Архиепископ Амвросий (Ключарев). Московская сретенская духовная семинария

Ректором Московской духовной академии на...

Ректором Московской духовной академии назначен архиепископ Петергофский Амвросий

19.07.2018 1547

В ходе заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося 14 июля 2018 года в Екатеринбурге, был рассмотрен вопрос о замещении должности ректора Московских духовных школ и председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви в связи с избранием Собором Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата Преосвященного Евгения митрополитом Таллинским и всея Эстонии (журнал № 48).

Участники заседания приняли решение освободить митрополита Евгения от должностей председателя Учебного комитета и ректора Московских духовных школ, выразив ему особую благодарность за достойное несение этого послушания в течение 23 лет.

Председателем Учебного комитета назначен заместитель председателя данного Комитета протоиерей Максим Козлов.

Ректором Московских духовных школ назначен архиепископ Петергофский Амвросий, который освобожден от должности ректора Санкт-Петербургских духовных школ. За достойное служение на должности ректора Санкт-Петербургских духовных школ на протяжении почти 10 лет владыке Амвросию выражена благодарность. Преосвященному Амвросию Священный Синод определил быть архиепископом Верейским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

По материалам сайта Патриархия.RU

Биографическая справка:

Родился 15 июня 1970 г. в с. Лужки Железногорского р-на Курской обл. в семье рабочих.

С 1982 г. нес послушания в храмах Курской и Орловской епархий. По окончании средней школы и службы в армии поступил в Московскую духовную семинарию.

7 апреля 1994 г. ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Филаретом в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Амвросий в честь прп. Амвросия Оптинского.

29 мая 1994 г. в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой лавры епископом Дмитровским Филаретом рукоположен во иеродиакона.

В сентябре 1994 г. назначен регентом вновь образованного академического хора студентов семинарии и академии.

8 октября 1994 г. в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой лавры епископом Пинским и Лунинецким Стефаном рукоположен в сан иеромонаха.

В июне 1995 г. окончил семинарию и в августе того же года был зачислен на 1-й курс академии. В июне 1999 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по кафедре патрологии на тему «Сотериология святого Иоанна Златоуста». Оставлен в духовных школах преподавателем и регентом академического хора.

В августе 2000 г. распоряжением Святейшего Патриарха Алексия II назначен проректором пастырских курсов, преобразованных впоследствии в Сретенскую духовную семинарию при Сретенском монастыре в Москве, и определен в братию обители. Пребывая в Сретенском монастыре, исполнял послушание благочинного монастыря и регента праздничного монастырского хора.

В 2003 г. прошел обучение в Российской академии государственной службы при Президенте РФ по программе «Основы государственно-церковных отношений».

3 июня 2004 г. архиепископом Орехово-Зуевским Алексием в соборном храме Сретенского монастыря возведен в сан игумена.

Решением Священного Синода от 24 декабря 2004 г. (журнал № 88) избран епископом Прокопьевским, викарием Кемеровской епархии.

28 декабря 2004 г. Святейшим Патриархом Алексием II в соборном храме Сретенского монастыря возведен в сан архимандрита.

Архиерейская хиротония состоялась 26 марта 2005 г. в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Алексий II.

Решением Священного Синода от 19 июля 2006 г. (журнал № 78) назначен епископом Бронницким, викарием Московской епархии.

Решением Священного Синода от 6 октября 2008 г. (журнал № 85) назначен епископом Гатчинским, викарием Санкт-Петербургской епархии, ректором Санкт-Петербургских духовных школ.

2 апреля 2011 г. назначен председателем отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал № 16) присвоен титул «Петергофский».

1 февраля 2014 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архиепископа.

31/01/2017

2016 год был небогат на яркие события в жизни Петербургской епархии – по крайней мере, по сравнению с началом 2017 года, когда Смольный согласился отдать церкви Исаакиевский собор.


В прочем, и эта история скорее всего - сюжет из жизни центрального аппарата Московской патриархии, к которому собственно петербургское духовенство имело мало отношения. Из запоминающегося - был организован очередной крестный ход в день перенесения мощей Александра Невского. С перекрытием Невского (проспекта), телевидением, военными с музыкой и стоимостью 1 миллион бюджетных рублей. Участвовало 50 тысяч человек.

