Административное наказание: понятие, признаки и виды. Что такое административный штраф? Административное правонарушение Адм наказание

В настоящее время КоАП РФ установлены девять видов административных наказаний.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

Предупреждение;

Административный штраф;

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

Административный арест;

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства;

Дисквалификация;

Административное приостановление деятельности.

В отношении физических лиц могут применяться все эти виды административных наказаний; в отношении юридических лиц — только предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности.

Рассмотрим подробнее виды административных наказаний .

Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение как меру административного наказания не следует путать с предупреждением как мерой административного пресечения. Устные предупреждения, которые в качестве меры административного пресечения должностные лица делают гражданам или организациям, не считаются административными наказаниями. Точно так же не являются наказаниями письменные предупреждения (предписания, предостережения), которые направляются гражданам и организациям, но при этом не выносится постановление о назначении административного наказания.

Предупреждение как мера административного наказания всегда назначается путем вынесения соответствующего письменного постановления и вручения (либо направления) копии постановления лицу, привлеченному к административной ответственности, или его законному представителю.

Предупреждение — самая легкая по карательному воздействию мера административного наказания. В связи с этим ряд авторов рассматривают предупреждение как наказание скорее морального, чем юридического характера. Думается, это не совсем верно. Предупреждение ведет к тем же юридическим последствиям, что и все другие административные наказания. Применение данной меры, как и других административных наказаний, влечет для нарушителя неблагоприятные правовые последствия.

Субъект ответственности в течение одного года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности. А это может повлиять на вид и размер наказания, назначаемого за повторное административное правонарушение, может быть обстоятельством, отягчающим административную ответственность . По своему содержанию, как уже отмечалось выше, предупреждение — мера морально-правового воздействия.


При малозначительности совершенного правонарушения возможно освободить лицо, его совершившее, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Несмотря на то что подобное устное замечание делается в результате совершения правонарушения, его нельзя отождествлять с предупреждением как мерой наказания. Устное замечание не является наказанием и не влечет неблагоприятных правовых последствий. Это мера морального воздействия.

Административный штраф - это денежный начет на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение.

Будучи наказанием имущественного характера, он является достаточно эффективной и наиболее распространенной мерой принудительного воздействия и может применяться только в качестве основного административного наказания. Административный штраф предусматривается практически всеми статьями Особенной части КоАП РФ и соответствующими статьями законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Как уже говорилось в предыдущей главе, административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.

В сфере административных правонарушений специфика возмездного изъятия заключается в том, что оно может быть обращено только на тс вещи, которые были непосредственным орудием совершения или предметом административного правонарушения, и применено лишь к собственнику указанных вещей. При этом возмездное изъятие может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Применить возмездное изъятие значительно сложнее, чем конфискацию, предусматривающую безвозмездное обращение в доход государства изъятых предметов, поэтому на практике оно используется крайне редко. В настоящее время в качестве наказания за административные правонарушения эта мера предусматривается лишь в ч. 2 и 3 ст. 20.8 КоАП РФ — за нарушение правил хранения, ношения, уничтожения, коллекционирования и экспонирования оружия и патронов к нему, а также в ч. 3 ст. 20.12 КоАП РФ — за нарушение правил использования оружия и патронов к нему. В обоих случаях возмездное изъятие устанавливается в качестве дополнительного наказания, которое может назначаться к основному наказанию или не назначаться.

Возмездное изъятие может быть назначено только судьей. При этом судья рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных соответствующими частями ст. 20.8 и 20.12 КоАП РФ (влекущих возможность применения возмездного изъятия), если орган или должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передаст его на рассмотрение судье. Таким образом, возможность применения возмездного изъятия как дополнительного наказания на практике зависит от усмотрения органа или должностного лица.

Граждане, чье существование и доходы полностью или в основном связаны с охотой и рыболовством, не могут быть лишены охотничьего оружия, других орудий охоты или рыболовства и боеприпасов. В связи с этим в ч. 2 ст. 3.6 КоАП РФ установлено, что возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться клипам, для которых охота или рыболовство — основной законный источник средств к существованию. Такое исключение сделано главным образом для граждан, составляющих коренные малочисленные народы и этнические общности, исконная среда обитания которых связана с животным миром и основным видом деятельности которых является охота или рыболовство.

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей.

