортными компаниями, а также порядка учета указанных услуг, Обществу следует оценить положительные и отрицательные моменты каждого из способов доставки и способов учета расходов по доставке.

Первые два варианта, по нашему мнению, являются полностью безопасными с точки зрения и бухгалтерского учета, и налогообложения НДС, и вопросов документирования операций.

При использовании третьего варианта, для исключения рисков споров с налоговыми органами по поводу квалификации отношений по транспортировке как агентских отношений, необходимо:

Либо заключить отдельный агентский договор на организацию доставки товаров;

Либо в договор поставки товаров включить существенные условия агентского договора (смешанный договор), в том числе информацию о вознаграждении агента.

Аваков С.В.

Ведущий специалист

ООО "Листик и Партнеры"

24.06.14

Посмотреть «Весь список»

Транспортировка товара — это обеспечение товародвижения от места производства товара к месту его продажи и использования. От выбора перевозчика товара зависит уро­вень цен, своевременность доставки и состояние товаров в момент прибытия их к месту назначения.

- железнодорожный транспорт. Эффективен с точки зре­ния таких показателей, как скорость поставки, стабиль­ность графика поставок, гибкость обработки грузов, и среднеэффективен по таким показателям, как стоимость на километр, частота поставок. Исходя из этого железнодорожный транспорт наиболее рентабелен для перевозки на дальние расстояния вагонных партий грузов навалом - угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции, химикатов. На железной дороге со­здано оборудование для эффективной грузообработки отдельных категорий товаров. Существуют платформы для перевозки автомобилей, могут предоставляться услуги в пути, такие как переадресование уже отгружен­ных товаров в другой пункт назначения прямо на маршруте и обработка товаров в ходе перевозок;

- водный транспорт. Эффективен с точки зрения таких показателей, как стоимость на километр, гибкость обработки грузов, и неэффективен по показателям скорость поставок, частота поставок, стабильность графика поставок.

Какой комплект документов готовить в разных ситуациях доставки товара

Исходя из этого водный транспорт рентабелен для перевозки судами и баржами в прибрежных водах и по внутренним водным путям громоздких и скоропортящихся товаров невысокой стоимости, например каменного угля, зерна, нефти, металлических руд и др.;

- автомобильный транспорт. Грузовой автотранспорт по­стоянно увеличивает свою долю в перевозках, а в горо­дах он осуществляет основную массу грузовых перевозок. Грузовики в состоянии перевозить товар «от двери до двери», избавляя отправителей от лишних перевозок. Автотранспорт эффективен с точки зрения таких показателей, как скорость поставки, частота поставок, ста­бильность графика поставок, и среднеэффективен по показателю гибкость обработки груза, а неэффективен по показателю стоимость на километр. Примеры грузов, перевозимых автотранспортом: одежда, книги, свежие фрукты, скот и др.;

- трубопроводный транспорт. Трубопроводы - средство транспортировки нефти, природного газа, угольной пульпы и других продуктов от мест их добычи к рын­кам. Этот вид транспорта эффективен с точки зрения таких показателей, как частота поставок, стабильность графика поставок, среднеэффективен по показателю стоимость на километр и неэффективен по показате­лям скорость поставки и гибкость обработки груза. Транспортировка нефтепродуктов по нефтепроводам обходится дешевле, чем по железной дороге, но относительно дороже, чем по воде. Большинство трубопроводов используются их владельцами для транспортировки собственных продуктов. Этот вид транспорта, наряду с воздушным, наиболее современный;

- воздушный транспорт. Приобретает всю большую значи­мость. Хотя тарифы грузовых авиаперевозок гораздо выше железнодорожных или автомобильных, транспортировка грузов по воздуху предпочтительна в таких случаях, когда важна скорость доставки или когда необходимо достичь отдаленных рынков. Воздушный транспорт эффективен с точки зрения такого показателя, как скорость поставки, среднеэффективен по показателям частота и стабильность графика поставок, неэффективен по стоимости на километр и гибкости обработки груза. Исполь­зование авиационного транспорта позволяет снизить требуемый уровень товарных запасов, уменьшить число складов, снизить издержки на упаковку.

В основу выбора того или иного транспортного средства кладется комплекс показателей, таких как стоимость на километр, скорость поставки, частота поставок, стабиль­ность графика поставок, гибкость обработки груза. Так, если отправителя интересует скорость доставки, то он вы­бирает между воздушным и автомобильным транспортом, если его цель - минимизировать издержки доставки груза, то выбор делается между водным и трубопроводным транспортом.

Современная транспортировка грузов предполагает контейнерные перевозки, когда грузы размещают в контейнерах, что значительно облегчает и удешевляет их последовательную транспортировку с помощью нескольких видов транспорта. Контейнеры легко перегрузить с одного вида транспорта на другой, а смешанный вид транспортировки обеспечивает отправителю груза определенную выгоду. С течением времени издержки разных видов транспорт а меняются, а это требует от фирм-отправителей грузов пере смотра схем транспортировки.

