Библия онлайн. История закхея

«Почему же Господь принял деньги от Закхея-мытаря и благословил его?.. По мирским меркам он поступил как неудачник. Растратил добро и разорил наследство детей. Потерял все», - проповедь священника Константина Камышанова на Евангелие о Закхее.

Вот Иисус идет по Иерихону и видит, как на инжире сидит местный начальник налоговой полиции и смотрит на Него. Христос зовет его, и они вместе отправляются к чиновнику в гости на обед. За обедом налоговик вдруг решает отдать тем, кого он обидел, вчетверо, а половину имения раздать нищим
Это что получается: заплатил и свободен? Дал денег и откупился? За деньги купил себе Царство Небесное?
Это история нам знакома. Мы все знаем, как в лихие бандитские времена грабители и убийцы носили на себе кресты и давали денег на храм. И что, они спаслись?
Не знаю.
Знаю одного священника, который отказался принять помощь от таких людей. Он отказал им в праве строить храм на грязные деньги.
Знаю место из Евангелия, когда один колдун хотел купить у апостола Петра благодать и силу Божию. Звали колдуна Симон. А грех покупки должностей в церкви с той поры зовется «симония».

Закхей ничего не просил

Почему же Господь принял деньги от Закхея-мытаря и благословил его, а в случае с Симоном убил колдуна?
На самом деле Закхей ничего не просил. Ни Царства Божьего, ни царства земного. По мирским меркам он поступил как неудачник. Растратил добро и разорил наследство детей. Потерял все. Стал епископом в Кесарии. Потом, по слову Климента Римского, пошел вместе с апостолом Петром в Рим и там принял мученическую смерть
Для любого из нас такой обмен имущества на лютую смерть в чужой стране есть искушение, страсть, горе и верх несчастья. Мы-то наоборот молимся, чтобы не терять ни имущества, ни здоровья, ни жизни. Утрата всего этого для нас – личная катастрофа. А для апостола Закхея лютая смерть и жизнь, полная лишений, оказалась тем желанным житием, которое он выкупил у Бога своей жертвой нищим и обиженным.
Так чего хотел Закхей и на что он надеялся?
В Евангелии говорится, что Закхей встал посреди обеденного зала и просто в восторге души решил избавиться от того, что угнетало его душу всю жизнь – от любви к деньгам.
Закхей-мытарь прекрасно давал себе отчет в том, что он обижал людей, зарабатывая себе состояние. И очевидно это понимание томило и угнетало его сердце.
Находясь рядом с Христом, он сердцем испытал сильнейший прилив благодати и уяснил, что благодать и сласть мира спорят и враждуют между собой в сердце человека. Мы ведь это тоже знаем. Например, мы постимся не из любви к изуверству над собой, а потому что ясно осознаем, что власть тучного тела, удовлетворение страстей усыпляет сердце. Сердце сытого брюха к духу глухо. Пост подобен расчистке родника от мусора. Пост ослабляет над нами власть темной и косной материи, и мы становимся легче сердцем. И ради того чтобы сердцу стало легче подняться к небу, мы сбрасываем балласт, и оно устремляется к Богу без помех.
Закхей сбросил балласт не так, как мы – в год по чайной ложке. А сбросил все и сразу. Он был умный человек и умел считать. Мы тоже, казалось бы, умные люди. Но про такой ум и про таких людей говорят:
-Умный-то он умный, а ум-то у него – дурак
Закхей ничего не покупал и не просил. Он просто бросил к ногам Христа свои денежные цепи и стал свободен. Тело его стало менее свободным без денег. Зато душа стала абсолютно свободна от земли. Она уподобилась Богу в свободе. Потому что свобода – один из важнейших атрибутов Бога. Все мы ищем эту божественную свободу, да не там.