Это явное свидетельство торжества православия омрачалось лишь одним: в прошедшем в этот же день Курбан-байраме, на который бюджет не потратил ни копейки, не считая стоимости работы полиции, приняло участие ровно такое же количество верующих.

1. Митрополит Варсонофий (1)
2. Епископ Кронштадтский Назарий (4)
3. Архиепископ Петергофский Амвросий (2)
4. Протоиерей Сергий Куксевич (5)
5. Протоиерей Геннадий Зверев (3)
6. Епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав (-)
7. Епископ Царскосельский Маркелл (6)
8. Протоиерей Сергий Судаков (7)
9. Игумения София (Силина) (8)
10. Протоиерей Петр Мухин (-)

1. В 2016 году митрополит Варсонофий сохранил все факторы своей влиятельности: помимо главы епархии и митрополии, он оставался управляющим делами Московской патриархии и по долгу службы постоянно находился в контакте с патриархом. Примечательно, однако, что взятие в конце года церковью Исаакиевского собора, очевидно, является целиком и полностью заслугой патриарха (или даже кого-то более влиятельного). Смольный согласился отдать собор после просьбы главы РПЦ, а написанное годом ранее письмо митрополита Варсонофия с такой же просьбой спокойно проигнорировал. Идеологическую поддержку этому процессу также оказывала Москва: в Петербург рассказывать о передаче собора приехали главный юрист патриархии игумения Ксения, глава пресс-службы Владимир Легойда и епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), имеющий славу «духовника Путина». При этом ни одного спикера от епархии для общения с журналистами допущено не было. Вместе с разговорами о сложных отношениях между епархией и Смольным все это свидетельствует о том, что степень влиятельности митрополита Варсонофия не так велика, как могла бы быть.

2. Епископ Кронштадтский Назарий силен тем, что является наместником Александро-Невской лавры. Это, во-первых, очень статусное место. Во-вторых, оно привлекает много паломников и, как считается, не меньше спонсоров. У Лавры есть собственные мастерские - иконописная, гончарная, ювелирная и т.д. Владыка Назарий придумал для них даже новый иконографичееский сюжет: Александр Невский перед ветхозаветной Троицей на фоне Лавры.

3. Архиепископ Петергофский Амвросий является ректором Петербургской Духовной академии - церковного вуза федерального уровня. Это дает ему влиятельность и самостоятельность. Кроме того, он наиболее активный в публичной сфере архиерей петербургской епархии и часто выполняет представительские функции. Во время прошлого похода епархии на Исаакий именно владыка Амвросий представлял церковь в публичной дискуссии с директором музея Николаем Буровым. В этот раз его помощь не потребовалась.

4. Протоиерей Сергий Куксевич является секретарем епархиального управления, то есть всего бюрократического аппарата. Во времена предыдущего митрополита Владимира, мало интересовавшегося делами, отец Сергий, по словам экспертов, был в епархии фактически самым главным. Нынешний митрополит Варсонофий за делами следит, но ему часто случается отлучаться в Москву или объезжать владения с патриархом.

5. Посты настоятеля Вознесенского собора в Царском Селе и благочинного Пушкинского округа (куратора всех церквей на этой территории) сами по себе не обеспечивают влиятельность протоиерею Геннадию Звереву . Но, по всеобщему мнению, он имеет очень высокопоставленных духовных чад в Москве - на уровне Сергея Лаврова. Некоторые эксперты, впрочем, признавая влиятельность отца Геннадия, считают, что конкретные имена - «легенды из серии, что Путин исповедуется Шевкунову». В выборах в ЗакС, состоявшихся в сентябре прошлого года, участвовал по крайней мере один кандидат, позиционировавший себя как человек, близкий к протоиерею. И проиграл. Неизвестно, в какой степени отец Геннадий на самом деле был заинтересован в победе этого кандидата, но сама по себе эта история запомнилась экспертам и сказалась на их оценках.

6. Епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав формально не имеет отношения к Петербургской епархии, так как у него своя собственная епархия - Тихвинская. В 2013 году Санкт-Петербургская епархия была разделена на 4 части: собственно городскую и три областных, в том числе Тихвинскую. Все они независимы и самостоятельны, но объединены в Петербургскую митрополию, которая имеет лишь формальное значение - как СНГ для бывших братских союзных республик. Однако, считают эксперты, у владыки Мстислава остались интересы на территории Петербурга.

7. В отличие от других своих коллег-викариев (то есть епископов без епархий), епископ Царскосельский Маркелл не имеет собственной структуры - ни Лавры, ни Духовной академии. Поэтому оказывается в рейтинге ниже, чем они. Хотя, будучи епископом, не может совсем из него исчезнуть.

8. Должность протоиерея Сергия Судакова - председатель финансово-хозяйственного отдела епархии - звучит внушительно. Однако на практике все принципиальные решения в этой области принимаются митрополитом, поэтому его влиятельность не так высока, как могла бы быть. Зато у отца Сергия такая же фамилия, как у владыки Варсонофия, и приехал он вслед за ним из Мордовии. Петербургские священники средней руки гадают, родственники они или нет, но прямо спросить не решаются.

9. Игумения Новодевичьего монастыря София считается некоторыми ученицей Дмитрия Медведева. По крайней мере, она училась на юрфаке именно в те годы, когда он там преподавал. Но дружба с Медведевым мало кому помогала - в отличие от хороших отношений с Георгием Полтавченко. Ими, как говорят, она тоже может похвастать.

10. Протоиерей Петр Мухин - настоятель 8 существующих храмов и 2 проектируемых. В том числе - переданного церкви Смольного собора и домовой церкви в Мариинском дворце. Благодаря чему он близок к хоть не самой главной, но самой активной ветви власти и вообще политическим кругам. Чтобы оценить влиятельность отца Петра, можно вспомнить, как настойчиво депутаты ЗакСа добивались согласования строительства церкви в Малиновке (одна из двух проектируемых церквей, настоятелем которой он является). Правда, тогда нужно вспоминать и имена людей, которые в конце концов эту стройку запретили (губернатор отказал).

В Петербурге продолжают развиваться события, связанный с передачей Русской православной церкви Исаакиевского собора. И вновь мы видим неоднородность церковной среды и разобщённость людей по вопросу, который должен был бы наоборот объединять их.

Пресс-досье:

В день крестного хода вокруг Исаакия верующие прослушали проповеди двух сановников. Архиепископ Амвросий извинился за церковную агрессию. Митрополит Варсонофий, тем временем, грозил карами богохульникам. «Фонтанка» сравнила тексты.

Подготовка ко второму крестному ходу велась с помощью епархиальных циркуляров и агрессивного пиара в соцсетях. Ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Амвросий, выступив перед тысячами, снял напряжение миролюбивой проповедью. В это же время глава петербургских священников митрополит Варсонофий произнес свою речь.

В воскресенье, 19 февраля, по православному календарю стартовала мясопустная неделя. Традиция предписывает говорить с амвона о страшном (последнем) суде. Но каждый священнослужитель самостоятельно решает, в каком ключе доносить свои мысли до паствы.

С началом мясопустной совпал крестный ход вокруг Исаакия - своеобразный ответ епархии на гражданские протесты. К тому времени в Петербурге уже было известно, что Кремль скептически оценил своеволие городских и церковных властей, и публичное выступление каждого священнослужителя по умолчанию имело тематический окрас.

В Исаакии проповедь читал ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, считающийся главным поборником передачи Исаакия церкви, тоже не остался без аудитории. Его слушали несколько десятков человек в храме на Серафимовском кладбище.

Архиепископ Петергофский Амвросий. В миру Виталий Ермаков, 46 лет. Родился в Курской области. Послушником стал в 1982 году. В Московскую духовную академию поступил после армии. Пострижен в монашество в 23 года.