В отличие от уголовного законодательства, где конфискация имущества как вид наказания исключена из системы наказаний и рассматривается как иная мера уголовно-правового характера, в законодательстве об административных правонарушениях конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения признается административным наказанием. Кроме того, если УК РФ допускает возможность конфискации широкого круга имущества лица, совершившего преступление, то в КоАП РФ в качестве наказания применяется конфискация строго определенных вещей — орудий совершения или предметов административного правонарушения.

Значительно расширился круг конфискуемых предметов. Ими могут быть: денежные средства, валютные ценности, этиловый спирт и алкогольная продукция, оружие, боеприпасы, орудия производства, сырье, изготовленная продукция, несертифицированные средства связи, контрафактная печатная продукция, транспортные средства, суда, летательные аппараты и др.

Однако точно так же, как и при возмездном изъятии, у граждан, для которых охота или рыболовство — основной законный источник средств к существованию, нельзя конфисковать охотничье оружие, боевые припасы и другие дозволенные орудия охоты или рыболовства. Соответствующее положение сформулировано в ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ. регламентирующей применение конфискации как меры административного наказания.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, как и возмездное изъятие, назначается только судьей.

Следующий вид административных наказаний - лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.

В ст. 3.8 КоАП РФ, определяющей лишение специального права как вид административного наказания, в отличие от аналогичной ст. 30 ранее действовавшего КоАП РСФСР не уточняется содержание специальных прав, которых может быть лишен гражданин. В Особенной части КоАП РФ предусмотрено лишение права на охоту, права на управление транспортным средством, самоходной машиной или другими видами техники, воздушным судном, судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном.

Следует отметить, что в ст. 32.5 и 32.6 КоАП РФ упоминается лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Однако в статьях Особенной части Кодекса в настоящее время не установлены правонарушения, предусматривающие лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Таким образом, сейчас законодательством реально предусмотрены административные наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, только в отношении права на охоту и права на управление транспортными средствами.

Для управления транспортным средством, равно как и для занятия охотой, необходимо наличие специального права. Так, чтобы приобрести право на управление автотранспортными средствами, необходимо сдать квалификационные экзамены и получить водительское удостоверение. Управление другими транспортными средствами предполагает аналогичную процедуру. Применить данный вид административного наказания можно лишь к физическому лицу, которому специальное право было ранее предоставлено и которое этого права не лишено или не утратило его по иным основаниям. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права фактически означает для него запрет заниматься соответствующим видом деятельности на определенный срок.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет. Лишение специального права назначается только судьей.

Выше отмечалось, что возмездное изъятие или конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию. Исходя из тех же посылок, законодатель определил в ч. 4 ст. 3.8 КоАП РФ, что для таких лиц не может применяться и лишение специального права в виде права на охоту.

Статьей 3.8 КоАП РФ установлено также, что лишение специального права в виде права на управление транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев:

Управления транспортным средством в состоянии опьянения;

Уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

Оставления указанным лицом в нарушение существующих правил места ДТП, участником которого оно являлось.

Членам совета директоров;

Лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

Арбитражным управляющим.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается только судьей.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности применяется в случае:

Угрозы жизни или здоровью людей; возникновения эпидемии, эпизоотии;

Заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;

Наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;

Причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;

Совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

Совершения административного правонарушения в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ;

Совершения административного правонарушения в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности;

Совершения административного правонарушения в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах);

Совершения административного правонарушения в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности;

Совершения административного правонарушения в области градостроительной деятельности.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток.

Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Порядок назначения административных наказаний .

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных действующим законодательством РФ (ст. 4.1 КоАП РФ).

Судья, а также органы и должностные лица, рассматривающие дела об административных правонарушениях, не вправе назначить наказание ниже низшего предела, самостоятельно увеличивать максимальный предел, установленные санкцией соответствующей статьи, либо применять наказание, не предусмотренное ст. 3.2 КоАП РФ. Однако на практике можно встретить и другие решения.

На основании Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. ст. 4.1 - 4.5 КоАП РФ).

Вместе с тем если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Согласно ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено административное наказание, поэтому при решении вопроса об изъятых вещах, не прошедших, например, таможенного оформления, в постановлении по делу об административном правонарушении необходимо указывать на возможность их выдачи владельцу только после таможенного оформления.

Административные наказания назначаются в соответствии с установленной законодательством процедурой. Нормы, регулирующие назначение административных наказаний, содержатся в главе 4 КоАП РФ. Применение к правонарушителям административных наказаний основывается на трех принципах: законности, справедливости и индивидуализации наказаний.