Всегда мало, всегда жалкоГреха в богатстве нет. Богатый человек в норме – есть Божий бухгалтер. Бог дает человеку, ум, упрямство, здоровье, силу, делает его немного преглуповатым, потому что умный человек не может любить деньги и вручает богатому казну.
Сам на себя потрать, оставь людям и дай на Божье дело. Старый Завет требовал десятину. Христос просил полюбить ближнего, как самого себя. То есть, следует отдать половину. Но кто это делает?
Мы, в основном, люди бедные и думаем, что нам давать нечего.
Так все говорят. И отчасти, правильно. Сам Христос не принял жертву на храм – корван, когда ее принес человек, у которого отец прозябал в скорби.
Недавно приходил здоровый мужчина и просил работы в церкви. Оказывается, у него жена и трое детей живут в нищете, а он пришел в церковь, где почти ничего не платят. Пришлось отправить домой
– Иди. Напитай семью, детей, жену, родителей. Заработай денег и если будет избыток, пожертвуй на Божие дело и на дела милосердия. Выдай дочерей замуж. Упокой родителей. А уж тогда и иди в монахи. Но, раз ошибся в себе и женился, будь добр содержать свою малую церковь в порядке. Малая церковь не может быть в запустении. От тебя в миру будет больше пользы. С таким нехорошим отношением к любимым людям тебе не будет пользы в церкви. В церковь идут от любви, а не бегут от нее Мы не даем ничего бедным и слабым, потому что нам все время мало.
Бедные с трудом находят деньги на уплату налогов за квартиру. Им едва хватает на питание и на лекарства
Чуть деньжата появились, уже не хватает на хорошее жилье. На хороших врачей. На хороших учителей и на хорошую одежду
Еще разбогател человек. Уже не желает лечиться в России, едет в Германию. Отдыхает в Альпах или Испании. Дом уже требуется приличный, не хуже, чем у людей.
И так до бесконечности.
Сидит бедолага в гостинице в Альпах перед камином. Греется после лыжной прогулки. Пьет красное вино и, глядя на огонь, страдает и скучает. Сердце-то деньгами не накормишь. И денег всегда мало, и их всегда жалко.

Христос или деньги?

Христос сказал не пустые слова: удобней канату войти в игольное ушко, чем богатому в Царство Небесное. Не потому Он так сказал, что искал, как марксист, социальной справедливости, а просто обозначал опасность ситуации. Христос не ругал богатых, а только подсказывал путь к счастью и показывал ловушку на этом пути.
Ловушка эта находится в сердце, потому что и Царство небесное тоже находится в сердце, и путь к нему пролегает по сердцу. Большие деньги часто уродуют людей. Часто с такими людьми не то что невозможно жить, с ними невозможно даже общаться по-человечески. Богатые люди нередко высокомерны, заносчивы, эгоистичные, гневливы, наглы, следовательно, просто глупы. Они мучают людей вокруг себя и мучаются сами. Они словно в огне живут сами и жгут этим огнем всех, кто им попадается на пути
Но вот Закхей Мытарь догадался, и выбирая между деньгами и Христом, выбрал Христа.
Христос или деньги? Любить ближнего как себя, или каждый должен любить сам себя, и пусть Бог помогает каждому по мере его праведности? Праведнику пусть даст много. Грешнику пусть не даст ничего А мы сами по себе. Нам и так трудно
Хорошо, пусть человек не дорос до Евангелия. Пусть бы тогда соблюдал легкую меру Старого Завета, выполнил бы простые заповеди и оставил бы десятину. Но и этого нет. Хорошо, а что мы тогда делаем в церкви? Что мы в ней ищем?
Закхей искал Христову любовь. Он ее находил в Кесарии и Риме. Искал любовь, а нашел смерть. Но смерти нет, и умереть нам не удастся. Он искал и нашел внутри себя Царство Божие, и в нем Христа
Помолимся апостолу Закхею чтобы он помог нам уяснить слова Христа:
– Ищите прежде всего Царствия Божьего, а остальное все приложится
Приложится и благодать, и сила, и дух, и радость, и смысл жизни – и откроется сердцу небо
Господь, ведь тоже рад раздать нам то, что имеет. Так что мы не одиноки в жертве любви. Этой жертвой существуют даже лица Троицы.
Бог не терпит быть в должникахСегодня на утрене читалось парное Евангелие, в котором описывался чудесный лов рыбы. В конце ночи, на заре, рыбачившие апостолы увидели человека на берегу, который научил их бросить сети в нужном месте. И они поймали сто пятьдесят три рыбы.