Кандидат богословия. Имеет два светских образования. Окончил Российскую академию госслужбы по программе «Основы государственно-церковных отношений» и Институт дружбы народов Кавказа (Ставрополь) по специальности «Психология». До Петербурга служил в Кемеровской и Московской епархиях. Ректор Санкт-Петербургских духовных школ с 2008 года. В сан архиепископа возведен в феврале 2014-го.

Митрополит Петербургский и Ладожский Варсонофий. В миру Анатолий Судаков, 56 лет. Родился в Саратовской области. Пострижен в монашество в 22 года. В 1986 году окончил Московскую духовную академию. Во время обучения в Московских духовных школах каникулярное время ежегодно проводил в Пюхтицком женском монастыре в Эстонии, где не раз помогал будущему патриарху Алексию Второму. До Петербурга служил в Пензенской и Саранской епархиях, управделами Московской патриархии, Мордовской митрополии. Митрополит с февраля 2010 года. В Петербург переехал в марте 2014 года.

Варсонофий, рассуждая о судных днях, напомнил о неотвратимости наказания:

«Мы слышали в Евангелии, что Господь открыл, как будет проходить последний суд. Когда случаются злодеяния, многие спрашивают, почему Господь не наказывает за них. Всему свое время».

По Исаакию разносились слова Амвросия:

«Хочу говорить о Христе и любви. Страшный суд - это суд любви. Без любви к человеку невозможны справедливость и закон. Страшный суд - это вопрос, любил ли ты кого-нибудь».

Варсонофий выбрал другой тон:

«Когда мы слушаем Евангелие, должны исполнять его… Совершится Страшный Суд. Некоторые пытаются связать жизнь пополам с грехом - вроде до Второго пришествия далеко, нет еще признаков, которые указаны в Евангелии, еще не пришел антихрист. Но смерть ходит за нами по пятам. Нужно быть готовыми каждый день».

Амвросий не отделял себя от паствы:

«Мы пытаемся тщетно улучшить мир, найти справедливость, хотим выигрывать политически и социально, и в этой игре не поступаемся ничем, даже верой и святыней. Тратим часы, рассуждая о правильности поступков других людей, делим людей на своих, которые должны иметь наши взгляды, и чужих, которых мы должны сокрушить. И не делаем ничего, что спасет в час страшного суда».

Варсонофий торопил:

"Мы уже сегодня должны сделать выбор: на правую или левую сторону от Судии Вселенной хотим встать. На правую встанут те, кто исправил жизнь покаянием, слезами, очистил душу. А слева встанут те, кто все делал вопреки заповедям Божиим и так испачкал душу, что предстанет в лохмотьях и весь израненный грехами».

Амвросий пытался спроецировать Евангелие на гражданские ценности:

«"Смотрите, как бы свобода ваша не стала причиной падения", - предупреждал апостол Павел христиан своего времени. Эти слова сказаны и нам. Свобода без любви во Христе очень быстро становится свободой для одного и понуждением для другого. Граница свободы христианина лежит там, где начинается свобода личности ближнего, свобода другого человека».

Варсонофий делился личным опытом:

«Я был свидетелем наказаний, когда Господь карал богохульников. Эти люди погибали естественным путем. Они занимали высокие должности в советское время, были директорами школ, кем-то еще. Но выступали против Бога. Они получили наказание при жизни».

Амвросий призывал к милосердию:

«Не воздвигайте стен между собой и другими. Не ищите разделяющих различий между людьми, старайтесь не классифицировать их по признакам и относитесь ко всем с одинаковой благожелательностью. Не проводите тождество между человеком и его грехами, ошибками и слабостями. Умейте прощать».

Варсонофий уверял, что выбор Господа будет простым:

«Как легко отличить овцу от козы, так Господу будет легко отличить душу святую от погибшей, при жизни истлевшей во грехах".

По мнению Амвросия, не все так однозначно:

«Ведь и Христа распяли не безбожники, а как раз те люди, которые больше всех говорили о Боге и молились в храме и на улице больше остальных».

О передаче Исаакия 19 февраля Варсонофий не говорил по понятным причинам - аудитория не та. Свою позицию он предельно ясно выразил в письме Дмитрию Медведеву в марте 2016 года:

«Совершенно очевидно, что историческим храмам... необходимо возвращать их первоначальное и единственно возможное богослужебное назначение».