В соответствии со ст. 4.1. КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения может быть назначено только в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Наказание не может быть мягче минимального, предусмотренного законодательством, и строже максимального. Выход за рамки закона при назначении административного наказания исключен.

В этом проявляется принцип законности назначения административных наказаний.
При назначении административного наказания физическому лицу КоАП предписывает учитывать характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении наказания в отношении юридического лица необходимо учитывать характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, содержится в ст. 4.2. КоАП РФ.

Таковыми являются:

Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

Совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Данный перечень не является исчерпывающим. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, в соответствии с ч. 2 ст. 4.2. КоАП РФ, наделены правом признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст. 4.3. КоАП РФ, обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

Повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек годичный срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ;

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

Совершение административного правонарушения группой лиц;

Совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

Совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судье, органу или должностному лицу, назначающим административное наказание, предоставлено право в зависимости от характера совершенного административного правонарушения не признать какое-либо из перечисленных обстоятельств отягчающим.

Кроме того, перечисленные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующих признаков административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения. В этом случае отягчающее обстоятельство уже предусмотрено соответствующей статьей КоАП или закона субъекта РФ об административных правонарушениях и, соответственно, за совершение правонарушения при данном обстоятельстве предусмотрено более строгое наказание.

Учет указанных факторов и обстоятельств способствует назначению справедливого наказания за совершенное административное правонарушение. Так реализуется принцип справедливости наказания.

Рассматривая конкретные административные правонарушения, предусмотренные нормами Особенной части КоАП РФ, мы увидим, что наказание за совершение данных правонарушений чаще всего варьируется в определенных пределах. Это позволяет судьям, органам или должностным лицам, рассматривающим дела об административных правонарушениях и применяющим наказание к правонарушителям, индивидуализировать наказание, выбирать в пределах установленной законом санкции именно ту меру наказания, которая в данной конкретной ситуации будет оптимальной и с наибольшим эффектом обеспечит достижение целей применения наказания: восстановление социальной справедливости, исправление правонарушителя и профилактику правонарушений.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Если лицо совершило несколько административных правонарушений, административное наказание назначается за каждое административное правонарушение. Если же лицо совершило противоправное деяние, содержащее составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя или более статьями КоАП или законов субъектов РФ об административных правонарушениях, то, при условии подведомственности рассмотрения дел о данных административных правонарушениях одному и тому же судье, органу или должностному лицу, в отношении правонарушителя должно быть применено административное наказание в соответствии с той статьей закона, которая предусматривает наиболее строгое наказание.

КоАП РФ в ст. 4.5. устанавливает сроки давности привлечения к административной ответственности, т.е. сроки, по истечении которых невозможно назначить лицу административное наказание. На административные правонарушения в сфере труда распространяется общий срок давности: постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Специальные, более длительные сроки давности (1 год) предусмотрены КоАП РФ для отдельных видов административных правонарушений: например, за нарушение законодательства об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, таможенного, патентного, антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства РФ и др. Течение сроков давности начинается, как правило, с момента совершения административного правонарушения.

Зачастую правонарушения носят длящийся характер. Понятие длящегося правонарушения приведено в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях". Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением.

При длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Также специальный срок давности установлен ст. 4.5. КоАП для назначения административного наказания в виде дисквалификации: один год со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - один год со дня его обнаружения.

Законодательством предусмотрены случаи, когда по факту совершения лицом противоправного деяния первоначально возбуждается уголовное дело, но впоследствии оно прекращается, при этом в действиях лица содержатся признаки административного правонарушения. В подобных случаях срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня принятия решения о прекращении уголовного дела (аналогичным образом исчисляется срок в случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела).

Административное наказание - это установленная государ­ством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совер­шения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, а также в целях восстановления нару­шенного права.

Административное право, предусматривая основания привле­чения юридических лиц к ответственности, применяет к ним ограниченные виды наказаний. Закрепление отдельных видов в системе административного наказания обусловлено их характером, значением и пределами применения.

1. Предупреждение - это мера административного наказа­ния, выражающаяся вофициальном порицании физического или юридического лица. Оно выносится только в письменной форме должностным лицом или органом, имеющим право привлекать к административной ответственности виновное в совер­шении административного правонарушения лицо.

2.Административный штраф - это принудительное денеж­ное взыскание с виновного в административном правонаруше­нии лица.