Закхей Мытарь пожертвовал Христу деньги. Господь пожертвовал апостолам рыбу. Мы Богу. А Бог – нам. И Бог не терпит быть в должниках. Апостолам досталось по двенадцать рыб на душу. Но что она им? Петр, бросив рыбу, поплыл ко Христу. На берегу его ждал Господь, костер, хлеб и печеная рыба. Христос ждал их и запекал им рыбу. И они сидели и ели, и видели, как Он преломляет хлеб знакомым движением рук, и не смели ни о чем спросить воскресшего Бога. Им было все ясно
Помолимся и мы Богу, чтобы Он нам даровал эту ясность. Пусть мы не так сильны духом. Пусть нам часто открывается Бог не в умной молитве, а через земные чудеса, даже через такие простые, как двенадцать рыб в наших руках. Но мы такие как есть: любим Бога и просим и рыб, и чуда, и преломления хлеба на Литургии, и, главное, любви, ради которой все это делается, и в которой только и есть смысл нашей жизни. И каждому из нас хочется услышать слова Христа, обращенные к нам:
– Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее
А раз хочется, то так и будет. Ради того и написано Евангелие, чтобы мы смотрели, как поступали божьи люди, и учились у них жить и умирать в Боге.

Каждый православный христианин знает, что любовь Господа к Его творению безгранична. В Новом Завете Христос никогда не осуждал человека за внешний вид. Иисус Христос ценил внутренний мир человека, его душевные переживания. Таким образом, Богочеловек призвал многих своих будущих учеников, которые не были праведниками. Одним из таких учеников был мытарь Закхей.

Путь к апостольству

По роду своей деятельности Закхей был мытарем. Стоит понимать, что мытари состояли на службе у Римской империи, которая захватила большую часть суши. Их работа заключалась в сборе податей. Иудеи презирали таких людей и считали грехом общение с ними.

Святой апостол Закхей

Как говорится в Евангелии от Луки, Закхей проживал в городе Иерихон. Однажды Господь посетил этот город. С греческого языка имя «Закхей» переводится как «чистота, праведность, справедливость». Множество людей окружило Его, ведь никогда еще прежде народ не слышал таких дивных учений. Так как Закхей был мал ростом и не мог своими глазами увидеть Спасителя, то ему пришлось взобраться на смоковницу.

Для человека, занимающего такую должность, подобное поведение было унизительным. Ведь Закхей был начальником местных мытарей. Но Закхей в тот момент не думал о себе. Главным для него было - увидеть Мессию.

Иисус Христос знал, что в тот момент творилось в душе несчастного мытаря. Именно поэтому Господь позвал Закхея, говоря: «Закхей, сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Сам Бог сподобил, на первый взгляд, такого грешника своим визитом.

Закхей любезно принял Христа у себя дома, при этом принеся покаяние: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Тогда Спаситель ответил на это таким образом: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19, 1–10)». Иисус принял это покаяние, видя сильное намерение Закхея измениться.

Важно! После Вознесения Господня Закхей стал апостолом из числа семидесяти. Он последовал за апостолом Петром, который его поставил епископом в городе Кесарии.

Вот так обычный сборщик податей смог наследовать Царство Небесное.

Христос и мытарь Закхей

Празднование памяти апостола Закхея Праведного

Память святого Православная Церковь празднует 20 апреля в Неделю о Закхее. В этот день на Литургии вспоминается чудесная встреча Закхея с Христом. Некоторые богословы утверждают, что данная история показывает всю заботу Господа о человеке. Христос, как истинный сердцеведец, выбрал именно Закхея, а тот, в свою очередь, отказался от всего своего имения и последовал за Ним.

Подобным образом Спаситель показал окружающим Его иудеям, что Он пришел в мир спасти не праведников, а грешников. Вера иудеев превратилась в формальное и даже фанатическое соблюдение правил, в то время как Закхей продемонстрировал образ живой веры. Тем самым Иисус показал, что и ученики Его не были святыми. Лишь покаяние и вера спасли их.

Интересно! По сей день сохранилась та самая смоковница, на которую некогда взобрался Закхей. Ученые, проведя молекулярный анализ, утверждают, что смоковница может относиться к тому времени.

Христос и мытарь Закхей

За неделю до начала подготовки к Великому Посту читается отрывок о сборщике податей Закхее. Как растет наш внутренний человек? Как Закхей: сначала внешне, - ища Бога и учась у Него милосердию, потом — внутренне, восходя к таинственной перемене ума. Отцы-пустынники видели в образе Закхея пример нашей духовной жизни: от внешнего молитвенного делания к умному.