Амвросий, в свою очередь, не мог не сказать:

«Пользуясь данной Богом возможностью, хочу попросить прощения у всех вас. И за тех, кто в прошедшие недели был несдержан в словах и эмоциях, недостойно высказывался о людях, подавал соблазны. И думая, что, защищая свою позицию и даже церковь, вредил и церкви, и всем нам».

Амвросий стал первым церковным сановником, который извинился и выразил благодарность директору ГМЗ «Исаакиевский собор» Николаю Бурову и его сотрудникам за «многолетнее сотрудничество и поддержание собора в величественном состоянии».

Слово «любовь» в проповеди Амвросия прозвучало больше тридцати раз. В речи Варсонофия, судя по стенограмме на сайте Санкт-Петербургской епархии, - ни одного.

Первый старообрядческий митрополит белокриницкий Древлеправославной Церкви Христовой. По происхождению грек.

Родился в с. Маистра (по-турецки — Ионжок), в 6 км от г. Эноса, тогда принадлежавшего Турции, позже присоединенного к Болгарии (ныне снова принадлежит Турции). Его отец, Георгий, был в своем роду 22-м священником греческой церкви и с детства готовил сына к церковному служению. Юноша поступил в духовное училище, где прослушал курс богословских наук. В 1811 г. Андрей женился и в том же году был поставлен в священники эносским митр. Матфеем.

Его супруга скончалась в 1814 г., оставив ему сына Георгия. В 1817 г. Амвросий стал священноиноком. Митрополит Матфей принял его к себе в архиерейский дом. Усердием к службе, хорошим богословским образованием и высокими личными качествами Амвросий скоро обратил на себя внимание иерархов греческой церкви, и в 1823 г. его поставили настоятелем Троицкого монастыря на о. Халки в Мраморном море. Отсюда он был переведен патр. Констанцием в Босфор. Он быстро продвигался по иерархическим ступеням и скоро получил в патриархии почетную и ответственную должность протосингела константинопольской церкви. Должность эта предоставлялась людям, известным своими духовными дарованиями.

После кончины митр. Вениамина, в 1835 г. боснийская кафедра пребывала вдовствующей. Патриарший синод предпочел другим кандидатам на эту кафедру кандидатуру Амвросия, дав ему следующую характеристику:

Избрася и предпочтеся, — написано в ставленой грамоте от 9 сент. 1835 г., — от всех других высокословеснейший великий протосингел святыя Христовы великия Церкви, господин Амвросий, яко достойный восприяти архиерейское предстательство и пастырский жезл святейшия митрополии босанския, муж благочестив же и изряден, Богу работаяй, и умная очеса высопарною молитвою к Нему возносяй, кроток, смирен, в делании добра не леностен и готов ко всякому благотворению, и вообще рещи, достоин отеческаго наказания, воеже примерно пасти стадо духовное и вести е к спасительной пажити. Чесо ради и предразсудился синодально произвестися на святейшую митрополию босанскую.

Рукополагал Амвросия в митрополиты константинопольский патр. Григорий в сослужении четырех архиереев. Получив ставленую грамоту, митр. Авмросий выехал в г. Босно-Сараев (ныне Сараево), принадлежавший в то время Турецкой империи. В отношении местного населения турки проводили грабительскую политику. Традиционно босно-сараевские митрополиты не вмешивались в дела турецких властей. Не таков был митр. Амвросий.

Митрополит Амвросий, — пишет о нем проф. Н.И.Субботин в «Истории белокриницкой иерархии» (М., 1874, с. 365), — явился исключением из боснийских владык-фанариотов. Человек от природы добрый, он не мог равнодушно смотреть на бедственное положение народа — стал на его сторону и по возможности старался облегчить его нужды.

Это было таким необыкновенным явлением, так противоречило издавна сложившемуся народному понятию о греческих архиереях, что народ даже не признавал Амвросия за грека: утвердился слух, что он природный славянин, и именно болгарин.