3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения - это вид принудитель­ного изъятия и последующий реализации с передачей бывшему собственнику имущества вырученной суммы за вычетом расхо­дов на его изъятие иреализацию. В правовой литературе данный вид наказания определен как реквизиция. Он назначается только по постановлению суда. Гуманность, по данному наказа­нию, осуществляется в отношении лиц, основным и законным источником средств, существования которых является охота или рыболовство. У них не подлежат изъятию как орудия или пред­мет совершения административного правонарушения рыболов­ные или охотничьи снасти.

4.Конфискация орудия или предмета совершения адми­нистративного правонарушения - это принудительное, безвоз­мездное обращение вфедеральную собственность или собствен­ность субъекта Российской Федерации не изъятых из граждан­ского оборота вещей (данный перечень установлен законодатель­ством Российской Федерации). Конфискация производится толь­ко по постановлению суда. Гуманность, по данному наказа­нию, осуществляется в отношении лиц, основным и законным источником средств, существования которых является охота или рыболовство. У них не подлежат изъятию как орудия или пред­мет совершения административного правонарушения рыболов­ные или охотничьи снасти.

5.Лишение специального права, предоставленного физи­ческому лицу. Лишение физического лица, совершившего ад­министративное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения от одного месяца до трех лет. Данное наказание назначается по постановлению суда. Гуманность, по данному наказанию, осуществляется в отношении:

а) охотников, для которых охота является основным и за­конным источником средств существования;

б) инвалидов, пользующихся специальным автотранспортом (кроме как за деяния, предусмотренные уголовным зако­нодательством) .

6.Административный арест. Это наказание заключается в принудительных условиях изоляции нарушителя от общества. Оно назначается по постановлению суда. Гуманность данного наказания осуществляется втом, что оно не применяется:

а) к беременным женщинам;

б) к женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадца­ти лет;

в) к лицам до восемнадцати лет;

г) к инвалидам первой и второй групп.

д) военнослужащим,

е) гражданам, призванным на военные сборы,

ж) лицам имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

7.Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без граждан­ства - это принудительное и контролируемое перемещение толь­ко иностранных граждан или лиц без гражданства через госу­дарственную границу Российской Федерации за ее пределы, а вслучаях, предусмотренных законодательством Российской Фе­дерации, контролируемый самостоятельный выезд за пределы из Российской Федерации. Данное наказание назначается по постановлению суда или должностных лиц. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим - иностранным гражданам.

8.Дисквалификация. Это наказание предусматривает при­нудительное лишение физического лица права занимать руко­водящие должности в исполнительном органе управления юри­дического лица, всовете директоров, наблюдательном совете, осуществлять предпринимательскую деятельность, являться ар­битражным управляющим итак далее. Данное наказание назначается по постановлению суда. Срок наказания от шести месяцев до трех лет.

9. Административное приостановление деятельности. Данное наказание предусматривает временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, а также в области градостроительной деятельности. Административное приостановление деятельности назначается судьей. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

При назначении любого из вышеперечисленных административных наказаний учитывает­ся характер совершенного правонарушения, личность виновно­го и его имущественное положение, обстоятельства, смягчаю­щие или отягчающие административную ответственность, и так далее.

Административное право вводит элемент принципа закон­ности. То есть никто не может нести административную ответ­ственность дважды, за одно и то же административное правона­рушение.

Административное право устанавливает порядок давности привлечения к административной ответственности, то есть определяет срок, в течение которого виновное, в совершении ад­министративного правонарушения лицо должно быть привле­чено к административной ответственности. Общий срок уста­новлен в течение двух месяцев, а за административные право­нарушения, посягающие на интересы государства или средств массовой информации, а равно на защиту прав потребителей, в течение года. Данные сроки начинают течь с момента соверше­ния административного правонарушения либо с момента, когда о нем стало известно.

За совершенное противоправное деяние гражданин должен понести административное наказание. Цели его заключаются в том, чтобы предупредить виновное лицо от осуществления других Поэтому данное наказание считается санкцией данной нормы. Его главной особенностью является то, что оно ограничивает виновное лицо в правах на определенный период времени, что считается справедливой мерой наказания.

Определение

Карательная мера ответственности, которая назначается от имени государства за совершение противоправного общественного деяния, - это административное наказание, цели которого направлены на предупреждение виновного и других лиц от осуществления последующих нарушений закона.

Данное наказание не может применяться для унижения достоинства личности и нанесения ей физических страданий. Такая особенность предусмотрена Конституцией.