1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.
2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,
10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
(Лк. 19:1-10)

Игумен АГАФАНГЕЛ (БЕЛЫХ), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), координатор сектора миссионерских станов Синодального миссионерского отдела:
— Хотя мы и знаем, что в Евангелии, вроде как, не может быть второстепенных деталей, но маленький рост подпрыгивающего за спинами народа старейшины мытарей Закхея, и то, как он, должно быть, довольно комично взбирается на дерево, рисуют нам картину, далекую от возвышенных чувств, подобающих при чтении Писания. Слово Божие пахнет жарким восточным днем, — там благовонный Иерихон и бальзамический цаккум (дерево такое), как говорят, названный так, когда-то, в память Закхея. Попробуешь его на вкус, — в нем пыль палестинских долин и молодое вино. Соленый пот и пшеничный хлеб, душистый ладан и кровь.

Наверняка уже в годах, все же он был подвижен, - этакий шустряк, живчик (иначе, как бы он смог влезть на смоковницу), горбоносый, с ветхозаветными влажными черными глазами. Закхей был человек богатый, как это и подобает начальнику налоговой полиции большого города, в котором, к тому же, были резиденция царя и римская таможня. Иерихон, всего в двадцати километрах от Иерусалима.

Однако богатство не сделало его жизнь счастливой. Проклятие народа израильского тяготело над каждым, поступившим на службу ненавистным римским оккупантам. Да будет тебе яко язычнику и мытарю! Слуга язычников сам становился хуже язычника. Сборщики податей обирали своих соплеменников и единоверцев, передавая деньги римскому императору, «живому богу» и, притом, не забывали и себя, всегда пользуясь возможностью обсчитать, взять лишку и скрыться за мечами легионеров. А Закхей особо преуспел в этом так, что стал старшим над прочими. Томило ли это его душу, переживал ли он свое предательство?

Христос и шел туда, где надлежало Ему быть предану и распяту. Вот в эти последние дни земной жизни Своей, перед исходом на вольную смерть Он гостит у мытаря, потом идет к прокаженному Симону, блудница омывает ему ноги. Христос идет к людям, как бы сказали сейчас, «низшего сорта», к отверженным. Потому что они более прочих требовали исцеления. Народ же ропщет, как и подобает роптать не ведающим милости Божией людям. Озлобленный и грешный везде ищет зло и грех, даже если он богословски образованный книжник или очень религиозный фарисей.

Закхей же искал видеть Иисуса. Зачем? Праздное любопытство или тоска по чистоте, по правде жизни вели его к толпе, окружавшей Спасителя? Мы не знаем. Возможно, он жил неподалеку и вышел на шум, а, может быть, бежал через весь город, как к последней надежде, забыв приличия, возраст и положение, как и всем нам в детстве свойственно бежать к отцу, не разбирая луж.

Мы знаем дальнейшее: Христос взглянув, увидел смешного, маленького человечка, вскарабкавшегося зачем-то на ветки смоковницы и позвал его по имени: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И тот, забыв все сомнения, побежал готовить встречу Нечаянному Гостю. И настал конец мучительной Закхеевой тоске по истине и чистоте в его радостном и решительном освобождении от разъедающего душу греха. Маленький человек растет, сначала внешне, — влезая на дерево, потом — внутренне, восходя к таинственной перемене ума. Бог входит под кров человека и тот принимает Его с радостью. Отцы-пустынники видели в этом еще и пример нашей духовной жизни: от внешнего молитвенного делания к умному.

Возместить всем, кого чем обидел — в четыре раза больше, это точное исполнение Моисеева закона, который предписывал так платить пойманному на воровстве. Но Закхей становится выше ветхозаветного закона. Он отдает еще и половину всего, чем владел. Бывший грешник не тратит время на многословное покаяние. Он делает. Он охотно готов лишиться своего добра, потому что обрел большее, — радость о Господе, взыскавшем погибающую душу. И Господь, в ответ на деятельное раскаяние (а настоящее раскаяние и может быть только таким) возвращает его в избранный народ, от которого отпал когда-то грешный мытарь, погнавшись за призрачным богатством временной жизни и говорит: И он - сын Авраама. И ему сегодня пришло спасение.