Вот замечательные слова об Амвросии, занесенные в одну боснийскую летопись:

Этот владыка был святой человек, он много заботился о бедных. Он был родом болгарин, вовсе не был сребролюбив и радел только о том, чтобы народу было покойно, чтобы народ не терпел неправды.

В Босно-Сараеве в то время от имени боснийского визиря Веджид-паши управлял Мустафа-паша . В его жестокое правление произошло восстание против турецкого ига. Когда был спрошен митр. Амвросий, на чьей он стороне, то ответил: «За кого народ — за того и владыка».

К сожалению, восстание привело к печальным результатам. Хотя удалось добиться смещения Веджид-паши, зачинщики восстания пострадали много серьезней, и с ними вместе Амвросий. Новый правитель Боснии, Хозрев-паша, оставил Мустафу-пашу в должности управителя Босно-Сараева, несмотря на то, а может быть как раз в силу того, что именно из-за его жестокости произошло возмущение в народе. Мустафа подговорил местных купцов написать константинопольскому патриарху донос на митр. Амвросия, будто бы он «мешается в нехорошие дела», «сочинил клевету на Веджид-пашу» и пр.

Патриаршую кафедру занимал в то время Анфим II, который хотя понимал, чем вызваны обвинения против Амвросия, не смел выступить против притязаний турецких властей, требовавших смещения популярного в народе митрополита. 12 сент. 1840 г. патр. Анфим отозвал митр. Амвросия в Константинополь.

Русский посланник в Константинополе, Титов, по свидетельству, приводимому Субботиным (там же, с. 370), спросил патр. Анфима, чем вызвано удаление Амвросия с боснийской кафедры. Патриарх ответил, что «отозвал его с босно-сараевской кафедры только уступая настоятельному желанию турецких правителей Боснии, от которых взведены на Амвросия многие клеветы». Прибыв в Константинополь, митр. Амвросий стал безместным архиереем, получающим на содержание «приличную пенсию».

В это время русские старообрядцы-поповцы, доведенные преследованием правительства императора Николая I до состояния, когда старообрядческое священство буквально таяло на глазах, предприняли решительные меры к учреждению за границей епископской кафедры. В 1844 г. уполномоченные посланники русских старообрядцев, иноки Павел Белокриницкий и Алимпий (Милорадович), получили от австрийского правительства разрешение на учреждение в старообрядческом Белокриницком монастыре архиерейской кафедры и приступили к приисканию на Востоке благочестивых, преемственно рукоположенных епископов, которые согласились бы присоединиться к старообрядчеству.

Побывав в Египте, Сирии, Палестине, иноки Павел и Алимпий стали изучать обычаи и богослужебные порядки греческой церкви, особенно ее пастырей. Они убедились, что в греческой церкви сохраняется правильное трехпогружательное крещение, обливание считается за ересь, так что приходящих от католиков здесь обязательно перекрещивали. В Константинополе иноки познакомились с митр. Амвросием и несколько раз беседовали с ним о разных религиозных вопросах, затем — о старообрядчестве и его нуждах.

Они изложили митр. Амвросию идеологию и историю старообрядчества, не скрыли, что присоединение к древлеправославной Церкви Христовой потребует исправить положенный для сего случая чин проклятия и отречения от ересей, говорили о том, что идти придется трудным и скорбным путем. Одновременно иноки присматривались к тому, как митр. Амвросий ведет богослужение: он служил в патриаршей церкви, участвовал в патриаршем служении и однажды — в рукоположении нового епископа.

Приняв решение и поручив себя воле Божией, митр. Амвросий вместе со старообрядческими послами в конце мая 1846 г. отправился в Австрию. 11 июня он был представлен австрийскому императору и подал ему прошение, в котором, в частности, писал о том, что он «с твердостью решился принять избрание реченнаго староверческаго общества в верховнаго пастыря, видя пред собою самое явное Божественное Провидение, которое меня предназначило, дабы лишенное до сих пор священнаго архипастыря оное общество (числящееся, кроме австрийского царства, в соседних державах до трех миллионов) руководить к вечному блаженства пути ».