Административное наказание, цели которого направлены на предупреждение граждан от совершения других нарушений общественного порядка, является одним из самых значимых в правовой системе государства. Оно может быть установлено только в пределах действующего закона.

Административное наказание, цели которого необходимы для соблюдения закона в обществе, тесно взаимосвязано с совершением самого правонарушения и является мерой ответственности за содеянное.

Виды

Санкция за совершенное правонарушение устанавливается только КОАП РФ, который указывает на понятие и цели Оно существует нескольких видов:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • лишение определенных прав, которые предоставлены человеку;
  • арест;
  • выдворение за пределы государства лица, не имеющего гражданства;
  • приостановка деятельности;
  • дисквалификация.

Каждое из указанных наказаний определяется только в соответствии с законом. Кроме того, существуют основные и дополнительные виды санкций. Понятие и цели административного наказания предусмотрены КОАП РФ, где указано, что данная мера ответственности применяется для предупреждения совершения иных правонарушений, как виновным лицом, так и другими гражданами.

Основные виды наказаний:

  • административный штраф;
  • предупреждение;
  • арест;
  • дисквалификация.

Изъятие предмета совершения правонарушения, выдворение за пределы РФ, а также лишение гражданина определенного права могут выступать в качестве дополнительных санкций. В данном случае цели и виды административного наказания также закреплены в КОАП РФ. Указанный сборник правовых норм гласит о том, что данная карательная мера необходима для того, чтобы предупредить граждан от совершения последующих нарушений в области общественного порядка и государственной власти.

При выборе наказания для виновного лица необходимо учитывать его отношение к совершенному проступку, финансовое положение, а также обстоятельства, которые смягчают или отягчают его ответственность. Одна и та же санкция не может быть применена к одному гражданину дважды. Именно поэтому предупреждение последующих правонарушений необходимо для того, чтобы реализовать цели и виды административного наказания, указанные в КОАП РФ, которые реализуются только после привлечения виновного к ответственности.

Арест

Указанный вид наказания за совершенное правонарушение в области общественного порядка устанавливается только в тех случаях, которые прямо предусмотрены законом, и составляет не более пятнадцати суток. Он заключается в кратковременном содержании виновного лица в специальном приемнике ОВД. В данном случае целью административного наказания является исправление гражданина путем временной изоляции от общества.

Суть данного вида ответственности заключается в принудительном перемещении указанных лиц в сопровождении правоохранительных или таможенных органов за пределы государства. Кроме того, иностранные граждане могут сами покинуть территорию РФ, но только в тех случаях, которые предусмотрены законом. При этом выдворение, как административное наказание, понятие, цели, назначения которого указаны в КОАП, является официальным прекращением пребывания на территории РФ. Оно применяется только в случаях нарушения режима пребывания и пропуска государственной границы.

Депортация, как принудительная высылка иностранцев за пределы РФ, не считается каким-либо наказанием.

Дисквалификация

Представляет собой карательную меру, которая выражается в привлечении гражданина к административной ответственности, в связи с чем лицо не может находиться на руководящем посту в исполнительном органе, управлять юридическим лицом.

Дисквалификация применяется на срок от полугода до трех лет. Применяется к следующим категориям физических лиц:

  • индивидуальным предпринимателям;
  • генеральному директору, его заместителям;
  • арбитражным управляющим.

В данном случае цели и сущность административных наказаний заключаются в том, что они применяются к указанным гражданам на основании законодательства, за нарушения, допущенные в области охраны труда, за

Временная остановка деятельности

Является наказанием, которое применяется только к ИП и организациям, предприятиям. Приостановление деятельности подразумевает под собой ее временное прекращение в связи с привлечением к ответственности за несоблюдение нормативных актов.

В данном случае административное наказание может иметь своей целью предотвращение угрозы жизни населению в случае какой-либо эпидемии, катастрофы на предприятии, которая привела к загрязнению окружающей среды. Кроме того, данная карательная мера применяется к юридическим лицам, если они не соблюдают общественный порядок, трудове законодательство для лиц без гражданства.

Временное приостановление деятельности может быть установлено на срок до девяноста суток.

В том случае, если все нарушения, которые повлекли за собой применение данного вида наказания, будут устранены, то юридическое лицо или ИП могут обратиться в судебный орган с заявлением об отмене данной карательной меры.

Предупреждение

Одна из самых легких мер административного наказания. Тем не менее, оно несет за собой те же правовые последствия, что и все остальные виды. Лицо с момента вынесения ему предупреждения в течение года после этого считается привлеченным к ответственности. Данный факт может оказать свое негативное влияние на повторное назначение наказания за любое другое правонарушение, быть отягчающим обстоятельством. Кроме того, предупреждение является больше карательной мерой морального воздействия на виновное лицо.

Понятие, цели и сущность административного наказания здесь заключаются в том, чтобы гражданин или организация осознали всю противоправность своих действий только с психологической точки зрения. Кроме того, предупреждение может быть выражено только в устной форме, но тогда оно будет считаться лишь мерой пресечения.

Порядок

Наказание за совершенное правонарушение назначается только в тех пределах, которые установлены законом. Никто не может быть дважды привлечен к ответственности за один и тот же проступок. Кроме того, при назначении карательной меры за правонарушение учитываются следующие обстоятельства:

  • личность виновного лица и его имущественное положение;
  • характер и отношение гражданина к содеянному;
  • смягчающие и отягчающие факторы.

Общие правила назначения карательной меры являются основными принципами, которыми должны руководствоваться судьи и должностные лица в пределах своих полномочий.

Прежде всего, необходимо соблюдать законность и равенство всех граждан. Кроме того, взыскание может применяться только к лицу, совершившему правонарушение.

Если гражданин признан виновным в нескольких проступках, то наказание ему должно быть назначено за каждый в отдельности. Суд при рассмотрении дел о правонарушениях может в одном заседании решить вопрос по возмещению имущественного ущерба. Лицо, которое было привлечено к ответственности и понесло за это наказание, считается подвергнутым ему в течение года с момента исполнения постановления.

Общее

Привлечение виновных лиц к административной ответственности необходимо для обеспечения порядка в обществе и предупреждения от совершения других правонарушений как самим виновным гражданином, так и другими лицами. Кроме того, оно должно быть назначено только в тех пределах, которые установлены КОАП.

Карательная мера в виде назначения административного наказания всегда влечет за собой неприятные и даже плачевные последствия для виновного лица, потому что в течение года после совершенного проступка гражданин считается привлеченным за данное правонарушение.

Кроме того, при определении санкции для человека необходимо учитывать его имущественное положение. Также нужно принимать во внимание обстоятельства, которые будут смягчать его наказание, тем более, если раньше человек не привлекался к ответственности.

Никто не может отвечать за один и тот же проступок дважды.

Давность

В данном случае срок начинает исчисляться с момента обнаружения проступка. Применяется он только к длящимся правонарушениям. К ним могут быть отнесены:

  • нарушение срока по возврату бюджетных средств;
  • неисполнение обязанностей по воинскому учету.

Как гласит КОАП, дело о совершенном административном правонарушении рассматривается по месту содеянного. Лицо, которое было привлечено к ответственности, может обратиться в судебный орган с заявлением о том, чтобы дело рассмотрели по месту его проживания. При этом сроки давности прерываются до того момента, пока материалы не поступят в тот орган, уполномоченный их расматривать по адресу, указанному в ходатайстве заявителем.

Согласно КОАП РФ при совершении гражданином нескольких правонарушений, наказание должно быть назначено за каждое в отдельности. В том случае, если дела рассматриваются одним и тем же должностным лицом, то применяется только одна санкция.

Истечение срока давности говорит о том, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато или подлежит прекращению по данному основанию.

Взыскания

Должно быть наложено за каждое правонарушение в отдельности. Исключением здесь являются случаи, когда дела находятся в ведении одного должностного лица. Взыскание должно быть наложено на виновного, но не позднее 2 месяцев с момента его совершения. Если правонарушение считается длящимся, то не позже того срока, когда его обнаружили.

Гражданин будет считаться не подвергнутым административному взысканию в том случае, если в течение года после этого не совершит иных противоправных действий. Когда данный период времени пройдет, то правонарушение не может быть признано повторным.

Величина штрафа

Наименьшая сумма за совершенное правонарушение составляет сто рублей. Так гласит закон. Размер штрафа, который исчисляется из стоимости предмета и неуплаченных налогов и сборов не может быть больше их трехкратной стоимости. Данная сумма должна быть в обязательном порядке зачислена в бюджет.

Штрафы являются неналоговыми доходами местного бюджета, если законом не установлено иное. Кроме того, для должностных лиц они не могут быть более двухсот, а для юридических превышать 5000 МРОТ.