Товародвижение - процесс, в котором общий успех в значительной степени определяется координацией его элементов, а именно: обработки заказов, складирования товаров, управления его запасами, транспортировки. На фирмах создаются постоянно действующие отделы, куда входят ме­неджеры, ответственные за различные аспекты деятельности по организации товародвижения. Цель подобных отделов — разработка основных установок по повышению эффективности товародвижения в целом.

Читайте также:

Главная — Статьи

Оформление и учет доставки товара покупателю

По общему правилу поставщик должен доставить товар покупателю сам (Пункт 1 ст. 510 ГК РФ) Между тем доставка бывает разной: как собственным транспортом, так и с помощью сторонней организации, как оплачиваемая отдельно, так и учитываемая в цене товара. Влияет ли это на оформление документов, выставляемых покупателю, и зависит ли от этого ваш налоговый учет расходов на доставку товара? Об этом — наш сегодняшний разговор.

Ситуация 1. Стоимость доставки включена в цену товара
Если стоимость доставки не выделена в договоре отдельно, то доставка — лишь способ исполнения вашей обязанности по передаче товара покупателю (Пункт 1 ст. 458 ГК РФ). Поэтому составлять акт об оказании услуг по доставке вам не надо: ведь услуг по доставке вы не оказываете.

Доставки товаров до покупателя. Возможные варианты и налоговые риски по НДС.

А вот какие накладные надо выписать на товар, зависит от того, кто будет доставлять товар — вы сами или сторонняя организация:
(если) вы доставляете товар собственным транспортом, достаточно будет передать покупателю только товарную накладную по форме N ТОРГ-12. Оформлять накладную по форме N 1-Т (ТТН) не нужно (Пункт 2 ст. 785 ГК РФ);
(если) товар перевозится привлеченным транспортом, то вы выпишете покупателю ТТН.

Ситуация 2. Доставка — отдельная услуга
А как быть, если стоимость доставки выделена в договоре? Это уже самостоятельная услуга, оказание которой должно быть оформлено первичным документом. И это зависит от того, каким образом будет организована доставка — собственным транспортом или сторонней организацией. Поэтому покупателю надо выписать:
(если) товар покупателю будет доставлять сторонняя организация — ТТН. Оформлять отдельный акт на доставку товара в этом случае не надо. Ведь все данные о перевозке есть в транспортном разделе ТТН;
(если) вы доставляете товар собственным транспортом — накладную по форме N ТОРГ-12 и акт на оказание услуг по доставке. Выписывать товарно-транспортную накладную в этом случае не надо. Однако учтите, что у вашего покупателя могут появиться проблемы: налоговики могут исключить из налоговых расходов транспортные услуги, так как на них не оформлена ТТН. И тогда доказывать правомерность расходов на доставку покупателю придется в суде.

НДС с доставки

Если доставка — отдельная услуга , то она облагается НДС по ставке 18% (и в случае, когда товар доставляется собственным транспортом, и тогда, когда это делает транспортная компания) (Подпункт 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Что касается входного НДС, предъявленного вам транспортной компанией, то вы вправе принять его к вычету (Статьи 171, 172 НК РФ). И не забудьте выставить своему покупателю счет-фактуру (Пункт 3 ст. 168 НК РФ).

А как быть, если стоимость доставки включена в стоимость товаров, реализация которых облагается по ставке 10%? Применять правило п. 1 ст. 153 НК РФ и отдельно рассчитывать НДС с такой доставки по ставке 18% не надо. Ведь доставка товара покупателю в такой ситуации не является самостоятельным видом деятельности продавца. Но, придерживаясь такой позиции, знайте, что она вряд ли понравится налоговикам. И, скорее всего, правомерность применения 10%-ной ставки НДС вам придется доказывать в суде. А суды вас поддержат.

Учитываем стоимость доставки в налоговом учете

Здесь все зависит от того, как покупатель оплачивает доставку: в цене товара или отдельно .
В ситуации 1 затраты по доставке являются для вас лишь расходами, связанными с реализацией товаров (Подпункт 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).
В ситуации 2 вы учтете в своих доходах как выручку от реализации товаров, так и выручку от оказания услуг по их доставке.
Расходы же будут учитываться так:
— при доставке собственным транспортом : заработная плата водителей будет учитываться в составе расходов на оплату труда (Статья 255 НК РФ), амортизация транспортных средств — в сумме начисленной амортизации (Статьи 256 — 259 НК РФ), затраты на ремонт автомашин — в составе расходов на ремонт основных средств (Статья 260 НК РФ), ГСМ — в прочих расходах (Подпункт 11 п. 1 ст. 264 НК РФ) и т.д.;
— при доставке товаров сторонней организацией — в составе материальных расходов как услуги производственного характера (Подпункт 6 п. 1 ст. 254 НК РФ).