В этом же прошении содержится и другое ценное признание греческого митрополита, что он «совершенно уверился, что все догматы и уставы греческой церкви только у реченных староверцев во своей чистоте и точности содержатся ». 28 октября 1846 г. в Белокриницком монастыре произошло торжественное присоединение митрополита Амвросия к старообрядческой Церкви во всем согласно правилам, положенным для принятия еретиков второго чина. Чиноприем совершил священноинок Белокриницкого монастыря Иероним , который принял его исповедь в алтаре, став духовным отцом митрополита.

Но недолго было суждено митр. Амвросию прожить в монастыре среди единоверных ему старообрядцев. В декабре 1847 г. император Николай I потребовал от австрийского правительства закрыть Белокриницкий монастырь и решительно прекратить деятельность митр. Амвросия. Требование российского императора к тому времени было уже запоздалой реакцией на восстановление в старообрядчестве полноты трехчинной иерархии, так как владыка Амвросий успел поставить двух епископов — майносского Кирила и славского Аркадия, пять священников и трех иеродиаконов. И поэтому оно уже не имело смысла, однако, поскольку сопровождалось угрозами, его нельзя было не выполнить.

Вскоре митр. Амвросий был вызван в Вену, где ему предложили возвратиться к греческому патриарху или отправиться в пожизненную ссылку, причем тут же ему было вручено и письмо патриарха с увещанием вернуться в греческую церковь и обещанием милостивого попечения и покровительства (ему посулили одну из лучших епархий). Амвросий ответил:

Я единожды сию религию (т.е. древлее православие) принял и уже вспять возвращаться не желаю.

26 июля 1848 г. митр. Амвросий получил предписание отправиться в г. Цилли (ныне находится в Словении), куда вместе с ним отправился его сын Георгий с семьей.

В течение 15 лет владыка жил в уединении, строго соблюдая уставы иноческой жизни. С 1863 г. его здоровье пошатнулось. Водянка, которой он был подвержен, стала проявляться с нарастающей силой. Пребывая в ссылке, митр. Амвросий поддерживал общение со своей паствой, посылая в Белую Криницу письма. Изредка, когда удавалось, его навещали гости из России и Белой Криницы. Побывал в Цилли и инок Павел. Последними посетителями у него были послы российского старообрядческого Освященного собора еп. Иустин и иеродиакон Ипполит. Дела, по которым они прибыли в Цилли, происходили во многом от иерархического неустройства в старообрядчестве и раздора, вызванного Окружным посланием.

Эти обстоятельства жестоко поразили сердце старца. Однако он полностью выполнил архипастырский долг, составив и подписав все необходимые грамоты и наставления, поддержав российских епископов и пригрозив отлучением тем, кто станет чинить церковный раздор. Посланцы из России выехали домой 28 октября 1863 г., а 30 октября митрополит Амвросий скончался. Сын Георгий похоронил отца на греческом кладбище в г. Триесте (Италия), так как в Цилли все кладбища были католические. Погребение отслужил в Белой Кринице еп. Кирил.

Освященный собор Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию), проходивший в 1912 г. в Москве, постановил возбудить ходатайство перед австрийскими властями о переносе останков митр. Авмросия из Триеста в Белую Криницу. Начавшаяся мировая война помешала осуществлению этого плана. В настоящее время вопрос о переносе останков митр. Амвросия в Белую Криницу вновь поднят Митрополией Русской Православной Старообрядческой Церкви и находится в стадии обсуждения и изучения.

В № 26 журнала «Церковь » (1) за 1912 г. помещено свидетельство 90-летней инокини Евфросинии из румынского Мануиловского женского старообрядческого монастыря, помнившей митрополита Амвросия в период его жизни в Белокриницком монастыре. Она вспоминает, что служил он на славянском языке, читал Евангелие, говорил возгласы очень отчетливо и правильно.

Во время службы часто плакал от умиления. Крестился истово и складывал персты очень старательно. Кланялся очень низко. Жил в двух келиях, в которых было много икон. Пища была самая простая: суп или похлебка, каша и рыба, когда дозволялось уставом. Занимался физическим трудом в саду. Говорил по-русски, но некоторые слова произносил по-церковнославянски.