Административным наказанием называют меру юридической ответственности, которая обычно назначается лицу за то, что оно совершило нарушение правопорядка. То есть, нарушитель в обязательном порядке должен понести определенные последствия, строгость которых зависит от вида самого нарушения. Оно применяется с воспитательной целью, но при этом соблюдая законы и прививая человеку чувство уважения к окружающим его людям и правопорядку. Помимо этого, административное наказание используют и для того, чтобы предупредить правонарушения в будущем.

Кроме того, согласно Кодексу об административных правонарушениях (сокращенно КоАП), предупреждение совершения новых нарушений, как самим нарушителем, так и остальными лицами является главной задачей наказания.

Интересно, что именно КоАП РФ стал первым нормативным актом, в котором административно-карательные санкции называются именно наказаниями. Ранее, во всех документах, они назывались административными взысканиями.

Виды административных наказаний имеет право устанавливать только КоАП РФ. На настоящий момент, в нем приведены девять типов административных наказаний: от сравнительно легких до более тяжелых.

Административные наказания:

Предупреждение

Предупреждением называется мера, которая заключается в официальном порицании того лица, которое совершило правонарушение. Его считают самым мягким, легким наказанием. Предупреждение выносят в том случае, если нарушение правопорядка было совершено человеком в первый раз и при этом не было никакой опасности для жизни и здоровья остальных людей и животных, памятникам и угрозы имуществу. Бывает общим и специальным. Оно всегда выносится нарушителю в письменном виде.

Административный штраф

Этот вид административного наказания заключается во взыскании денежных средств. Размер штрафа не должен быть выше, чем 25 МРОТ (минимальный размер оплаты труда) на граждан, 50 МРОТ на должностных и 1000 МРОТ на юридических лиц.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения

Данный вид наказания для нарушителя означает изъятие предмета нарушения и передача ему той суммы, которую государство выручило от реализации предмета (исключая расходы на саму реализацию). Обычно изъятие осуществляют за нарушение правил продажи, хранения, учета, ношения оружия. Не стоит путать с изъятием документов и личных вещей, выявленных при досмотре или задержании. Может быть назначен непосредственно в судебном порядке.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

Это является запретом на использование права собственности на какой-либо имущественный предмет. Согласно Конституции РФ может назначиться исключительно судьей. Может выноситься также и как дополнительное наказание.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу

Лишением права называется запрет на занятие видом деятельности на какой-то определенный период времени. Действует по отношению к праву на охоту и управление транспортными средствами. Данное наказание можно применить лишь к лицам, не утратившим и не лишенным своего специального права, но регулярно нарушавшим порядок пользования таким правом.

Административный арест

Суть данного наказания заключается в изоляции нарушителя от общества. Заключить под административный арест могут за мелкое хулиганство, неподчинение распоряжениям сотрудников полиции, организацию митингов и др. Продолжительность ареста составляет обычно не более 15 суток, но есть и исключения. Нужно помнить, что арест нельзя применить к беременным женщинам, лицам, которые не достигли 18 лет, инвалидам I и II групп, а также женщинам, у которых имеются дети до 14 лет. Арест может назначаться непосредственно судьей.

Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица, не имеющего гражданства

Выдворение назначается только судьей или, в отдельно взятых случаях, сотрудниками пограничных органов и только в отношении иностранцев и лиц, вообще не имеющим гражданства. В дополнение к этому наказанию, в качестве дополнительного может использоваться также и административный штраф.

Дисквалификация

Дисквалификация - это, попросту говоря, запрет лицу занимать руководящие должности, состоять в совете директоров и осуществлять предпринимательскую деятельность, связанную с управлением юридическим лицом. Временной период дисквалификации, в зависимости от нарушения, составляет от полугода до трех лет. Данный вид наказания может назначиться лицу только самим судьей и без использования дополнительных видов наказаний.

Административное приостановление деятельности

К этому виду наказания относится приостановление на конкретное время деятельности тех лиц, которые задействованы в предпринимательстве. Применяется в тех случаях, если возникла угроза здоровью или жизни людей, заражения, радиационных аварий, правонарушений, связанных с применением наркотиков и др. Приостановление деятельности лицу может назначить только судья на срок не больше девяноста суток.

Понятие административного наказания

Административное наказание является разновидностью мер административного принуждения. Однако оно заметно выделяется среди других подобных мер. В качестве его отличительных деталей выделяют:

  • карательный характер,
  • специфические цели,
  • использование в строго урегулированном процессуальном порядке.

Таким образом, можно вывести понятие административного наказания.

Определение 1

Административное наказание – это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, используемая в целях предупреждения совершения новых нарушений закона как лично правонарушителем, так и прочими лицами.

В качестве действующих административных наказаний признаются только те, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, он же регулирует порядок их назначения. Так, например, воспрещение эксплуатации транспортных средств по причине несоответствующего технического состояния, отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения глав муниципальных организаций из-за ненадлежащего исполнения ими собственных обязанностей, отзыв лицензии и другие подобные принудительные меры, предусмотренные разными федеральными законами, не являются административными наказаниями, поскольку КоАП РФ не регулирует порядок использования данных мер.

Административные наказания используются за несоблюдение норм административного, конституционного, трудового, экономического, гражданского, уголовно-процессуального и прочих отраслей права. Суть назначения данного наказания в том, что оно наносит нарушителю правовой урон, усугубляет его правовое положение, ограничивая тем самым некоторые права и накладывая дополнительные обязанности. Кроме того, создается состояние наказанности, которое прекращается, если виновный не совершил нового административного правонарушения на протяжении года.

Административные наказания практически постоянно выражаются государством в лице уполномоченных органов и их должностных лиц официально и гласно. Наказание по сути не является конечной самоцелью, оно призвано воспитать не только нарушителя, но и общество в целом. Воспитание это построено в духе почтения к закону и правопорядку, во избежание совершения новых правонарушений.

Конечной же, целью практики использования административных санкций считается частная и общественная превенция административных и других правонарушений. Таким образом, в некой мере административные наказания предупреждают правонарушения.

Виды административных наказаний

Замечание 1

Как уже отмечалось, административными наказаниями признаются те меры административного принуждения, нормы которых регулирует КоАП РФ.

Итак, за совершение административных правонарушений он предусматривает следующие виды административные наказания:

  1. Предупреждение - официально воплощенная отрицательная оценка поведения нарушителя со стороны государства в лице уполномоченных органов и их должностных лиц. Оно также является и своеобразным предостережением о недопустимости совершения противоправных поступков в дальнейшем. Обычно предупреждение выносится лицам, совершившим малозначительное административное правонарушение и впервые. Однако не следует путать предупреждение с устным замечанием, которое выносится на месте нарушения работником органов внутренних дел в адрес, например, нарушителей правил дорожного движения.
  2. Административный штраф - валютное взыскание, налагаемое за административные нарушения закона. Он может выражаться в различной величине, например, кратной минимальному объему оплаты труда, сумме неуплаченных налогов, сумме преступной денежной операции и т. д.
  3. Возмездное изъятие орудия либо предмета совершения административного правонарушения - это принудительное изъятие отмеченных объектов. Затем они реализуются с передачей полученной суммы бывшему владельцу за минусом затрат по реализации изъятого предмета. Такой вид административной санкции назначается только судьей.
  4. Конфискация орудия либо предмета совершения административного нарушения закона у правонарушителя. Сущность конфискации состоит в том, что право принадлежности на имущество принудительно и бескорыстно переходит от нарушителя к государству. Данное наказание также назначается судьей.
  5. Лишение специального права. К их числу относятся, например, право управления транспортными средствами, право охоты, право на использование радиоэлектронных средств и другие. Такой вид административного наказания назначается, если лицо злоупотребляет предоставленными специальными правами и ошибочно пользуются ими. Срок лишения может составлять от одного месяца до двух лет и назначается судьей.
  6. Административный арест – это кратковременная изоляция от общества на срок менее 15 суток за совершение административных правонарушений близких к преступлениям. В ситуации несоблюдения требований режима чрезвычайного положения либо режима в зоне проведения контртеррористической операции арест может быть назначен сроком до 30 суток. Он назначается судьей и считается самой жесткой мерой административного принуждения.
  7. Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства - принудительное и контролируемое движение предписанных лиц через государственную границу РФ, за ее пределы. Этот вид административного наказания назначается судьей или соответствующими должностными лицами (если нарушение закона совершено при заезде в РФ).
  8. Дисквалификация - лишение физического лица права занимать управляющие должности в исполнительном органе управления, права входить в совет директоров, права заниматься предпринимательской деятельностью. Дисквалификация назначается исключительно в судебном порядке на срок от шести месяцев до трех лет.
  9. Административное приостановление деятельности – это временное прекращение работы лиц, например, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Оно используется в случае угрозы жизни либо здоровью людей, возникновения эпидемии, техногенной катастрофы, причинения большого ущерба состоянию окружающей среды и т. д.