Что было дальше с Закхеем? Предание доносит до нас отрывочные сведения о том, что позже Закхей стал епископом Кесарии Палестинской. Больше мы ничего о нем не знаем. Мы оставляем его стоящим у порога иерихонского дома на закате одного из дней цветущего месяца нисан. Христос идет в Вифанию и далее в Иерусалим, навстречу Пасхе. Говорят, что имя Закхей означает «чистый, справедливый». Но есть еще одно значение, - Заккай, так произносилось когда-то это имя, - краткая форма от Захарии, что значит: «Бог вспомнил, подумал (о ком-то)».

Мы учимся у Закхея непостыдному стремлению ко Христу и тому, что вера - не абстрактное знание, но действие. Он был осуждаем людьми и оправдан Богом. Вменял ни во что насмешки народа и не боялся показаться смешным в глазах толпы. Радостно готовил дом свой к встрече Спасителя. И Бог подумал о нем и сказал: «Днесь, в дому твоем подобает Ми бытии». Ибо в злохудожную душу не внидет Премудрость, а Бог пребывает там, где любовь, там, где раскаяние, там, где чистота и благоговение.


https://ru.pinterest.com/pin/390194755207821766/

Закхе́й (греч. Ζακχαῖος, ивр. ‏זכי‏‎ — достойный, чистый) — начальник мытарей (сборщик налогов), богатый человек, удостоившийся особого внимания от Иисуса Христа (Лук. XIX, 1—10. Православная церковь почитает Закхея в лике святых, память совершается 20 апреля (по юлианскому календарю).

История, связанная с Закхеем упоминается только в Евангелии от Луки. Согласно Библии, Закхей — богатый человек, начальник мытарей, обладал небольшим ростом, жил в Иерихоне. Когда Иисус Христос проходил через город, где жил Закхей, то последний, желая хоть издали увидеть Мессию, влез на смоковницу. Там его заметил Христос, и сказал:
- Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. (Лк. 19:5)
Закхей поспешно сошел и принял Иисуса с радостью. Глубоко тронутый Закхей дал обещание вчетверо воздать всем, кого только он когда-нибудь обидел при сборе пошлин и податей. В доме Закхея Христос ввиду народного ропота сказал знаменательные слова:
- Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. (Лк. 19:9-10)

Аллегорическое толкование истории о Закхее — своеобразная попытка приблизить историю о Закхее к жизни современного христианина. Например:


  • Закхей был богат — также как и все люди богаты грехами;

  • толпа народа — это суетные заботы, наши грехи, страсти, мечты, прежние привычки;

  • Закхей ростом был мал — это значит то, что хотя человек и называет себя христианином, но всё же он духовный карлик, и поэтому не может видеть Христа, будучи подавлен своими грехами;

  • подняться на дерево — значит начать молиться;

  • после слов Христа Закхей спустился с дерева — это означает покаяние;

  • дом — это сердце; двери, которые могут быть открыты для Господа, — двери покаяния.

Считается, что та самая смоковница, на которую залез Закхей, сохранилась до наших дней. Знаменитое дерево находится в центральной части Иерихона. «Смоковница Закхея» представляет собой сикомору, имеет высоту 15 метров при диаметре кроны в 25 метров и окружности ствола (на высоте 130 см) в 5,5 метра. На высоте 4 метров единственный ствол с четырьмя контрфорсами разделяется на несколько стволов...
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D1%85%D0%B5%D0%B9

История Закхея в изображениях:

Именно с ней сравнивает паломническую поездку один из наших собеседников — иерей Сергий Ксенофонтов, клирик Духосошественского собора. Помните, зачем мытарь Закхей залез на смоковницу? Чтобы лучше видеть Спасителя (см.: Лк. 19, 4). А зачем собираемся в паломническую поездку мы? Этот вопрос лучше задать себе вовремя. Не там, а дома. Не накануне отъезда, а раньше.

Дело в том, что далеко не каждый пассажир паломнического автобуса и постоялец монастырской гостиницы — постоянный прихожанин храма, по-настоящему воцерковленный человек. По словам руководителя паломнического центра «Странник» при саратовском храме в честь Рождества Христова Дениса Лукьянова , таких в группе бывает хорошо если треть. Что же касается оставшихся двух третей — среди них, по словам Дениса, есть разные люди:

— Есть те, кто не перешагнул еще порога Церкви, но искренне интересуется историей и культурой России, значит, и историей Церкви тоже. Это очень благодарные слушатели и зрители; для многих из них такие поездки становятся началом воцерковления; через год-другой они, возможно, проделают тот же путь, но уже иначе, он станет для них духовным путем. Труднее с теми, кто едет «загадать желание», кто считает, что пребывание в Дивеево или в Оптиной пустыни должно способствовать разрешению каких-то его проблем. Такие люди зациклены на своей боли и не хотят подумать ни о чем, кроме нее. Им непременно нужно увезти домой что-то вещественное — воду из источника, землю — они уверены, что это должно им помочь, и легко впадают в обыкновенный магизм. А где магизм, там уже нет благоговения перед святыней, нет любви ко Христу.

— Но разве не бывает так, что человек поехал к преподобному Серафиму или к Александру Свирскому — от большой беды, от тяжелой скорби… и именно там осознал необходимость принадлежности к Церкви и больше от нее уже не отпадает?

— Бывает, но редко. Реже, чем в первом случае — с «чисто познавательным» интересом.

***

Беседу с отцом Сергием Ксенофонтовым мы начали с такого вопроса:

— Зачем вообще ехать в паломничество? Ведь молиться тем же святым можно и дома!

— Если мы желаем хотя бы в какой-то мере подражать святым угодникам, то именно атмосфера того места, где они спасались, поможет нам преодолеть временной разрыв и уже не просто узнать — сердцем почувствовать их подвиг. Так же и евангельские события мы по-особому переживаем, сердцем чувствуем — пребывая на Святой Земле. Паломничество делает нас соучастниками происходившего. Это дает нам возможность духовного изменения, сообщает особую напряженность нашей духовной жизни. И там же мы получаем помощь: человек, служивший миру проводником к Божией благодати, освятил то место, где пребывал и трудился, в месте этом — особая благодать, и мы, находясь там, получаем реальную, ощутимую помощь.

Законы духовной жизни таковы, что человек должен все время находиться в движении. Это все равно, что подниматься по эскалатору, идущему вниз: остановился — тут же съехал, и трудно опять подняться туда, где был. Паломничество — тот случай, когда духовное движение выражается в передвижении физическом, и здесь можно вспомнить начальника мытарей Закхея (см.: Лк. 19 , 4-9), внезапно влезшего на смоковницу: этим поступком закончилось его прежнее благополучие, началась иная жизнь. Паломничество — это отказ от самоуспокоенности, к которой часто приводит привычная, хорошо обустроенная жизнь, это труд, который человека изменяет. В старину это был настоящий подвиг: паломничество было сопряжено с огромными трудностями и опасностями. Сегодня мы путешествуем с комфортом, не подвергая себя лишениям, и все же паломничество остается лучшим способом собраться воедино, задействовать все — и ум, и душу, и тело — в необходимом человеку труде.

— Вы совершили немало паломнических поездок вместе с прихожанами; скажите, к каждому ли из них относимо то, что Вы сказали выше?

— Действительно, не каждый паломник осознает цель и смысл своего передвижения в пространстве. Многие ездят из года в год, но лучше как христиане от этого не становятся, это очень печально наблюдать. А кто-то, напротив, съездил один раз, и эта поездка сдвинула, изменила всю его жизнь.

Паломническая поездка — не самоцель, ее нельзя воспринимать как нечто, действующее автоматически: «Вот, съезжу — и сам изменюсь, и все изменится». Паломничество — это один из способов, данных нам, чтобы изменить себя. Но изменять себя — это нелегкий труд, и не все к нему готовы. У многих появляется соблазн подменить его имитацией. Совершить некое действие и надеяться, что само это действие, без твоего глубокого участия, без твоей жертвы и труда, тебя изменит или даже даст тебе какие-то особые права. Даже право называться православным! Иной человек называет себя православным, а если спросишь его, почему он таковым себя считает, выясняется: во-первых, когда-то в детстве крещен, а во-вторых, в позапрошлом году ездил в Дивеево или в Санаксары.

Путешествие ко святым местам не может заменить постоянной церковной жизни, более того: оно обессмысливается, если человек не ведет и не намерен впредь таковую жизнь вести. Любое серьезное дело должно характеризоваться постоянством, иначе ему грош цена. А христианство — это самое серьезное дело, которым только можно заниматься, потому что цель его — спасение души и будущая жизнь вечная. Постоянная приходская жизнь — свидетельство развития христианина, а паломничество — часть этой жизни, причем даже и не самая важная. Самая важная — это Евхаристия, Причастие, самое тесное соединение человека с Богом из возможных в земной жизни. А паломничество — средство вспомогательное.

— Поговорим о других крайностях. Я знаю одну женщину, прихожанку саратовского храма, которая всю свою небольшую зарплату изводит на поездки, влезает в страшные долги, обделяет близких, но вновь куда-то едет и едет и твердит всем, что иначе нельзя спастись.

— Это искажение духовной жизни может быть связано еще и с постоянным чувством беспокойства, вины и страха: я что-то такое недоделал, и Господь меня теперь не помилует, а чтоб помиловал — надо немедленно куда-то бежать, ехать, словом, сделать рывок. В результате внутренняя жизнь человека превращается из спокойного, хотя и всегда трудного и совсем не быстрого восхождения, в какие-то рывки и прыжки.

— Отец Сергий, многие ведь едут в то же Дивеево или куда-то еще от чувства неудовлетворенности, недостаточности: «Здесь, в Саратове, в саратовских храмах, я не могу получить чего-то такого, что непременно получу там». Но разве это не от самого человека зависит — что именно он получит в ближайшем от его дома храме?

— Иные еще говорят, что никто из саратовских священников не может ответить на их вопросы. Но это самообман: они не ответов на свои вопросы таким образом ищут, а подтверждения собственным ответам, уже сложившимся. Такой паломник будет ездить до тех пор, пока не найдет подтверждения тому, что давно уже сам для себя решил. Чувство неудовлетворенности — оно ведь потому и возникает у человека, что никто не хочет встать на его сторону, поддержать его в сделанных уже выводах — о себе, о других, о жизни вообще и о жизни церковной. По сути, это поиск ложного самоуспокоения. И это именно соблазн! Потому что человек полностью подвержен своей воле и не допускает действия воли Божией, и в этом состоянии оказывается во власти искусителя. Как пишет апостол Иаков, Бог не искушается злом и сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью (Иак. 1 , 13-14). Труд и расходы, связанные с паломничеством, оправдывают в глазах человека его собственные действия, и он не замечает, что ходит по краю. Это становится особенно опасным в связи с распространением лжестарчества и иных видов скороспелого духовного учительства, что, впрочем, отдельная тема.

— С чего, на Ваш взгляд, должно начинаться паломничество?

— Духовное путешествие начинается в душе человека, и начинается задолго до того, как он сел в автобус или в поезд. Это постановка цели: куда, зачем я еду, какую пользу мне это принесет. То есть как оно приблизит меня к Царству Божиему. Очень важно получить благословение Церкви в лице священника. Это приобщение благодати Божией. Приобщение заключается и в отслуженном молебне, и в молитвенном подвиге, о котором тоже лучше спросить священника: многие почему-то думают, что паломничество освобождает от повседневного молитвенного подвига и от поста даже: мы, дескать, путешествующие. А в старину богатые люди, даже цари, в паломничество шли пешком, босиком, ели по дороге одни сухари и пили только воду. Сегодня от нас этого не требуется, но ту тяготу, которая нам по силам, мы должны на себя взять — ради Того, Кого хотел видеть влезший на дерево Закхей.

***

Мне хочется добавить кое-что к словам моих собеседников. Когда человек, даже и далекий от Церкви, вдруг ловит себя на странном, но настойчивом желании съездить на место подвигов великого святого, когда этот человек, неожиданно для себя самого, пытается искать у святого помощи — это ведь совершенно неслучайно, на самом деле. Душа — по природе христианка — чувствует, что ей надо, чувствует помимо сознания. Другой вопрос — чем продолжится этот первый контакт.

Фото с сайта www.photoukraine.com

Газета «Православная вера» №14 (490)