Об этом Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии сказал в ходе совещания Коллегии по религиозному образованию и катехизации.

В начале заседания архиепископ Амвросий зачитал некоторые положения из доклада Святейшего Патриарха Московского и все Руси Кирилла на Архиерейском совещании Русской Православной Церкви, в котором Патриарх обратил особое внимание на вопросы, касающиеся деятельности в сфере религиозного образования. Затем архиерей перешёл к вопросам, касающимся непосредственно Санкт-Петербургской епархии.

В ходе совещания обсуждались перспективы религиозно-образовательной, катехизической и культурно-просветительской деятельности в благочиниях. Также были оглашены основные вопросы и направления работы в сфере религиозного образования на ближайшее время. В частности, архиепископ Амвросий обратил внимание присутствующих на ряд важнейших аспектов деятельности.

Так, иерарх рассказал о планах по организации Центров духовной культуры и образования в благочиниях. Идея создания таких Центров вызвана необходимостью активизации работы благочиний в данном направлении. Многие вопросы духовно-нравственного образования и воспитания, решенные на уровне епархии и Комитета по образованию, по многим причинам не получают дальнейшего развития. Одним из препятствий является отсутствие площадки для реализации плодотворного взаимодействия светских и церковных специалистов для совместного решения общих задач в сфере культуры, образования и воспитания детей. Такой площадкой и должны стать Центры духовной культуры.

Одной из важнейших задач епархии на данный момент является повышение процента выбора модуля Основ православной культуры в общеобразовательных школах города, который сейчас равен 30.

Архиепископ Амвросий обратил особое внимание слушающих на необходимость ответственного выбора помощников благочинных по религиозному образованию и катехизации, директоров Центров ДКиО и педагогов-методистов. Председатель епархиального ОРОиК подчеркнул, что на данные должности необходимо назначать людей, имеющих соответствующее образование и опыт работы в данной области. По словам иерарха, если директор Центра ДКиО может быть творческим, энергичным человеком, по возможности священнослужителем, не занятым другой деятельностью на приходе, то методист должен быть профессионалом, знающим свое дело. Любому сотруднику прихода, взаимодействующему с прихожанами, важно иметь хотя бы базовое образование в области православного вероучения. Для этого в епархии существуют Епархиальные курсы религиозного образования и катехизации - единственные епархиальные курсы, получившие гриф Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

Архиепископ Амвросий рассказал о проекте Соглашения о сотрудничестве в сфере духовно-нравственного образования и воспитания между главами администраций районов Санкт-Петербурга и руководством благочиний Санкт-Петербургской епархии, территориально связанных с этими районами. В настоящее время проект этого Соглашения дорабатывается с учетом актуальной информации.

Следующим вопросом, поднятом на совещании, стало взаимодействие епархиального ОРОиК и благочиний в вопросах религиозного образования, катехизации и культурно-просветительской деятельности. Архиепископ Амвросий отметил важность взаимодействия Отдела и благочиний, которое должно осуществляться с помощью помощников благочинных, которым следует быть на постоянной связи с Отделом.

Заканчивая свою речь, Председатель ОРОиК поднял вопрос катехизации на приходах и в воскресных школах. Он рассказал о принятом решении об организации на каждом приходе воскресной школы. По словам архиерея, «за творческим процессом должно стоять главное - дети должны знать основы Священного Писания и христианской жизни». Владыка также подчеркнул, что в настоящее время является обязательным оглашение перед Таинствами Крещения и Венчания с выдачей свидетельств единого образца, установленного Священным Синодом.

После выступления архиепископа Амвросия, в заключение совещания, первый заместитель председателя Отдела священник Илия Макаров обсудил с присутствующими вопросы распределения зон ответственности помощников благочинных, директоров Центров ДКиО, проблемы финансирования и другие аспекты деятельности в сфере религиозного образования, а также ответил на вопросы аудитории.

В совещании участвовали помощники благочинных по религиозному образованию и катехизации, а также педагоги-методисты благочиний по духовно-нравственному развитию, образованию и воспитанию, сообщает пресс-служба Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии.